Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рекомендации родителям по развитию речи детей

В школу без речевых нарушений!
Роль родителей в формировании речи детей
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их так ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги родителям, бабушкам, дедушкам. По мере овладения речью формируются психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.
Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно, и это закономерно. Но всему своё время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник - это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению неуживчивого, тяжелого характера, возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:
-общее нарушение речи;
-нарушение памяти;
-низкую концентрацию внимания;
-нарушения словесно-логического мышления.
Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи - дисграфии.
Процесс письма связан с устной речью. Если у ребенка нарушено звукопроизношение, т.е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты. Таким детям необходима срочная помощь логопеда.
В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?» Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Часто считают, что дитя не желает заниматься, упрямится из-за лени. С досады подсмеиваются над ним или называют его «тупицей», «лентяем» и т.д. Это травмирует психику ребёнка. Многих родителей волнуют вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу?
Речь ребенка проходит несколько этапов. Сначала «гуление», «свирель», «лепет», звукоподражание… С 1 года 9 мес. до 2 лет - период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более. Малыши своими вопросами часто не только удивляют и умиляют взрослых, но и заставляют задуматься: «Откуда у крохи такие вопросы?». Поэтому не отмахивайтесь от них, отвечайте.
В период от 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка. От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать.
Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука [р, л, с, щ], то это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот, если речь его несовершенна, большинство звуков он произносит неверно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к логопеду.
Что могло стать причиной нарушения речи? Причин очень много. Болезни матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития, педагогическая запущенность и, как это ни прискорбно, вредные привычки родителей – алкоголь, табак и наркотики. Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики (точности и координации движений) и несформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Эта же причина отразится на процессе письма: ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.
На практике бывают случаи, когда у ребенка с нормальным умственным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с ним выясняется, что главная причина речевых нарушений значительное недоразвитие моторики. Источник этих неприятностей один: невнимание взрослых к особенностям развития ребенка.
В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Предложите ему собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички…Нарисуйте вместе разноцветные шарики, а он пусть дорисует к ним ниточки. И то и другое дается с трудом: он не может собрать спички двумя пальчиками - зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. А вместо ниточек получаются ломаные зигзаги… Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону - за ним потянутся остальные. Проверьте подвижность губ, языка с помощью артикуляционных упражнений - движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. Подобные манипуляции шестилетний ребенок должен выполнять свободно.
Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь. Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), раскрашивание и штриховка карандашами картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения. Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь да вкось, но сам, своими руками.
Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша. С момента рождения разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок. Только помните: с малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьезные психолингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Кроме того, речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слова. Вместе с тем, если ребенок надолго остается на стадии говорения исключительно «детских» слов, то впоследствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка (замена звуков, их смешение ). Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к произошедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника - «как слышится, так и пишется», и пишется неграмотно.
И еще важный момент - стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза. Для того, чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.
Больше учите с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это развивает в нем уверенность в себе.
Чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, знать его характер. Расширяя круг представлений ребенка об окружающем, беседуя с ним на различные доступные пониманию малыша темы, родители тем самым способствуют овладению правильной речью.
Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет логопед, но основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители. Важно самим взрослым следить за своей речью. Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения. И пусть речь будет правильной, красивой, совершенной.

Рекомендуем посмотреть:

Какие игрушки нужны ребёнку от 3 лет Советы родителям пятиклассников Что такое весенний авитаминоз и как с ним бороться? Как подготовить ребёнка к школе. Советы родителям

Похожие статьи:

Арт-терапия для детей

Ответы на детские вопросы Почемучки

Опубликовано: 3410 дней назад (26 августа 2015)
Просмотров: 3756
+1
Голосов: 1
Дина Андреевна Фомина # 26 августа 2015 в 15:12 0
Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Как логопед, я заинтересовалась вашей статьей. Тема избитая но как всегда актуальная. Необходимо информировать родителей о речевом развитии ребенка. Представленная Вами информация будет полезна для родителей детей дошкольного возраста, у которых есть дети с речевыми нарушениями так и с нормой речевого развития.
Мне очень понравилось введение. Оно цепляет и заставляет заинтересоваться информацией, что нам и необходимо. Главное заинтересовать родителей, тогда они с интересом прочтут информацию.
В информационном листе прописаны и виды нарушения речи, и их причины, последствия, в том числе психологические как для ребенка, так и для самих родителей. Есть и возрастные нормативы речевого развития. Так же описаны основы, «азбучные истины» по развитию речи детей родителями.
Хотелось бы выделить заголовки отдельных пунктов сообщения (причины НР, возрастные нормативы). Смотря в какой форме предоставлять родителям эту информацию, ее можно корректировать. Так для информационного стенда ее требуется сократить, выделив главные тезисы и заголовки. А для брошюры, текст следует написать более простым языком, избегая длинных предложений, сложных формулировок и терминологии. Спасибо за полезную информацию!
Татьяна Васильевна Лочкарёва # 8 сентября 2015 в 11:27 0
Здравствуйте, Дина Андреевна! Благодарю за внимание к моей публикации и содержательный комментарий. Для меня это очень важно. Я согласна с Вашими предложениями, замечаниями. Спасибо большое! Рада полезному общению.
Людмила Николаевна # 8 октября 2015 в 16:55 0
Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Спасибо Вам за публикацию. Ваша статья - полезное напоминание всем родителям по развитию речи детей. Действительно, именно родители ответственны за речевые успехи своих малышей и при желании могут сами справиться с возникшими трудностями.
Ольга Николаевна Пермякова # 10 октября 2015 в 00:13 0
Здравствуйте, Татьяна Васильевна! С большим интересом прочла вашу статью. Я мать двоих детей и бабушка троих внуков. Действительно, "лепет" наших детей настолько умиляет, что иногда о некоторых трудностях в развитии речи мы узнаём с опозданием. Ваша информация предупреждает о возможных последствиях нарушения речевого развития. Большое спасибо за подробные рекомендации. Я думаю, что Ваш материал заинтересует многих родителей
Людмила Усольцева # 11 октября 2015 в 20:55 0
Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Спасибо за выбор и серьёзное отношение к такой непростой и важной теме " Рекомендации родителям по развитию речи детей" и " Роль родителей в формировании речи детей". Внимательно прочитала вашу публикацию. Думаю, что было бы идеально, если родители могли так профессионально и ответственно подходить к развитию речи своего ребёнка.
Ирина Владимировна # 14 октября 2015 в 22:00 0
Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Ваша статья - это полезная информация для родителей, которая поможет им отслеживать речь своего ребенка в определенные возрастные промежутки и вовремя выявлять нарушения, чтобы в дальнейшем их исправлять. Ваши рекомендации помогут многим родителям ответственнее относиться к развитию речи своих детей.