Продолжительность проекта: с 29.09.2019г. по 19.11.2019г.
Участники проекта: дети разновозрастная группа, воспитатель, родители воспитанники.
Цель проекта:
- Формировать познавательный интерес к окружающей среде:
- познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы, названиями овощей, фруктов, грибами.
Актуальность:
Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
Основные направления реализации проекта:
- Непосредственно образовательная деятельность: «Овощи», «Фрукты», «Грибы».
- Домашнее задание для детей и родителей – «Прогулка в осеннем лесу, парке» для создания фотоальбома.
- Беседы с детьми: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Мой любимый фрукт», о грибах.
Предварительная работа:
- иллюстрационного материала по теме «Осень»: «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;
- Чтение русских народных сказок «Репка», «Вершки и корешки»;
- Прослушивание песенок про осень;
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы капусту рубим, рубим…»
- Рассматривание стенда «Времена года».
Предполагаемый результат
- Знать и называть овощи и фрукты;
- Владеть обобщающими понятиями;
- Знать где растут овощи, фрукты и грибы, о полезных свойствах, что можно приготовить из них;
- Составлять описательный рассказ о фрукте с помощью взрослого.
Модель «трёх вопросов»
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Где можно это узнать?
- Почему дорожка мокрая?
Ответы детей
- Почему на деревьях качаются веточки?
- А солнышко куда спряталось?
- Почему листочки пожелтели?
Показываю овощи:
- Что это такое? (картошка)
- А где она растет?
- Какое сейчас время года?
- Какая погода бывает осенью?
- Названия овощей, фруктов, грибов.
- Откуда они берутся?
- Что с ними можно делать?
- Как растут овощи?
- Где растут грибы?
- Где растут фрукты?
1. Наблюдение
2. Беседы
3. Рассматривание альбомов: «Осень», «Фрукты», «Овощи».
4. Создание альбома «грибы» (воспитатель и родители)
5. Коллективная работа «Листопад»
6. Экскурсия на огород, в лес за грибами, в парк полюбоваться листопадом (дети с родителями)
7. Разучивание песенок, танцев, игр на осеннюю тематику (воспитатель, музыкальный руководитель)
8. Лепка, рисование (овощей, фруктов, листопада, грибов)
Комплексно-тематическое планирование.
Тема: «Осень».
Период реализации: с 29.09.2019г. по 19.11.2019г.
Итоговое мероприятие: «Развлечение Золотая Осень».[/b]
Образовательная область
1. Физическая культура
задачи
- учить детей соблюдать указанное направление во время ходьбы и бега, по ограниченной поверхности, подлезать под верёвку бросать предмет правой и левой рукой.
Содержание
1. Утренняя разминка комплекс «Репка».
1. «Посадил дед репку» (сгибаем в коленках обе ножки)
2. «Выросла репка большая-пребольшая» (прямыми ручками рисуем в воздухе большой круг: «Вот такая!»)
3. «Стал дед репку тянуть» (сгибаем-разгибаем обе ножки в коленках 3 раза и оставляем согнутыми: «Тянет-потянет, тянет-потянет, тянет-потянет, а вытянуть не может!»
4. «Позвал дед на помощь бабку. Бабка идет, с ноги на ногу переваливается, топ-топ» (поднимаем прямые ножки вверх поочередно 3-4 раза)
5. «Стали они вместе репку тянуть. Тянут-потянут, а вытянуть не могут!» (см. пункт 3)
6. «Позвали они тогда на помощь внучку. Внучка легкой походочкой идет, топ-топ-топ» (сгибаем ножки в коленках поочередно 3-4 раза)
7. См. пункт 5.
8. «Позвала внучка тогда на помощь Жучку. Жучка на помощь вприпрыжку бежит, прыг-скок» (делаем прыжки, 3-4 раза)
9. См. пункт 5.
10. «Позвала Жучка на помощь Кошку. Кошка лапками мягко ступает и мурлычет, мур-мур» ( делаем круговые движения руками поочередно вправо и влево, 4 раза)
11. См. пункт 5.
12. «Что же делать? Как нам быть? Как же репку нам добыть?» ( разводим руки в разные стороны и поочередно сгибаем к грудке)
13. «Решила Кошка поймать им в подмогу мышку, хоп-хоп-хоп!» (сводим прямые ручки перед грудью и опять разводим в стороны 3 раза)
14. «А Мышка была очень сильная мышка и сказала: «Так и быть, помогу вам, давайте вместе тянуть вашу репку!» (сгибаем-разгибаем в локтях разведенные в стороны прямые ручки 3-4 раза)
15. «Стали они тянуть репку все вместе. Тянут-потянут, тянут-потянут, тянут-потянут – вот и вытянули репку!» (поднимаем-опускаем прямые ручки поочередно вверх-вниз, а в конце, на словах «вытянули репку!», вытягиваем обе ручки вверх.)
2. Физическое развитие: идём по кочкам, широкая речка, ОРУ с листочками.
ОРУ с листочками:
1. И.п.: стоя, руки с листочками внизу. Поднять руки вверх, наклониться в одну и другую сторону (листочки качаются). Опустить вниз. Повторить 3-4 раза.
2. И.п.: встать прямо, руки с листочками перед собой. Наклониться вперед, достать листочками до пола. Выпрямиться. Повторить 3-4 раза.
3. И.п.: сидя, ноги врозь (вытянуты), листочки между ног, руками опереться сзади. Соединить ноги – «листочки спрятались». Развести ноги в стороны – «вот листочки». Повторить 3-4 раза.
3. Подвижные игры.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Ход игры:
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» они бегут на свои места.
Подвижная игра «Листопад»
Задачи: совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения, развивать память, внимание. закреплять знания о приметах осени.
Ход игры: дети держат в руке свой листочек и встают в круг. По ходу чтения стихотворения машут листьями и в конце кидают их вверх, имитируя листопад.
***
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Желтые листочки.
С дерева срывает.
***
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелел
И по ветру полетели.
***
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
4. Пальчиковая гимнастика.
П/и «Капустка»
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.
П/и «Репка».
Тянут, тянут бабка с дедкой
Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка,
Где же кошка, мышка-крошка?
Одноименные пальцы прикасаются друг к другу.
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
П/и «Листопад»
Листопад, листопад!
Листья по ветру летят:
Руки поднять вверх.
Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна-кленовый,
Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба-дубовый,
Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины-осиновый,
Указательный и большой соединить в виде колечка.
Полны листьев лес и сад
То-то радость для ребят!
Хлопки в ладоши.
П/и «Грибы».
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик-гриб нашел,
Этот пальчик-чистит стол,
Этот-резал,
Этот-ел.
Ну, а этот лишь глядел!
(Русская народная)
2. Здоровье
задачи
- формировать представления о пользе овощей и фруктов.
- учить одеваться по сезону на улицу и в помещении.
содержание
1. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
2. Схема одевания.
Потешка
Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай, по порядку надевай.
Первыми – трусики, а за ними маечку:
Девочке – с бусинкой, мальчику – с зайчиком.
А потом колготки мы с тобой наденем,
Каждую ножку в домик свой поселим.
Вот и до рубашечки добрались с тобой.
Здесь у каждой ручки домик тоже свой.
А теперь штанишки смело одевай.
В них свою рубашечку умело заправляй.
Посмотри, на улице стало холодать.
Пришло время кофточку деткам одевать.
А теперь давай в сапожки мы обуем наши ножки.
Чтобы ушки не болели быстро шапочку надели.
А потом и куртку для длительной прогулки.
3. Консультация с родителями…..
3. Безопасность
Задачи
- знакомить с правилами поведения в природе: нельзя брать в рот растения, грибы.
