Из истории изучения грамматики в начальной школе.
Описание работы: Данная работа будет полезна студентам, преподавателям, в частности учителям русской словесности. Данный материал будет полезен также родителям и детям для расширения кругозора и привития любви и интереса к русскому языку. Учителя могут использовать статью для выступлений на заседаниях МО, педагогических советах.
Цель: изучение истории грамматики в начальной школе
Задачи:
1. Пополнить знания об истории русской грамматики в начальной школе,знать историческое развитие методики преподавания русского языка
2. Расширять кругозор
3. Воспитывать: интерес и любовь к русскому языку.
*****
Древнее латинское изречение гласит “histora est magistr uritae”(“История- наставница жизни”) Это означает, что прошлое в жизни человеческого общества тесно связано с его настоящим и будущим. Поэтому нельзя ни в каких сферах жизни людей - забывать положительное, что достигнуто человечеством в предшествующие эпохи своего развития. Сказанное имеет отношение и к педагогике - науке об обучении и воспитании подрастающих поколений, а стало быть, и к методике преподаванию русского языка как частной дидактике и теории воспитания.
Учителю- словеснику следует помнить, что методика преподавания русского языка- предмета, с которым он сталкивается повседневно своей работе с учащимися, имеет длительную и богатую историю. С этой истории полезно познакомиться, хотя бы в очень кратком изложении, чтобы понятнее были те нормы и рекомендации, которые дает современная методика. Начала научной разработке вопросов обучения русскому языку положили выдающиеся русские языковеды прошлого века, академики Ф.И.Буслаев и И.И.Срезневский.
Автор первой книги по методике русского языка “О преподавании отечественного языка” (1844г.)- Ф.И.Буслаев видел задачу обучения языку не только в сообщении знаний по грамматике, но в развитии детских способностей, “судительной силы” учащихся. Придавая решающее значение практике, упражнениями, Буслаев в то же время требовал “возведения форм к ясному сознанию”, провозглашая принципы сознательного усвоения детьми форм языка. При обучении языку и письму Буслаев советовал “идти вперед как можно осмотрительным,” имея в виду выработку прочных знаний и навыков и систематичность в работе.
Основным принципом грамматического изучения языка, по Буслаеву, является изучение не грамматических схем и правил, а живых фактов языка.
Мысль о необходимости развивать мышление и речь ребенка высказывалось и другим языковедом-академиком И.И.Срезневским. В его “Беседах об изучении родного языка” (1860). Задача первоначального изучения родного языка, по Срезневскому, состоит в том, чтобы научить “понимать высказываемое или написанное и правильно, понятно говорить и писать…Усвоить какой бы то ни было навык можно только упражнениям постоянным, сообразным с силами, правильным в переходах от легкого к трудному, от простого к сложному, упражнением,666 не изучения определений и правил, а ловкости и легкости их применения к делу”.
Но ни Буслаев, ни Срезневский не дали конкретной разработки методических вопросов, к тому же они имели в виду преимущественно начальные классы гимназий, а не начальную народную школу. Применить прогрессивные методические идеи своего времени к условиям начальной школы удалось лишь К.Д.Ушинскому. Разработав в своей капитальной книге “Человек как предмет воспитания”(1867-1869) психологические основы воспитания и обучения, Ушинский дал целую систему занятий по родному языку в I-III классах. Он создал три учебные книги “Родное слово”(1-я и 2-я книги-1864г, 3-я-1870) и в каждой книге “Руководство для преподавателей”.
К.Д. Ушинский не отделял обучение грамматике и правописанию от обучения чтению, потому его учебники для I и II классов являлись книгами по чтению и письму, причем элементы грамматике растворялись в других, чисто практических упражнениях по языку. Для III класса Ушинский составил книгу по грамматике (“Родное слово”ч.3). Грамматическое занятие носит практический характер-это не столько усвоение правил и определений, сколько наблюдения над языковыми формами и значениями, грамматический и смысловой разбор, упражнения в письме.
В формирование речевых и орфографических навыков Ушинский придавал большое значения воспитания внимания к слову и его формам, постепенному развитию активности и самодеятельности ребенка, умению детей сравнивать предметы и слова ими обозначаемые, по сходству или различию, логическим упражнениям и предупреждению ошибки. Ушинский требовал гибкого отношения к методам обучения: в одних случаях хороши одни методы, в других-другие, одностороннее увлечение одним из них вредно для обучения. Давая перечень основных видов и форм упражнений по языку Ушинский указывал на необходимость следовать определенной системе. Педагогическим принципом этой системы он считал постепенное нарастания сложности упражнений и самостоятельности выполнения их детьми.
Глубокое психологическое и педагогическое обоснование всей системы обучения родному языку в начальной школе придавало ей большую жизненную силу. Многие положения этой системы развивались в работах позднейших методистов второй половины XIX и первой половины XX в. Педагогические и методические взгляды К.Д.Ушинского до сих пор имеют главное значение для методики.
