Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе детского сада с учётом ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе с учётом ФГОС.
Воспитатель: Юшковец В.В.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, были учтены возрастные особенности детей, требования ФГОС ДО и Сан Пин.
В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.
Таким образом, организация предметно - пространственной среды в нашем детском саду строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. В группе созданы условия для активной самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, продуктивной, коммуникативной, театрализованной).
Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы «Лучики» современна, отвечает критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивает достижение нового, перспективного уровня развития детей. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Она организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако, дошкольники с ОНР при этом, могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали.
Максимально используется всё пространство группы, которое разделено на определенные центры. Все эти центры при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Развивающая среда привлекательна, интересна, выразительна, она стимулирует развитие у дошкольников самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. Развивающая предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Весь игровой материал находится в доступном для ребенка месте.
Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра.
Уголки сюжетно-ролевых игр занимают особое место в развивающей среде группы, ведь в них дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Благодаря деятельности детей в данном уголке у них формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий, дети проявляют творчество, инициативу, развивают коммуникативные навыки, социальный и эмоциональный интеллект. Творчески подобранный игровой материал позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Для развития сюжетно-ролевых игр в группе созданы уголки: «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Гараж», «Библиотека», «Школа», «Аптека», «Почта».
В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, пособия для игр размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать и комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место.
В результате, многие дети умеют распределять роли, обыгрывать их, договариваться, сопереживать и радоваться друг другу. Это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья ребёнка.
Театрализованный уголок «Золотой ключик» — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей.
Импровизированный театр помогает развивать творческую самостоятельность детей, эстетический вкус, закреплять умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения), формирование культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.
В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. В уголке находится ширма, различные виды театров: кукольный, теневой, настольный, пальчиковый, имеются маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Театрализованная деятельность помогала реализовать потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительно - нравственному герою, так как каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость).
Очень важно, что дети с ОНР с удовольствием разучивали сценарии сказок, эмоционально читали стихи, инсценировали любимые литературные эпизоды.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать. Для этого в группе создан музыкальный уголок «Весёлые нотки», который помогает дошкольникам реализовать самостоятельную творческую деятельность, переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
Для развития творческого потенциала детей и приобщения к изобразительному искусству в группе создан уголок «Радуга - дуга». В данном уголке подобраны картины художников, оформлены альбомы: «Учись рисовать», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка»; изготовлены схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок из бумаги, пластилина, глины. В достаточном количестве имеется материал для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. Дети видят результаты своего труда в оформлении группы, на выставках, коллажах. Уголок «Хочу все знать» создан для того, чтобы способствовать развитию познавательной, речевой активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей с ОНР, стремлению к самостоятельному размышлению, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. В уголке подобраны материалы и оборудование для детского экспериментирования: коллекции природных материалов, тканей, бумаги, металла, пуговиц, семян, круп. Микроскопы, глобус, мерная посуда, лупа, компас, мензурки, колбы, лейки, песочные часы – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература: энциклопедии, атласы, карты. У детей есть возможность зарисовать последовательность опытов, создана картотека детского экспериментирования. В уголке ведётся дневник наблюдений, в котором воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по проведённым опытам.
Опытно - экспериментальная деятельность в уголке, способствовала развитию у детей умения рассуждать, видеть закономерность, делать несложные умозаключения, новые открытия для себя, совместно обсуждать, задавать вопросы друг другу.
Уголок «Конструирования» занимает немного пространства группы, но достаточно мобилен. Конструктивная деятельность, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику. Практичность его состоит в том, что дети могут перемешать детали конструктора (конструктор различного вида - крупный и мелкий, деревянный, пластиковый) в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Используя конструктор «Лего», деревянные конструкторы «Развитие», строительный материал, мягкие модули дети самостоятельно, используют схемы, рисунки моделей построек, реализуют свои конструктивные навыки. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания построек. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет им комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Наблюдая за игрой детей в данном уголке, можно отметить, что те дети, которые любят конструировать видят связь между назначением предметов и его строением, умеют располагать конструктор в нужной плоскости, точно соединять и скреплять детали, сооружать устойчивые конструкции.
В группе оборудован физкультурный уголок «Сильные, ловкие, смелые». Деятельность в спортивном уголке позволяет детям обеспечивать достаточную двигательную активность в течение дня, способствует закреплению двигательных навыков, выработке физических качеств. В данном уголке размещены игры и пособия, которые приобщают старших дошкольников к здорового образа жизни, имеется как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Уголок украшен фотографиями знаменитых Российских спортсменов, оформлен альбом «Виды спорта», есть массажёры, шапочки для подвижных игр, мячи, скакалки, обручи и многое другое. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.
Уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на состояние здоровья детей и их физическое развитие.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Уже давно доказано, что на развитие дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. В данной группе создан «Речевой уголок», цель которого - насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста. Речевой уголок размещён рядом с книжным уголком. Оформление уголка является эстетичным, привлекательным для детей, и вызывает стремление к самостоятельной деятельности.
Хозяйкой речевого уголка является «одушевленный персонаж» - игрушка «Винни Пух», который помогает неуверенным, стеснительным детям в достижение эмоциональной устойчивости, вызывает у детей речевой интерес, побуждает к речевой активности.
Оборудование речевого уголка: индивидуальные зеркала, предметные, сюжетные картинки, альбомы чистоговорок, стихов, потешек, схемы звуков и слов, лото на звуки и буквы, наборы магнитных букв, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», ребусы, предметные картинки по лексическим темам; мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, пропись: «Рисуем по клеточкам», мозаики, игры-шнуровки, мнемотаблицы.
Уголок «Занимательная математика» способствует формированию у детей интереса к элементарной математической деятельности, развитие таких качеств и свойств личности ребенка, как - целеустремленность, настойчивость, находчивость, а так же самостоятельность.
В уголке имеются наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены дидактические игры на количество и счёт, геометрические формы, величину, время, созданы картотеки математических пословиц, загадок, стихов, сказок, скороговорок и т.д. При подборе игр, предпочтение отдавалось их способности стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Благодаря разнообразию математических игр в уголке, дети стали лучше выполнять классификацию геометрических фигур, могут определить форму предметов, меньше трудностей испытывают в определении местоположения предмета и его отношений к себе и другим предметам, логически мыслят, самостоятельно организовывают настольно-печатные игры с правилами.
«Уголок Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми плакатами, атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный стеллаж с разметкой улиц и дорог, набором мелкого строительного материала, дорожных знаков, транспорта. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, формированию ценностей здорового образа жизни.
Книжный уголок в группе оформлен около импровизированного камина и носит название «С книгой у камина». Оснащение книжного уголка способствует знакомству детей с книжной культурой, детской литературой, развитию речевого творчества. Камин привлекает внимание детей, располагает к чтению книг, рассматриванию иллюстраций. К чтению книг привлекаются родители, бабушки детей. Сидя у камина, дети знакомятся с различными художественными жанрами: стихами, сказками, рассказами. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей группы, в нем находятся книги с художественными произведениями зарубежных и российских писателей по тематике недели, книги – самоделки, изготовленные родителями, альбомы: «Детские писатели», «Иллюстраторы детских книг», плакаты сказочных героев, ребусы, кроссворды, фотографии писателей, большая картотека мультфильмов по сказкам, рассказам. У каждого ребёнка есть свой «Дневник читателя» - это альбом, в котором дети зарисовывают сюжеты по прочитанным книгам. В конце каждого месяца дети подсчитывают количество рисунков, что соответствует, прочитанным книгам и отмечают это в «экране», победители получают книгу в подарок.
Оформлен уголок родного края «Мира не узнаешь, не зная края своего», в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей родного села. В уголок входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «История села Утёвка», «Знаменитый поэт и писатель А. С. Малиновский», «Он не имел ни рук, ни ног» - о творчестве иконописца Григория Журавлёва, оформлен коллаж из фотографий «Краеведческой тропой». Родители помогли подобрать предметы для выставки «Наши ремёсла», фотографии из своего детства. В группе имеется интерактивная доска, ноутбук и дети могут просмотреть презентации о родном крае, прослушать песни о своём селе. Данная работа привлекла внимание родителей и общественности к нравственному воспитанию дошкольников; у детей расширились знания о малой Родине, о людях, которые прославили родное село, они познакомились с историей села и его архитектурой.
Уголок «Мир природы» способствует развитию у детей экологической грамотности и бережного отношения к окружающей природе. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений, отмечают погоду в календаре наблюдений. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Помимо комнатных растений, в данном центре имеются различные дидактические игры экологической направленности, серии картин: «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала. Рассматривая книги по изготовлению поделок из природного материала, дети сами могут попробовать сделать свою поделку.
В группе есть уголок для формирования у воспитанников патриотических чувств, развития любви к родной стране - «Россия – Родина моя». Здесь дети знакомятся с символикой нашей страны, с национальными костюмами, с обширными просторами России, её природными богатствами; расширяют знания детей о людях различных национальностей. В результате проведённой работы у детей сформировались представления о планете Земля, как общем доме людей, повысился интерес к России.
Для развития мелкой моторики пальцев рук, совершенствования речевых возможностей детей, интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга, развития творческих способностей был создан «Уголок мелкой моторики. У мелкой моторики есть очень важная особенность - она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и речи очень тесно связаны между собой. Разнообразное оснащение уголка мелкой моторики особенно необходимо для детей с ОНР и его содержание постоянно пополняется. Здесь дети играют с мозаиками, завязывают ленточки, шнурки, нанизывают бусы, рисуют манной крупой; выкладывают предметы, буквы, цифры из шнурков, пластилина; перебирают фасоль, наматывают клубочки, собирают матрёшек, пирамидки. В уголке есть схемы различных предметов для выкладывания из счётных палочек, геометрические вкладыши, бумага различной фактуры для массажа пальцев рук. Дети любят самостоятельно играть в дидактическую игру «Чудесный мешочек» и выполнять упражнения по картинкам из картотеки «Пальчиковая гимнастика».
Вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Из развивающей предметно-пространственной среды группы дети могут получить информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявлять свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада Развивающая среда групповой комнаты ДОУ Наглядное пособие для детского сада своими руками «Как накрыть на стол». Мастер-класс с пошаговыми ф Организация развивающей среды ДОУ
Нетрадиционные формы работы с родителями в подготовительной группе
Опубликовано: 2606 дней назад (6 марта 2017)
Просмотров: 2981
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!