Мастер-класс для воспитателей школы-интерната «Формы и методы проведения занятий по изобразительной деятельности со слепыми дошкольниками»
Автор: Якимченкова Татьяна Петровна , воспитатель дошкольного отделения, ГБОУ РК «Симферопольская специальная школа-интернат №1»
Мастер- класс проводится с целью обогащения и обмена опыта, раскрытия творческого потенциала воспитателей, развития профессиональной компетентности и саморефлексии деятельности.
Цель: продемонстрировать воспитателям форму, методы и этапы проведения занятий по изобразительной деятельности со слепыми дошкольниками.
А также дать возможность воспитателям лично прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается слепой ребенок в ходе выполнения заданий продуктивного характера.
Задачи:
1.Создание положительного эмоционального климата в коллективе, привлечение педагогов к активному экспериментированию.
2.Систематизация знаний педагогов об активных и пассивных методах обучения дошкольников с тяжелой зрительной патологией.
3.Способствовать развитию профессиональной и творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого воспитателя.
Мастер-класс рассчитан на неограниченное количество участников, участие на добровольной основе. Продолжительность — 30 минут. Занятие для педагогов носит практическую направленность.
Оборудование и материалы:
Пластилин, доски, салфетки, гуашь желтая и зеленая, комплект кисточек, стаканчики с песком, бисер, скорлупа грецкого ореха, образец готовой работы (по количеству участников), аквариум с черепахой, игрушечная черепаха (модель), аудиопроигрыватель.
Предварительная работа: изготовление красочных приглашений, личное приглашение воспитателей к участию в мастер-классе.
Педагогам предлагается почувствовать себя дошкольниками с глубокой патологией органа зрения (слепота). Превратиться в детей и выполнить задание по лепке с завязанными глазами.
Ход мастер-класса.
Педагоги с завязанными глазами стоят у двери в учебный класс. Воспитатель звенит в колокольчик.
Воспитатель: ребята, слышите, звенит колокольчик, что это значит?
Дети: начинается занятие.
Воспитатель: Верно, сейчас у нас будет занятие, прошу вас занять свои места за столами, проходите и ищите свои стулья (на каждом стуле приклеен квадрат из разного по фактуре материала), Лера ищет свой стул, с квадратом из ковролина, у Катюши на стуле приклеен квадрат из гофрированной бумаги, у Вики- из фольги, он приятно шелестит при прикосновении.
Дети сели за столы.
Воспитатель: Сегодня у нас будет занятие по лепке, а кого мы с вами будем лепить, мы узнаем после того, как отгадаем загадку:
Быстро по воде плывет,
Но очень медленно ползет.
Носит дом с собой всегда,
Не страшна ей с ним беда!
На ней панцирь – не рубашка,
Кто же это? (черепашка).
Воспитатель: Верно, так говорят про черепаху. И сегодня к нам на занятие пришла черепаха, она живет в аквариуме, в теплой воде, давайте познакомимся с ней, не бойтесь, опускайте руки в воду и аккуратно ощупайте нашу гостью.
Прикасайтесь аккуратно, чтоб не испугать ее.
Дети обследуют черепаху в воде, там она не прячется в панцирь. Затем можно достать ее из воды и ощупать панцирь более подробно.
Воспитатель: Вот у нее панцирь, вот голова, лапки, на них коготки, маленький хвостик.
После контакта с черепахой необходимо помыть руки.
Воспитатель: Сегодня у нас занятие, на котором мы будем лепить, и чтобы не испачкать одежду нужно одеть нарукавники, они лежат в верхнем левом углу вашего стола. (надевают)
Воспитатель: Напомните мне, кого мы сегодня будем лепить?
Дети: Черепаху.
Воспитатель: Кто запомнил, как называется очень прочная и твердая часть черепахи? Из чего его можно сделать?
Дети: Панцирь. Панцирь можно сделать из скорлупы ореха.
Воспитатель: Я предлагаю вам обследовать игрушечную черепаху, внимательно ощупайте ее голову, лапы, хвост. А теперь я предлагаю вам обследовать готовый образец, именно такую черепаху нам нужно сделать на занятии. Но перед тем, как приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Черепашка»
Моя черепашка в коробке живет,
Купается в ванной, по полу ползет.
Ее на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить.
Этапы работы.
При работе со слепыми детьми важное значение имеет инструкция, она должна быть четкой и понятной, важно соблюдать последовательность выполнения работы. Слепой ребенок ограничен тактильными ощущениями, именно поэтому необходимо научить его структурировать свою работу.
1этап-Деление пластилина на части.
Воспитатель: Перед вами, на доске лежит брусок пластилина, ощупайте его и разделите его на три равные части. Одну часть пластилина кладем в левый верхний угол, из него мы вылепим передние лапки, второй кусок пластилина кладем в правый верхний угол, третий кусок положите на середину доски.
Воспитатель дает детям скорлупу от грецкого ореха, предварительно наполненную пластилином и образец готовой работы.
2 этап - выполнение работы с опорой на образец.
Воспитатель: Возьмите образец, внимательно ощупайте его, давайте найдем голову и хвост.
Как вы думаете, как нужно разломить кусок пластилина, чтобы вылепить из него голову и хвостик?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, для хвостика нужен маленький кусочек, а для головы - большой.
