Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО через игру в младшем школьном возрасте.
Развитие детского художественного творчества интересует каждого, кто так или иначе соприкасается с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. В какой форме должны проходить занятия изобразительного искусства, чтобы приблизиться к интересам ребёнка? Как, не навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского восприятия и научиться у них открытости и искренности? Можно ли научить детей творчеству? Или это само собой свойственно всем детям? Тогда как не разрушить это созидательное начало в них?
В современном обществе, где на шкале ценностей преобладает материальное благополучие, ценность творческого труда сегодня очень редко рассматривается как способ самореализации личности. Но это противоречит самой природе человеческого существования: человек - это, в первую очередь, творец, а сила творческой мысли настольно велика, что способна возвысить человека над материальными благами. Поэтому вопрос о значении творческого труда и творческого мышления, особенно в детском возрасте, когда происходит формирование личности, будет актуален всегда.
Как бы мал ни был человек, в нём спит великан. Творчество пробуждает этого великана. И задача учителя понять, какой потенциал скрыт в ребёнке, какая способность хочет в нём расцвести, и позволить ему двигаться в этом направлении, бережно и деликатно направляя его.
«
Творчество - самоценно, - писал философ и педагог Гессен, -
именно через него мы приобщаемся к культурным ценностям».
Можно привести тысячи примеров людей разных профессий, для которых творчество – это жизнь. Можно стать садовником, врачом, поваром – и быть творческим человеком в любом деле, быть изобретательным в любой мелочи, и тогда, что бы ты ни делал, в этом будет вкус творчества.
Индивидуальность, идея, творческий подход – вот какие качества должны развивать мы в детях, чтобы научить их искусству
«жить со вкусом» – с художественным вкусом. И когда предмет - изобразительное искусство несёт в себе не только знания, умения и навыки в определённой области, но и становится частью эстетической культуры в целом, интегрированным предметом, свободным для творческих поисков, внедрения и использования новых технологий, только тогда возможны перемены в качестве культурного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Сегодня, как никогда, важно положить в основу преподавания изобразительного искусства не только обучение определённому набору правил изображения, но и, что немаловажно, способствовать развитию у детей художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, т.е. творческого мышления.
Творчеством нельзя назвать классически правильно нарисованный натюрморт - это скорее наука, ремесло… А вот слепить в буквальном смысле слова счастье, изобразить на бумаге радость или грусть – это совсем другое. Иными словами, к любому заданию нужно подходить так, чтобы был простор для творческой мысли, проявления искреннего детского видения предмета творчества.
Наверное, важнее сохранить в детях их бесценные качества:
ясность чувств, безмятежность души, способность фантазировать, играть и творить.
В этом отношении я следую известной в педагогике идее развития способности понимать чужую творческую деятельность через формирование собственного опыта такой деятельности. Но успешная реализация даже известной идеи зависит от индивидуальности и творческого подхода самого педагога. Мне ближе
реализация данной идеи через
игру
.
Наблюдая за тем, как и что рисуют дети, я пришла к выводу, что
рисунок есть продолжение игры
.
Творчество и игра - понятия близкие, тождественные: именно в процессе творчества и в процессе игры мы становимся свободными, «становимся как дети». О существенной роли игры писал ещё известный датский философ и теоретик культуры Йохана Хейзинга, говоря, что
«игра - дело не только увлекательное, но и серьёзное».
Играючи мы занимаемся серьёзным делом – учимся.
Развитие творчества через игру.
«Всякая Игра, – как утверждал наш с вами современник Йохан Хейзинга, - есть, прежде всего, и в первую голову свободная деятельность». Это то, что любит делать человек в любом возрасте. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время». И обращаясь к книге Йохана Хейзинга «Ноmо Ludens», цитирую: «игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности». Он писал: « незачем далеко ходить, чтобы найти у человека некую инстинктивную потребность - украшать, которой вполне подошло бы имя игровой функции. Она знакома каждому, кто с карандашом в руках присутствовал когда-нибудь на скучном заседании…».
И я согласна с ним, ведь игра дело увлекательное, а если рассматривать её с позиции научности, то установлено, что в процессе игры реализуется не только её развлекательная функция, но и познавательная, коммуникативная, социокультурная, эвристическая, терапевтическая, психодиагностическая и др. функции.
Рассмотрим процесс игры через её основные аспекты (основные черты свойственные игре):
1. Импровизационный, творческий, активный характер игры (поле творческой деятельности);
2. Эмоциональная наполненность, состязательность, удовольствие от процесса (эмоциональное поле деятельности);
3. Наличие прямых и косвенных правил, логика, последовательность (поле логического мышления);
4. Не обыденность, фантазийность ситуации, независимость от внешнего пространства ( поле условности);
5. Бескорыстность, непредсказуемость результата, целостность (поле свободы).
Итак,
« игра это дело не только увлекательное, но и серьёзное».
«Взаимосвязь между изобразительным искусством и игрой была принята уже давно в форме теории, которая стремилась объяснить возникновение форм искусства из врожденного человеку влечения к игре». И хотя в процессе кропотливой и старательной работы над предметом изобразительного искусства игровой момент постепенно исчезает, всегда остаётся
«игра фантазии, игривое творчество духа и руки»
.
Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, особенно ярко это проявляется в младшем школьном возрасте. В игре начинает развиваться произвольное внимание и непроизвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. В игровой деятельности ребёнок учится замещать одни предметы другими предметами, брать на себя роли. Эта способность ложиться в основу развития воображения.
В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности и интересы – познание, движение, самоутверждение, общение и радость. Ведь в игре не мало важную роль играет слово
«радость», причём радость эта как бы сквозная: ребёнок её ожидает, испытывает и вспоминает потом о ней. Ожидание радости в процессе творчества – это надежда на то,
«что всё случится, как ты хочешь, или даже лучше, ярче, удивительнее, веселее».
Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния, удовольствия от процесса; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию, потому что выходят за рамки обыденности.
Бескорыстная суть игры, непредсказуемость результата и в то же самое время её целостность расширяет поле свободы ребёнка в рамках временного пространства урока. По Хёйзингу: «игра есть порядок…в несовершенном мире, сумбурной жизни она создаёт временное, ограниченное совершенство». У каждой игры есть свои правила, и чтобы быть в игре, их нужно соблюдать, а это требует особого отношения к делу, заинтересованности в нём.
Кроме того, в игре имеет место соревновательный фактор, ведь «чтобы нечто «удалось», требуются усилия». Другой вопрос - стоит ли акцентировать внимание детей на этом соревновательном моменте в творчестве? Ведь каждая детская работа индивидуальна, даже при общей поставленной задаче. Мне ближе в игре фактор познания и общения. Моя задача, как педагога -
научить видеть не « у кого лучше», а видеть в сравнении пути для личного роста, видеть индивидуальность в каждой работе и поощрять творческий подход к заданию
.
Каждый опытный педагог понимает, что художественно-творческая деятельность включает в себя не только процесс созидания и восприятия, но и общения, а на определённом этапе работы с детьми она становится мощным стимулом для взаимодействия, дружбы и общей радости. Когда совместное творчество превращается просто в
«поток» (flow) – «полное слияние со своим делом, поглощение им, когда нет ощущения времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии». Психолог Михай Чиксентмихайи обнаружил и дал термин этому понятию, исследуя жизнь творческих людей. И вот когда совместное творчество педагога и его учеников превращается в «поток» – тогда по окончании занятий дети не спешат уходить домой,
потому что здесь им интересно жить!
Рекомендуем посмотреть:
Ширма своими руками
Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства
Художественное слово - основа изобразительной деятельности
Развитие творческих способностей школьников в инновационной деятельности