Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД «Речевое развитие» в средней группе. Составление описательного рассказа по картине "Весна пришла"

Конспект НОД по развитию речи на тему «Весна».
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна пришла». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогов дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о времени года, признаках весны.


Цель: закрепление знаний о признаках весны.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.
Речевые:
Связная речь: развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.
Словарь:
предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница.
качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое.
глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.
Грамматика: упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное.
Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, появление куклы Весна, дидактические игры «Собери картинку», «Сложи солнышко».
Наглядные: рассматривание сюжетных картин по схеме.
Словесные: ответы на вопросы.
Материалы: аудиозапись Вивальди «Весна», кукла Весна, волшебный сундучок, пазл «Весна», жёлтый круг и жёлтые полоски из картона.
Индивидуальная работа: учить правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Ход занятия
В группе раздаётся мелодия песни Вивальди «Весна». Воспитатель обращает на это внимание детей. Под мелодию появляется кукла – Весна.
Весна: здравствуйте, мальчики и девочки! Я долго шла к вам в гости – через всю землю, обошла все города и деревни, побывала на каждой улочке. И вот решила заглянуть к вам в гости.
Дети здороваются.
Воспитатель: здравствуйте, уважаемая! Скажите, пожалуйста, кто же Вы такая?
Весна: а вот чтобы узнать, кто же я, предлагаю вам немного поиграть со мной! Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Весна: вот и замечательно! Тогда предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть, что есть сесть у меня в волшебном сундучке.
Дети рассаживаются на стулья по кругу. Весна показывает свой расписной сундучок.
Весна: в моём волшебном сундучке есть картинка-подсказка, по ней вы и узнаете, кто же я.
Весна достаёт из сундучка несколько разрезанных кусочков.
Весна: ой, а где же моя красивая картинка? Мне её солнышко нарисовало. Это, видимо, проказник ветер разорвал её на части. Что же делать?
Ответы детей (можно картинку сложить, а потом склеить).
Воспитатель: а ведь и верно ребята говорят, таинственная наша незнакомка! Мы тебе поможем собрать все части картинки, а потом склеим их. И узнаем, как тебя зовут!
Весна: я согласна! Только давайте договоримся, что части вы берёте по очереди и выкладываете их на мольберте, чтобы было видно всем.
Воспитатель: хорошо. Но только, мальчики и девочки, как же мы узнаем – кто за кем пойдёт?
Ответы детей (можно посчитать считалкой).
Весна: вы правду говорите! У меня как раз есть очень интересная считалка, которая нам и поможет выбрать, кто же будет брать часть картины.
На забор уселась галка.
Начинается считалка:
раз, два, три, четыре, пять!
Буду всех ребят считать:
Юлю, Мишу, Свету, Колю,
Петю Иру, Витю, Олю...
Если я считать устану,
На минутку перестану.
Помолчу, передохну
И опять считать начну.
Ребёнок, которого выбрали считалкой, берёт из сундучка часть картины, показывает детям и помещает её на мольберт.
Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?
Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).
Весна: верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?
Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).
Весна: вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?
Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).
Весна: правильно! А для чего нужен скворечник?
Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).
Весна: точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?
Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).
Весна: да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём?
Дети дают имя мальчику.
Весна: хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?
Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).
Весна: да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?
Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).
Весна: а какого цвета сапожки?
Ответы детей (сапожки розового цвета).
Весна: верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?
Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т.д.)
Затем воспитатель предлагает считалкой выбрать следующих двух детей, которые выбирают две части картинки. Выбранные дети помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим частям, дети на них отвечают.
1.Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);
2.Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);
3.А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);
4.Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).
5.А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);
6.Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);
7.Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);
8.Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);
9.Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);
10.Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);
11.Как мы её назовём?
Весна: молодцы, мальчики и девочки, много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.

