«Колючий шар» - модульное оригами - кусудама. Мастер-класс с пошаговыми фото.
Зимнее творчество. Мастер-класс на тему «Поделки к празднику Рождество»
«Колючий шар» - модульное оригами - кусудама. Шар, подвеска, ёлочная игрушка, подарок. Мастер-класс с пошаговыми фото.
Автор: Цуканова Татьяна Петровна, педагог МКОУДО «Спас-Деменская детская школа искусств», г. Спас-Деменск, Калужской области
Описание: ёлочные игрушки, подарки, шары и подвески из бумаги в технике модульное оригами - кусудама. Украшение для оформления помещения к праздникам семейным и прочим, праздничного стола, создания атмосферы праздника, хорошего настроения, уюта. Украшение для рождественской ёлочки, небольшой веточки или Рождественского веночка - «Колючими шарами».
Цель: изготовление поделок – подвески и шара в технике модульное оригами - кусудама
Задачи:
- Учить складывать базовую форму «блинчик».
- Учить складывать модуль, соединять в шар- кусудаму. Научить варианту подвески и её креплению к шару.
- Формировать умения следовать устным инструкциям
- Развивать визуальную и тактильную память, логическое и пространственное воображение
- Развивать мелкую моторику рук, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, глазомер.
- Прививать настойчивость в достижении цели. Поощрять творческую инициативу.
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Воспитывать аккуратность, совершенствовать трудовые навыки
Назначение: данный материал будет интересен начинающим любителям оригами. Мастер-класс предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста, творческих родителей, воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования, учителей технологии.
В этом мастер-классе предлагаю изготовить шар, подвеску, ёлочную игрушку, подарок - " Колючий шар" - кусудама из бумаги своими руками.
Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
И на нелёгком пути к совершенству,
Истратив немало бумаги и сил,
Ты вдруг осознаешь, что лучшей фигуркой
Становится та, что ещё не сложил…
И в сказочном мире фигурок бумажных
Научишься добрым, внимательным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.
(Е. А. Гайдаенко)
Оригами – искусство складывания бумаги без применения ножниц и клея. Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания.
Японское слово "ками" значит и "бумага", и "Бог". «Ори» - складывать.
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из отдельного квадрата.
Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама - объёмное тело шарообразной формы.
Материалы и инструменты:
Цветная бумага (офисная), ножницы, линейка и карандаш.
Техника безопасности при работе с ножницами:
• Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.
• Следи, чтобы не поранить пальцы левой руки.
• При работе не держи ножницы концами вверх.
• Не оставляй их в раскрытом виде.
• Не работай ножницами с ослабленным креплением.
• Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.
• Работай ножницами только на своем рабочем месте.
Последовательность изготовления:
Линейкой измерим стороны квадрата – 10 см и 9 см, из обычного листа А-4 получается по 6 квадратов нужного размера. Сложим лист вдоль пополам, отложим по линии сгиба 10 см (9) и, сложим втрое,
отложим на других сторонах нужный нам размер, разрежем по сгибам, получилось 6 квадратов.
Квадрат перегнуть по диагоналям, перегнуть по вертикали и горизонтали, сложить все 4 угла к центру по схеме
получилась заготовка - основная базовая форма «Блинчик»
Перевернуть, совместить верхнюю сторону квадрата с диагональю слева, прижать новую линию сгиба до пересечения с вертикальной линией.
так же сделать новую линию сгиба совместив верхнюю сторону квадрата с диагональю справа.
Надавить на серединку получившегося треугольника,
Повторить действия с каждой стороной квадрата.
Надавливая на серединки треугольников и совмещая попарно углы, заготовка будет выглядеть так.
Перевернём серединой вверх,
отогнём верхний слой, опуская его вниз слева от центра
и справа от центра,
повернём на 180 градусов
и повторим действия.
Прижмём по новым линиям.
Центральный угол опустим вниз так, чтобы вершина касалась его основания.(
Совет: линию сгиба тщательно прижать, повернуть вершину на другую сторону и опять тщательно прижать)
Слегка расслабим центр квадрата, даже развернём так,
чтобы обозначенную вершину
«вмять» вовнутрь,
все остальные линии не трогать! Получится фигура с опущенной вовнутрь серединкой.
Прижмём по каждой грани от середины, должно получиться так
Вид сбоку
поднять нижнюю часть вверх,
пролистаем, как книжечку до такого положения
ещё раз переворачиваем «страничку»
нижнюю часть поднимем вверх.
перевернём.
поднимем нижнюю часть, вот что должно получиться (все 4 стороны поднять вверх) вид сбоку,
вид сверху.
