Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов ДОУ. Ребёнок - левша

Что такое леворукость? Как распознать, что ребёнок - левша?
Ребенок из зазеркалья
Так и есть. Я все делаю левой рукой.
И это значительно удобнее, чем правой рукой.
Губарев В. Г. “Королевство кривых зеркал”

О леворукости мы знаем много и… почти ничего. У нас пока нет четкого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Еще не открыты загадки ее происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость – это индивидуальный вариант нормы.
В данное время важность обозрения проблемы леворукости основана на постоянно растущем числе леворуких детей.
Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на 2 группы:
- воздействие среды на развитие ребенка до и после рождения;
- различные генетические варианты.
В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.
Леворукость – преимущественное владение левой рукой – зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга и своеобразия высших психических функций. Написать психологический портрет ребёнка-левши очень сложно. Во-первых, эта категория детей недостаточно изучена, во-вторых, основными «мазками» этого портрета все-таки будут индивидуальные черты каждого отдельного ребёнка, а в-третьих, праворукий мир по-прежнему предвзято относится к непохожим людям.
Психология и педагогика располагает данными о том, что левши имеют более низкие, чем у правшей, показатели развития лишь некоторых психических функций. Так, леворукие могут хуже понимать и анализировать ситуации, могут иметь несколько сниженный словарный запас, хуже овладевать навыками чтения, письма, зато у них часто отмечаются более высокие математические способности.
При постижении нового и незнакомого леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), поэтому им требуется опора на рисунок, натуральный объект или какое-либо другое вспомогательное средство.
Еще одна особенность левшей заключается в том, что они хуже воспринимают (не путать «видят») то, что расположено слева от них. Именно поэтому, показывая ребёнку картинку, нужно размещать её немного правее.
Леворукие дошкольники обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны, хуже привыкают к смене обстановки. Они больше подвержены возникновению неврозов.
Леворукие дети значительно лучше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда правши считают их абсолютно одинаковыми.
Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Их стихия – индивидуальная работа, в которой можно проявить собственную инициативу и интуицию.
«Сверхспособность» левшей к интуитивным озарениям дали миру многих выдающихся учёных и способствовали множеству открытий (Ньютон, Эйнштейн, Максвелл, Павлов и др.).
Многими исследователями подчеркивается медлительность леворуких дошкольников, особенно при рисовании, письме, речевой деятельности. В то же время есть данные об их двигательном беспокойстве и гиперактивности.
Также леворуким нелегко дается все то, что связано с необходимостью переключения с одного процесса на другой (или с одного действия на другое). Внешне это проявляется в «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе и речи. Для детей левшей характерно более позднее начало речи.
Многие педагоги, работая с левшами, отмечают их богатое воображение, фантазию. Существуют данные о хороших музыкальных способностях детей, среди них много людей, обладающих абсолютным музыкальным слухом.
Лучше всего левши проявляют свои способности в таких профессиональных областях как дизайн, живопись, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, спорт.
Для родителей и педагогов очень важно определить как можно раньше, какая рука у малыша ведущая. (Задания для определения ведущей руки см. в Приложении).
Выяснив, что ребенок – левша, невольно возникают вопросы: «Как он будет жить в праворуком мире? Надо его переучивать или нет?»
На вопрос о переучивании – однозначный ответ: «НЕТ». Необходимо отказаться от идеи переучивания, так как произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать. Фактор переучивания (декстра-стресс) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей.
Виды и проявления неврозов разнообразны:
1. Астенический невроз
Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. У мальчиков и девочек невроз, как правило, проявляется по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. У девочек характерен пониженный тон настроения, вялость, плаксивость.
2. Невроз навязчивых состояний
Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется треваожное ожидание неудачи, а в дальнейшем – навязчивые мысли о своей неполноценности.
3. Невротический энурез
В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
4. Невротические тики
К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Педагоги чаще всего принимают это за кривляние, дурачество. А ребенок не контролирует эти движения.
5. Истерические неврозы
Проявление этого вида невроза весьма различно: от истерической слепоты до психомоторных припадков. При истерической слепоте дети жалуются, что не видят тетрадей. При психомоторных припадках дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят себя по рукам и ногам.

