Статья «Развитие познавательных, творческих, художественных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста посредством художественного конструирования»
Данная статья будет интересна воспитателям, студентам и родителям. Она раскрывает возможности для развития творчества детей посредством художественного конструирования.
"Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как прогресс общества определяют творческие люди. В среде педагогов возможность и необходимость её решения в дошкольном возрасте не вызывает сомнения, поскольку дошкольный возраст, как показали психолого - педагогические исследования, благоприятен для развития образного мышления и воображения и возможные потери в их развитии в этот период невосполнимы. "
Г.Г. Григорьева.
Развитие творческих, художественных и конструктивных способностей у детей дошкольного возраста является ключевой целью моей деятельности. В этом мне помогает использование
художественного конструирования. Перед собой ставлю следующие задачи: развивать у детей эстетический вкус, конструкторские навыки и умения, формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, приобщать к миру художественного изобретательства; воспитывать у детей такие качества, как любознательность, наблюдательность, самостоятельность, находчивость и креативность. Художественное конструирование предполагает одновременное развитие всех этих качеств, способностей, умений и навыков.
Художественное конструирование - это конструирование из плоских элементов конструктора (разнообразных по форме, размеру, цвету геометрических фигур, имеющих чёткую геометрическую форму квадрата, треугольника, четырёхугольника и др. и скрепляющихся с помощью ворсистой поверхности ткани) - является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, рисованием, аппликацией, но не приравнивается к ним. Конструирование изображения происходит путём соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.
Приёмы конструирования из плоских деталей конструктора просты, доступны ребёнку дошкольного возраста и позволяют построить (сконструировать) изображение (зрительно воспринимаемый образ) любого содержания.
Эта деятельность носит
моделирующий характер. Дети, конструируя изображения объектов реальной действительности, передают не столько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении, отношения между основными частями, т.е. строят изображение, значительно более близкое к наглядной модели, чем к фотографии.
Деятельность художественного конструирования проходит сложный путь развития: от манипулирования с элементами конструктора и возникновения ассоциативных образов к созданию преднамеренных изображений.
Дети овладевают сначала действиями построения конкретного изображения, передающего структуру единичного объекта, затем обобщённого, схематически отображающего структуру определённого класса предметов. Постепенно они отходят от упрощённой передачи формы и строения изображаемого объекта. Дошкольники уже переходят к конструированию предметов и сюжетных композиций, более точных и полных по форме и составу элементов, по которым можно судить об отношении ребёнка к изображаемому событию.
В процессе
конструирования дети осуществляют очное обследование тех объектов, которые собираются конструировать (выделяют главные детали из сложного целого, устанавливают их пространственное расположение), изучают и используют в своих действиях конструктивные свойства строительных элементов (геометрических фигур) и овладевают способами построения изображения.
Переход к преднамеренному конструированию изображения выражается в самостоятельной конкретизации детьми замысла будущей конструкции или композиции, выборе изобразительных средств для воплощения замысла в конструкторском материале и контроле за его реализацией. Иными словами,
художественное конструирование предъявляет ряд серьёзных требований к развитию восприятия, мышления, воображения - познавательных и творческих способностей - и предполагает задания на овладение детьми общими способами действия с конструкторским материалом с использованием определённых средств и технических навыков конструирования для его выполнения.
Получение детьми изображения (зрительно воспринимаемого образа), в какой-то мере схожего с изображаемым предметом, - это только часть задачи образного отображения действительности. В неё входит также и передача выражения детского понимания, личного осмысления, переживания отражаемого события, явления (создание выразительного образа). Иначе говоря,
художественное конструирование предъявляет требования к развитию у детей художественных способностей - символически выражать своё отношение к реальности.
Только при условии овладения ребёнком в процессе собственной конструктивной деятельности широким спектром изобразительных средств -
"языком" изобразительной деятельности (линия, форма, цвет, фон, ритм, композиция и др.) - становится возможным построить изображение и выразить свои чувства в зрительно воспринимаемых образах.
Создание выразительного образа достигается органичным единством изобразительных средств: универсальных для всех видов искусств, типичных для данного вида художественной деятельности и характерных для конкретной работы и его автора.
Конструирование из плоских элементов (геометрических фигур) не требует от ребёнка высокого овладения изобразительными средствами (цвет, форма, фон, ритм, симметрия, композиция), но успешно их развивает.
Геометрические фигуры выступают не только как элементы строительного материала, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, лишённая частных признаков конкретных предметов, например кружок, с самого начала играет роль меры для всех предметов круглой формы, имеющихся в детском опыте ребёнка.
Дети работают с уже заданными по цвету элементами конструктора, которые позволяют построить не только радостные и яркие по цвету изображения, но и реалистические. Если на первых порах обучения художественному конструированию фон (его цвет) как средство изобразительной деятельности выбирается произвольно, то постепенно они переходят к осознанному выбору фона для будущей композиции и используют его для достижения большей выразительности.
У детей развивается
композиционирование, они овладевают симметрией, ритмом. Все элементы конструктора можно быстро расположить на фоновой поверхности, убрать и вновь разложить. Материал
"подсказывает" детям нужный способ действий, "контролирует" их работу, помогает обнаружить ошибки. Ребёнок может самостоятельно передвигать геометрические фигуры на фоновой поверхности и опробовать различные варианты построения изображения и его места на плоскости.
Смысл человеческих отношений, переживаний, ребёнок может постичь при ознакомлении с художественной литературой, а пережить - в процессе конструирования по мотивам знакомых произведений.
Сказка позволяет ребёнку использовать небольшое количество обобщённых графических образов, имеющихся в опыте детей, для конструирования сюжетной композиции, наделяя образы сказочных персонажей характерными признаками. Эмоциональные переживания, возникающие у ребёнка, приводят его к новому видению изображаемого объекта и к передаче нового личностного представления изобразительными средствами.
Дети конструируют на разноцветных тонах (стационарных стендах, обтянутых хлопчатобумажной тканью светлых тонов) из разнообразных геометрических фигур, сомасштабных по величине для дополнения их и взаимозаменяемости в процессе созидания.
Для каждого возраста подбирается определённый комплект рабочих полей и деталей, которые отличаются составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребёнок, тем больше по составу, разнообразнее по величине и цвету геометрических фигур входит в комплект конструктора.
Деятельность младших дошкольников по художественному конструированию проходит путь от игрового манипулирования и условного использования конструкторского материала к функциональному его применению. Это проявляется в переходе детей к намеренному построению схематических и обобщённых графических образов, возникновению сюжетных замыслов.
Детские работы
"Машины"
"Паравозик"
"В лесу"
"Натюрморт"
"Как много разных домов"
Организация самостоятельной деятельности детей через насыщение предметно-пространственной среды
Материал для конструирования
Рекомендуем посмотреть:
Арт-терапия в работе с детьми
Формы работы по преодолению школьной неуспеваемости
Самоопределение выпускника школ искусств
История изучения грамматики в начальной школе