Проектно-исследовательская работа "Отходы-в доходы!"
Актуальность проекта:
Почти 50 лет назад человечество изобрело пластиковую бутылку. Первые образцы весили 135 г (на 96% больше, чем сейчас). Сейчас она весит 69 граммов. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. И с каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут, за счёт того что появляется всё большее количество продуктов, которые упаковывают в пластиковые бутылки. Огромное количество мусора на улицах заставляют задуматься над вопросом: зачем нужна пластиковая бутылка?
Проблема исследования заключается в противоречии между положительными свойствами пластиковой бутылки для производителя и теми экологическими проблемами, которые возникают в результате загрязнения окружающей среды отходами, которые веками не разлагаются.
Цели проекта: изучение и исследование значения пластиковой бутылки в жизни человека и природы; развитие свободной творческой личности ребёнка в результате развития познавательных способностей, творческого воображения и мышления, поискового поведения и коммуникативных навыков.
Задачи проекта:
- побудить окружающих задуматься о важной экологической проблеме нашей планеты, на примере загрязнения людьми окружающей среды пластиковыми бутылками;
- изучить химические свойства пластиковых бутылок;
- заинтересовать окружающих возможностями создания из пластиковых бутылок множества интересных и полезных вещей.
Объект исследования: ненужные пластиковые бутылки.
Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Методы исследования:
- изучение литературных источников и информации в Интернете с помощью родителей;
- социологический опрос учащихся и их родителей МОУ Ананьинской ОШ;
- наблюдение за пластиковым мусором на улицах д. Ананьино.
Ожидаемый результат:
-привлечь внимание населения деревни к проблеме загрязнения улиц;
-очистить улицы деревни от пластиковых бутылок и другого мусора;
- придумать пластиковым бутылкам вторую жизнь.
Значимость и прикладная ценность проекта: научить ребят бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей.
Этапы проекта:
- постановка проблемы, выбор темы;
- подбор литературы и фотографий;
- знакомство с книгами по данной теме;
- наблюдение за окружающей нас средой;
- проведение опроса среди учеников и родителей школы;
- создание поделок из пластиковых бутылок;
- оформление презентации;
- презентация проекта.
Участники проекта: ученики, родители, учитель, жители деревни.
Демонстрационный материал:
- пластиковые бутылки разных напитков;
- поделки из пластиковых бутылок.
Предлагаемый продукт проекта: поделки из пластиковых бутылок и презентация по теме «Отходы – в доходы» (составленная совместными усилиями ученицы 3 класса Рысовой Ксении и учителя Лихомановой В.И.).
Содержание проекта «Отходы – в доходы»
Каждый год я вместе с ребятами нашей школы принимаю участие в уборке улиц нашей деревни. Большую часть мусора составляют пластиковые бутылки от разных напитков, пищевых и химических продуктов. (Приложение№1)
Мне стало очень интересно, куда попадают отходы и что с ними происходит дальше.
Я встретилась с дворником Шугаевой Л.А. и взяла у нее интервью. Она рассказала, что мусор увозят на полигон «Скоково». В сети «Интернет» я посмотрела, как устроена работа по утилизации отходов на данном полигоне «Скоково» — свалке площадью 62 гектара. Количество отходов, вывезенных на мусорные полигоны под Ярославлем за год выросло на 56% и составило 720 тыс. тонн. При этом захоронено лишь 420 тыс. тонн. А остальные отходы лежат под открытым небом. И такая ситуация повторяется из года в год, в результате чего свалки разрастаются до неимоверных размеров, выделяя зловоние и загрязняя землю. Сортирование мусора не происходит, отходы зарывают в землю.
Мне стало интересно, есть ли в Ярославле пункты приема пластика? Оказывается, есть 6 адресов, но только в двух принимают пластиковые бутылки, по цене 80 копеек за килограмм. Пока не отмечено ни одного посещения частного лица, сдают пластик предприятия. Стоит задуматься: куда деваются использованная пластиковая тара? Я провела опыт: закопала в землю пластиковую бутылку и лист бумаги. Через год посмотрела, оказалось, что с бутылкой ничего не произошло, а бумага исчезла совсем. Я обратилась к различным источникам и узнала, что бумага разлагается в земле – 1 месяц, а пластиковая бутылка – 500 лет. Если столько лет пластиковая бутылка будет находиться в земле, то скоро трава на улице расти не будет. Я провела исследование: что происходит с пластиковой бутылкой при горении. Для этого я подожгла одну бутылку и убедилась, что пластик отравляет воздух продуктами горения. При сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух. Но как же решить эту проблему? Куда девать такое большое количество бутылок, которые мы выкидываем? Ведь этот мусор сжечь нельзя (вредно для воздуха), закопать нельзя (вредно для почвы).
Я обратилась к ученикам нашей школы и выяснила, что они думают по этой проблеме. Вот некоторые высказывания: (Приложение №3)
-« Людям нужно распределять мусор по разным пакетам, мусоровозы должны увозить отходы на специальные перерабатывающие предприятия».- Афанасьева Инна ,8 класс.
