Сценарий праздника: Прощай, Азбука!
Автор: Полякова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ Щедровская ООШ, с. Щедровка.
Цель: обобщить знания первоклассников о звуках и буквах родного языка в игровой форме.
Задачи:
проверить умение составлять слова из слогов, букв , умение читать ,находить ошибки в словах;
активизировать внимание и мышление учащихся;
воспитать любовь к родному слову, чувство взаимовыручки и коллективизма.
Ход
Вступительное слово учителя:
-Уважаемые ребята , родители гости! Сегодня мы прощаемся с книгой, которая была с нами всё это время – с Азбукой. Она научила вас – первоклассников - читать. Это очень важно: уметь читать! И сегодня наш праздник мы посвящаем ей – нашей родной книге Азбуке..
(Дети под музыку песни «Аз-буки-веди» входят в класс , в руках буквы. Пройдя круг в классе , становятся у доски.)
Первоклассники читают стихи.
1.
Над страною этим утром
Занялась заря.
В школе праздник, славный праздник,
Праздник чтения.
Мы сегодня вам расскажем,
И, конечно же, покажем,
Что нам Азбука дала,
Как учила нас она.
2. Поступил я осенью,
В школу, в 1 класс.
Я считаюсь школьником,
С первого числа.
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
3. Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
4. Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
5. Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Сегодня «прощай»
Тебе говорим.
И Азбуке мы
«Спасибо» твердим.
6.Как хорошо уметь читать ,
Не надо к маме приставать ,
Не надо бабушку трясти:
Прочти ,пожалуйста ,прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну прочитай ещё страницу !
Не надо ждать ,не надо звать ,
а можно взять и прочитать!
7.Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбила,
Я в ней все буквы изучила.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать!
Ведущий:
-Ребята, сегодня к нам в гости пришли бывшие мои ученики ,когда-то тоже
первоклассники, а теперь ученики 5 класса нашей школы: Серёжа ,Света и Даня. Сегодня они – мои помощники.
1-й ученик 5 класса (Сергей):
-Ребята! Отгадайте загадку:
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это…»
Первоклассники: Звуки!
2-й ученик 5 класса (Даня):
- Ребята, как сделать так ,чтобы мы могли увидеть звуки?
Первоклассники дают ответы.
Учитель:
-Всё верно , для этого существуют специальные значки – буквы алфавита, с их помощью мы обозначаем звуки нашей речи.
Учитель:
-Ребята ,сколько букв в русском алфавите?
Ответы детей.
-Сколько гласных? Сколько согласных? Кто помнит и знает ,с какой буквы мы никогда не начинаем слова?
Входит Азбука (ученица 5 класса):
Азбука: Здравствуйте, мои друзья,
Очень-очень рада я,
Что читать вы научились .
И меня всю изучили…
Азбука: А кто знает, почему меня так назвали?
Не Бука , не Азука ,а именно Азбука. Хотите узнать?
Раньше , больше 1000 лет назад , на Руси букву А называли Аз, Б – Буки, … Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.
Учитель: Посмотрите ,ребята ,на доску. Вы уже знаете, ка выглядит наша современная книга « Азбука». Сегодня я для вас приготовила картинки. Это обложки с книг ,по которым учились ваши бабушки ,я ,ваши родителя ,старшие братья и сёстры в своё время. «Азбука» или « Букварь» - книги .которые учат ребят читать.
- Азбука .а что это у тебя в руке за интересный цветок?
Азбука:
- Я принесла этот необычный цветок , потому что знала ,что ваш класс называется « Цветик- семицветик». Этот цветок необычен не только тем ,что у него разные лепестки ,а ещё тем ,что на каждом лепесточке написан номер задания ,которые вам предстоит сегодня выполнить. Вы готовы пройти мои испытания?
Дети:
-Да!
Азбука:
-Тогда начинаем !
Учитель:
-Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты –самая дорогая и желанная гостья на нашем празднике.
Азбука: Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?
Далее дети по очереди называют любой цвет , на обратной стороне написан номер конкурсного задания (испытания). Пока не пройдут все 7 заданий.
№1: «Угадай сказочного героя».
Ученики 5 класса по очереди загадывают загадки.
1) У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
2) Возле леса на опушке
3 их живёт в избушке
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кроватки, 3 подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои это сказки? (3 медведя)
3) На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (Колобок))
4) Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (7 козлят)
5) Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит)
6) В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет! (Баба Яга)
Входит Баба Яга.
- Ой, куда это меня занесло? Да у вас тут праздник…Какие дети нарядные и, наверно, умные. А не это ли вы потеряли? (машет письмом)
Азбука:
-Отдайте сейчас же, это же письмо для ребят! Я его потеряла.
Баба Яга: Ишь, чего захотели! Письмо я просто так не отдам! Оно мне самой нужно. Ну, впрочем, ладно, отдам письмо, если справитесь с моим испытанием. Хоть я и не грамотная , но за 300 лет два слова выучила как писать.
Попробуйте ,красавицы .соберите имя моей лучшей подруги. (Обращается к девочкам).
(Бросает на стол карточки со слогами. Дети должны собрать слово : Ки-ки-мо-ра.
- Ух ,какие шустрые. Справились.. А теперь для вас ,мальчишки ,второе слово. Как зовут моего старого приятеля? (дети собирают слово : Во-дя-ной).
- Снова справились! Придётся конверт отдавать , раз уж обещала. А вот не хочу! Не буду! Я - вредная! А вдруг ,вы больше слов никаких не знаете? Азбука:
- Баба Яга .а ты оставайся на празднике и увидишь всё сама ,узнаешь ,как много уже умеют наши ребята.
Яга:
- А песни вы петь умеете?
Дети:
Да.
Учитель:
- Ребята ,давайте споём о том ,как живётся нам в 1 классе.
(песня первоклассника « В школу я прибегаю пораньше ,потому что боюсь опоздать….)
Азбука:
- Ребята .вас ждут новые испытания.
№2 «Угадай букву»
Пятиклассники загадывают загадки.
1) Айболиту все сперва
Говорили букву ...
(А)
2)Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ...
(О)
3)Давно известно детям всем:
Корова знает букву ...(М)
4)Целый час жужжит уже
На цветочке буква ...
(Ж)
5)На одной стоит ноге,
Любят гуси букву ...
(Г)
6)Для шипенья хороша
В алфавите буква ...
(Ш)
7)Узнаешь сразу ты её -
С двумя глазами буква ...
(Ё)
8)Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква ...
(Ы)
№3 А можно ли составить слова без гласных? (дети отвечают)
Следующий конкурс называется «Угадай слова».
Пятиклассница читает стихотворение.
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый,
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня – ну и ну!
Все они сбежали.
(БРБН, СТРТ, СТКН , СХР, КРНДШ) Барабан, старт, стакан, сахар, карандаш.
№4. Конкурс для детей и взрослых на самое длинное слово. Из предложенных вам букв предлагаю составить слова:
КОЛУАНМБ (клумба , Колумб)
№5 Игра « Школьные предметы»
- Среди слов найти те предметы, которые нужны в школе:
КОВРУЧКАК ручка
МРАНЕЦНЁС ранец
ТЕТРАДЬБР тетрадь
РУКПЕНАЛ пенал
№ 6- Проделки деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Ребята ,давайте вместе разбираться ,что натворил этот противный дед.
Послушайте, что здесь написано.
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Забодал меня котел,
На него я очень зол. (козел)
Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб. (зуб)
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.(корку)
Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол. (кол)
Врач напомнил дяде Вите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном» (капель)
Писем мы не написали:
Тучку целый день искали. (ручку)
№7 «Живые буквы»
Азбука
Мы увидели, что буквы ребята знают, но из букв надо ещё уметь составлять слова.
Ведущий
- На парте лежат буквы. Я называю слово ,а вы должны быстро отыскать нужные буквы и стать с ними в таком порядке .чтобы мы все смогли прочитать это слово.
(НЕБО , ДВОР , МАРТ , МИР)
Учитель:
- Ну ,что ,ребята ,вы сорвали последний лепесток ,выполнили все задания прекрасно. Правда ,Азбука?
Азбука:
- Азбука: Спасибо вам, мои друзья,
За то, что верили в себя.
Вы прошли все испытания,
Бабы Яги выполнив задания.
Так будьте добрыми всегда,
И не деритесь никогда
А учитесь на пятерки,
Чтоб быть первыми всегда!
- Молодцы ,я вижу .что вы знаете все буквы и умеете выполнять разные задания.
Баба Яга , отдавай нам конверт!
Яга:
- Ну , хорошо. Обещала – отдам. Не такая я и вредина.(отдаёт конверт Азбуке)
Азбука:
- Пришло время вручить вам , ребята ,удостоверения в том .что вы азбуку прочли и теперь без передышки вы сами прочтёте любые книжки. (вручает удостоверения)
Учитель:
- Ребята , давайте поблагодарим нашу Азбуку и споём ей песню « Наша Азбука родная – книга первая моя». А ваши учебники « Азбука» мы отдадим нашей гостье ,чтобы она принесла ребятам- будущим первоклассникам , которые придут в школу 1 сентября.
(дети поют песню)
Учитель:
- А теперь пришло время познакомить вас с новой книгой ,которая будет вас учить красиво читать и отвечать на умные вопросы ,а также выполнять различные задания от главных героев « Литературного чтения».
Ученики 5 класса:
В добрый путь по дороге знаний, ребята!
Подружитесь с новой книгой! Читайте!
Растите умными и добрыми детьми!
До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника. Прощание с азбукой, 1 класс
Сценарий прощания с Азбукой в 1 классе
Сценарий праздничной программы для первоклассников «Прощание с Азбукой»
Прощание с Азбукой 1 класс. Сценарий