Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов "Экологический практикум"
Пояснительная записка
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
Программа «Экологический практикум для начальной школы» ориентирована на младших школьников, обучающихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения, в объеме 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2, 3, 4 классах).
В каждом разделе содержатся теоретические вопросы и практическая деятельность. Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и исследовательских работ. Программа включает 3 раздела: «Растения», «Животные», «Природа и человек».Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное значение. Школа должна стремиться воспитывать новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.
Актуальность «Экологического практикума» для начальной школы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).
Преподавание «Экологического практикума» для начальной школы основано на получении обучающимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы.
Задачи курса:
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, ко всему живому.
2. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников.
3. Формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации
Обучающие:
1. Обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир».
2. Учить овладевать методами практической работы экологической направленности.
3. Обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
Развивающие:
1. Развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью.
2. Развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности обучающихся.
Основные положения экологического воспитания.
ДЕВИЗ: "Мыслить - глобально, действовать - локально".
ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры школьников.
ЗАДАЧИ:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
- формирование понятия о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- чувства эстетические и нравственные;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./
Принципы организации экологического воспитания:
1.Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности и непрерывности в содержании и организации экологического образования.
Систему экологического воспитания составляют звенья:
Экологическое воспитание в семье.
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)
Экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.
Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха.
Самообразование и самовоспитание.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Программа предназначается всем организаторам внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении.
Программа рассчитана на 2 года обучения (1-2 классы) по 1 часу в неделю.
Программа состоит из 4 частей – блоков: 1-познавательные мероприятия, 2- просветительная работа, 3 – практические материалы, 4 – развлекательные мероприятия.
В 1 классе изучается только блок познавательных материалов, всего 33 часа.
Во 2 классе часы распределяются следующим образом: 2 блок -4 часа, 3 блок – 15 часов, 4 блок – 15 часов. Всего 34 часа.
Тематическое планирование занятий для 1 класса.
1. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. (33часа)
Экологические беседы:
1. Мы - друзья природы.
2. Жалеть надо уметь.
3. Удивительное рядом.
4. Наш друг - лес.
5. Тайны бионики.
6. Звери и птицы зимой.
7. Зеленая аптека.
8. Где живут наши меньшие братья?
9. Как мы помогаем природе?!
10. Растения под нашей защитой.
11. О тех, кого мы не любим.
12. О культуре поведения в природе.
13. Природа - наш дом.
14. Учитесь доброте.
15. Птицы - наши друзья.
16. Природа и искусство.
17.Турнир-викторина "Охраняемые растения Ярославской области".
18. Конкурс загадок о природе.
19. КТД "Мой маленький друг" /о животных, содержащихся дома и в живых уголках/.
20. Круглый стол "Наш помощник - книга" /знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами/.
21.Проигрывание экологических ситуаций. Музей природы на столе. "Зоопарк" на столе.
22-23. Экологические игры: "Тайны лесной тропинки", "Робинзоны".
24-25.Конкурс кормушек "Птичья столовая".
26. "Сбор грибов".
27. Поход по родному краю, в березовую рощу. "По тропе Берендея".
28-29. Комплексное мероприятие "Человек - природа - искусство".
30.Экологический КВН.
31. Экскурсия: в «Музей природы".
32. Экскурсия в ближайший лес: "Тропинки, тайны, голоса".
33. Обобщение изученного. Рейд: «Чистая улица!»
Тематическое планирование занятий для 2 класса.
БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. (4 часа)
1.Участие в выставках "Природа и фантазия".
2.Конкурсы экологического рисунка и плаката.
3. Стихи и сочинения о природе.
4.Выставка "Зимний букет".
БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ. (15 часов)
1-2. КТД "Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц/. 3-4. Операция "Первоцвет". Очистка парка или участка леса от сушняка.
5-6.Заготовка кормов для птиц. Зимняя подкормка для животных.
7-8.Операция "Муравейник". Огораживание муравейников.
9-10. Операция "Мой двор - моя забота".
11-12. Озеленение класса, школы, улицы, двора.
13-15.Участие в охране памятников природы /изготовление и установка плакатов, табличек, призывов/.
3. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. (15 часов)
1-3.Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов /по произведениям о природе/.
4-5. Праздник Осени .
6. Разучивание стихов и песен о природе.
7-8. Праздник Зимы.
9. Разучивание сценок о природе.
