Конкурсы

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Автор: Удалова Ольга Петровна, воспитатель МБДОУ № 128 «Рыбачок», г. Мурманск

Адаптация детей раннего возраста

Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

· возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

·состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

· сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

· индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

· условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

· уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;

· соответствующая возрасту прибавка в весе.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

· приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!

Рекомендуем посмотреть:

Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада

Работа с родителями в период подготовки и адаптации ребёнка к ДОУ

Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ

Как подготовить руку ребёнка к письму

Олеся Вайцель # 24 октября 2013 в 18:57 +2
Мы в своей работе тоже уделяем большое внимание процессу адаптации детей. Создаем брошюры, презентации с рекомендациями по подготовке к ДОУ. Спасибо Вам за игры! Обязательно включим их в свою работу с родителями!
solnzezar # 17 декабря 2013 в 15:49 +2
адаптация одна из насущных проблем каждого учреждения,в основном мы продумывали программу для детей первой младшей группы, а теперь посмотришь какие дети пришли из дома в среднюю группу дак за голову оберешься очень они не организованные, не такие как их сверстники уже ходящие в ДУ, поэтому и возникла необходимость и для этого возраста тоже что то придумывать.
ольга исаева # 15 января 2014 в 20:16 +1
Эх, эту статью бы мне года три назад. Мой младший очень тяжело адаптировался в садике. В принципе и до сих пор еле еле ходим. Благо осталось пол года еще.
Валерия Ивановна Смирнова # 28 марта 2014 в 21:36 0
С большим внимание прочитала Вашу статью. У меня сыну 2года 7мес., ну никак не может привыкнуть к детскому саду. Ходит 1-2 дня, болеет. Хотя до садика болел очень редко. Мне кажется, еще есть такая категория детей, которые очень сильно эмоционально привязаны к маме. Малейшее расставание с ней  вызывает у ребенка повышенную тревожность, переживания. Все это сказывается на психическом и соматическом состоянии ребенка. Вот и у меня сын такой. И как адаптировать его к условиям детского сада, не представляю.
Наталья Михайловна # 29 марта 2014 в 20:15 0
Ольга Петровна, спасибо за статьью. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду всегда остается актуальной. Важно подготовить не только ребенка к детскому саду, но и самих родителей. Как правило, подготовка эта отсутствует. В связи с чем, дошкольное учреждение должно создать психолого-педагогические условия вхождения ребенка в новую среду. Существуют разные программы по адаптации детей к ДОУ, но все их объединяет комплексная работа всех специалистов по работе с семьей. На первых этапах работы с семьей необходимо дать представление о процессе адаптации, чтобы избежать осложнений и обеспечить безболезненный переход ребенка из семьи в ДОУ. Работа по адаптации большая, но интересная. Включает разные формы взаимодействия с семьей и детьми. Тема плодотворная для обсуждения. Каждый специалист выстраивает свой алгоритм работы в период адаптации. То, что вы подготовили консультацию для родителей, говорит о ее важности для вас, как педагога и понимаете существующие проблемы. Не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые идеи в работе с семьей  и детьми. Успехов!
Ольга Федоровна Мережко # 8 апреля 2014 в 09:01 0
Действительно, адаптация ребенка в детском саду проходит у всех детей по разному. Например, мой ребенок плакал всего 3 дня, а вот другой мальчик до сих пор не хочет оставаться в саду (ходим в сад уже 3 года). Мне кажется, что все зависит, в большей степени, от воспитателей, от их отношения к детям.
людмила # 23 сентября 2014 в 22:38 0
скажите пожалуйста 3 метода способов снижения адаптационного стресса у детей
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:57 0
Познавательная статья. Грамотно подобраны методы и формы работы. Спасибо!
Раиса Андреевна Новикова # 4 ноября 2014 в 13:42 0
Тема адаптации ребенка к детскому саду как была так и остается очень актуальной. Из года в год мы даем рекомендации родителям, о том как надо подготовить ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения, чтобы уменьшить время адаптации и избежать стрессовых ситуаций. Однако очень часто дети приходят абсолютно не подготовленными, сразу попадают в новую для них обстановку, которая кажется им чужой. Начинаются капризы и истерики, от которых страдает как сам ребенок, так и родители. Во избежании таких ситуаций, очень рекомендую родителям почитать такого рода статьи! Вы молодец, очень хорошая работа.
Светлана Анатольевна Вальцева # 8 ноября 2014 в 17:39 0
