Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование моральных и нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Формирование моральных и нравственных ценностей у детей дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем посредством использования информационных коммуникативных технологий
Автор: Ганшу Валентина Фридриховна, воспитатель д/с №11 "Радуга"
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Д.С.Лихачёв
Тема Формирование моральных и нравственных ценностей у дошкольников на основе ознакомления с родным краем выбрана неслучайно.
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Знакомство с родным краем способствует формированию нравственных и моральных качеств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Помогает воспитать чувство Родины, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни России.
Цель: Активизировать формирование моральных и нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем, используя средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Задачи:
1. Способствовать формированию моральных и нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, краем, используя информационно-коммуникационные технологии.
2. Сформировать элементарные навыки работы на компьютере, интерактивной доске, как средства получения новых знаний.
В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.
Ни для кого не секрет, что наши дети очень много времени проводят за компьютером без пользы дела. Играют во всевозможные «стрелялки», «ходилки». Взрослые пытаются запретить, но, как известно, запреты не являются эффективным методом воспитания. Поэтому я решила использовать интерес к компьютерам во благо детей, как средство получения новых знаний по ознакомлению с родным городом, по формированию моральных и нравственных ценностей. Тем более, что материально – техническая база детского сада позволяет осуществлять данную работу.
Иван Калаш в работе «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» приводит перечень технических средства ИКТ, применимых в детском саду. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства.
Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения детей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным,
В настоящее время определены следующие направления внедрения Информационно-коммуникативных технологий в образовании:
1. Создание презентаций.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных или авторских презентаций,
5. демонстрация видео- и фотосъёмки.
Использование возможностей мультимедийной презентации позволило в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить дошкольников с живой и неживой природой края,
дать представления об основных достопримечательностях города, способствовало патриотическому воспитанию дошкольников.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ моральных и нравственных ценностей важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием Информационно-коммуникативных технологий: журналы и газеты, издаваемые Дошкольном учреждении для родителей; стенгазеты; буклеты; папки-передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование технических средств позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.
Формы работы:
Мероприятия представляют собой наглядные познавательные беседы. Мы постоянно помним о том, что знания лучше всего усваиваются в ходе игр и поэтому большинство разработанных и подготовленных мероприятий проходят в виде игровых программ, компьютерных презентаций. В ходе бесед демонстрируются слайды, фотографии, экспонаты из природного материала. В основе каждого занятия лежит маленькое открытие, дети принимают самое активное участие в мероприятии. Через эмоциональный рассказ, личный опыт детей происходит знакомство с природой родного края.
В занятиях отражена последовательность реализации содержания технологии. На одном из занятий, мы посмотрели видеофильм о нашем городе, провели беседу, а в конце занятия был поставлен перед детьми проблемный вопрос: «Почему улицы нашего города носят такие названия, как В.И.Дончука, Чернова, Ленина?» Даже не каждый взрослый ответит на этот вопрос.
Поэтому детям предлагается найти ответ на этот вопрос в Интернете, других источниках информации. Каждый ребёнок выбирает для исследования одну улицу. К этой работе активно подключились родители. Им была дана установка на то, чтобы они активно подключали детей к поискам информации, не забывая при этом требования к организации работы на компьютерах (СанПиН).
Надо отметить, что родители серьёзно относятся к такому роду заданий. Дети стали ориентироваться в поисковых системах Интернета. Стоит отметить, что в процессе работы, кроме воспитания патриотизма решаются и проблемы взаимоотношения детей.
Для создания альбома дети приносили много разнообразной информации по темам, которая помещалась в своеобразные электронные копилки детей. На занятиях дети делились добытой информацией со всеми. Далее, мы составляли тематический мультимедийный альбом «Улицы нашего города».
И альбом «История г.Воркуты».
Ещё одним интересным направлением работы является применение развивающих компьютерных игр. Одни игры приносили дети, другие приобретали вместе с родителями, а самое главное, что дети научились создавать игры сами!
Нами были созданы такие игры «Покажи герб Воркуты», «Собери герб города», «Покажи герб России», «Шахтеры».
Дети презентовали разработку своим сверстникам. Такие презентации способствуют развитию навыков публичного выступления.
Очень интересен для детей блок, представленный мультфильмами, видео-аудиозаписями. Мультфильмы о городах России, включая видеоролики о путешествиях самих детей с родителями по памятным местам республики.
Также я использую в работе с детьми интерактивную доску, которая позволяет работать с пособиями в реальном времени прямо на ней.
Интерактивная доска позволяет рисовать на ней разноцветными электронными маркерами. С помощью электронного маркера ребёнок или воспитатель могут выделить или подчеркнуть необходимую информацию, что дополнительно привлекает к ней внимание. Для дистанционного управления можно использовать электронный маркер, заменяющий мышь. Использование интерактивной доски помогает детям развивать различные навыки: внимание, память, мелкую моторику, способствующую развитию мышления и речи. Развивающие занятия с использованием доски стали намного ярче и динамичнее как для детей, так и для педагога.
Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Использование информационных технологий требует от педагога огромной подготовительной работы, занимает длительное время. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов занятий, которые составляют интеллектуальное богатство воспитателя. И лучшей наградой служит возрастающий интерес детей к занятию, радостное ожидание ими каждого следующего занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Моя Родина Дошкольникам о родном крае Из опыта работы воспитателя ДОУ Экскурсия по городу Воронеж

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки о Родине

Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «Символы Российского государства»

Рассказы о Родине для школьников

Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России

Классный час на тему Россия в 6, 7 классе

Памятка для родителей детского сада по ПДД
Опубликовано: 2038 дней назад (24 сентября 2018)
Просмотров: 965
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!