Как подготовить руку ребёнка к письму

Подготовка детей к школе

Автор: Гаевская Елена Анатольевна, воспитатель ГБОУ детский сад 2420, г. Москва.

Консультация для родителей. «Как подготовить руку ребенка к письму».

Как готовить ребенка к обучению письму?  Этот вопрос начинает волновать родителей задолго до поступления ребенка в школу.

Одним из основных направлений подготовки руки к письму является развитие руки.

У этого направления три задачи:

1. Сформировать правильный захват орудия письма.

2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

3. Развивать мелкую моторику руки.

Упражнения в правильном распределении мышечной нагрузки руки

Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.

Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и обрывание по контуру.

Сюжеты детских работ могут быть самыми разнообразными.

Работы детей подготовительной к школе группы «Осеннее дерево».

Развитие мелкой моторики руки

Для развития мелкой моторики руки можно использовать работу с бумажными шариками из салфеток или крепированной бумаги.

Сначала следует научить ребенка отрывать от салфетки кусочки. Салфетку ребенок держит в левой руке, а правой от верхнего края отрывает кусочек. Готовые кусочки ребенок катает в бумажные шарики. В идеале он  должен это делать тремя пальцами (большим, указательным и средним), делая круговые движения. Этим  у ребенка развивается мелкая моторика пальцев . которые участвуют в процессе письма. Затем ребенок клеит заготовленные шарики на картинки, стараясь плотно прижимать их друг к другу. При этом тренируются мышцы руки, мелкая моторика, развивается координация и точность движений.

Коллективная работа детей подготовительной к школе группы «Мухоморы»

Коллективная работа детей старшей группы «На морском дне».

Коллективная работа подготовительной к школе группы «Никто не забыт, ничто не забыто».

Максим Л. 6 лет 9 месяцев. «Снеговик».

Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид "живописи". Вы практически "рисуете" пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов - увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. 

Рисование пластилином или пластилинография также прекрасно помогает развивать мелкую моторику рук.

Глаша К. (6 лет 3 м.) «Поспели яблоки». 

Коллективная работа детей подготовительной к школе группе «Снегири». 

Глеб К. (6лет 4месяца), Ваня Л. (6лет 4 месяца), Юля М. (6 лет 3месяца) «Улетает наше лето…». 

 

Для развития мелкой моторики руки  можно использовать технику квилинг.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Совместная работа воспитателя  и Стеши Р. (6 л. 6м.)

Совместная работа детей подготовительной к школе группы и воспитателя «Победитель». 

Список используемой и рекомендуемой литературы

1. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму. М. Просвещение.2007.

2. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. М. Просвещение. 2007.

3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. М. Скрипторий-2003. 2008.

4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. М. Скрипторий 2003. 2006.

5. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. М. Скрипторий 2003. 2006.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Карапуз-дидактика. 2007.

7. Ращупкина С.Ю. Животные из бумаги. М. РИПОЛ классик. 2010.

8. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. М. Сфера. 2010.

Рекомендуем посмотреть:

Весенние поделки с детьми. Картина «Мимозы для мамы»

Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ

Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет

Развитие мелкой моторики у детей

Елена Моргач # 6 сентября 2013 в 11:17 +2
Очень хорошие приемы для развития мелкой моторики кисти рук. И только... Когда ребенок выполняет какую либо поделку в любой технике - он видит результат. Тем самым, он хочет сделать еще, еще и еще. Таким образом, развиваются и творческие способности (так необходимые нашим современным детям).
Светлана Столярская # 4 января 2014 в 12:58 0
Согласна с автором статьи о том, какую пользу в развитии моторики руки приносят подобные занятия. Я тоже с дочкой выполняю творческие работы в подрбных техниках. Мы дарим свои работы нашим бабушкам. Хочу отметить, что дочка не только любит заниматься квилингом и пластилинографией, но и "обучает" подружек в детском саду и бабушку. Эти занятия не только развивают руку, но и речь и эстетический вкус. Спасибо за публикацию. У меня даже появились идеи, как применить эти техники на логопедических занятиях с воспитанниками.
Марина Владимировна Склюева # 8 января 2014 в 19:51 0
Я как логопед и мама троих детей могу добавить, что такие занятия учат детей сосредоточенно заниматься делом продолжительный отрезок времени. Именно это умение - одно из ключевых при вхождении в школьную жизнь.
Наталья Николаевна Тушмакова # 17 января 2014 в 20:20 0
спасибо за очень интересные приемы работы с детьми!
Круталевич Татьяна Геннадьевна # 29 января 2014 в 16:56 0
Работаю больше 20 лет с дошкольниками, кажется всё делали, всему научились, но с каждым годом появляются, новые приёмы, виды работ, есть чем увлечь детей и выполнить поставленные задачи  в обучающей деятельности.Спасибо!
Анжелика Александровна Гинтер # 30 января 2014 в 21:19 0
Очень интересные работы получаются, но ведь еще и польза огромная.спасибо зо Ваш материал.
Галина # 5 февраля 2014 в 07:27 0
Прекрасные детские работы! Спасибо за идеи!
Евстратова Татьяна Николаевна # 9 февраля 2014 в 12:13 0
Спасибо за образец картинки осеннее дерево.Следующее занятие по аппликации у нас натюрморт из отрывной бумаги.Ваша статья оказалась очень кстати.Спасибо!Я наглядно увидела конечный результат. В такой технике я еще не работала, но теперь у нас все получится.
Юлия Устюгова # 17 февраля 2014 в 10:30 0
Здравствуйте. Спасибо за материал! Именно развитие мелкой моторики способствует в дальнейшем правильному письму. Благодаря тренировке мышцы рук постепенно укрепляются и становятся готовыми к напряженной работе.
Лира Зульфировна Гайнуллина # 18 февраля 2014 в 23:00 0
Спасибо Елене Анатольевне за предоставленную консультацию. Материал нужный и необходимый как для родителей, так и для самих педагогов. При подготовке к родительскому собранию можно смело использовать данную информацию. Приведенные в консультации работы можно взять на заметку в ходе реализации образовательной области "Художественное творчество".
Антонцева Елена Николаевна # 25 марта 2014 в 06:32 0
Консультация очень интересная! А какой богатый наглядный материал! Видно, что у ваших деток мелкая моторика хорошо развита! Думаю, что вашим воспитанникам и их родителям, очень повезло с талантливым педагогом! Творческих успехов!
Вера Леонидовна Ушакова # 29 марта 2014 в 14:33 0
развитие мелкой моторики играет большую роль в развитии ребенка. Я тоже уделяю большое внимание развитию мелкой моторики моих воспитанников. написала программу развития мелкой моторики и использую ее в работе с детьми с ОНР. Ваш опыт тоже хочу использовать в работе. Надо подумать об организации выставок работ детей.Спасибо за примеры.
Людмила Александровна Филатова # 13 июня 2014 в 20:56 0
Здравствуйте. Спасибо за материал! Консультация очень интересная!
Анна Николаевна Журавлёва # 22 июня 2014 в 11:52 0
Спасибо за мастер класс! Мне очень понравился. +1.
Анастасия # 29 июля 2014 в 15:50 0
огромное спасибо автору! пробовали с сынишкой сделать мухоморчки, ребенок в восторге просто! А главное делать очень просто и интересно ! к тому же развитие мелкой моторики да и в целом творческого мышления
