Методическая разработкаВикторина-развлечение по предмету «Сольфеджио» для обучающихся 1-го класса детской школы искусств по теме «Помогу героям сказок!»
Автор: Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю викторину - развлечение по предмету «Сольфеджио» для обучающихся первого класса детской школы искусств. Материал заинтересует преподавателей теоретических и специальных дисциплин ДШИ, активных родителей и всех увлечённых предметом «Сольфеджио». Материал викторины можно использовать на уроках сольфеджио в первом классе, в музыкальных КВНах, конкурсах, соревнованиях, при проведении викторин для детей от семи до девяти лет.
Данная викторина проведена мной среди обучающихся инструментального класса школы искусств, как одна из составляющих проекта «Помогу героям сказок!». Викторине предшествовала двухмесячная подготовительная работа с обучающимися (индивидуальная на уроке и самостоятельная домашняя). После выполнения все задания подробно разбирались в классе, чтобы обучающиеся смогли самостоятельно справиться с заданиями викторины на мероприятии. После проверки были просчитаны баллы по каждой работе и выявлены победители. Все обучающиеся награждены дипломами участников и победителей классной викторины-развлечения «Помогу героям сказок!» и призами.
Цель: проверка усвоения знаний обучающимися первого класса по предмету «Сольфеджио» детской школы искусств.
Задачи: развивать мышление, внимание, память; учить внимательно, быстро и аккуратно заполнять контрольные тесты; воспитывать терпение, волю, здоровое отношение к соперничеству, стремление к победе.
Дидактический материал и канцелярские принадлежности: бланки заданий занимательной викторины по предмету «Сольфеджио»для первого класса ДШИ, карточки с фортепианной клавиатурой и нотоносцами, карандаши и ластики по числу участников мероприятия
Ход мероприятия
Приветствие участников викторины-развлечения, разъяснение требований к выполнению заданий.
Материал заданий, карточки с нотной клавиатурой и нотоносцами раздаются каждому участнику. Время на выполнение заданий — 40 минут. После выполнения бланки с заданиями викторины сдаются ведущему мероприятия. После проверки заданий викторины победители и участники награждаются дипломами.
Викторина - развлечение по предмету «Сольфеджио» для обучающихся 1-го класса детской школы искусств по теме «Помогу героям сказок!»
Вопросы
1. Лёжа на раскалённом песке на берегу Синего моря, Львёнок и Черепеха сочиняли новую песню для исполнения на пляжном концерте. К сожалению, Черепаха за триста лет забыла, из чего состоят длительности нот, а Львёнок был слишком молод и ещё не изучал нотную грамоту. Помоги Львёнку и Черепахе решить нотные примеры:
2. Гномы очень хотели понравиться Белоснежке и поэтому старательно посчитали ступени в интервалах. Проверь, правильно ли они выполнили задание, исправь ошибки и поставь оценку.
а) В сексте 7 ступеней.
б) В квинте 3 ступени.
в) В кварте 8 ступеней.
г) В секунде 2 ступени.
д) В октаве 5 ступеней.
е) В септиме 6 ступеней.
ж) В приме нет ступеней.
з) В терции 1 ступень.
3. Поросёнок Фунтик строит интервалы от нот вверх. Помоги ему доделать задание.
4. Федора любила играть гамму Соль мажор, ударяя ложкой по стаканам, когда вымытая посуда стояла рядком на столе. После побега посуды от нерадивой Федоры гамма не получалась. Помоги Федоре, впиши недостающие ноты и подпиши ступени.
5. По заданию Мальвины Буратино искал устойчивые ступени в гаммах, но погоня Карабаса Барабаса с Дуремаром не дала ему выполнить задание до конца. Помоги деревянному человечку доделать задание и исправь его ошибки.
6. Сова предложила ослику Иа в обмен на хвост найти ноту на третьей линейке в басовом ключе, а спрятана она в одном из этих слов:
а) домра
б) капля
в) силач
г) креветка
Помоги ослику Иа обрести свой хвост, найди эту ноту в одном из вариантов и подчеркни это слово.
7. Пятачок послал Вини Пуху письмо с неизвестной гаммой, в которой он спрятал неустойчивые ступени. Напиши недостающие неустойчивые ступени, ноты и название гаммы.
8. Чтобы получить Варвару-красу, длинную косу в жёны и полцарства в придачу, Чудо-юдо предложил царскому сыну Алексею Еремеевичу отгадать нотные ребусы. Помоги царевичу справиться с заданием:
9. Чебурашка спросил у крокодила Гены: «Если повысить звук си на полутон, что получится: си-бемоль, си-диез, си-бекар или до?»
Какой вариант ответа выбрал Гена? Подчеркни правильный ответ.
10. Малыш и Карлсон играли в музыкальную школу: Малыш называл гаммы, а Карлсон записывал в них вводные звуки и тонику. После проверки Малыш нашёл ошибки. А ты найдёшь?
11. Однажды «проказница Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка затеяли» спор: если понизить на полутон звук фа, что получится: фа-бемоль, фа-диез, фа-бекар или ми? А как думаешь ты? Подчеркни правильный ответ.
12. Маша и Медведь поспорили на пирожок, что делает знак бекар. Маша утверждает, что бекар повышает звук ми-бемоль на полтона, а Медведь говорит, что он понижает звук ми-бемоль на полтона.