В своих книгах “Русская начальная школа”(1870) и “Первоначальные написания”(1882)один из последователей Ушинского- Н.А.Корф разработал виды упражнений, в центре которые находится диктовка. Грамматических терминов Корф почти не дает, упражнения типа списывания, диктантов и сочинений составляют существо занятий по родному языку.
Другие методисты 70-90г. прошлого столетия- В.И.Водовозов, Н.Б.Бунаков и др., не отрицая значения грамматике для образования и развития детей, больше полагались на хорошо поставленное чтение и на письменные работы типа изложений к сочинений.
Б.И.Водовозов в книге “Предметы обучения в народной школе (1873)” и “Книга для учителя” (1871) особенно во второй из них, намечает довольно конкретный порядок занятий по языку, в котором сочетались интересы чтения, грамматики, правописания, развития речи. Занимаясь чтением, дети обращают внимание на правописание тех или иных слов; занимаясь грамматикой, выясняют значения слов и выражений. Это своеобразные комплексные изучения русского языка. Однако рекомендации В.И.Водовозова, широко известные учителям, страдали своей бессистемностью.
Н.Б.Бунаков впервые истории нашей школы представил вопросы методики русского языка довольно в систематическом изложении. В 1 классе, по Бунакову, дети много читают. пишут, наблюдают и анализируют явления языка, и вместе с тем усваивают многое из правописания. Во II и III классах проводится уже более определенный курс грамматики, в частности изучаются все части речи, но без деталей. Бунаков предупреждает учителей, чтобы “ученики занимались не заучиванием грамматических терминов, а приобретали понятия путем обобщения целой группы явления”. Для усвоения правописания знаний по грамматике нужно немного. Надо добиваться того, чтобы “народная школа научила писать без грубых ошибок простую и коротенькую записку товарищу”. Списыванием не следует увлекаться , “благоразумнее пользоваться и диктовкой, и списыванием, но в меру». Главное же для народной школы “упражнение в сочинении”.
В.И.Водовозов, Н.Б.Бунаков, а также некоторые другие методисты[ например, В.А.Воскресенский, И.И.Паульсон] в истории методики иногда называются анти грамматистами, так как они не придавали решающего значения правилам грамматики при обучении языку и особенно правописанию.
Другое методическое направление в последней четверти XIX в. известно под названием грамматического. Сюда обычно относят Д.Ф.Пурцыковича, А.Анастасиева, Д.Н.Тихомирова и некоторых других. Общее, что роднит этих методистов, заключается в том, что все они стремились повысить уровень грамматических занятий в школах и на их основе упорядочить систему орфографических упражнений; в частности, они добивались того, чтобы грамматика и орфография имели право на самостоятельное существование в школьных занятиях, а не растворялись в объяснительном чтении и в бессистемном письме.
Из методистов этого направления особенно известен Д.И.Тихомиров, автор многих учебников по русскому языку для начальной школы и методических пособий для учителей. Особенной популярностью пользовалась его книга “Чему и как учить на уроках родного языка”, вышедшая первым изданием в 1887г и выдержавшая ряд изданий вплоть до 1915г.Основные мысли этой книги сводятся к следующему. Изучение грамматики должно состоять не в запоминании грамматической терминологии и заучивании определений и правил, а в усвоении понятий и мыслей из области грамматики, в наблюдениях над языком, в сознательном пользовании этим, в развитии мышления, а это достигается путем письменных упражнений. Что касается правописания, то это особый навык, который вырабатывается прежде всего в результате разносторонних упражнений, рассчитанных на пользование чувственных восприятий учащихся, [слуха, зрения]. Отчетливого произношения по [слогам] и правильного, с предупреждением ошибок письма.
В 80-90-х годах довольно сильно прозвучал голос московского преподавателя В.П.Шереметьевского, который возражал против увлечения грамматической теории в младших классах школы. Единственно, чему он придавал большое значение в области грамматики, был разбор состава слова. Большим злом современной ему школы Шереметьевский считал диктант[“диктантоманию”]особенно контрольный диктант, или, как он его называл, карательный, хотя и не возражал против предупредительного диктанта.
К концу XIXв. Появился ряд учебников по грамматике для средней школы и сборники диктантов главным образом для начальной школы, из них наиболее распространенными были “Практический курс правописания” Н.Я. Некрасова, а также “грамматические задачники". Но в это же время в России появились и учебники методики русского языка. Кроме упомянутых уже книг Бунакова и Тихомирова, можно назвать учебники Н.П.Сорокина, К.Ельницкого, А.Баранова. Так было закреплено официальное положение методики как научной и учебной дисциплины.
Таким образом, в историческом развитии методики преподавания русского языка сложилось несколько направлений: “теоретики”, те, которые отрицали применение практических занятий, “практики”, методисты, предлагавшие опираться большей частью на упражнения, грамотные задачки и не зацикливаться на заучивании правил и, наконец, методисты, которые считали, что необходимо на уроках опираться на теоретические знания и практические навыки.
Рекомендуем посмотреть:
Проектные задачи в начальной школе
Формы работы по преодолению школьной неуспеваемости
Самоопределение выпускника школ искусств
Развитие способностей дошкольников через художественное конструирование