КВН «Путешествие по осени» для обучающихся 5 класса. Конспект мероприятия
.
Автор: Родионова Валентина Валентиновна, воспитатель
Место работы: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"
Описание материала: Данная разработка будет полезна воспитателям школ-интернатов и групп продлённого дня, учителям начальных классов во внеурочной деятельности. Данный материал составлен для обучающихся 5 класса школы-интерната для слабовидящих детей. Это познавательное занятие-игра по экологии. Занятие учит детей понимать взаимосвязь в природе, умению сравнивать и делать выводы; развивает логическое мышление, пополняет знания об осенних народных приметах, поговорках и пословицах, расширяет кругозор детей, повышает общий интеллектуальный уровень, учит общению в коллективе и с коллективом.
Цель: пополнение знаний детей об осенних изменениях в природе.
Обучающие задачи:
1. учить детей понимать взаимосвязи в природе, формировать представления об её целостности;
2. актуализировать знания об осенних народных приметах, поговорках и пословицах;
3. выработать умение творчески воспринимать природные явления.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать чувство прекрасного через поэтическое восприятие осенней природы;
2. формировать навык общения в детском коллективе.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. повышать общий интеллектуальный уровень;
2. способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
3. способствовать развитию наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;
4. развивать мышление, память, речь;
5. обогащать словарный запас детей.
Ход занятия.
Ведущий. Дорогие зрители и болельщики! Прошу вас отгадать тему сегодняшней встречи.
То прикинется лисицей,
То покажется жар-птицей.
Где пройдёт – оставит след,
Красит листья в жёлтый цвет.
Что это? (Осень)
Целеполагание (постановка цели и задач занятия).
Конкурсная программа.
1-й конкурс «Приветствие»
Каждая команда объясняет выбор названия и эмблемы
Команда «Дождик»
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает? (Дождь)
Дождь – довольно частое осеннее явление природы. Происходит смена времён года из-за продвижения нашей планеты на орбите, солнечного тепла становится меньше, земля постепенно остывает, отдавая своё тепло в прохладный влажный воздух. Он превращается на высоте в обильные облака. Скучиваясь, облака образуют тучи, и льёт дождь. Нельзя представить себе осень без дождика, поэтому мы так решили назвать свою команду.
Команда «Ветер»
Летит, а не зверь. (Ветер)
Ветер – явление, которое можно встретить в любое время года. Он бывает всякий: холодный, леденящий зимний, ароматный весенний, долгожданный летний. Но именно осенний – самый красивый. В пору листопада ветер можно увидеть! Это удивительно! Поэтому мы решили назвать нашу команду «Ветер».
Оценки – от 1 до 5 баллов. Оценивается и изображение на эмблемах команд.
2-й конкурс «Разминка»
Команды отгадывают загадки на тему «Осень».
Команде «Дождик»
1. Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится –
Ничего не останется. (Туча)
2. Он могуч и гоняет стаи туч… (Ветер)
3. Осень улицей спешит,
Красит всё, не ленится.
Под колёсами шуршит
Жёлтая метелица.
Что за месяц? (Сентябрь)
Как его называют в народе? (Хмурень). Почему?
4. Разноцветных детишек ветер унёс. (Листья)
Команде «Ветер»
1. Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождь)
2. Из неё идёт дождь или снег. (Туча)
3. Всё присмирело, съёжилось,
Поникло, облетело.
Лишь ёлочка погожая
К зиме похорошела.
Что за месяц? (Ноябрь)
Как его называют в народе? (Листогной) Почему?
4. Весной одевается, а осенью раздевается. (Дерево)
Оценки – по 1 баллу за отгаданную загадку, а также по 1 баллу за народное название месяца.
3-й конкурс «Поэтический»
Команды представляют по два отрывка из стихотворений об осени известных поэтов: И. Бунина, А. Пушкина, С. Есенина, Н. Некрасова и др. (Домашнее задание).
Оценки – за выразительное чтение 2-4 балла.
4-й конкурс «Капитаны, вперёд!»
Нужно отгадать загадку и доказать, что она связана с осенью.
По весне, когда цвела,
В белом платьице была.
А под осень лишь поспела,
Платье чёрное наделаю
(Черёмуха. Осенью созревают её ягоды).
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи. Осенью насекомые откладывают личинки под корой деревьев, в почве, затем вымирают).
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Лес. Осенью животные леса делают запасы из плодов деревьев и кустарников, наедаются впрок перед зимой).
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют.
(Листья. Связь с осенью – листопад. Это явление – защита растений от потери тепла и избавление от ненужных веществ, накопленных во время роста листьев).
Оценки – за правильность отгадки – даётся 1 балл, за правильное и полное пояснение ещё 2 балла.
5-й конкурс «Народная мудрость»
Команды по очереди произносят начало заранее подготовленных ими поговорок и пословиц, а команды соперников должны продолжить фразы и объяснить смысл.
Начинает
команда «Дождик», продолжает команда «Ветер»:
От осени к лету (поворота нету).
Весной дождь растит (а осенью гноит).
Лето – со снопами (осень – с пирогами).
Весна и осень (на дню погод восемь).
Передаём эстафету команде «Ветер».
«Ветер» начинает, а «Дождик» продолжает:
Под большим деревом (и гриб лучше растёт).
Не от добра дерево (листья роняет).
Что в поле родится (всё в доме пригодится).
Капуста любит воду (да хорошую погоду).
Оценки – по 2 балла за правильно выполненное задание.
Как называется следующий конкурс, мы узнаем, когда отгадаем загадку.
Это что за чудеса?
Не разверзлись небеса –
Дождь идёт такой прекрасный,
Он лилово-жёлто-красный.
Это осени явление называется… (листопад).
6-й конкурс «Листопад»
Составить из данного слова другие слова. (Лист, стоп, липа, сто, сила, дали, пост, стопа, сито, лиса, стол, сад, пол и т. д.)
Оценки – по 1 баллу за каждое составленное слово.
Ведущий. Оранжевые и жёлтые листочки с берёзки прилетели к нашим командам, а на них написаны слова.
7-й конкурс «Объяснялки»
Собрать пословицу и объяснить её смысл.
1. Не нужна соловью золотая клетка, лучше зелёная ветка.
2. Много леса – не губи, мало леса – береги.
Оценки - за составленную пословицу даётся 1 балл, за правильное и полное пояснение ещё 1 балл.
Рефлексия.
- Понравилось на занятии или нет?
- Что больше всего понравилось?
- Оцените свою работу.
- Кто может себя похвалить?
- Кто недоволен собой? Почему?
- Для кого вопросы и задания оказались трудными?
- Взаимодействие в группе помогало вам или мешало?
- О чём услышали впервые на занятии?
- Чему вас научила эта игра?
Ведущий. Ребята, вам понравилось занятие? Вы довольны собой?
Почему? Чему вас научила эта игра?
Подведение итогов.
Объявление команды победителя. Награждение.
Рекомендуем посмотреть:
Осенний переполох для учащихся 3-5 классов. Сценарий
Внеклассное мероприятие для школьников 5 класса. Праздник Осени
Интеллектуальная игра об осенних приметах и народных праздниках для учащихся 4-5 классов
Внеклассное мероприятие по английскому языку в 5 классе с презентацией на тему: Осень