Возьмите образец и потрогайте, какой формы хвостик, голова.
Дети: Хвостик похож на морковку, а голова круглая.
После того как дети вылепили хвост и голову им нужно объяснить, что голова и хвост располагаются на противоположных сторонах скорлупы, на одной линии.
В ходе работы необходимо напоминать детям о том, что образец поможет им справиться с работой самостоятельно.
Воспитатель: После того как мы вылепили голову и хвост, приступаем к лепке лап. Возьмите пластилин, который лежит в левом верхнем углу, из него мы вылепим передние лапки. Разделите пластилин на две части, и вылепите из него лапки. Как вы думаете, как можно слепить лапы?
Дети: (после обследования образца) Лапы похожи на колбаски.
Необходимо обследовать образец и установить где расположены передние лапы черепахи, уточнить, что они находятся возле головы. Также лепятся и задние лапы, спросить у детей, в каком углу остался пластилин (для задних лап).(Эти повторы имеют большое значение )
Дети выполняют работу. В ходе лепки дети сравнивают образец и свою работу.
Воспитатель: Ой, какие красивые получились у нас черепахи. Ребята, я предлагаю вам отложить работу и размяться.
Физкультминутка «Черепашка».
Черепашка утром рано (дети закрывают и открывают глаза)
Встала с мягкого дивана . (встают рядом со своим стульчиком)
Черепашка потянулась, (потягиваются)
Солнцу в небе улыбнулась! (улыбаются)
И надела черепашка (изображают, что одеваются)
Свою в клеточку рубашку . (руками в воздухе рисуют клетку)
И, позавтракав немного, (изображают, что жуют)
Собралась она в дорогу. (изображают, что кладут что – то в сумку)
По тропиночке пошла (шагают на месте)
Медленно и не спеша. (переходят на очень медленный шаг)
То направо повернет, (поворачивают голову направо)
То налево, то вперед . (поворачивают голову налево и в исходное положение)
Ох, нелегок длинный путь! (изображают, что вытирают пот со лба)
Хорошо бы отдохнуть. (садятся на корточки)
Черепашка вдруг зевнула, (зевают)
Безмятежным сном уснула. (руки под голову и закрывают глаза)
И, поспав часок – другой, (в этом же положение изображают храп)
Медленно пришла домой. (открывают глаза, садятся на свои места)
Дети сели за столы.
Воспитатель: Вот мы с вами слепили очень красивых черепах, давайте, еще раз сравним, свою работу с образцом, чего не хватает?
Дети: глаз.
Воспитатель: Верно, глаз, глаза мы сделаем из маленьких бусин, вот только они спрятались, вот вам стаканчики в них среди песка вы найдете бусинки. Когда найдете, приклейте их, чтобы получились глаза, не забывайте сравнивать расположение с образцом.
3 этап – разукрашивание черепахи.
Воспитатель: Ребята, наши черепахи получились очень красивыми, но они грустные, им не хватает цвета. Я предлагаю разукрасить их, обычно черепахи бывают, желтыми с зелеными пятнами или коричневыми. У меня есть зеленая и желтая краска.
Воспитатель ставит на доску перед ребенком зеленую и желтую краску.
Воспитатель: Вот тебе зеленая краска, поставь ее слева от себя, а вот желтая краска, ее поставь справа от себя. Вот кисти (кладутся перед ребенком), выбери сам, какой будешь разукрашивать (кисти разные: длинные и подобные грифелю). Вика, какой кистью хочешь работать ты? Лера, с какой стороны у тебя желтая краска? Давайте возьмем свою черепаху, найдем ее панцирь, именно его нужно разукрасить желтой краской, работать нужно аккуратно, разукрасить нужно весь панцирь. Приступаем к работе, одной рукой мы следим за поверхностью, которую нужно разукрасить, в другой держим кисть.
После того, как дети разукрасили, можно сделать дыхательную гимнастику, подуть на черепаху, чтобы краска высохла.
Воспитатель: Какие красивые черепахи, у них желтые спины, а теперь мы украсим желтый панцирь зелеными пятнами. Давайте вспомним, где у нас находится зеленая краска? Открывайте ее, макайте пальчик, и рисуйте пальчиком красивые пятна на панцире вашей черепахе.
По окончании дети вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу, у нас получились отличные черепахи, ими можно играть, вы сможете забрать свои работы домой.
Давайте аплодисментами оценим работу на занятии.
Итог мастер-класса:
Вопросы к участникам мастер-класса:
1. Какие эмоции Вы испытывали в ходе работы?
2. Какие трудности возникли у Вас в ходе выполнения заданий?
3. Помогло ли участие в мастер-классе лучше понимать особенности и потребности детей с тяжелой зрительной патологией?
4.Какие предложения Вы можете внести в работу воспитателей группы?
Вопросы к зрителям мастер-класса:
1. Какие формы и методы работы Вы выделили для себя?
2. Какие предложения Вы можете внести в работу воспитателей группы?
3. Какие занятия у Вас вызывают затруднения?
Рекомендуем посмотреть:
Мастер – класс аппликация с использованием элементов оригами. Рябина в вазе
Аппликация из природного материала в старшей, подготовительной группе
Букет цветов своими руками из подручных материалов
Мастер-класс для воспитателей старших групп с презентацией
Похожие статьи:
Подарок выпускнику детского сада своими руками