Проект с презентацией для детей старшей - подготовительной группы ДОУ на тему: Труд
Проект для детей 5-7 лет "Всякий труд почётен"
Автор: Татьяна Михайловна Попелушко, воспитатель детского сада Место работы: МБДОУ детский сад "Журавушка" с. Нарва Манского района Красноярского края Цель: создание педагогических условий, направленных на формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования. Задачи:
1. Формировать представления детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых.
2. Воспитание ценностного отношения к труду взрослых и его результатам;
3. Развивать коммуникативные, творческие способности детей.
4. Заинтересовать и вовлечь родителей в организацию работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых.
Базой для проведения проекта была старше - подготовительная группа в количестве 18 детей МБДОУ д/с «Журавушка» с. Нарва Манского района Красноярского края. Этапы реализации:
1. Подготовительный (10.12.12г. – 15.01.13г.)
2. Основной этап реализации проекта (15.01.13г. – 10.03.13г.)
3. Заключительный (10.03.13г. – 15.03.13г.) Ожидаемый результат:
- расширение представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
- повышение коммуникативных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.
1. 1.1Проблема формирования представлений о труде взрослого в современной дошкольной педагогике и психологии.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка мо¬лодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Ак¬тивная целеустремленная личность, способная к самореали¬зации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избран¬ном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно-образовательной работы всех образовательных учреждений.
Так в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач.
Развитие трудовой деятельности;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возра¬сте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Вос¬питание этой потребности — одна из центральных задач тру¬дового воспитания детей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить различные подходы к проблеме развития представлений о труде взрослых.
Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная сфера, в которой они живут. Но не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.
В дальнейшем роль ближайшего окружения была экспериментально обоснована в трудах Р.О. Жуковской, С.А. Козловой, Т.А. Марковой и др.
Воспитанию положительного отношения к труду взрослых способствует самостоятельная трудовая деятельность детей. В. А. Сухомлинский писал: «Патриотические убеждения утверждаются в детском сознании только тогда, когда ребенок своими руками создает что–то нужное и полезное народу, переживает свою деятельность, свой труд как борьбу за умножение богатства Родины».
В работах Р. С. Буре, Г. Н. Годиной отмечается основной компонент трудовой деятельности – социально – значимая мотивация и в связи с этим обосновывается методика включения детей в трудовую деятельность через показ значимости и ценности процесса и результата труда [1].
В исследовании Д. В. Сергеевой системно раскрывается методика организации ручного труда, его нравственная, эстетическая ценность в воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике выделилась научная школа, показывающая роль знаний и представлений о труде взрослых в жизни ребенка – дошкольника.
В работах В.И. Логиновой, Г.Г. Саморуковой ознакомление с трудом взрослых строится на причинно – следственных связях: преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт. Серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведенные в 70-80-е года под руководством д.п.н., профессора В.И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация [7].
В работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой подчеркивается роль представлений о труде взрослых в аспекте формирования качеств личности: трудолюбия, заботливости, внимания и др., раскрывается методика формирования представлений. Она включает в себя проведение этических бесед, рассматривание картин, создание проблемных ситуаций и др. Эти ученые подчеркивают роль экскурсий, которые в наглядной форме показывают возможность ознакомления детей с профессиями [3].
В работе А. М. Виноградовой подчеркивается необходимость поддерживания и развития интереса ребенка к труду взрослых, организуя с этой целью экскурсии, прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы. На конкретных примерах важно подвести детей к пониманию доступных им понятий (любой труд почетен; труд людей взаимосвязан и служит общему благу; людей труда уважают; уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками людей), а также к посильному участию самого младшего члена семьи в делах взрослых [4].
Совершенно очевидно, что «работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Важно донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека». Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему [9].
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру.
Бережливость, по данным Т.А. Марковой, Р.С. Буре формируется из правильного отношения к труду окружающих. Важно, чтобы ребенок на опыте убеждался в величайшей пользе труда для других. Макаренко говорил: «Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен».
В исследованиях Р. И. Жуковской, Крулехт М.В. подчеркивается, что большое влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес старших дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Понятие представления о труде взрослых.
