Психологическая подготовка родителей к поступлению ребёнка в ДОУ и в период адаптации ребёнка
Автор: Дорогина Лариса Михайловна, социальный педагог Детский сад №198 ОАО «РЖД» г. Красноярск
Адаптация – привыкание, «вживание» человека в какую либо среду.
Поступление в детский сад - это переломный момент не только для ребенка но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать, в следствии резкого перехода из домашней неорганизованной среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.
Учитывая возникающие у родителей трудности в нашем детском саду родителям предлагается посещение тренингов, групповых бесед в «Клубе молодых родителей». На таких мероприятиях родители могут оценить и взвесить свои умения, знания и возможность задать интересующие их вопросы о режиме, навыках самообслуживания и т.д. Повысить свою компетентность в вопросах психологии и педагогики.
Повышается взаимопонимание между родителями и работниками ДОУ с целью создания единого пространства «семья - детский сад», обеспечивается преемственность в требованиях, предъявляемых к ребёнку в детском саду, понимания задач воспитания и обучения.
Чтобы такие тренинги и беседы принесли реальный результат, педагогу необходимо знать социально - демографические данные семьи и психолого- педагогическую характеристику.
Для этого проводится анкетирование семьи (приложение №1)
Исходя из этих данных, педагог выстраивает свою работу с родителями индивидуально, соблюдая конфедициальность, такт и профессиональное мастерство.
Ещё один вариант взаимодействия с родителями в период адаптации детей к ДОУ – это пригласить их на родительские собрания в другие группы , где можно окунуться в проблему и найти ответы на интересующие вопросы.
Так же можно организовывать « круглые столы» с новенькими привлекая родителей старших воспитанников для обмена опытом.
Можно подарить памятки «Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрёпки» (приложение №2)
Провести анкетирование «Детский сад глазами родителей» (приложение №3), целью которого выяснить, насколько интересно в детском саду, узнать пожелания и замечания. Определить уровень взаимодействия работников ДОУ с родителями в период адаптации ребёнка.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса.
Формы взаимодействия с родителями постоянно меняются. Традиционная форма работы, где главное место отводилось сообщениям и докладам утратили своё значение из-за малой эффективности. Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в жизнь детского сада.
Использование интерактивных методов повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, логопедом, мед.работниками и др.специалистами детского сада.
Ещё один интересный метод взаимодействия - это «Портфолио ребёнка». На первом этапе оформления родители вместе с детьми могут обсудить как оно может выглядеть, какие фотографии поместят туда и что напишут на страничке «Давайте познакомимся» (интересные факты из жизни ребёнка, его привычки и т.д.)
Также практикуются «Игротеки», где активное участие принимают сами родители, играя со всеми детьми группы.
Раз в квартал проводятся «Ток-шоу» с родителями на злободневную тему. На таких мероприятиях решается много вопросов, которые волнуют родителей и педагогов.
В ДОУ организована творческая группа из родителей «новичков». Силами группы издаются газеты о жизни в датском саду, театральные вечера и концерты.
Создан сайт с рубрикой «Спрашивали- отвечаем».
Вся проводимая работа по адаптации родителей и детей к детскому саду приносит положительные результаты и весь процесс проходит максимально безболезненно для всех сторон.
Приложение №1 Анкета для родителей
Степень
родства
|
Ф.И.О.
|
Год рождения
|
Образование
|
Место
работы
|
Должность
|
Раб .
Тел-н
|
Отец
|
|
|
|
|
|
|
Мать
|
|
|
|
|
|
|
Брат
|
|
|
|
|
|
|
Сестра
|
|
|
|
|
|
|
С кем проживает ребенок?___________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________
Дом. Телефон _____________________________________________________
Бытовые условия жизни ребенка ( общие условия, условия для игры, отдыха и занятий)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Круг интересов семьи _______________________________________________
__________________________________________________________________
Особенности семейного воспитания ( строгое отношение, толерантное отношение, ребенку можно все и др.) _________________________________
__________________________________________________________________
Какие трудности в воспитании Вы испытываете?______________________
Приложение №2
«Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрепки»
1. Будить ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
2. Не торопить - умение рассчитать время - ваша задача, если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
3.. Не прощаться, предупреждая и направляя: «Смотри не балуйся, веди себя хорошо, и т. д.». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
4 Нелишне будет предупредить персонал детского сада о вкусах малыша. Но делать это следует в его отсутствие, когда он ушел в игровую комнату или занялся с другими детьми, так как подобные разговоры как бы программируют ребенка на совершение соответствующих действий: он станет лишь сильнее капризничать и настаивать на отказе от пищи, объясняя это словами матери или бабушки.
5. Не говорить гадостей.
«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша...».
6. Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают "слабые" места взрослых.
7. Победить "сцены" помогут "ритуалы".
8. Не перекладывать ответственность.
Приложение №3
Анкета для родителей «Детский сад глазами родителей»
Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребенка. Она анонимна, поэтому просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы.
1. Кто, по – Вашему, более ответственен за воспитание ребенка- семья или дошкольное образовательное учреждение? ________________________________________________________
2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?
- Максимально полную информацию о ребенке
- Педагогические советы по общению с ним
- Психологические консультации
- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка вашего возраста лучше прочитать
- Возможность большего общения с родителями других детей
- Участвовать в мероприятиях детского сада
- Другое…
3. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом учебном году? ________________________________
4. Хотели бы Вы посещать занятия вместе с ребенком? Какие занятия? С какой целью?____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что вы ожидаете от таких посещений?_____________________________
__________________________________________________________________
6. Вы испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада? Если да, то почему? _______________________________________________________________
7. Ваши пожелания и замечания в работе детского сада_____________
Рекомендуем посмотреть:
Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада
Экологическое воспитание в детском саду
Адаптация детей раннего возраста в ДОУ
Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду