Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Неговорящие дети. Практические советы логопеда

Неговорящие дети. Практические советы логопеда
Если ребенок не говорит.
С актуальной проблемой неговорящих детей трудно справиться в одиночку. Родителям неговорящего ребенка без помощи специалиста не обойтись. Необходимы постоянные практические занятия с ребенком. Предлагаю вашему вниманию ряд советов и практических упражнений логопеда.

С чего начать занятия с логопедом?
В первую очередь это установление контакта и обследование (наблюдение за ребенком, беседы с родителями). Далее логопедическую работу следует строить в нескольких направлениях, в зависимости от того, что является первичным препятствием:
• Формирование потребности в речи
• Формирование понимания речи
• Формирование благоприятной социальной среды (работа с ближайшим окружением, семьей)
• Развитие социальных навыков (самостоятельно кушать, одеваться и т. д.)
• Преодоление негативизма

Для преодоления негативизма большое значение имеет развитие мотивации, желания ребенка. Выясняем, что для каждого конкретного ребенка может стать мотивацией для занятий. Например, маленький кусочек любимого ребенком мармелада в определенной ситуации может выступать не просто сладостью, а помочь ребенку понять, что он делает правильно, а что нет.

Как это работает?
Сидит спокойно 5 секунд (или выполняет задание) — получает мармелад. В следующий раз ребенок просидит несколько дольше и тоже получит сладость.

Но важно помнить, что поощрение должно быть значимым для ребенка, то есть в обычное время он не должен получать мармелад (или любимую игрушку). Сладостей не должно быть в больших количествах, а игрушку не остается у него надолго (забираем, предупреждая: сейчас я заберу, возможен обратный счет 3, 2, 1).

Одним из важных моментов является развитие речевого слуха, слухового восприятия, слуховой памяти и понимания речи. Одновременно занимаемся развитием социальных навыков.

Неговорящие дети не выделяют из звукового потока отдельные звукокомплексы (слова, словосочетания и т. д.), соответственно не понимают смысловой нагрузки, которую они несут. Поэтому вопрос об обучении выделения, узнавания звукокомплексов стоит на одном из первых мест.

Для развития слухового восприятия и понимания речи необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была при общении с ребенком наиболее простой, односложной.

Упражнения на развитие понимания отдельных слов
Развитие понимания названий предметов, действий, людей. Обучаем:
1. Выполнение простых команд, инструкций: «дай», «принеси», «садись», «встань», «покажи» и др. Не стоит забывать, что ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, что вы говорите, и что означает соответствующий звукокомплекс (инструкция). Поэтому каждый раз необходимо помогать ребенку сделать соответствующее действие. Например: «покажи». Складываем из пальцев ребенка указательный жест, направляем его в нужную сторону. Постепенно ослабляем свое воздействие. Повторяем то же самое со всеми действиями.

2. Понимание названий предметов, изображений. Кладем перед ребенком 1 предмет (картинку). Громко и четко называем его. Ребенок может любым образом показать вам, что узнал его название (распознал звукокомплекс). Он может подать его вам, показать пальцем или скинуть. Возможно, сначала он будет это делать с помощью взрослого. Далее предлагаем уже известный предмет и новый (с которым еще не работали с ребенком). Стоит учитывать уровень развития зрительного восприятия конкретного ребенка: некоторые не отличают чашку и тарелку. В таких случаях предлагаем ребенку значительно отличающиеся предметы (чашка и стул). Также важно обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка: может ли он взять лежащий определенным образом предмет? Может, его стоит перевернуть или положить под другим углом. На следующем этапе можно начать раскладывать предметы на соответствующие изображения (соотнесение картинка — предмет), инструкция: «найди» такую же, «положи». Далее можно предложить ребенку собрать предметы, команда: «дай». По мере понимания будем расширять фразу: «Дай кубик» или «Дай зеленый кубик».

3. Узнавание названий, а затем имен людей. Обучение по той же схеме, но уже с людьми: «Это мама», или «Где мама?» помогая ребенку показать, подойти к этому человеку или отдать предмет называемому человеку.
Упражнения на развитие зрительного узнавания

Часто у детей с данными нарушениями имеются проблемы в зрительном узнавании и распознавании предметов. Работу по развитию визуального восприятия и внимания ребенка начинаем с простых заданий (каждое новое задание начинаем, когда усвоено предыдущее):
Сортировка «Разложи предметы»:
• по цвету (однородных, позже разных предметов);
• форме (значительно отличающихся, например: палочки и колечки, кубики и шарики);
• размеру (однородные предметы, например: большие и маленькие кубики).

Конструирование:
• выполнение простых построек из кубиков, брусков, начиная из двух: положить рядом, поставить, положить друг на друга, сломать и снова построить.
• Выполнение действий крупной моторики по подражанию: похлопай, потопай, положи руки на голову.

По мере развития понимания и умения выполнения, задания усложняются. Предметы становятся разными, можно добавить сортировку по качеству предметов (деревянный, пластмассовый и т. д.), по категориям (овощи-фрукты, мебель-посуда и т. д.), усложнение построек, движения можно выполнять под музыку (песни Е. Железновой, русские народные потешки). Необходимо, чтобы все это ребенок повторял с родителями дома.

На всех этапах комментируем действия короткими, но постоянно повторяющимися фразами. Обязательно поощряем ребенка понятным ему способом.

И, наконец, обучение собственно вокальной речи.
Если проследить, как обычный взрослый человек изучает иностранный язык, то отметим, что сначала он изучает фонемы, звуки нового языка и запоминает на слух слова, для этого используются предметы и картинки. Чаще всего это предметы обихода, быта.

Вторым этапом, становится соотнесение звукокомплекса (слова) с визуальным предметом.
Чтобы воспроизвести слово, человек припоминает картинку или предмет, а потом пытается вспомнить слово, которое оно обозначает.

Целесообразно по такой же схеме обучать языку детей с проблемами речи, у которых сензитивный период самостоятельного становления речи прошел.

Главное, к каждому ребенку подходим индивидуально. У одного ребенка могут начать первыми появляться гласные звуки, которые влияют на мелодику речи, у другого согласные, которые влияют на понятность слов. Если ребенок совсем невокальный, то мы предпочитаем начинать с согласных звуков или опираемся на имеющиеся в репертуаре ребенка вокализации.

Этапы развития вокальной речи следуют один за другим, поэтому только после появления нужной реакции переходим к следующему этапу.

Упражнения на развитие вокальной речи
1. Открыть рот (А), или вытянуть губы в трубочку (У), или потянуть в улыбке (И) (инструкции соответствуют нужной артикуляции: «скажи А» или просто «А» или «открой рот» или «сделай как я» — поощрение «Молодец! Ты сказал „А“!» или (и) мотивационный предмет).
2. Вызывание звука — кладем одну руку ребенка на его шею, другую на шею логопеда, снова произносим звук (инструкции как на первом этапе).
3. Для автоматизации вызванных звуков мы подбираем соответствующие картинки, игрушки или интерактивные игры со звукоподражаниями.
4. Далее часто дети начинают говорить самостоятельно, в сложных случаях вызываем звуки согласно онтогенезу. В таких ситуациях всегда рассказываем ребенку, что именно мы собираемся делать, например: «Сейчас я закрою тебе рукой нос и рот, а потом открою». обязательно эмоционально поощряем: «Умничка! Ты сказал П!» можно добавить какое-то существенное поощрение.
5. Далее приступаем к автоматизация звуков (см.пункт 3).
Когда ребенок достаточно усваивает и хорошо отвечает на инструкции, становится возможным выполнение элементов артикуляционной гимнастики, использование традиционных методов постановки, в том числе с помощью зондов, и автоматизации звуков.

Формирование потребности в речи
К сожалению, ребенок и его окружение привыкают к определенному поведению. Поэтому наша задача – сформировать новый тип поведения. Создавать условия, в которых у ребенка чаще возникала бы потребность в речи: убрать из доступа предметы, которыми ребенок может пользоваться сам и любит их. Каждый раз, когда ему что-то будет нужно, он должен озвучит возможным способом. Захочет игрушку, пусть просит: «Дай» и т.д.

Требования и условия взрослых должны быть одинаковыми на занятиях, в садике, дома. Тогда они будут привычными для ребенка, не будут вызывать агрессию и другого проблематичного поведения.

Все методы и направления работы должны сочетаться. Желательно присутствие на занятии родителей и активное включение их в занятие, чтобы ребенок постепенно обобщал: все, что он делает на занятии с логопедом, он может делать с родителем дома. Помните: каким бы хорошим не был специалист, он с ребенком занимается в лучшем случае час в день, родители же рядом 24 часа в сутки.
Дайте ребенку понять, что вы его понимаете, почувствовав вашу поддержку, ребенок обязательно покажет успехи!

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности
Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников | Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Формирование графомоторных навыков у дошкольников
Опубликовано: 1800 дней назад (18 января 2020)
Просмотров: 639
0
Голосов: 0
Ирина Петровна Набатова # 21 января 2020 в 12:57 0
Возьму на заметку Ваши рекомендации! Полезная информация содержится в вашей статье!