Кто из них прав, напиши:___________________
13. Как-то зимним вечером дядя Фёдор, почтальон Печкин, кот Матроскин и Шарик поспорили, какая нота пишется между второй и третьей линейками в скрипичном ключе. Почтальон Печкин хитро улыбнулся и предложил друзьям найти ноту в одном из слов:
а) ремесло
б) минор
в) фамилия
г) неделя
Помоги Шарику, Матроскину и дяде Фёдору найти правильное слово и подчеркни его.
14. Однажды в воскресенье кот Леопольд сидел в мягком кресле у камина и искал в гамме Фа мажор полутоны, К несчастью, куда -то затерялись его очки, а свет от камина был слишком слаб. На помощь Леопольду пришли его друзья мыши. Полутоны были найдены, а вечер завершился чаепитием с сыром и кренделями. Как ты думаешь, какие полутоны в гамме Фа мажор нашли мыши? Выдели их квадратными скобками и сосчитай:
15. Котёнок по имени Гав очень любил сосиски. Однажды разразилась сильная гроза. Котёнок сидел в подвале и читал стихи про сосиски:
В тарелке у киски_____________________________
Лежат две сосиски.____________________________
Их кошка не ест!______________________________
Ты веришь? Я — нет!__________________________
Всё дело … во сне!____________________________
Ведь кошка и миска,___________________________
А с ней и сосиски_____________________________
Привиделись мне._____________________________
(Автор стихов Вера Седова)
Гав был учёный котёнок, он записал стихи с помощью ритма, сочинил к нему мелодию и с удовольствием пел свою вкусную песенку. И ты попробуй записать эти стихи с помощью ритма
(например, с помощью кружков: белый кружок — длинный звук, закрашенный кружок — короткий звук).
16. Крошка Енот сидел на берегу реки и искал вокруг себя слова из одного, двух и трёх слогов. Помоги крошке Еноту найти такие слова и напиши их:
Слова из одного слога
___________________
____________________
____________________
Слова из двух слогов
____________________
____________________
____________________
Слова из трёх слогов
____________________
____________________
____________________
17. Когда мамонтёнок приплыл на льдине к своей маме, она отправила его в музыкальную школу для мамонтят. Там мамонтёнок узнал, что такое форте, пиано, мажор и меццо-форте. Он составил с этими словами маленький рассказ и предлагает тебе прочитать его. Напиши в скобках, что означают выделенные слова.
1.
Форте чихнул мамонтёнок. (_______________)
2.
Пиано в Антарктиде. (_______________)
3. У моей мамы
мажорное настроение. (_______________)
4. Если мама спит, надо говорить
меццо-форте. (_______________)
Ответы.
1. Нотные примеры.
2. а) В сексте 6 ступеней.
б) В квинте 5 ступеней.
в) В кварте 4 ступени.
г) В секунде 2 ступени.
д) В октаве 8 ступеней.
е) В септиме 7 ступеней.
ж) В приме 1 ступень.
з) В терции 3 ступени.
3. Построй от нот интервалы вверх.
4. Впиши недостающие ноты и правильно подпиши ступени в гамме Соль мажор. Найди и исправь ошибку в написании гаммы.
5. Допиши устойчивые ступени в гаммах, исправь ошибки.
6. Найди ноту на третьей линейке в басовом ключе, «спрятанную» в одном из слов:
а) домра
б) капля
в) силач
г)
креветка
7. Допиши неустойчивые ступени, ноты и название гаммы.
8. Разгадай нотные ребусы.
9. Повысь на полутон звук си, выбери и подчеркни правильный вариант ответа:
а) си-бемоль
б)
си-диез
в) си-бекар
г) до
10. В гаммах записаны вводные звуки в тонику. Найди ошибки в записи и исправь их.
11. Понизь на полутон звук фа, выбери и подчеркни правильный вариант ответа:
а)
фа-бемоль
б) фа-диез
в) фа-бекар
г) ми
12. Права
Маша: бекар повышает звук ми-бемоль на полтона.
13. Между второй и третьей линейками в скрипичном ключе пишется нота, «спрятанная» в слове:
а) ремесло
б) минор
в) фамилия
г)
неделя
14. Выдели полутоны в гамме Фа мажор квадратными скобками и сосчитай их.
15. Запиши стихи с помощью ритма, например, с помощью кружков
(белый кружок — длинный звук, закрашенный кружок — короткий звук).
16. Найди односложные, двусложные и трёхсложные слова и напиши их (примеры слов):
Слова из одного слога
куст
шум
лес
Слова из двух слогов
трава
цветы
ветер
Слова из трёх слогов
стрекоза
мотылёк
озеро
17. Напиши в скобках, что означают выделенные слова.
1.
Форте чихнул мамонтёнок.
(Громко чихнул мамонтёнок.)
2.
Пиано в Антарктиде.
(Тихо в Антарктиде.)
3. У моей мамы
мажорное настроение.
(У моей мамы весёлое, радостное настроение.)
4. Если мама спит, надо говорить
меццо-форте. (Если мама спит, надо говорить не очень громко.)
Заключение. Занимательную сказочную викторину можно провести среди обучающихся первого класса музыкальных школ в конце четверти, в середине или в конце учебного года, задействуя пройденный материал в качестве его повторения и закрепления.
Приложение.
1. Бумажная клавиатура.
2. Нотоносцы.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами по предмету «Сольфеджио», 1 класс
Викторина с ответами по предмету «Сольфеджио», 2 класс
Сценарий музыкального развлечения совместно с родителями для младших школьников 1-2 класса
Похожие статьи:
Музыкальная викторина для учащихся начальных классов с ответами