Вершины прямых углов треугольников (расположены по горизонтали) приблизить к центру, а катеты соединить между собой, направив их от центра
(Да, вот такое сложное дело, описать действия, не используя линий-символов, стрелочек, что создал японский оригамист Акира Йошизава - придумал простые условные обозначения)
В итоге должен получиться «Айсберг» с четырьмя горами, мои дети назвали их колючками, отсюда и «Колючий шар» это один из 6 модулей.
Собираются все одинаково, но первый – самый сложный! Потом приходит понимание - что куда согнуть и направить, куда перевернуть, и к шестому модулю руки сами делают все движения по памяти.
Итак, давайте повторим, чтобы не запутаться:
Самое интересное – это крепление модулей между собой! Нам надо 4 модуля собрать в «хоровод». Разложим три так, чтобы вершинки, которые касаются рабочего стола, смотрели строго по горизонтали друг на друга, а свободные – вверх и вниз.
Покажу само крепление – по направлению белой стрелочки вершина модуля вставляется под верхний слой декоративного квадрата до упора.
Стараемся сохранить симметрию, то есть, так же вставить вершину под верхний слой соседнего модуля.
Четвертый модуль решила показать на контрастном фоне, (надеюсь, что наглядно и понятно!)
Вот получился «хоровод».
Свободные вершинки смотрят вверх и вниз. К ним надо прикрепить верхний и нижний модули по той же схеме.
«Колючий шар» готов!
Использовала квадрат со стороной 10*10см.
Познакомлю Вас с креплением для подвески такого геометрического тела без клея! Дополнительно нам понадобится лента около 50 см длиной и 0,5 см шириной, квадратик 3*3 см от пластиковой крышки для стаканчиков (у меня от сметаны) несколько крупных бусин.
Пластмассовый квадратик согнем и рассечем серединку чуть-чуть, чтобы вставить ленточку петелькой.
С другой стороны от петли завяжем концы на узелок, чтобы лента не «убежала».
Положим квадратик вовнутрь, а концы ленточки выпустим вверх и вниз.
Прикрепим верхний модуль
Перевернем и прикрепим нижний модуль.
На концы ленточек оденем по одной бусинке и завяжем концы на узелки дважды. Подвеска «Колючий шар» готова.
Сразу захотелось что-нибудь украсить! настенный градусник, вот так получилось!
Ваза с букетом сухих трав, веточка ели и шишки;
шар с подвеской и шишками.
А это вместо ёлочки, но тоже по рождественски,
и очень любопытным место найдется!
Наши подарки готовы.
Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! С помощью оригами так легко стать волшебником! А пока собираем модули, успеваем повторить, а во втором классе – вспомнить немного из истории оригами. Я провожу устно, в виде беседы, если дети затрудняются ответить на какой-то вопрос, в руках сразу оказывается предмет-подсказка и, сопоставляя, ребёнок находит правильное решение.
Контрольно-измерительные материалы и диагностический инструментарий
Тест «История оригами»
1. Как с японского переводится слово «оригами»?
а). «Ори» - сложенная, «Кама» - бумага
б). «Ори» - бумага, «Кама» - камень
в). Слово оригами не переводится
2. Какая форма является основной в оригами?
а). Треугольная
б). Прямоугольная
в). Квадратная
3. Что создал японский оригамист Акира Йошизава?
а). Создал украшения для праздничного стола
б). Придумал простые условные обозначения;
в). Сделал из бумаги много журавликов
4. Что называют основой, заготовкой изделия в оригами?
а) Форма оригами
б) Базовой формой
в) Базой изделия
5. Как называется базовая форма, где складывается квадратный лист бумаги - все углы в центр?
а) Блин
б) Книга
в) Дверь
6. Один из часто встречающихся объектов модульного оригами - объёмное тело шарообразной формы.
а) модуль
б) кусудама
в) надувная «бомбочка»
7. Укажи, какой из перечисленных материалов имеет все названные свойства:
гибкий, непрозрачный, гладкий.
А) Писчая бумага
Б) Стекло
В) Пластилин
Г) Поролон
8. Из чего изготавливают этот материал?
А) Из древесины
Б) Из хлопка
В) Из песка
Г) Из нефти
( М.П. Гурожапова «Загадочный мир ОРИГАМИ»)
Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Цветочный шар из бумаги своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Кусудама модульного типа. Мастер-класс с пошаговыми фото
Классическая кусудама в технике оригами. Мастер-класс с пошаговыми фото
Объёмные игрушки в технике оригами. Мастер-класс с пошаговыми фото
Похожие статьи:
Новогодняя игрушка на ёлку своими руками