Анна Сергеевна Тришанина # 6 октября 2014 в 06:30 0
Квилинг для меня совсем незнакомая техника, обязательно попробуем на занятиях. Я уверена, всем понравится.
Татьяна Николаевна Мамонова # 20 октября 2014 в 23:13 0
Спасибо. Завтра с утра с дочкой приступим к изготовлению поделок.
Вера Кирилловна Кубышкина # 22 октября 2014 в 08:38 0
Заинтересовало оригами. Ведь это не сложно и развивает одновременно моторику рук и комбинаторное мышление.В голове сразу родилось много идей. Спасибо Вам за стимул!
Людмила Васильевна Гавричкова # 24 октября 2014 в 08:24 0
Сама уделяю огромное внимание развитию мелкой моторики.Спасибо за идеи,обязательно воспользуюсь.
Наталья Михайловна Матвеева # 14 ноября 2014 в 23:49 0
Избитая тема, так как же подготовить руку ребенка к письму. И зачастую ошибочное мнение родителей-изматывать ребенка именно письмом различных крючочков и кружочков. А ведь все намного проще и интереснее. То что предлагает автор я вляется паноцеей от всех бед.И детям интересно и родителям не расшатывает нервную систему. Ребенок занимается любимым делом - творчеством, а рука-то запоминает, развивается, готовится к учебе в школе)))Спасибо автору!
Анна Михайловна Бурачёва # 30 ноября 2014 в 16:02 0
Спасибо,Елена Анатольевна. Консультация очень интересная, много образцов, прекрасные. увлекательные идеи для детей и их педагогов, родителей. Сама уделяю огромное внимание оригами, веду кружок для детей младшего дошкольного возраста. Желаю Вам творческих успехов!
Гульзифа Сагымбаевна Волкова # 22 января 2015 в 06:18 0
Елена Анатольевна ,очень Мне понравились Ваши объяснения и конечно же работы !!!! Я использовала в своей работе аппликации и очень мне нравятся работы в технике квиллинг !!! Здорово, а Вам спасибо !!!
Наталия Николаевна Грудцинова # 28 февраля 2015 в 19:01 0
Здравствуйте, коллеги! Согласна с Вами по поводу развития мелкой моторики рук - это важная, первостепенная задача подготовки ребёнка к письму, начертанию элементов букв и т.д. Очень хорошо в этом помогают конструкторы, паззлы, нанизывание бусин, выкладывание из пуговиц, фасоли и другого материала каких-либо предметов. Спасибо Вам за идеи! Успехов!
Ольга Геннадьевна Пяткова # 21 июня 2015 в 15:37 0
Елена Анатольевна, спасибо за консультацию, некоторые техники я не использовала ранее, но обязательно попробую.
Ткачук Инна Юрьевна # 29 июня 2015 в 17:45 +1
К выше перечисленному, для постановки руки к письму и концентрации внимания, хорошо давать детям такие задания, как: "Нарисуй или дорисуй такой же предмет", "Нарисуй свой орнамент". К тому же перечисленные задания развивают у детей произвольное внимание - важный фактор учебной деятельности.
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 17:17 0
Очень понравилась новая техника квилинг. Работы необычные и интересные при этом, развивается не только мелкая моторика но и внимание , воображение и другие психические процессы. Обязательно попробую со своими детьми.
Елена Николаевна Падукова # 5 октября 2015 в 21:08 0
Мне очень понравилось.Эти приемы у меня в работе тоже пользуются большим успехом у детей.Развивает у них не только моторику,но творческую фантазию.Спасибо!!!Молодцы!!!
Наталья Николаевна Колпакова # 4 января 2016 в 21:39 0
Мне очень понравилось сочетание техник оригами и квиллинг. Я тоже стараюсь использовать в своей работе разнообразные материалы и техники по развитию мелкой моторики (бусы, прищепки, крупы, песок и т.д.) Помимо мелкой моторики мы развиваем усидчивость, аккуратность, ответственное отношение к выполняемому заданию.
Наталья Анатольевна Лейнерт # 8 января 2016 в 19:54 0
Действительно, очень полезные советы, особенно для молодых родителей.Если хотим, чтобы наши дети росли и развивались правильно, с ними постоянно нужно заниматься.
Галина Леонидовна Ширко # 22 января 2016 в 15:28 0
Здравствуйте. Спасибо за материал! Именно развитие мелкой моторики способствует в дальнейшем правильному письму. Благодаря тренировке мышцы рук постепенно укрепляются и становятся готовыми к напряженной работе. Я тоже стараюсь использовать в своей работе разнообразные материалы и техники по развитию мелкой моторики (соль, прищепки, крупы, песок и т.д.) Помимо мелкой моторики мы развиваем усидчивость, аккуратность, ответственное отношение к выполняемому заданию.
Ольга Николаевна Цехмистер # 3 февраля 2016 в 20:13 0
Елена Анатолиевна! Отличный материал! Ваша подборка упражнений для развития мелкой моторики руки будет интересна и полезна как коллегам , так и родителям будущих первоклассников. Очень хорошо, что вы показали, как средствами изобразительной деятельности на развитии интереса и эмоций детей, можно заниматься таким серьезным делом, как подготовка к письму. Ведь, к сожалению, у нас даже многие педагоги считают что для этого нужны тетради и специальные прописи для дошкольников!Да, они важны, но всему свое время! Очень порадовали ваши грамотные, продуманные комментарии к различным , представленным техникам!У меня на этот счет тоже есть пособие"Чудесные ладошки", технология известна, но мое отличие в том, что я предлагаю создавать с детьми рисунки на основе обведения ладони руки карандашом или фломастером и дорисовывания до полученной основы необходимых элементов.Предлагаю дружбу.Свои материалы могу отправить вам в личную почту. О. Н.
Ирина Геннадьевна Ганженко # 19 февраля 2016 в 19:45 0
Такие способы развития мелкой моторики как обрывание листа бумаги, скатывание бумаги, работа с пластилином и скручивание бумажных полосок - идеальны для домашней подготовки детской руки к письму. Создавая готовый продукт, ребенок испытывает чувства гордости, его переполняют эмоции, он может подарить свою работу близким людям. Ребенку прививается эстетический вкус. Воспитатели могут взять на заметку. Работа в технике квиллинг - шикарна.
Наталья Александровна Дулина # 24 февраля 2016 в 13:28 0
Спасибо за интересный материал. Работы выполнены в разных интересных техниках, которые способствуют развитию мелкой моторики руки. Занимаясь интересным, творческим занятием можно подготовить ребенка к школе.
наталья евгеньевна павлова # 14 апреля 2016 в 21:40 0
Здравствуйте спасибо за материал, на следующей неделе у нас с детьми тема "Подводное царство" обязательно воспользуюсь вашим советом по созданию коллективной работы "На морском дне". Очень понравилось Молодец!
Ирина Владимировна Маклакова # 30 июля 2016 в 17:54 0
Интересные работы. Возьму на заметку.
Юлия Васильевна Хоменкова # 6 октября 2016 в 22:06 0
Интересный материал. Всегда приятно увидеть результат своего труда, тем более результат работы с детьми. Дети с нетерпением ждут прихода родителей, что бы увидеть восхищение в глазах мам и пап. Особенно хорошо устраивать выставки работ детей в группе. Тогда каждый родитель видит на что способен его ребенок, имеет возможность сравнить с работами других деток. Хороший родитель сделает выводы и поможет своему ребенку восполнить пробелы в этой области. Особенно понравились аппликации из салфеток.
Татьяна Владимировна Михайлова # 14 января 2017 в 18:59 0
С правильным захватом орудия письма у двух моих воспитанников большие проблемы: сколько не поправляешь, не показываешь-ничего не помогает. Как им удобно, так и держат карандаш. Про ножницы и пластилин и говорить нечего. Родители честно признаются, что грязь в доме им не нужна.Пытаемся наверстывать в детском саду: вечерами предоставляю им возможность резать, лепить и рисовать. Но как убедить родителей, что детям надо разрешать дома заниматься творчеством для их же развития?
Ольга Николаевна Литовкина # 4 февраля 2017 в 20:49 +1
Красивые работы. Развитие мелкой моторики у дошкольников очень важно и не только как подготовка к письму, а сама по себе. И гораздо интереснее создавать вот такие вот чудесные работы, чем просто писать палочки в тетради.
Жанна Александровна Чистякова # 17 января 2018 в 22:03 0
Согласна работы очень красивые. Самые большие проблемы у детей в школе это плохо развита мускулатура пальцев рук, от этого страдает каллиграфия. Спасибо за интересный материал.
Дарья Викторовна Максимова # 5 мая 2018 в 04:58 0
хороший материал, учитывая ФГОС работы детей не должны быть одинаковыми (Детям не был предоставлен выбор), а конспект замечательный, спасибо.