10. Праздник Цветов.
11. Праздник птиц.
12.Кукольный экологический театр. Экологический "Театр на столе".
13. Вечер экологической сказки.
14.Утренник "Природа и искусство".
15. Заключительное мероприятие «Лесной карнавал».
П Р О Г Р А М М А экологического воспитания школьников-подростков
1. БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экологический сбор - "огонек". Разведка экологических бед.
Организация экоцентра. Организация экологического общества.
2. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Игра-путешествие "Эколог". Заочное путешествие по заповедным уголкам мира. Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". День экологических знаний. Экологическая неделя. Экологический месячник. "Живая газета" - "Экологический вестник". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, егерями, инспекторами СЭС. Экологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения Тамбовской области", "Заповедные территории области", "Редкие и исчезающие животные области", "Предприятия - загрязнители области". Турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./. "Музей природы" на столе. Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре детектива, приключения, сказки, романа/. Игры: "Робинзоны", "Лесная аптека", "Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли", Пресс-бой на темы: "охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире","Экология и АЭС", "Искусство и природа","Молодежь и борьба за чистую Землю". Деловые, ролевые игры. Компьютерные игры. Аукцион экологических знаний. Тематические беседы. Экологические клубы. Кружки экологов, аквариумистов, цветоводов-декораторов. Экологические экскурсии. Экологическая тропа /оборудование и проведение экскурсий/. Устный экологический журнал. ЭКТД "Экоград" / с учреждениями: ботанический сад, заповедник, зоопарк, картинная галерея, театр сказки, концертный зал, художественный салон, библиотека, музей природы, дом природы, НИИ продления жизни, конструкторское бюро/. День, неделя, месячник окружающей среды. Конкурсы фанпроекта:"Город будущего", "Транспорт будущего", "Человек в подводном мире".
Экскурсии в музеи, в природу, на предприятия. Дискуссии:"можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные?".
3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Радиопередачи о состоянии природной среды области, города, района школы. Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов. Экологическая агитбригада. Конкурс ораторов в защиту природы. Детские экологические митинги. Выставки филокартические, филателистические, "Природа и фантазия". Конкурс ораторов в защиту природы. Детские экологические митинги. Выставки филокартические, филателистические, "Природа и фантазия". Конкурсы и выставки рисунков, плакатов. КТД "Полиграфический комбинат" /изготовление для дошкольников книжек-игрушек экологического содержания/. Выставки "Зимний букет", "Новогодний букет".
4. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Обобрудование экологической тропы. Подкормка птиц и зверей. Организация школьных питомников. Рейды "голубых" и "зеленых" патрулей.
Экопосты. Разбивка клумбы "Цветочные часы". Фенологические наблюдения. Озеленение классов и улиц. Учет и закрепление оврагов.
Составление карты муравейников леса или парка, их охрана. Выявление и нанесение на карту участков земли, подверженных эрозии.
Выявление природных объектов, подлежащих охране. Выявление, охрана и разведение лекарственных растений. Школьный мониторинг /слежение за состоянием воды, воздуха, почвы, растений, животных, почвы/. Составление экологической карты района, школы. Участие в экологических операциях: "Подснежник","Первоцвет", "Новый год", "Малые реки", "Муравейник", "Чистый город", "Город - сад", "Родничок", "Птицеград", "Красная тетрадка", "Тропинка", "Зеленый наряд Земли", "Зеленая аптека", "Мой двор - моя забота", "Живое серебро".
5. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер,
Кольцовка песен о природе. Вечер "Человек и природа". Лесной
карнавал. Конкурс "Природа и фантазия". Кукольный театр. Конкурсы
стихов о природе.
6. БЛОК БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экомарафон. КТД "Подарок друзьям". Программа "Милосердие" /разведение комнатных растений для детей инвалидов, сбор лекарственных растений, изготовление панно и поделок из природного материала, композиций из цветов, проведение аукционов, ярмарок на основе изготовленных или выращенных своими руками поделок и плодов, сбор библиотечных книг о природе для детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей/. Организация фитсбара или "Цветочной чайной".
Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.
Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.
Желаем успеха в работе!
Рекомендуем посмотреть:
Программа математического кружка 4 класс
Программа кружка для учащихся 7-8 классов
Программа дополнительного образования
Программа внеурочной деятельности для начальной школы. Мягкая игрушка