Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дошкольникам о родном крае

Консультация для родителей. Знакомим детей с родным краем
Составила: Круглова Ольга Александровна, МОУ, детский сад, 326, город Волгоград.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из  задач воспитания в семье.

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. « Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны.» ( С.А.Козлова,1981) Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.  
Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что…  «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», видя  в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Родители могут выучить с детьми пословицы и поговорки:
           «В своём болоте и лягушка поёт»
           «Дома и стены помогают»
           «Всякая птичка своё гнездо бережёт»
           «Где родной край, там и рай»
           «Где родился , там и пригодился» и т.д.
У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Если в семье часто читают детям сказки, то  сказка остаётся в душе ребёнка , как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.
Задача семьи - отобрать из массы впечатлений,  получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, прививая ребёнку  любовь к родному краю, родители должны сами его хорошо знать.
Родной город…Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Старших дошкольников знакомят с районом в котором они живут, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют , в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, району наблюдения за трудом взрослых.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех
- везде соблюдаются традиции
-повсюду живут люди разных национальностей
- люди берегут и охраняют природу
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Природа - неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в « сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью - золотой листок, весной- весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.   Любовь к родному краю, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

Литература:
1. М.Д. Маханёва. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2004.
2. Е.С.Евдокимова Воспитание маленького волжанина.Волгоград, Парус-н, 2003.
3. Е.С Евдокимова, Н.В.Езубова, Н.В.Додокина, И.В. Сластенова. Игры детей Поволжья: традиции и современность.Волгоград-Саратов: ЦОП, 2004.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» Из опыта работы воспитателя ДОУ Экскурсия по городу Воронеж Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Как подготовить руку ребёнка к письму

Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»

Консультация для родителей: Не делайте из ребёнка кумира

Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Опубликовано: 3913 дня назад (9 марта 2014)
Просмотров: 14582
+4
Голосов: 4
Татьяна Владимировна Смирнова # 9 марта 2014 в 13:39 0
Актуальная тема - воспитание любви к родному краю. Важно не только проводить работу по этой теме в детском саду, но и рассказать о ее значении и родителям. Вы даете конкретные и доступные рекомендации для родителей: через художественное слово, прогулки, экскурсии. Спасибо за полезный материал!
Ольга Александровна Круглова # 11 марта 2014 в 18:41 0
Спасибо.
Любовь Валентиновна Мальцева # 9 марта 2014 в 18:04 0
Социализация дошкольников, воспитание гражданственности очень важно в настоящее время. Приобщение детей и родителей к  окружающей нас природе. Полезная статья!
Ольга Александровна Круглова # 11 марта 2014 в 18:41 0
Спасибо.
Айгуль Закиевна Исиченко # 10 марта 2014 в 19:32 0
Ставлю +1! Я когда-то сама разрабатывала целый учебно-методический комплекс по теме малой родины, понимаю, как это важно. Последнее десятилетие воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности возведено в ранг просто громких слов.Только сейчас это начали снова добавлять в программы. Потому что нынешние дети о своей родине знают только то, что "все плохо". Это звучит из телевизора, обсуждают родители за столом. Поэтому не столько педагоги, сколько родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок не рос в ощущении, что мы хуже всех, у нас есть, что любить и что ценить, что беречь и о чем заботиться. Несмторя на все кризисы...
Ольга Александровна Круглова # 11 марта 2014 в 18:41 0
Спасибо.
Оксана Юрьевна Никитская # 27 марта 2014 в 22:48 0
Очень хорошую тему вы затронули в своем блоге: "Знакомство с малой родиной". Многие родители не знают интересных фактов из истории города или района, в котором живут много лет. Наша задача вооружить их знаниями. Творческих вам успехов!
Светлана Ивановна Куприй # 1 февраля 2015 в 18:29 0
Здравствуйте, Ольга. Спасибо за полезную и интересную публикацию! Обязательно воспользуюсь вашим опытом работы. примите мой голос.