Воспитывать любовь к родному краю с детства
Автор: Валимухаметова Ферюза Кабулжановна, учитель-логопед, МАДОУ №11 детский сад "Сказка" город Кумертау Республика Башкортостан
Цель: воспитание любви к родному краю;
«Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» В.Г. Белинский
«Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать» М.А. Шолохов
Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей.
Старший дошкольник должен знать, какую пользу обществу приносит труд его матери и отца, какие успехи у них на производстве.
Именно родители должны показать ребенку достопримечательности родного края, родного города. Рассказывать о подвигах их героев, показывать улицы и площади своего города, названные их именами.
Дети задают много вопросов, касающихся явлений общественной жизни: о космосе, войне, труде людей.
Учитывая интересы и любознательность ребенка, взрослый должен руководить этим процессом. Родители расширяют сферу интересов своего ребенка, заранее обдумывая, какие ему дать знания, с какими событиями его знакомить.
Из огромного потока информации родителю важно выделить те знания, на основе которых возможно воспитать любовь к родному краю, ее традициям.
Посещение с ребенком музеев, выставок, памятников города, столицы тоже помогают пробудить патриотические чувства.
Потому что именно в дошкольном возрасте закладываются все предпосылки для возникновения и развития патриотических чувств, а это очень важно в наше нелегкое время.
Проверьте, узнает ли ваш ребенок по фотографиям или иллюстрациям города Кумертау, Уфа, Москва. Знаком ли он с достопримечательностями родного города и края.
Например, считаете ли Вы нужным показывать ребенку памятники старины, посещать с ним картинные галереи, краеведческие музеи?
Какие достопримечательности нашего города Кумертау знает Ваш ребенок?
Часто ли Вы совершаете семейные прогулки, экскурсии в музей, выезды за город?...
Может ли Ваш ребенок сказать, в какой республике живет? Назвать столицу?
Знает ли он национального героя своей республики?
Родители должны знать, что ребенок эмоционально воспринимает окружающие его явления, поэтому именно дошкольный возраст – благодатная почва для формирования у ребенка необходимых человеческих качеств.
Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, различать добро и зло. У него развиваются более сложные нравственные чувства и качества, как гуманизм, добросердечность, сочувствие.
«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее», - писал К.Д. Ушинский.
«Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера…» - писал К.Г. Паустовский.
А это были великие патриоты своей страны.
Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания.
Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь окружающую красоту.
Нельзя знакомить ребенка с общественной жизнью только по дороге в детский сад или домой, нельзя всегда «идти за ребенком», его интересами. Так можно приучить формальности во всем. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Все общение ребенка с окружающим, познание ее законов, связей должно быть направлено на воспитание эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту.
Имеются ли в вашем доме животные, растения?
Принимает ли Ваш ребенок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?
Трудится ли Ваш ребенок в огороде, в саду? Как он это делает: охотно, с радостью или равнодушен к труду?
Если да, то Вы – хорошие родители, если нет – еще не поздно.
Важным средством воспитания любви к родному краю является
детская литература. Книги в образной форме знакомят ребенка с жизнью общества, помогают постигнуть внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношение к другим людям.
Читая как русскую, так и национальную литературу, прежде всего надо обращать внимание ребенка на положительные особенности в характере тех или иных национальностей.
Поэтому очень важно отбирать рассказы тех авторов, которые пишут интересно и содержательно. Рассказы, в которых рассказывается о жизни народов, вызывают интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию.
Важное значение имеют
рисунки, иллюстрации. Дети с интересом рассматривают их до чтения и после чтения. Поэтому важно научить ребенка всматриваться в рисунок, отмечать своеобразие в изображении каждой республики, знать ее богатства; путем сравнения отмечать сходства и различие в изображении национальных флагов, гербов.
Сила книги очень велика. Психологи отмечают, что дети дошкольного возраста могут испытывать чувства, которые переживают герои.
Большое значение имеют просмотры теле-, видео-передач. Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен и полезен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.
Необходимо воспитывать у ребенка чувство симпатии к представителям разных национальностей – взрослым, детям. Помнить, что в том городе, где живет ребенок, трудятся люди разных национальностей.
Башкортостан – многонациональная республика, труд людей любой нации важен для всех людей живущих в нашей стране.
Все начинается с семьи.
Любите свой родной край и прививайте эту любовь детям!
«Край мой»
Лес липовый,
Вишневая гора,
И улица, поросшая травой…
И вьюг лихих морозная пора…
Здесь я рожден.
Здесь край родимый мой…
Прошел весь свет я вдоволь поперек,
Но все мои окольные пути
Меня ведут
Опять на тот порог,
Откуда мне случилось вдаль идти.
Лес липовый,
Вишневая гора,
И улица поросшая травой,
И вьюг лихих морозная пора
Меня опять зовут к себе домой.
Вернусь - и молодею в тот же час,
Усталость всю снимает как рукой,
Безвредна пыль родной земли для нас,
Целебен этот воздух-
Он – родной!
И если на беду нарвусь, друзья,
Мой край всегда, во всем поможет мне!
Того и человеком звать нельзя,
Кто о родной забудет стороне.
Ангам Атнабаев
Рекомендуем посмотреть:
Дошкольникам о родном крае
Мой город – город трудовой славы. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней груп
Из опыта работы воспитателя ДОУ
Экскурсия по городу Воронеж
Похожие статьи:
Пословицы и поговорки о Родине
Классный час для учащихся 9, 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума. Классный час «Символы Российского государства»
Рассказы о Родине для школьников
Внеклассное мероприятие для школьников ко Дню России
Классный час на тему Россия в 6, 7 классе