Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Применение ИКТ в коррекционной школе VIII вида

Применение ИКТ в работе над творческим проектом в коррекционной школе VIII вида.
Автор: Маклыгина Татьяна Вячеславовна
В настоящее время актуальна творческая деятельность не только учителей, но и учеников. На основе предусмотренной школьной программы на своих уроках по швейному делу с детьми коррекционной школы VIII вида я практикую разработку творческих проектов. Метод проектов - это одна из систем обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, имеющего практическую значимость. Проектный метод позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, добиваться более высоких результатов обучения, научить учащихся самостоятельно, критически мыслить, приобщаться к практической деятельности.
Современное обучение предусматривает активное применение информационно-коммуникационных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Такие уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, но отказываться от давно проверенных методов полностью не стоит. Информационно-коммуникационные технологии надо применять согласно требованиям к уроку, только на определенных этапах.
ИКТ уместно использовать при изучении только отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Разработка творческого проекта предусматривает активное использование компьютерных технологий. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Для работы используется Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.
Мультимедийные презентации облегчают работу учителю. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Использование презентаций, делает рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но белее продуктивно вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может привести к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.
Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос.
Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к трудовому обучению, которое является одним из важных аспектов будущей жизни детей с ограниченными возможностями VIII вида.
При работе над творческим проектом учащиеся с удовольствием пользуются компьютерными технологиями. Составляют отчеты о проделанной работе, оформляют их в мультимедийной презентации.
Использование метода творческих проектов с применением мультимедийных презентаций на уроках способствует:
• Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
• Стимулированию активности и самостоятельности учащихся на уроке;
• Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
• Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися;
• Самостоятельному распределению работы между собой (каждый ответственен за свой блок в отчете);
• Развитию организованности и ответственности;
• Стимулированию к более быстрому и качественному выполнению задания, так как от этого зависит успех всего проекта.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Рекомендуем посмотреть:

Коррекционная работа в начальных классах Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы Сценарий закрытия фестиваля "Обучение без ограничений" Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
С днем учителя! Сценарий | Эстетическое воспитание школьников в процессе комплексного воздействия учителя и родителей
Опубликовано: 3445 дней назад (20 ноября 2014)
Просмотров: 5488
0
Голосов: 0
Наталья Борисовна Щипцова # 22 ноября 2014 в 10:02 +1
Уважаемая Татьяна Вячеславовна, спасибо за статью. Я работаю в коррекционной школе VIII вида, в своей работе использую ИКТ.В специальной школе обучение помимо общих целей имеет специфические,
коррекционные цели, которые также следует иметь в виду при использовании ИКТ.Методы компьютерного обучения должны соответствовать особенностям познавательной деятельности аномальных детей и конечно не могут быть взяты в готовом виде из массовой школы.Творческих успехов.