Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО в начальной школе

Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО через игру в младшем школьном возрасте.
Развитие детского художественного творчества интересует каждого, кто так или иначе соприкасается с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. В какой форме должны проходить занятия изобразительного искусства, чтобы приблизиться к интересам ребёнка? Как, не навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского восприятия и научиться у них открытости и искренности? Можно ли научить детей творчеству? Или это само собой свойственно всем детям? Тогда как не разрушить это созидательное начало в них?
В современном обществе, где на шкале ценностей преобладает материальное благополучие, ценность творческого труда сегодня очень редко рассматривается как способ самореализации личности. Но это противоречит самой природе человеческого существования: человек - это, в первую очередь, творец, а сила творческой мысли настольно велика, что способна возвысить человека над материальными благами. Поэтому вопрос о значении творческого труда и творческого мышления, особенно в детском возрасте, когда происходит формирование личности, будет актуален всегда.
Как бы мал ни был человек, в нём спит великан. Творчество пробуждает этого великана. И задача учителя понять, какой потенциал скрыт в ребёнке, какая способность хочет в нём расцвести, и позволить ему двигаться в этом направлении, бережно и деликатно направляя его.
«Творчество - самоценно, - писал философ и педагог Гессен, - именно через него мы приобщаемся к культурным ценностям».
Можно привести тысячи примеров людей разных профессий, для которых творчество – это жизнь. Можно стать садовником, врачом, поваром – и быть творческим человеком в любом деле, быть изобретательным в любой мелочи, и тогда, что бы ты ни делал, в этом будет вкус творчества.
Индивидуальность, идея, творческий подход – вот какие качества должны развивать мы в детях, чтобы научить их искусству «жить со вкусом» – с художественным вкусом. И когда предмет - изобразительное искусство несёт в себе не только знания, умения и навыки в определённой области, но и становится частью эстетической культуры в целом, интегрированным предметом, свободным для творческих поисков, внедрения и использования новых технологий, только тогда возможны перемены в качестве культурного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Сегодня, как никогда, важно положить в основу преподавания изобразительного искусства не только обучение определённому набору правил изображения, но и, что немаловажно, способствовать развитию у детей художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, т.е. творческого мышления.
Творчеством нельзя назвать классически правильно нарисованный натюрморт - это скорее наука, ремесло… А вот слепить в буквальном смысле слова счастье, изобразить на бумаге радость или грусть – это совсем другое. Иными словами, к любому заданию нужно подходить так, чтобы был простор для творческой мысли, проявления искреннего детского видения предмета творчества.
Наверное, важнее сохранить в детях их бесценные качества: ясность чувств, безмятежность души, способность фантазировать, играть и творить.
В этом отношении я следую известной в педагогике идее развития способности понимать чужую творческую деятельность через формирование собственного опыта такой деятельности. Но успешная реализация даже известной идеи зависит от индивидуальности и творческого подхода самого педагога. Мне ближе реализация данной идеи через игру. Наблюдая за тем, как и что рисуют дети, я пришла к выводу, что рисунок есть продолжение игры.
Творчество и игра - понятия близкие, тождественные: именно в процессе творчества и в процессе игры мы становимся свободными, «становимся как дети». О существенной роли игры писал ещё известный датский философ и теоретик культуры Йохана Хейзинга, говоря, что «игра - дело не только увлекательное, но и серьёзное». Играючи мы занимаемся серьёзным делом – учимся.
Развитие творчества через игру.
«Всякая Игра, – как утверждал наш с вами современник Йохан Хейзинга, - есть, прежде всего, и в первую голову свободная деятельность». Это то, что любит делать человек в любом возрасте. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время». И обращаясь к книге Йохана Хейзинга «Ноmо Ludens», цитирую: «игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности». Он писал: « незачем далеко ходить, чтобы найти у человека некую инстинктивную потребность - украшать, которой вполне подошло бы имя игровой функции. Она знакома каждому, кто с карандашом в руках присутствовал когда-нибудь на скучном заседании…».
И я согласна с ним, ведь игра дело увлекательное, а если рассматривать её с позиции научности, то установлено, что в процессе игры реализуется не только её развлекательная функция, но и познавательная, коммуникативная, социокультурная, эвристическая, терапевтическая, психодиагностическая и др. функции.
Рассмотрим процесс игры через её основные аспекты (основные черты свойственные игре):
1. Импровизационный, творческий, активный характер игры (поле творческой деятельности);
2. Эмоциональная наполненность, состязательность, удовольствие от процесса (эмоциональное поле деятельности);
3. Наличие прямых и косвенных правил, логика, последовательность (поле логического мышления);
4. Не обыденность, фантазийность ситуации, независимость от внешнего пространства ( поле условности);
5. Бескорыстность, непредсказуемость результата, целостность (поле свободы).
Итак, « игра это дело не только увлекательное, но и серьёзное».