-« Я думаю, что пластиковые бутылки сжигать нельзя, это вредно для природы, их надо отвозить на завод, где после переработки из них делают другие полезные вещи». –Тараканов Сергей, 4 класс.
-« Я люблю мастерить из пластиковых бутылок разные поделки для сада: цветочницы, фигурки животных, кормушки. Пусть люди заинтересуются этим и не будет пластиковых отходов и мусора». – Чередник Дарья, 5 класс.
Я предложила организовать конкурс поделок из пластиковых бутылок. Многие ребята приняли активное участие. Получились интересные и нужные поделки: кормушка для птиц, карандашница, шкатулка, цветочный горшок, фигурки для сада и др. (Приложение №4)
Я сходила на экскурсию по разным уголкам нашей деревни, встретилась с заинтересованными людьми, которым не безразличен внешний вид улиц и территории около домов родной деревни. Много интересных поделок из пластиковых бутылок я увидела. (Приложение №5)
На родительском собрании я выступила с презентацией, на которой отразила проблемы по утилизации пластиковых бутылок и внешнего вида улиц нашей деревни.
Я попросила родителей заполнить анкету: (Приложение №6)
1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?
3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Итоги анкетирования показали следующий результат:
Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
Да – 34 человека. Нет – 0 человек.
Минеральная вода, газированная вода, соки, напитки, кефир, подсолнечное масло, питьевой йогурт.
Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?
Выбрасываем -22 человека
Сжигаем – 5 человек
Используем в хозяйстве – 5 человек
Закапываем – 2 человека
Вопрос 3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Для посадки рассады, используем под молоко, квас, варенье, делаем поделки.
Анкетирование показало, что семьи детей нашей школы покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают или сжигают, и только 13% родителей используют в домашнем хозяйстве.
Я показала родителям поделки из пластиковых бутылок, выполненные их детьми, уголки нашей деревни, красиво оформленные с помощью поделок из пластиковых бутылок и для сравнения с этой красотой показала свалки мусора, сделанные жителями нашей деревни. (Приложение №7,8)
Много всего полезного и красивого можно сделать из пластиковых бутылок для дома, сада. А главное – очистить улицы от мусора без вреда для природы.
Дорогие друзья, пожалуйста, не выкидывайте бутылки! А создавайте из них чудесные вещи, этим вы поможете природе и самим себе!
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Используемая литература:
1. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах / пер. с анг. М. Беньковская и другие. – М.: МАХАОН, 2012.- 160 с.
2. Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. – М.: АСТ:Астрель, 2008. – 210 с.
3. Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2010. – 287 с.
4. Розанов Л.Л. Геоэкология. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 320 с.
5. Садовникова Л.К. Биосфера: загрязнение, деградация, охрана: Краткий толковый словарь. – М.: Высшая школа, 2007. – 125 с.
6. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Перевод с испанского. – М.: Эксмо, 2012. – 512 с.
Приложение№1
Такие свалки из пластиковых бутылок на улицах и в окрестностях нашей деревни.
Приложение №2. Опрос учеников по проблеме пластикового мусора
Приложение №3. Высказывания учеников о проблеме пластикового мусора.
-« Людям нужно распределять мусор по разным пакетам, мусоровозы должны увозить отходы на специальные перерабатывающие предприятия».- Афанасьева Инна ,8 класс.
-« Я думаю, что пластиковые бутылки сжигать нельзя, это вредно для природы, их надо отвозить на завод, где после переработки из них делают другие полезные вещи». –Тараканов Сергей, 4 класс.
-« Я люблю мастерить из пластиковых бутылок разные поделки для сада: цветочницы, фигурки животных, кормушки. Пусть люди заинтересуются этим и не будет пластиковых отходов и мусора». – Чередник Дарья, 5 класс.
-« Пластиковые бутылки надо относить на мусорку и не раскидывать по улицам деревни, и так грязно», - Шарпанова Валерия, 2 класс.
-« Нужно установить на улицах большие контейнеры для пластикового мусора, тогда бутылки не будут загрязнять улицы»,- Петрова Евгения, 7 класс.
-« Чаще проводить конкурсы поделок из пластиковых бутылок, тогда они не будут выбрасываться, люди станут их копить, чтобы потом сделать какие-то поделки. Я буду летом делать плот для купания из пластиковых бутылок. Мы не выбрасываем, а ,наоборот, копим бутылки»,- Рысова Дарья, 4 класс.
Приложение №4. Поделки из пластиковых бутылок, выполненные учениками школы на конкурс.
Приложение №5. Поделки из пластиковых бутылок украшают территорию деревни.
Приложение №6. Анкетирование родителей учеников школы по вопросу «Что делать с пластиковым мусором?»
Приложение №7,8. Свалки в окрестностях нашей деревни убивают природу.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят
Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе
Исследовательская работа о родном крае в начальной школе
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Похожие статьи:
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе