«В Орловскую область в поисках деда и прадеда»
Автор: Валимухаметова Ферюза Кабулжановна, учитель - логопед МАДОУ №11 детский сад «Сказка» комбинированного вида городского округа город КумертауКонспект беседы с детьми подготовительной к школе группы с ОНР на тему «В Орловскую область в поисках деда и прадеда»
Описание материала: Предлагаю конспект беседы с детьми 6 -7 лет с ОНР по теме «В Орловскую область в поисках деда и прадеда», посвященной 71 годовщине Великой победы. Данное мероприятие предназначено для детей подготовительной к школе группы, но может использоваться и при работе с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть интересен воспитателям, классным руководителям, родителям.
Хочется отметить, что тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – это далекая история. Если мы, внуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Очень важно, чтобы наши дети ощутили эту связь: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. И начинать делать это нужно как можно раньше, пока у наших детей еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
Это конспект на ознакомление старших дошкольников с новым видом деятельности, как поиск родных и близких не вернувшихся с ВОВ, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважения к ветеранам ВОВ.
Цель: воспитание патриотизма у старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с поисковой работой погибшего деда и прадеда в ВОВ;
Развивающие:
расширять знания детей о ВОВ, желание больше узнать нового, интересного о войне, развивать уважение и доброжелательность к людям разных национальностей.
развивать слуховую память, зрительное внимание, творческое воображение.
Воспитательные :
воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и открыток о ВОВ, заучивание стихов к празднику Победы, конкурс чтецов, посвященный Дню Победы, пение песен на военную тематику, чтение рассказов о ВОВ.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации, фотографии из личного архива.
Ход беседы
На демонстрационной доске эпиграф:
“Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…”
Логопед:
- Ребята, совсем скоро миллионы людей будут праздновать День Великой Победы. Ровно 71 год назад наш народ победил в самой страшной войне – Великой Отечественной войне. В этот день будут поздравлять ветеранов, отдадут дань памяти тем, кто не вернулся с войны, кто умер, не дожив до этого праздника.
Сегодня я хочу рассказать вам о моем дедушке, прадедушке моих детей - Нургалиеве Валимухамете. Дедушка один из тех солдат, который не вернулся с войны. Он остался лежать далеко-далеко от родной земли – в братской могиле.
Мы очень хотели найти его могилу и летом (в июле) всей семьей поехали в Орловскую область, где погиб дедушка.
Вот таким был дедушка, когда ушел на войну.
Это одна единственная фотография, которая осталась на память семье: бабушке (его жене), детям, внукам и правнукам. Дедушка в молодые годы жил в красивейшем уголке Башкортостана – Татышлинском районе в деревне Сабанчи.
Там он встретился с симпатичной девушкой Гульзифой, с которой они создали семью. Работали в колхозе, растили пятерых сыновей. Но начавшаяся 22 июня 1941 года война не дала сбыться их мечтам и надеждам на счастливую жизнь.
Зимой в декабре 1941 года дедушка ушел на фронт. Бабушка с пятью детьми, (а в животике у нее жил уже шестой ребеночек), проводила мужа.
Он был пулеметчиком в 624-м стрелковом полку 137-ой стрелковой дивизии.
В 1941 году на берегу реки Зуши немцы держали прочную оборону. Каждый день погибали тысячи солдат.
О здешних жестоких боях написано множество книг.
Дедушка был похоронен в братской могиле в небольшом поселке Задняя Поляна (Новосильского района) Орловской области. И мы решили поехать и найти его могилу.
Путь был не близкий, но чем ближе мы подъезжали к Орловской области, тем больше мы волновались. Незнакомые места, незнакомые люди.
Мы приехали в Орловскую область в город Новосильск. Было раннее утро. Город еще спал. Нас встретил сторож местной администрации, назвался Михаилом Александровичем. Рассказал, как найти братскую могилу.
Потом добавил: «Хорошее, святое дело затеяли, много людей сюда приезжает».
Приехали мы в деревню Вяжи и на въезде увидели стелу с изображенной на ней картой военных действий на реке Зуши.
Вот здесь шли ожесточенные бои, в которых участвовал и наш дедушка. Погибали тысячи наших солдат.
И здесь до сих пор остались не тронутыми окопы, которые копали наши солдаты, а среди них был и мой дедушка, которого мы видели только на одной единственной сохранившейся в семье фотографии. Они поросли бурьяном. Но это еще одно напоминание о войне.
