Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора» по произведениям П.И. Чайковского «Времена года»
Цель мероприятия – воспитание у детей чувства прекрасного.
Задачи:
• продолжить знакомство с произведениями из цикла «Времена года» П.И.Чайковского;
• показать взаимосвязь музыки и литературы;
• воспитывать любовь к русской классической музыке и поэзии;
• воспитывать у детей нравственные качества, формировать свойства духовно - развитой личности.
Описание: Конспект будет полезен как музыкальным руководителям ДОУ, так и воспитателям старших групп.
Используются следующие технические средства: ноутбук (мультимедийная презентация), аудио аппаратура.
Ход мероприятия.
Дети входят в зал и садятся на стульчики. Их встречает музыкальный руководитель в костюме осени
Музыкальный руководитель:
Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой –
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.
Здравствуйте, дети.
(Пропеваем)
Сегодня мы с вами открываем музыкально-литературную гостиную, тема которой звучит так – «Осеняя пора». Мы послушаем стихи разных авторов. А также продолжим слушать музыку П.И.Чайковского, которая посвящена этому прекрасному времени года.
В литературе об осени говорили поэты: Пушкин и Некрасов, Фет и Тютчев, и многие, многие другие.
И прежде чем вспоминать, какие образы осени создавали писатели и поэты, я загадаю вам простые загадки об осени.
Загадки
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
Пыль поднимает.
(Ветер)
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала.
Солнышко застлала.
(Туча)
Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
То прятаться начнут.
(Дождь)
Летел Егорка,
Упал в озёрко,
Гусей не согнал
И сам не пропал.
(Лист дерева)
Музыкальный руководитель:
Ребята, какие месяцы входят в осеннее время года? Какой сейчас месяц?
(Ответы детей)
Знаете ли вы, как раньше назывался месяц ноябрь? Грудень.
От слова «груда»- мёрзлая земля.
Предназначение ноября — соединить глубокую осень с устойчивой зимой. Это месяц последней живой воды и молодого звонкого льда.
Издавна на Руси первый день ноября был проводами осени, встречей зимы. Про него и пословица сложена: «Ноябрь - Сентябрев внук, Октябрев сын, а зиме – родной батюшка!»
Ну, обо всем по порядку. И первый месяц осени называется… Сентярь.
И я предлагаю спеть песню об осени
«Осень» муз. А.Я. Берлякова
Осень золотая
В гости к нам пришла,
Сказку озорную
Осень принесла.
Припев:
Всеми красками сверкай.
Дождик мелкий рассыпай.
Дождик мелкий рассыпай.
Вместо листьев бусы
Разбросала вдруг.
Яркие наряды
Сшила для подруг
Припев:
На лесной опушке
Хоровод грибной.
Поливает осень
Дождевой водой.
Припев:
Портрет Берлякова
Музыкальный руководитель:
А теперь давайте послушаем стихи современных авторов об осени.
Стихи по выбору воспитателя
(слайды «Охота»)
Музыка П.И.Чайковского «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года»
Вопросы к детям: Почему только осенью разрешалась охота?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
А кто из вас, друзья, видал,
Как все в лесу переменилось?
В лесу был дан осенний бал!
Деревья все принарядились:
Кто в пестрый шелк, а кто в атлас
—Лишь сосны строгие да ели
Свой хвойный бархат — радость глаз
—Опять снимать не захотели.
Нагладив желтый свой батист,
Пришла красавица березка
И вдруг стряхнула первый лист,
Как тонкий волос у прически.
Явившись раньше всех на бал,
Оркестром ветра оглушенный,
С рябиной ясень танцевал,
На удивленье приглашенных.
И, позабыв про этикет,
Так громко клен в ладоши хлопал,
Что сбросил золотой манжет
И сделался чуть-чуть растрепан.
А старый дуб, качавшись в такт,
Не в силах был остановиться.
А вы хотели б тоже так
В осеннем танце закружиться?
Н. Асран
Танец осенних листьев
Музыкальный руководитель:
У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.
Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный — отзываются в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый — рождают, светлую радость. Сейчас послушаем, как композитор П.И. Чайковский с помощью музыки передает красоту осенней природы.
И так, слушаем «Осеннюю песнь» из цикла «Времена года»
Слайды «Золотая Осень»
Музыка П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года»
Музыкальный руководитель:
Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно — и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлет — и снова падение. И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный. Короткие музыкальные фразы успокаивают, уговаривают, утешают.
А о чем рассказала нам эта музыка?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель:
Да, осень это самое яркое время года, природа удивляет нас богатством своих красок!
Ребята, мы знаем, что птицы улетают на юг, а как вы думаете, изменяется ли что-нибудь в жизни животных в осеннее время года?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель: А сейчас, ребята, давайте послушаем, как красиво написали об осени поэты. Об удивительном времени года нам почитают стихи ребята.
Стихи по выбору воспитателя
Музыкальный руководитель: Осень бывает не только грустной. Когда выдаются солнечные деньки, листва деревьев играет всеми красками радуги. И хочется петь.
Песня «Наступила Осень» муз. О.Сивухиной
Наступила после лета
Осень, осень.
Мы её о разных красках
спросим, спросим.
Закружился листопад,
Снова листики летят.
Расставаться с летом жаль.
Улетают птицы вдаль.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Краски радуги-дуги
Яркие цветные.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы. 2 раза
С неба льется чаще, чаще
Дождик, дождик.
Мы раскроем поскорее
Зонтик, зонтик.
Плачут тучки кап-кап-кап,
Лица грустные у пап,
И у мам и детворы
От слякотной поры
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Краски радуги-дуги
Яркие цветные.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы. 2 раза
Проигрыш
Наступила после лета
Осень, осень.
Мы её о разных красках
спросим, спросим.
Закружился листопад,
Снова листики летят.
Расставаться с летом жаль.
Улетают птицы вдаль. – 3 раза
Музыкальный руководитель:
А сейчас звуковысотная разминка
«Малыши жирафики»
Малыши жирафики
Надевают шарфики. – высокий регистр, руки вверху.
Крошки бегемотики
Надевают ботики. – низкий регистр, руки возле пола.
А упрямый крокодил
Без пальто гулять ходил. – средний регистр, руки согнуты в локтях, ладони на плечах.
Простудился, лег в кровать
И таблетки стал жевать. – руки под щекой, толстый язык.
До чего же грустно,
Грустно и невкусно. Бя-я! – язык на всю длину.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте послушаем и сравним, как музыкой изобразил Осень Итальянский композитор Антонио Вивальди.
Портрет Вивальди
Звучит «Осень» Вивальди
Слайды «Дети рисуют Осень»
Музыкальный руководитель: Осень очень любил А.С. Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных стихов.
Портрет Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
Или всем известное стихотворение
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора —
Стоял ноябрь уж у двора.
Вот мы добрались и до ноября.
Ноябрь — это последний месяц осени! Пышная и нарядная, она сменяется другой — серой, невидной, в лоскутьях опадающей листвы, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг, — словом, превращается в ту «Золушку», которая зовется у нас в России поздней осенью.
Ребята, во время жизни Чайковского и Пушкина в ноябре уже всюду лежал снег и не таял. Люди ездили на тройках лошадей в санях. И музыкальная картинка Чайковского, которую мы сегодня будем слушать, называется «На тройке»
Слайды «Тройка»
Музыка П.И.Чайковского «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года»
Музыкальный руководитель:
Вот и закрылась последняя осенняя страница музыкального альбома "Времена года”.
Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду.
П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру.
Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства.
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.
Сегодня наш вечер в музыкальной гостиной окончен. Но новые встречи еще впереди. До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени
Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень
Конспект интерактивного занятия с использованием ИКТ в старшей группе. Осень разноцветная
Конспект осенней экскурсии в старшей группе ДОУ
Похожие статьи:
Инсценировка сказки в старшей группе на тему: Грибы
Инсценировка сказки «Репка» в стихах для детей старшей группы
Сценарий фольклорного осеннего праздника в старшей группе
Конспект занятия. Викторина на тему «Осень» в старшей группе детского сада
Осенние посиделки в детском саду. Интересный сценарий. Старшая группа