Из написанного выше можно выделить основные симптомы, на которые следует обратить внимание:
- нарушение сна,
- нарушение аппетита,
- головная боль,
- боли в животе, рвота,
- страхи,
- энурез,
- заикание,
- навязчивые движения,
- повышенная возбудимость, раздражительность,
- укачивание в транспорте,
- повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам,
- двигательное беспокойство,
- вялость,
- заторможенность.

Подготовка леворукого ребенка к школе
Для детей-левшей необходимы занятия по развитию содружественного действия обеих рук. Желательно, чтобы ребенок посещал бассейн, баскетбольные занятия, занятия большим теннисом. Очень полезны будут занятия лепкой, выполнение плетения, вышивание. Можно предложить составление узоров на обмазанной пластилином поверхности (картон, бутылка, банка), украшая их семенами овощей, фруктов.
Важным элементом занятий при подготовке левшей к школе являются зрительные диктанты, для которых используются геометрические фигуры, трафареты. Проводятся диктанты следующим образом:
а) ребенок рассматривает ряд фигур или изображений;
б) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
в) образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд;
г) образец открывается и проверяется правильность выполнения.

Важно помнить, что при пересчете предметов необходимо следить за лево-правосторонним направлением ряда.

Первое, чему учат в школе – это писать и читать. Если ребенок придет в 1-й класс, уже умея, это делать достаточно хорошо, то будет чувствовать себя уверенно среди сверстников. Следует уделить как можно больше внимания обучению ребенка чтению и письму. Но при обучении ребенка-левши нужно, прежде всего, опираться на образное мышление. Буквы, которые он видит впервые, могут стать для него живыми картинками, волнующими его воображение и легко запоминающимися. Так он без всякого труда усвоит алфавит, а затем будет быстро составлять из выученных букв целые предложения. Например, букву «Х» можно представить, как идущего человека, «Ф» - как очки и т.д.
Когда малыш научится писать, скорее всего, написанные им буквы будут иметь левый наклон или у них совсем не будет наклона. Не стоит пытаться заставлять ребенка-левшу писать обязательно с наклоном. Ему это будет очень трудно сделать. Также не следует требовать от ребёнка безотрывного письма.

Дошкольники-левши имеют трудности при общении с книгой. Обычно трудности в формировании навыков чтения видят в нарушении зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти. Сочетание нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации провоцирует трудности овладения навыками чтения и письма.

Определить уровень зрительно-моторных координаций очень просто. Ребенок, у которого зрительно-моторные координации не нарушены, как правило, к 6 годам может точно скопировать круг, треугольник и другие геометрические фигуры.

Обнаружить нарушения зрительно-пространственного восприятия тоже нетрудно. Достаточно дать ребенку лист и карандаш и попросить его представить себя сидящим за рулем автомобиля. Малыш будет по вашей просьбе чертить маршрут, который Вы ему говорите. Листок с начерченными линиями подскажет, в чем ошибки его восприятия.

Не все дети проявляют живой интерес к книгам, но картинки обычно увлекают ребенка. И, выбирая для него книгу, нужно позаботиться не о том, насколько ему будет интересен сюжет, а о том, чтобы в этой книжке были такие картинки, которые помогли малышу увлечься изображением и по вашей просьбе рассказать о том, что нарисовано на книжных страницах.

Несколько советов по проведению занятий с ребенком-левшой
1. Форма занятий может быть разной: мини-уроки 10-20 минут в зависимости от возраста, игровые элементы.
2. Между занятиями нужен перерыв в 5 минут.
3. Начинать и заканчивать занятия нужно заданиями, с которыми дети справляются легко.
4. Не спешите переходить к следующему виду заданий, пока не выполнено предыдущее.

Если вы хотите понять, как воспринимает мир ребенок-левша, то прочитайте всем известную книгу Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес». История этой книги такова, что изначально она не предназначалась для чтения другими людьми. Автор не предполагал, что рассказанная история станет любимой книгой детей и взрослых многих стран мира, он просто хотел поделиться эмоциями, в игровой форме выразить своё восприятие мира.