Физминутка
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь
(пальцы складываем щепоткой, качаем ими).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть
(ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из-под старой травки
(ладони сомкнуты «ковшом»).
Уже глядит цветок
(ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка).
Раскрылся колокольчик
(руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).
Динь-динь, пришла весна.
Весна: молодцы, мальчики и девочки, всё за мной повторили, всё правильно сделали! А теперь давайте вернёмся к нашим частям картины.
Весна выбираете по очереди ещё троих детей и задаёт вопросы по тем частям картины, которые выбрали дети:
1.Что видно на этой части? (на этой части видно, что кто-то стоит на лестнице)
2.Во что одет этот человек? (в синие джинсы, зелёную курточку);
3.Что он делает? (он протягивает руку к девочке);
4.Для чего он это делает? (чтобы взять молоток?);
5.Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);
6.Как называется это дерево? (это дерево называется берёза);
7.Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);
8.Что вы видите на следующей части? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);
9.Какой дом, какая у него труба? (дом деревянный, труба кирпичная);
10.Кто же нарисован на этой части? (на этой части картины нарисован мальчик);
11.Что он делает? (мальчик прибивает скворечник для скворцов);
12.Что у него на голове? (у мальчика на голове синяя кепка).
Весна: да, мальчики и девочки, вы правы. Всё рассмотрели, на все вопросы ответили. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. В моём волшебном сундучке есть солнышко, но оно совсем без лучиков. Нужно эти лучики ему приклеить, чтобы оно было совсем как настоящее.
Весна кладёт на середину стола жёлтый круг, дети берут из сундучка лучики для солнышка, говорят, какое бывает солнышко и приклеивают лучики к жёлтому кругу.
Весна: вот какое у нас с вами получилось яркое красивое солнышко! Я хочу его оставить вам. Пусть оно вас радует и согревает своими лучиками круглый год!
Далее весна выбирает ещё двоих детей, которые выбирают оставшиеся части пазла от картинки.
1.Что вы здесь видите? (мы видим ещё один скворечник);
2.Какой он по цвету? (скворечник жёлтого цвета);
3.Что нарисовано на последней части? (на берёзе сидят птицы);
4.Как называются эти птицы (это скворцы);
5.Как вы думаете, поселятся ли скворцы в скворечнике у ребят? Почему?
Воспитатель: мальчики и девочки, вот мы и собрали картину для нашей незнакомки. Давайте ещё раз рассмотрим, что же здесь нарисовано?