Содержание
Ситуативные беседы: «как нужно вести себя в лесу», «Если я нашел мухомор»
4. Труд.
Задачи
- воспитывать интерес к труду взрослого.
- поддерживать желание помогать взрослым.
Содержание
1. Убираем листья, палочки на площадке.
2. Приготовление фруктового салата (родители с детьми).
5. Познание
Задачи
- учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
- поддерживать желание строить (мастерить), что-то самостоятельно.
- обращать внимание детей на красоту природы времён года, учить восхищаться, радоваться.
- формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: идёт дождь, похолодало, листья желтеют и падают, осенью собирают грибы, овощи, ягоды, фрукты.
Содержание
Математика
- большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много – мало;
- форма (круг), цвет (красный, жёлтый, зелёный)
Познаю мир.
- наблюдение за не живыми объектами, явлениями окружающего мира;
- собираем и рассматриваем листочки;
- знакомство с овощами, фруктами, грибами;
- рассматривание картинок с изображением осени, овощей, фруктов, грибов.
Исследовательская, деятельность:
- рассматривание и сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу)
6. Коммуникация
Задачи
- учить определять время года по природным явлениям,
- учить задавать вопросы,
- учить детей внимательно слушать воспитателя,
- уточнить представления об овощах и фруктах,
- учить детей узнавать овощи, фрукты на картинках и называть их.
- познакомить детей с обобщающими понятиями.
Содержание
Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах и фруктах.
2. Загадывание загадок про овощи, фрукты, об осени.
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (морковь)
Расту в земле на грядке я,
Красивая, длинная, сладкая. (морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста)
Семьдесят одежек,
И все без застежек. (капуста)
Не казиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
Ну рассыпчата, вкусна. (картошка)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а… (лук)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (лук)
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь-гладко,
А откусишь-сладко. (яблоко)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
А из жаркой африки. (апельсин)
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (груша)
Сладок он, но толстокож,
И чуть-чуть на серп похож. (банан)
Апельсина брат меньшой,
Потому как небольшой. (мандарин)
Маленькая печка
С красными угольками. (гранат)
3.
Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь?)
Конспект прогулки «Листопад»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие листопад.
Ход прогулки:
В теплый погожий осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья – все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой.
Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат?
Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Это листопад».
— Листопад, листопад,
Листья желтые летят… –
повторяют дети за воспитателем. Он уточняет: легкие листья, вот поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».
Педагог кладет сухой листик на столик, предлагает любому: «Подуй!» Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Дуют желающие. Сами отбирают понравившийся лист и дуют.
Педагог просит отобрать один самый красивый, самый понравившийся ребенку листик. С каждым из детей уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем, восхищается: «Какая добрая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!» Потом начинает собирать: «Один листок, еще листок и еще… Получилось много листьев – целый букет! Посмотрите, какой у нас букет – пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет?» Потом уточняет: «Осень старалась, трудилась, раскрасила все в желтый цвет. Золотая осень!» Обращается к детям:
«Кому мы подарим этот пышный букет?» Все вместе решают, что подарить его нужно нянечке Елене александровне – она ведь не гуляла.
Взрослый предлагает: «Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень?» С помощью детей уточняется, что осень желтая. «Золотая осень!» – конкретизирует взрослый. Можно пропеть детям припев когда-то популярной песни:
Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится?
«Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям?» – обращается к детям взрослый, предлагая каждому задуматься, высказаться. Сам приходит на помощь: «Наверное, листьям будет сниться, как они летели медленно на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им».
Воспитатель предлагает сгрести в охапку листья, подбросить и громко продекламировать:
Листопад, листопад… и т.д.
Дети поиграли и с удовольствием откликнулись на предложение принять участие в подвижной игре «Листопад». Прогулка продолжается.
4. Рассматривание овощей, фруктов, грибов.
7. Чтение художественной литературы
Задачи
- формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного,
- приобщать детей к рассматриванию рисунков в книге,
- приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос.