Представление – достаточно ёмкое понятие. Анализ психологической и педагогической литературы показал, что понятие «представления» рассматривается в разных аспектах.
В психологическом словаре Карпенко Л. Я. дается следующее определение: представление – это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или непродуктивного воображения [6].
Р.С. Немов рассматривает представления как процесс и результат воспроизводства в виде образа, какого – либо объекта, события, явления.
Л.А. Венгер, В.С. Мухина под представлениями понимают наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств.
По А.А. Люблинской «представления есть наглядный образ предметов или явлений (событий) возникающих на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении. Различают единичные и общие представления. Единичные более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, но в них содержится некоторое обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих воспринятых отдельно объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений, как переходной ступени абстрактно – логического мышления. Представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые закономерные связи и отношения» [8].
Характерными особенностями ранних детских представлений является их смутность, слитность, клочкообразность, бессистемность, неподвижность. Эти особенности представления отчетливо выступают в разных видах деятельности дошкольника, характеризуя как его память, так и воображение.
Исследования психологов (А.А. Люблинской, А.С. Золотняковой) показали, что у детей представление о предмете, не возникает как результат его пассивного отпечатка в мозгу, а для его формирования, также для его воспроизведения, ребенку необходимы практические – конструктивные – изобразительные действия.
Исследования А.А. Люблинской показали, что в формировании, сохранении и воспроизведении у ребенка образа человека или какого – либо животного имеет смысл то, какое название было им дано. Если двух девочек в сказке «Морозко» назвать «прилежницей» и «ленивицей», их образы не только сохраняются у детей надолго, но становятся все более яркими и четко дифференцированными.
А.А.Люблинская считала, что в развитии представлений у ребенка на протяжении дошкольного периода происходят заметные сдвиги, которые выражаются в следующем:
1.Увеличивается объем сохраняемых представлений.
2.Благодаря развитию представления о предметах и явлениях, схематичные, слитные и диффузные (расплывчатые, неясные) у детей становятся все более осмысленными, четкими, дифференцированными. Они приобретают вместе с тем все более обобщенный характер.
3.Представления становятся связными и системными они могут быть объединены в группы, категории и картины.
4.Растет подвижность сохраняемых образов. Ребенок может свободно использовать их в разных видах деятельности и в разных ситуациях.
5.Становясь осмысленными, представления, все больше подчиняются управлению.
Л.А.Венгер и В.С.Мухина показали механизм развития представления у детей дошкольного возраста и отметили следующее. В этом возрасте представления еще носят в основном непроизвольный, пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой специальные задачи представить себе что–либо и не владеет необходимыми для этого действиями. Образы возникают в ходе игры, рисования, конструирования, слушания рассказов, сказок.
Под влиянием усложнения деятельности ребенка и новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ним возникают задачи заранее построить замысел игры, рисунка, запомнить материал и потом его воспроизвести. Чтобы иметь возможность решить эти задачи, ребенок начинает пользоваться способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают складываться действия представлений, зарождаются активное воображение и память. В этом возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, рассказах, сказках взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, материалов накопившихся в его памяти, и уровня понимания, что он слышит от взрослого, видит на картинках.
Отличительная особенность образов представления у ребенка – их яркость, эмоциональность, легкость возникновения и смены. Они возникают и «меняются по любому поводу». Одно из проявлений яркости, возникающих у ребенка образов представления, состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальное явление. Постоянное возникновение образов помогает ребенку узнавать окружающий мир. Но отсутствие целенаправленных действий представления приводит к тому, что возникающие образы разрозненны. Они не объединяются в целостную картину, а зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом к появлению новых образов.
Элементы представления ребенка постепенно складываются в игровой, художественной, практической деятельности. Однако они еще не включены в сам процесс выполнения деятельности и зависят от внешних «толчков» - попадающихся на глаза предметов, случайных результатов собственных действий (Л.А. Венгер и В.С.Мухина).
Таким образом, представление – это наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти и воображении. Постоянное возникновение наглядных образов помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному.