Дети кратко описывают содержание картины (дети вешают скворечники для скворцов, которые сидят на ветках берёзы, тает снег).
Весна: всё правильно, ребята. Это всё мои приметы. Так кто же я такая?
Ответы детей (Весна!).
Весна: верно, я Весна. Принесла вам тёплую погоду, ясные деньки, привела в ваш край птиц, помогла растопить снег и лёд и позвала из-под снега первые цветы. Но мне пора идти дальше, туда, где меня ждут с нетерпением и люди, и звери. До свидания, мальчики и девочки! С вами было очень интересно! Я вам на память оставляю свою чудесную песенку.
Дети прощаются с Весной и слушают музыку.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по формированию целостной картины мира. Весенние цветы - подснежни Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: Весна Конспект игрового познавательного занятия по экологии в средней группе на тему: Весна Конспект занятия на тему "Весна" для средней группы
Участник №146 творческого конкурса для детей и педагогов «Цветущая весна» с 1 марта по 31 мая 2017 года
Конспект НОД в средней группе ДОУ. Здоровый образ жизни | Конспект НОД по экспериментированию в средней группе. Свойства предметов
Опубликовано: 2749 дней назад (14 мая 2017)
Просмотров: 17786
+11
Голосов: 11
Елена Викторовна Багрова # 14 мая 2017 в 11:20 +2
Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
Спасибо за приглашение на Конспект НОД по развитию речи. Тема «Весна пришла». «Составление рассказа по картине «Весна пришла».
Конспект составлен грамотно, ход занятия представлен подробно.
Проведена предварительная работа по ознакомлению с весенними изменениями в природе, поэтому на занятии ребята активно отвечали на вопросы и справились с составлением рассказа по картине.
Вы формируете речь детей, способствуете расширению словарного запаса.
Примите голос. Успехов!
С уважением!!!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 14 мая 2017 в 12:14 +1
Елена Викторовна, спасибо Вам за первый комментарий!
Марина Геннадьевна Шабанова # 14 мая 2017 в 12:27 +3
Татьяна Николаевна, Конспект занятия составлен методически правильно. Разнообразие методов и приемов работы способствуют решению поставленных задач. Голос №2.
Татьяна Николаевна Рогачкова # 14 мая 2017 в 14:00 0
Марина Геннадьевна, спасибо!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 14 мая 2017 в 13:58 +2
Татьяна Николаевна, добрый день.
Конспект по развитию речи на тему «Весна пришла» очень интересный, познавательный, насыщенный. Мне понравился. Такие занятия развивают мышление, память, внимание, восприятие,расширяют словарный запас детей. Творческих Вам успехов и вдохновения. Голос!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 14 мая 2017 в 14:00 0
Юлия Дмитриевна, благодарю за голос и отзыв!
Светлана Михайловна Радулова # 14 мая 2017 в 17:46 +1
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Содержательный, интересный конспект НОД по развитию речи о весне. Дети закрепили знания о времени года, признаках весны, составили рассказ по картине. Занятие проведено грамотно, дети активно работали и отвечали на вопросы. Удачи! Голосую!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 17 мая 2017 в 16:49 0
Светлана Михайловна, спасибо!
Ольга Вячеславовна Варламова # 14 мая 2017 в 21:46 +1
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Интересный, грамотно составленный конспект НОД по развитию речи. С поставленной целью и задачами Вы справились. Молодец!!! ГОЛОС!!!!! УДАЧИ!!!
Софья Владимировна Юхнина # 15 мая 2017 в 08:06 +1
Татьяна Николаевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей публикацией: Конспект занятия по развитию речи на тему «Весна». Сразу впечатлило начало, прекрасно, что Вы используете музыку А. Вивальди. Конспект составлен грамотно, последовательно, подробно расписаны задачи. Вы создаёте условия для закрепления знаний о признаках весны через составление рассказа. С удовольствием голосую, УСПЕХОВ ВАМ в конкурсе!!!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 17 мая 2017 в 16:49 0
Софья Владимировна, благодарю за тёплые слова!
Раиса Владимировна Коломыцева # 15 мая 2017 в 20:56 +1
Добрый вечер, Татьяна Николаевна! Конспект имеет познавательную ценность и прекрасно выполняет поставленные задачи, голосую!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 17 мая 2017 в 16:50 0
Раиса Владимировна, спасибо!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 17 мая 2017 в 16:50 0
Раиса Владимировна, спасибо!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 16 мая 2017 в 18:33 +1
Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
Спасибо за приглашение на занятие для дошколят по теме «Весна пришла». Хорошо спланированное занятие, с предварительной подготовкой, дает деткам прочные знания и понятия о весенних изменениях в природе. Слово и музыка - хороший союз к восприятию новой информации. Примите голос. Успехов!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 17 мая 2017 в 16:52 0
Алёна Дмитриевна, рада, что понравилось моё занятие)
Оксана Николаевна Давидюк # 17 мая 2017 в 13:07 +1
Здравствуйте! Хочется отметить интересный и необычный способ применения метода наглядного моделирования,когда сюжетная картинка разделена на части и каждая часть четко прорабатывается. А очень тщательно продуманные вопросы помогают детям дать правильный ответ и грамотно составить развернутое предложение, способствуют развитию связной речи. Творческих Вам успехов!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 17 мая 2017 в 16:52 0
Оксана Николаевна, спасибо!
Ирина Николаевна Ступченко # 18 мая 2017 в 17:19 +1
Отличная работа. Голос!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 18 мая 2017 в 19:10 0
Ирина Николаевна, спасибо!
Любовь Владимировна Лычангина # 19 мая 2017 в 13:48 +2
Здравствуйте, уважаемая Татьяна Николаевна!
Спасибо за приглашение на занятие по развитию речи для дошколят по теме «Весна пришла».

Вы поставили цель: закрепление знаний о признаках весны.
И цели этой полностью достигли.

Чувствуется большая подготовительная работа. Уверена, что речевое развитие у Ваших воспитанников находится на должном уровне.
Мой голос - для Вас!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 22 мая 2017 в 06:26 0
Любовь Владимировна, спасибо большое за Ваш отклик!
Алла Ивановна Ефимова # 24 мая 2017 в 23:46 +1
Спасибо за прекрасную разработку.
Примите голос.