Содержание
Чтение народных песенок, сказок: «Репка», «Вершки и корешки», стихов: «Утром мы во двор идём…», «Что за время года…», «Пожелтел зеленый сад», «Листик на ладошке» и др.
8. Художественное творчество
Задачи
- развитие продуктивной деятельности;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
- формировать у детей интерес к лепке;
- создавать у детей желание участвовать в совместной деятельности.
Содержание
Знакомство с жёлтым цветом (листья пожелтели).
Рисование.
«Листочки на деревьях» (рисование ладошками), «Грибы» (раскрашивание раскрасок).
Лепка.
«Морковка для зайчика», «Яблоки».
Аппликация.
«Листопад» (коллективная работа), «Яблочки на тарелочке».
9. Музыка.
Задачи
- приобщать детей к музыкальному искусству;
- развивать интерес к музыке;
- развивать умение внимательно слушать.
Содержание
- Прослушивание песенок про осень, разучивание песенки «Золотой листочек» сл. и муз. Н.Вересокина, «Осень» сл. и муз. Ю. Михайленко.
- Развлечение «Золотая Осень».
10. Социализация
Задачи
- развивать свободное общение со взрослыми людьми;
- развивать игровую деятельность;
- формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстника;
- развивать желание играть в подвижные игры с простым содержанием;
- пробуждать интерес к театрализованной игре;
- способствовать накоплению опыта, доброжелательных отношений со сверстниками.
Содержание
- с/и игры «Варим суп из овощей», «Компот из фруктов», «Одень куклу Катю на прогулку»
- д/и «Угадай, что за овощ», «Деревья и листья».
- игра «Собери урожай»
- показ кукольного театра «Репка».
Вся деятельность в ходе реализации проекта «Осень» была направлена на формирование начальных ключевых компетентностей:
Социальная – сюжетные игры «Варим суп из овощей», «Компот из фруктов», «Одень куклу Катю на прогулку»; д/и «Угадай, что за овощ», «Деревья и листья»; п/и «Солнышко и дождик.»; игра «Собери урожай», «Вершки и корешки»; показ кукольного театра «Репка».
Коммуникативная - Математика : - большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много – мало;
- форма (круг), цвет (красный, жёлтый, зелёный)
Познаю мир: - наблюдение за не живыми объектами, явлениями окружающего мира;
- собираем и рассматриваем листочки;
- знакомство с овощами, фруктами, грибами;
- рассматривание картинок с изображением осени, овощей, фруктов, грибов.
Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах и фруктах.
Загадывание загадок про овощи, фрукты, об осени.
Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь?)
Чтение народных песенок, сказок: «Репка», «Вершки и корешки», стихов.
Информационная - Схема одевания. Ситуативные беседы: о мухоморах, овощах, фруктах.
Деятельностная - игра «Собери урожай», «Вершки и корешки», «Деревья и листья».
Убираем листья, палочки на площадке. Приготовление фруктового салата.
Здоровьесберегающая - Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
Консультация родителям «Осень», «Одежда для прогулок».
Создание альбома "Дети и осень" (совместно с родителями).
Фотографии из альбома «Дети и осень» (Худякова Милана, Некрасов Павел, Максимова Вера, Козыленкова Лиза).
Вывод
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.
В этот период произошла интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Через объединение различных областей знаний сформировано целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дала им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.
Общее дело сформировало коммуникативные и нравственные качества.
В ходе реализации проекта установились содержательные связи с родителями воспитанников.
Данный проект не требует значительных финансовых вложений и может быть реализован педагогом любого детского сада на практике.
Рекомендуем посмотреть:
Творческий проект в детском саду на тему: Осень. Старшая группа
Проект в детском саду на тему: Золотая осень. Старшая группа
Проект для дошкольников старшей группы ДОУ. Тема: Осень
Творческий проект в старшей группе детского сада на тему: Осень золотая