Также можно воспользоваться специальной литературой, из которой вы сможете больше узнать о леворуких детях, и которая поможет в занятиях с ребёнком при подготовке его к школе:
1. Безруких М. М. «Леворукий ребенок» - М., 2001
2. Безруких М. М., Ефимова С. П. «Почему учиться трудно».
3. Макарьев И. «Если ваш ребнок-левша». - М., 2001
4. Доброхотова Т. А. «Левши» - М., 1994
5. Светлов Р. С. «Левши и правши» - Спб., 2004
6. Петрова Н. «Если ребенок плохо говорит» - М.- СПб., 2005, стр.84-90

Прописи:
Безруких М. М. «Леворукий ребенок» (серия «Готовимся к школе»). - М., 2004. стр.18-48.
Дубова С. Ф., Паншина И.А. «Прописи для левшей» - издательство ГУП «Печатный двор».
Приложение
Определение леворукости
Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребенка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причем большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребенок отдает предпочтение одной из рук.

Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребенок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. К 4 неделям ребенок, лежа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повернута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей дает возможность прогнозировать леворукость.

Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребенка.
• “Переплетение пальцев
Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху будет лежать большой палец правой руки, а у левшей - левый.

• “Поза Наполеона
Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

• “Одновременное действие обеих рук
Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более четкие, ровные, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
! Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой.

Интересными являются тестовые задания, разработанные М.Г.Князевой и В. Ю. Вильдавским. Они подобраны с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации:
– лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть;
– это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Задание 1
Рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребенок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
! Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Задание 2
Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди фигуру в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счетными палочками.

Задание 3
Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды.

Задание 4
Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведерко.

Задание 5
Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножниц не соответствуют руке ребенка.

Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15) ребенок должен взять в одну руку, а другой (это, как правило, ведущая рука) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола пред ребенком и только после этого ещё раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их пред собой».

Задание 6
Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок.

Задание 7
Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками.

Задание 8
Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

Задание 9
Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берет, укладывает и поправляет кубики.

Проанализируйте результаты
Если задания 2-9 ребенок выполняет левой рукой, а задание 1 (рисование) - правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребенок лучше выполняет левой рукой, а графические задания - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков.

Исследования французских учуных показали, что 90% случаев «графические левши» оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и графических навыках. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, поэтому хочу остановиться на некоторых возможных вариантах:
1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило - эти дети левши, но их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным.
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Если предыдущих заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой действует ребенок более активно и ловко, то предлагаю дополнительные задания. Их автор – французская исследовательница М.Озьяс.
1. Почистить обувь щеткой.
2. Вставить стержень в отверстие бусины, пуговицы.
3. Намотать нитку на катушку.
4. Перелить воду из одного сосуда в другой.
5. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать мишень или использовать игру “Дартс”).
6. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического конструктора.
7. Сложить мелкие детали в узкий цилиндр.
8. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6) иголкой, булавкой.
9. Стереть ластиком предварительно нарисованный рисунок.
10. Продеть нитку в иголку.
11. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
12. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.
13. Достать бусинку ложкой из стакана.
14. Позвонить в колокольчик.
15. Выпить воду из стакана.
16. Закрыть/открыть застежку-молнию.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-16. Эти действия не привычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

Рекомендуем посмотреть:

Леворукость. Причины ее возникновения Леворукий ребенок в школе Особенности леворуких детей младшего школьного возраста
Подарок для девочки подружки на День рождения своими руками
Опубликовано: 1885 дней назад (27 февраля 2019)
Просмотров: 1122
0
Голосов: 0
Людмила Александровна Козырева # 28 февраля 2019 в 23:29 0
Здравствуйте. Очень актуальная тема Вашей публикации. У меня почти треть детей леворукие, поэтому мне было интересно и полезно познакомиться с Вашим материалом. Иногда,наблюдая, как ребенок откровенно мучается выполняя что-то левой рукой, невольно думается, что может быть его зря не переучили. Проблема леворуких существует и она серьезная. Спасибо за публикацию. Голос.