«Взаимосвязь между изобразительным искусством и игрой была принята уже давно в форме теории, которая стремилась объяснить возникновение форм искусства из врожденного человеку влечения к игре». И хотя в процессе кропотливой и старательной работы над предметом изобразительного искусства игровой момент постепенно исчезает, всегда остаётся «игра фантазии, игривое творчество духа и руки».
Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, особенно ярко это проявляется в младшем школьном возрасте. В игре начинает развиваться произвольное внимание и непроизвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. В игровой деятельности ребёнок учится замещать одни предметы другими предметами, брать на себя роли. Эта способность ложиться в основу развития воображения.
В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности и интересы – познание, движение, самоутверждение, общение и радость. Ведь в игре не мало важную роль играет слово «радость», причём радость эта как бы сквозная: ребёнок её ожидает, испытывает и вспоминает потом о ней. Ожидание радости в процессе творчества – это надежда на то, «что всё случится, как ты хочешь, или даже лучше, ярче, удивительнее, веселее».
Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния, удовольствия от процесса; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию, потому что выходят за рамки обыденности.
Бескорыстная суть игры, непредсказуемость результата и в то же самое время её целостность расширяет поле свободы ребёнка в рамках временного пространства урока. По Хёйзингу: «игра есть порядок…в несовершенном мире, сумбурной жизни она создаёт временное, ограниченное совершенство». У каждой игры есть свои правила, и чтобы быть в игре, их нужно соблюдать, а это требует особого отношения к делу, заинтересованности в нём.
Кроме того, в игре имеет место соревновательный фактор, ведь «чтобы нечто «удалось», требуются усилия». Другой вопрос - стоит ли акцентировать внимание детей на этом соревновательном моменте в творчестве? Ведь каждая детская работа индивидуальна, даже при общей поставленной задаче. Мне ближе в игре фактор познания и общения. Моя задача, как педагога - научить видеть не « у кого лучше», а видеть в сравнении пути для личного роста, видеть индивидуальность в каждой работе и поощрять творческий подход к заданию.
Каждый опытный педагог понимает, что художественно-творческая деятельность включает в себя не только процесс созидания и восприятия, но и общения, а на определённом этапе работы с детьми она становится мощным стимулом для взаимодействия, дружбы и общей радости. Когда совместное творчество превращается просто в «поток» (flow) – «полное слияние со своим делом, поглощение им, когда нет ощущения времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии». Психолог Михай Чиксентмихайи обнаружил и дал термин этому понятию, исследуя жизнь творческих людей. И вот когда совместное творчество педагога и его учеников превращается в «поток» – тогда по окончании занятий дети не спешат уходить домой, потому что здесь им интересно жить!

Рекомендуем посмотреть:

Ширма своими руками Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства Художественное слово - основа изобразительной деятельности Развитие творческих способностей школьников в инновационной деятельности
Опубликовано: 3379 дней назад (6 августа 2015)
Просмотров: 2194
+1
Голосов: 1
Юлия Николаевна Васильева # 7 августа 2015 в 14:57 +1
Здравствуйте, Татьяна Валерьевна!познакомилась с Вашей статьей "Развитие творческого мышления на занятиях ИЗО через игру в младшем школьном возрасте". Конечно, я ожидала большего, так как в самом названии уже заложен деятельностный подход!Надеялась, что в данном материале будет больше акцент именно на игровые моменты, а не на цитаты авторов. процесс творчества, сам урок, это есть уже некий игровой момент, задача учителя наполнить его и развернуть для ребенка в понятном ему направлении, наполнить некими элементами, не просто для развития творчества, а для усвоения и учебного предмета, предшествующего уроку ИЗО, ведь именно благодаря умению творчески мыслить и находить подход к решению задач именно творчески-есть цель Вашего материала и наших уроков. поэтому, материал следует дополнить практическим материалом!Спасибо, извините, если сказала что-то не то.
Татьяна Валерьевна Заводчикова # 24 августа 2015 в 17:29 0
Добрый вечер,Юлия Николаевна , спасибо огромное за комментарий, конечно же есть огромный практический материал, так как данная статья лишь небольшой отрывок из Опыта работы,дополню обязательно.