Сейчас река Зуши выглядит так:
Только к вечеру, после долгих поисков по разным деревням (сведения из интернета оказались не точными. Деревни Задняя Поляна уже не было). Мы приехали в деревню Большие Пруды и именно там к большой нашей радости нашли братскую могилу, в которой остался лежать наш дед и еще много других солдат, воевавших вместе с ним.
Это большое братское захоронение в деревне Большие Пруды, где похоронено больше 400 советских солдат разной национальности.
Вот так мы встретились с дедушкой и прадедушкой.
Это дедушкин внук – мой муж - Рим Рифович - учитель физкультуры.
Он сам – воин-афганец, воевал в Афганистане.
Не понаслышке знает о войне.
Это дедушкин правнук – Рустам Валимухаметов – мой сын, студент 4-го курса УГАТУ.
Это дедушкина правнучка, моя дочь Дина – ученица 5 класса школы №5.
Дина первой нашла надпись на памятной доске и закричала: «Вот он, вот! Идите сюда!»
Видели бы вы нашу радость в эти минуты!
«Стало быть, ты лежишь здесь, наш родной человек, так рано погибший!
А бабушка до последнего вздоха ждала твоего возвращения»…
Сын дедушки-Валимухаметов Риф Валимухаметович не смог приехать, он уже старенький дедушка, часто болеет. Дорога очень дальняя, тяжелая и ему было бы нелегко проделать этот путь. Когда он увидел снимки, то очень сильно плакал. Это были и слезы радости и слезы горя.
Ученики ближайшей школы ухаживают за братской могилой. Сюда приходят люди в праздничные дни и в будни, чтобы поклониться памяти павших, возложить цветы, постоять в раздумье.
Мы пробыли здесь несколько часов. Горсть земли с могилы бабушки насыпали на могилу деда, и взяли немного землицы с его могилы.
Говорят, что души влюбленных в загробном мире соединяются, наверное, души дедушки и бабушки тоже нашли друг друга. Мы в это очень верим...
Пока мы искали могилу дедушки, по дороге встретили много других захоронений: малых, больших. Это такие памятники героизму простых солдат. Они есть во многих деревнях, селах, городах нашей страны и даже за ее пределами.
Это памятники тем, кто погиб на полях сражений.
После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле.
Мы с вами тоже должны хранить память о погибших, возлагать цветы к стелам и обелискам, называть улицы именами героев.
Здесь покоятся 25 безымянных советских воинов. Их имена неизвестны. Таких захоронений тоже немало. Но безымянные погибшие воины такие же герои и они заслуживают нашу память.
Вся наша история хранится в музеях.
Поэтому побывали мы и в местном историческом музее в деревне Вяжи, где увидели много экспонатов военных времен. Познакомились с Татьяной Юрьевной Князевой, которая создала этот музей. Татьяна Юрьевна вместе жителем деревни Прохоровым Евгением Семеновичем помогают в поисках родственников погибших в Великой Отечественной войне.
Возвращаясь обратно домой мы заехали в город-герой Волгоград. И побывали на военно-историческом комплексе «Мамаев-курган».
Логопед:
- Вот так закончилась наша семейная поездка в поисках могилы дедушки и прадедушки.
- Ребята, война закончилась 71 год назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, писать, рисовать. И чтить память о погибших на этой войне.
Ребенок читает стихотворение:
«Мы будем помнить ваши имена,
И память завещать грядущим поколеньям.
Герои не уходят навсегда,
Им не грозит холодное забвенье».
Может и у вас есть родные и близкие, которые не вернулись с этой войны. И они лежат в такой же братской могиле. Ищите их! Они этого достойны.
За то, что мы сейчас с вами радуемся, смеемся, играем, - мы обязаны нашим дедушкам и прадедушкам, бабушкам и прабабушкам.
Это они в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день и попросили нас никогда не забывать о нем. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной замечательной Победе.
Рекомендуем посмотреть:
Беседа со старшими дошкольниками. Говорящий суть творящий
Проект в подготовительной группе. День победы
Сценарий праздника "День Победы" в ДОУ
Праздничная программа ко Дню Победы - 9 мая для подготовительной группы детского сада
Похожие статьи:
Сценарий к 9 мая. Подготовительная группа
Сценарий концерта к 9 мая Дню Победы. Подготовительная группа
Музыкально-художественная деятельность старших дошкольников на тему: «Природа и музыка»