Как обучать леворуких детей
В настоящее время в связи с большими изменениями в сфере образования большое внимание уделяется развитию индивидуальности и воспитанию полноценной личности. Все нововведения и психолого-педагогические подходы стремятся внести в свои программы такие условия, в которых одинаково комфортно было бы всем учащимся и воспитанникам.
Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей.И любое отклонение от общепринятых норм,даже не обязательно патологическое,вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Очень часто родители хотят переучить и леворуких детей, считая, что это неправильно. Но так ли это на самом деле?
Актуальность данного исследования обусловлена большим количеством вопросов, связанных с данной проблемой, и очень небольшое степенью ее разработанности. В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существуют легенды о фантастических способностях и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.
В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 %. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто социальная среда заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.
Различают два определения: «левшество» и «леворукость». По мнению известного российского нейропсихолога, профессора МГППУ А. В. Семенович, леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Но это происходит далеко не всегда.
Что касается понятия «левшество», по словам А. В. Семенович, это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами левшество – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.
Малоизученность данной проблемы во многом связано с тем, что отечественные педагоги и родители активно и долгое время переучивали левшей, хотя во многих странах мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают условия для нормального существования, обучения, получения профессии, это не является никакой «отрицательной особенностью». Во таких странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машины и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. У нас, к сожалению, этого нет, возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание.
Особенности леворуких детей ведут за собой и особенную предметно-развивающую среду, особенные, специализированные программы, рекомендации для родителей и педагогов по обучению и воспитанию леворуких детей. Но, к сожалению, в отечественной педагогике и психологии нет полноценных таковых программ, есть только отдельные рекомендации, элементы программ и отдельные советы, которые очень малоопробированы и слишком разрознены, что в значительной степени усложняет обучение и воспитание как педагогам, так и родителям, и конечно же – непосредственно самим детям. А пока в нашей стране нет таких условий, леворукие дети сталкиваются с большим количеством трудностей при поступлении в образовательное учреждение. Согласно исследованиям М.М.Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения. Наиболее острой проблемой является проблема леворукости, которая в плане функциональной организации мозга не всегда является просто противоположностью праворукости, скорее можно отметить иной характер функционирования мозга. В связи с этим психологические проблемы ребенка могут начаться не только при поступлении в школу, но и при неправильном и угнетающем подходе педагогов и родителей могут проявить себя и в дошкольном учреждении. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.
У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть.
И для того, чтобы этого избежать вышеперечисленных проблем нужно как можно активнее и глобальнее изучать проблему функциональной асимметрии мозга, леворукости и доносить результаты исследований до работников образовательных учреждений и родителей. На современном этапе есть некоторые авторы, которые внесли свой вклад в развитие этой темы. Например, у Безруких М.М. есть труды с рекомендациями для родителей по воспитанию и приемам адаптации леворуких детей, публикации, характеризующие леворуких детей, их особенности и индивидуальность, где описаны трудности и проблемы таких детей с возможными путями разрешения, а также есть методические разработки в виде тетрадей для занятий с леворукими детьми. Также публикации по данной теме есть и у таких авторов, как Чуприков А.С., Доброхотова Т.А., Аракелов Г.Г. Но для достижения значительных успехов в развитии и воспитании, а так же для создания полноценных и качественных программ, которые можно было бы реализовывать общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях и успешно выводить в жизнь такую группу людей, как «левши», их очень мало. А соответственно очень высока вероятность того, что дети все еще будут продолжать испытывать трудности и дискомфорт при адаптации и жизнедеятельности в детских садах, школах и в дальнейшей жизни.
Наше исследование проводилось на базе МАДОУ №48 и заключалось в отборе леворуких детей путем тестирования по методам, предложенным Безруких М.М. («переплетение пальцев рук», «поза Наполеона», «одновременные действия обеих рук», «скорость движений»), а также с помощью методов Ф. Кречмера (полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию). По итогам констатирующего эксперименты было выявлено 10 детей в возрасте от 3,5 лет до 6,5 лет с разной функциональной асимметрией мозга. Изучения их карт адаптации, медицинских карт, выявления особенностей путем опроса родителей и воспитателей. Формирующий эксперимент заключался в разработке основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей с разной функциональной асимметрией мозга в дошкольном учреждении, целью которого являлась реализация личностно-ориентированного подхода к детям с учетом их особенностей; и, непосредственно, реализация разработанной системы сопровождения. По итогам нашего исследования был выделен перечень рекомендаций для работы с леворукими детьми.
Некоторые из них:
- самое главное: не проявляйте свое негативное отношение к леворукости ребенка!
- во время занятий леворуких детей рекомендуется садить слева за столом, чтобы не ребенок не мешал соседу, тем самым не чувствовал себя неуверенно и некомфортно;
- левшам при заучивании материала нельзя повторять его про себя автоматически, необходимо использовать специальные техники, особенно эффективен ассоциативный способ;
- во время продуктивной работы желательно использование специальной продукции для леворуких (например, ножниц, ручек);
- организовать ребенку рациональный режим дня, без перегрузок, так как леворукие дети, как правило, возбудимы, быстро утомляются;
- выполнять специальные упражнения, игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
- начинать и заканчивать занятия нужно такими заданиями, с которыми дети легко справляются;
- активно использовать игры и упражнения, направленные на взаимодействие полушарий.
В завершении хотелось бы отметить, что многие родители интересуются, имеют ли какие-то отличия левши от правшей и кто из них лучше адаптируется в школьной среде и получает более высокие отметки. Дети - левши будут учиться намного лучше своих праворуких сверстников, если до начала занятий, в подготовительный период, то есть в детском саду, с ними будет проведена определенная обучающая работа, в противном случае они будут отставать от правшей. Это связано со специфичностью переработки информации левшей. и в первую очередь хочется отметить, что важно развивать личность и индивидуальность, формировать высокие нравственные и моральные качества, независимо от того, какая сторона полушария у него доминирует, и что еще очень важно: насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга ведет к нежелательным последствиям. А для того, чтобы леворукому ребенку было максимально комфортно в окружающем его праворуком мире и оградить от лишних трудностей, необходимо выявить и понять его особенности. Для чего и необходимо как можно активнее прорабатывать и изучать данную проблему, чтобы воспитание и обучение леворуких детей не было в будущем не составляло никаких проблем. Тем более что по данным некоторых исследований, процент леворуких детей с каждым годом возрастает в значительной степени.
Список используемой литературы:
1.Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” - М., 2001
2.Безруких М. М., Ефимова С. П. “Почему учиться трудно”.
3.Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации.М.:Вентана-Граф,2001(Готовимся к школе).
4. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.
5. Прописи Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” (серия “ Готовимся к школе). - М., 2004. Стр.18-48.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма»
Родительская компетентность
Как организовать прогулку с ребенком зимой
Консультация для родителей. Сердце ребенка - это святое место
Похожие статьи:
Как подготовить руку ребёнка к письму
Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»
Консультация для родителей: Не делайте из ребёнка кумира
Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду