Особенности леворуких детей. Ознакомительная консультация для учителей начальных классов.
Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: представляю Вашему вниманию материал на педагогическую тематику "Обучение и воспитание леворуких детей".
Публикация может быть полезной учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и воспитателям дошкольного образования. Материал содержит информацию, которую можно использовать на родительских собраниях, педсоветах.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
1. Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных психолого-педагогических показателей.
2. Создавать условия для полноценного развития и обучения воспитанников.
3. Продумывать виды и формы педагогической деятельности при обучении и воспитании учащихся, имеющих склонность к левшеству.
Содержание материала.
Большая часть человечества – «праворукие» люди и, только 5-10% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают, что «леворукость» – индивидуальный вариант нормы. Леворукие люди ничем не хуже и не лучше праворуких. Они просто другие.
На Руси к левшам относились подозрительно. Им даже запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол.
"Следы" такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" — товар, проданный незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п.
Или, такие словосочетания и выражения "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги", "сходить на лево" и др.
В советских школах маленьких левшей переучивали в обязательном порядке. Попытки переделать, переучить леворуких обязательно вызывает у них серьезные нарушения психики!
Почему это происходит?
Мозг человека состоит из правого и левого полушарий.
Каждое из которых, необходимое дополнение к другому. В одном и в другом полушарии сосредоточены различные центры жизнедеятельности человека.
Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление,
правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление.
Доказано, что при доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого – страх и печаль.
При доминировании левого полушария, ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария - левая.
Существуют следующие понятия. Термины «леворукость» и «левшество» следует различать.
Леворукость - это предпочтение и активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий. Леворукими могут стать дети, у которых была серьезная травма правой руки в раннем возрасте. Таким образом, леворукость в большинстве своем связана с патологией.
Что касается понятия
«левшество», то это проявление устойчивой, неизменной характеристики, организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека. Иными словами левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.
А вот
амбидекстры могут одинаково владеть как правой, так и левой рукой. Для них совершенно нет разницы, какой рукой писать или держать ложку. Они могут делать эти действия одинаково хорошо как левой, так и правой рукой. Иногда вместо термина «амбидекстр» говорят «двурукость». В противоположность амбидекстрам есть и ещё один термин –
амбисинистры. Эти люди не могут использовать не только правую руку, но и левую.
Основные причины левшества.
Генетическая – передающаяся по наследству (если в роду были левши, то вполне вероятно, что ваш малыш тоже такой)
Патологическая – является следствием повреждения мозга в процессе внутриутробного развития. Либо родовая травма, в результате которой повреждается правое полушарие.
Социальная – когда происходит насильственное переучивание.
«Вынужденное» левшество – выбор ведущей руки у таких детей обычно связан с травмой правой руки (невозможность ею пользоваться какое-то время), но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Существует двойственная позиция левшества.
Первая основана на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Это связано с тем, что левшество чаще встречается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также существует факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.
Согласно второй позиции, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Объясняется это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, банкоматы, устройство компьютера, созданные в расчете на правшей).
Возможно, поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности, а с другой — более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.
Для более точного определения индивидуальных особенностей леворких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека. Поэтому в современной психологии употребляется термин "индивидуальный профиль латеральности (ассиметрия) организации функций" (ПЛО), который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии.
Для определения этого профиля (т.е. выявления возможного левшества) психологами разработана методика, которая включает три группы тестов: для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза. Иногда дополнительно определяют и ведущую ногу, хотя эта информация не входит обычно в анализ получаемого профиля.
Приведем самые простые визуальные тесты.
1.
Сложить руки в «замок». Переплетите руки в «замок». Если сверху оказался большой палец правой руки – вы правша, левой – левша.
2.
Тест «аплодисменты». Поаплодируйте. Ведущая рука окажется сверху.
3.
Скрещивание рук. Поза «Наполеона». Если вы правша, кисть правой руки окажется сверху на левом предплечье. Если вы левша, то кисть левой руки окажется на правом предплечье.
4.
Упражнение «Узелок». Развяжите несколько узелков на веревке. Правша это будет делать правой рукой, левша левой.
5.
Прицел глазом. Закройте один глаз, потом другой. Если точка прицела сместилась, когда вы закрыли правый глаз, то вы правша. Если она сместилась при закрытом левом глазе, вы левша.
Закинуть ногу на ногу.
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям.
Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.
Для активации правого полушария отлично подойдет упражнение «Арабское чтение». В арабском языке слова пишутся и читаются справа налево. Такой способ письменности и чтения отлично активизирует правую сторону нашего мозга.
Прочитайте текст на картинке, начиная с места, обозначенного стрелкой (читаем справа налево). Данное упражнение поможет Вам расшевелить сознание, научиться мыслить иначе. Ведь иногда так полезно посмотреть на мир с новой стороны!
Каждый человек рождается для какого-то дела.
Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.
Эрнст Миллер Хемингуэй
Упражнение «Ухо-нос» выполняется для активации и синхронизации работы обоих полушарий.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустите руки, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Правой рукой за кончик носа, левой рукой за правое ухо. Выполните упражнение 8-10 раз, пока не начнет хорошо получаться .
Если Вы хотите научиться использовать свой мозг более эффективно, не ленитесь тренироваться. Упражнения занимают не более 1-2 минуты в день.
В заключение хочется с удовольствием заметить, что терпимость к неодинаковости людей в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям каждого человека. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей.
А по телевидению летом активно поздравляют всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется ежегодно 13 августа
с 1992.
Цель праздника — привлечение внимания производителей оборудования на проблемы, возникающие у левшей в быту, обучении.
Рекомендуем посмотреть:
Особенности обучения леворуких детей
Леворукость. Причины ее возникновения
Леворукий ребенок в школе
Консультация для педагогов ДОУ. Ребёнок - левша