Полезная информация, так как ребенок, который привык находиться дома с мамой, делать то, что он хочет, где родители потакают ему, приходит в новую для него среду, где многое для него неизвестно и ново. Появляется режим, новые взрослые и дети, которые входят в его окружение, с которыми надо контактировать и находить общий язык. А ведь у него ещё нет опыта в этом. Многие дети привыкли кушать тогда, когда захочется, привыкли играть со своими игрушками и не делиться ими с другими... и тут у ребенка появляются новые серьезные стрессовые ситуации, с которыми ему необходимо научиться справляться. Игры очень хорошо помогут ребенку справиться с периодом адаптации в новых для него условиях.Родителям важно знать, с какими трудностями сталкивается в этот период ребенок и помочь ему.
Алсу Расимовна # 20 ноября 2014 в 21:35 0
адаптация у каждого ребенка проходит по разному. Кто - то привыкает быстро , а кто-то и через неделю плачет, не хочет ходить в школу. Действительно, ребенку трудно привыкнуть к смене деятельности, к новому режиму дня. И играет роль страх перед обучением, страх, что у него ничего не получится .
Вера Александровна Никитина # 12 декабря 2014 в 19:04 0
Очень важно раскрывать актуальные вопросы грамотно, с подробным раскрытием вопроса. При приёме в детский сад проводятся и консультирование, и подробное инструктирование родителей, но всегда остаются невыясненные вопросы. Поэтому консультация, разработанная вами, очень необходима педагогам. Спасибо.
Елена Владимировна Максимова # 28 марта 2015 в 13:54 0
Игры возьму на заметку, замечательно и интересно. Каждый ребенок адаптируется по-разному в саду. Дети, как и взрослые не одинаковы. И мы призваны деткам помогать! Спасибо, возьму на заметку для родительских собраний по адаптации!
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:46 0
Спасибо автору за интересный материал. Мы сами столкнулись с проблемой адаптации ребенка к саду. Спасибо!
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 23:03 0
Каждый ребенок по разному адаптируется к условиям детского сада. Статья интересная. Спасибо.
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 12:33 0
Адаптация к ДОУ - серьезная проблема для самого учреждения, родителей, и конечно самих детей. В своей статье вы затронули основные моменты адаптации ребенка к новым условиям. Спасибо вам за практику (о ней как-то забывают, концентрируясь на общих рекомендациях).
По-моему, необходимо, чтобы процесс адаптации сопровождался грамотными специалистами. На группе, куда набираются "новые" детки должны работать педагоги, которые умеют принимать и понимать ребенка, проходящего адаптационный период. Ведь это особый ребенок: он еще "ничего не знает" о режимных моментах в саду, он напуган - с ним тяжело. Мы в своем учреждении проводим специальную тренинги с педагогами раннего возраста и "погружаем" их в работу на адаптационных группах.
У родителей часто возникают вопросы и негодования по поводу заболеваний ребенка в адаптационный период. Я в таком случае предлагаю им к сравнению цветок, которому становится в один момент тесно в своем горшке и необходима пересадка. Что может произойти с пересаженным цветочком? Да, как бы ни старался садовник, создавая наилучшие условия, цветочек может заболеть... Эта визуализация хорошо помогает родителям понять, смириться и пережить этот неприятный момент адаптации.
Ольга Геннадьевна Пяткова # 21 июня 2015 в 15:08 0
Спасибо за статью. Из ходя из своего опыта, хочу сказать, что многое зависит от родителей, от того как они относятся к дс и к воспитателям и научили ли они элементарным навыкам самообслуживания своего ребёнка.
Валерия Дмитриевна Лихачёва # 25 августа 2015 в 19:22 0
Резкий переход в новую социальную среду является для ребенка стрессом. В рамках данной проблемы материал является значимым для педагогов ДО и для родителей, готовящихся к поступлению своих детей в детский сад.
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 16:54 0
адаптация одна из насущных проблем каждого учреждения. Спасибо за интересную статью!
Оксана Анатольевна Азарова # 7 апреля 2016 в 08:17 0
Проблема адаптации является актуальной для всей системы образования. Попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети волнуются и переживают.Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и взрослыми.При всём многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации все дети в период адаптации нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - педагогов и родителей.Данный набор игр и упражнений грамотно подобран. Игры доступны, не требуют какой-то специальной подготовки, просты в использовании, направлены на смягчение и ускорение процесса адаптации детей.
Ольга Сергеевна Клюева # 6 декабря 2016 в 19:24 0
Ольга Петровна прекрасный материал. Возьму его на заметку для создания памятки для родителей малышей, только что пришедших в наш детский сад.