Исключительная роль представления в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями представление составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако представление не проникает в сущность предмета. Для развития и функционирования представления необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего представление не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить представление о действительности. В практике обучения представление, как правило, выступает в роли чувственной опоры при формировании понятий.
В дошкольном возрасте закладываются основные представления об окружающем мире, которые обеспечивают дальнейшее успешное умственное развитие ребенка [10].
Образы представления отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчетливости, яркости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, от степени наглядных исходных образов восприятия.
В работе Г. А. Урунтаевой говорится, что в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Оперируя образами и представлениями, мышление дошкольника становится внеситуативным, расширяются границы познания. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Вопросы рождаются и при нарушении сложившихся представлений, когда возникает противоречие между тем, что малыш видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями. Если новое представление совпадает с сформировавшимся только по некоторым признакам, а по остальным различается, появляется вопрос.
В развитии представления важную роль играет память. Эта связь происходит через механизм ассоциации, об этом говорит Мухина [11].
Вывод. Таким образом, представления относятся к таким психолого – педагогическим понятиям, которые формируются в рамках чувственного познания. Они несут функцию не только отражения основных свойств объективного мира, но и функцию познавательную, организации когнитивной сферы дошкольников в целом. Тем не менее, представления обладают самостоятельной ценностью, как наглядное, зрительное отражение мира. Носят осмысленный характер, обозначаются словом и означают менее глубокое знание, чем понятие.
1.2Средства трудового воспитания дошкольников.
Средства трудового воспитания детей дошкольного возрас¬та должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества. По¬мощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверст-никами. Такими средствами являются:
ознакомление с трудом взрослых;
обучение навыкам труда, организации и планированию де¬ятельности;
организация труда детей в доступном им содержании.
В педагогическом процессе детского сада все перечислен¬ные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. В данном проекте рассматривается использование средства «ознакомление с трудом взрослых» в процессе рисования детей старшего дошкольного возраста.
Средство – ознакомление с трудом взрослых – позволяет расширить представления ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком - тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей.
1.3Изодеятельность как средство формирования представлений о труде взрослых.
Актуальным является использование изодеятельности как средства, в силу своей конкретности и наглядности, так как у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений [14].
Изодеятельность это специфическое образное познание действительности.
По мнению Т.Г. Казаковой изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.
Занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения [2].
В сюжетном рисовании особое место занимают творческие задания. Их цель – подвести детей к образному отображению окружающей действительности [5].
«Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, и труд людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность отразить эти впечатления и свое отношение к ним».
Подготовительный этап 10.12.12г – 15.01.13г.
№ Формы работы Дата проведения
1 Подбор наглядно-дидактического материала (с использованием ИКТ) «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
17.01.13г
«Азбука профессий» 02.02.13г
«Все профессии нужны, все профессии важны» 04.03.13г
2 Определение содержания непосредственно образовательной деятельности (индивидуальная, подгрупповая и фронтальная формы) Декабрь – 15.01.13г
3 Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных) Декабрь – 15.01.13г
4 Работа с родителями (встречи с людьми разных профессий, изготовление атрибутов, наглядности (газеты)) Январь - Февраль
5 Диагностика знаний детей о профессиях Г.А. Урунтаевой Декабрь – 15.01.13г
2.Диагностическое изучение уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. 2.1 Методика диагностики знаний детей о профессиях Г.А. Урунтаевой.
Диагностическое изучение проводилось с воспитанниками детского сада «Журавушка» с. Нарва Манского района Красноярского края в количестве 18 человек старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня представления о труде старших дошкольников применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Г.А. Урунтаевой [12].
Цель – определить среднее количество названных ребёнком профессий и выявить уровень имеющихся представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Подготовка исследования. Были составлены вопросы для беседы по теме «Что такое профессия?»
Проведение исследования. С детьми старшего дошкольного возраста проводилась индивидуальная беседа: «Что такое профессия? Какие ты знаешь профессии? Зачем люди трудятся?» После этого беседуют отдельно о каждой названной ребёнком профессии, например: Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?»
На 1 этапе проекта (дата проведения январь 2013г.) подсчитали количество названных профессий каждым ребёнком и среднее число названных дошкольниками профессий, данные занесли в таблицу
2.2 Основной этап реализации проекта (15.01.13. – 10.03.13г.)
Формы работы Дата проведения
1 НОД Профессии людей. 17.01.13г
2 НОД Знакомство с профессией фермера 21.01.13г
3 НОД Профессии кулинара, повара. 28.01.13г
4 НОД Военные профессии февраль
5 НОД О труде библиотекаря 23.01.13г
5 Экскурсия «В библиотеке» 23.01.13г
6 Экскурсия « в гости к повару» 28.01.13г
7 Наблюдения Труд повара, медсестры, помощника воспитателя, прачки, дворника, водителя. январь - март
8 Беседы с детьми Знакомство с профессией швеи 25.01.13г
9 Беседы с детьми Знакомство с профессией врача 15.01.13г
10 Беседы с детьми «Труд учителя» 28.01.13г.
11 Беседы с детьми «Профессия: полицейский» 29.01.13г
12 Индивидуальная и подгрупповая Дидактические игры «Кто чем занимается?»; «Кто больше знает профессий?»; «Произнеси правильно»; «Подскажи словечко» Январь - февраль
11 Игровая деятельность детей Сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры январь - февраль
12 Самостоятельная деятельность детей - исследовательская
- познавательная
- продуктивная декабрь - март
Праздник «Весеннее путешествие», посвященный
8 Марта 7.03.13г
1 3 Диагностика знаний детей о профессиях Г. А Урунтаева март
2.3Заключительный этап (10.03.13г. – 15.03.13г.)
№п Формы работы Дата проведения
1 Поощрение детей и родителей. 15.03.13г
2 Презентация проекта (педсовет). март
3 Подготовка методического материала для публикации на сайте ДОУ, в журнале «Старший воспитатель». март
Ожидаемый результат:
- расширение представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
- повышение коммуникативных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- формирование у родителей интереса к проблеме трудового воспитания детей.
Список источников
1. Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 2005.
2.Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. М.,1972.
3.Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой. М., «Просвещение», 1974.
4.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А.М. Виноградовой. – 2-ое изд., испр. И доп. – М.: «Просвещение, 1989. – 96 с.
5.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с., ил
6. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
7.Логинова В.И. Формирование представлений об общественной значимости труда взрослых. В кн.: Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004
8.Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., Просвещение, 1971г.
9.Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. М., 2002.
10.Поддъяков Н.Н. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников - М., 2001.
11. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1997.
12.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних заведений. – 2 – е изд., - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 304с.
13.Художественное воспитание в детском саду. Из опыта работы детских садов Ленинграда. Гос. Учеб. – пед. Изд-во министерства просвещения РСФСР. М., 1959.
14.Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под. Ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2002. -207 с., ил.
Интересная работа. В ней много практической деятельности детей, разнообразных игр. Я согласна с теми учёными, которые считают, что маленьких детей надо знакомить с людьми разных профессий , так как дети очень эмоциональны и им лучше один раз увидеть и пообщаться с таким человеком, чем сто раз услышать. И изобразительная деятельность тоже важна, так как рисуя что-то, связанное с профессией, дети воспроизводит увиденное и услышанное, и соответственно, это надолго остаётся в их памяти. Спасибо за проект.
Татьяна Михайловна, доброе утро. Спасибо за приглашение. Вы проделали очень большую работу. С удовольствием ставлю голос № 3. Желаю творческих успехов и удачи в дальнейшей работе.
Вами проделана большая работа, затронутая вами тема актуальна и своевременна, проект насыщен большим информационным материалом. Мне очень понравилась ваша работа, но есть небольшой совет - нельзя в своих публикациях зашифровывать слова. Голос!
Очень интересный материал. Как раз в 6 лет моя дочь стала задумываться кем она хочет быть. Но мой пример её сбивает с толку, она хочет быть такой же как и я, мама, учителем рисования. Наверное это из-за того что я её постоянно беру с собой на работу, вынуждена. Вы молодец. Голосую.
Спасибо, Татьяна Михайловна, за приглашение. Отличный материал Вы опубликовали. Проделали огромную работу. И тема проекта хорошая, именно в этом возрасте необходимо воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, а без знаний профессий это трудно сделать. Примите мой голос.