Игра по станциям по противопожарной безопасности для учащихся коррекционной школы VIII вида. Сценарий
Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Боровичи, Новгородской области.
Описание материала: конспект игры по станциям для учащихся специальных(коррекционных) школ VIII вида по теме «Противопожарная безопасность». Данный материал будет полезен учителям, классным руководителям коррекционных и общеобразовательных школ, воспитателям детских садов.
Цель: закрепление знаний учащихся о пожарной безопасности посредством игры.
Задачи:
1.закрепить знания о правилах пожарной безопасности;
2.развивать чувство коллективизма, взаимовыручки;
3.организация досуговой деятельности детей.
Подготовительная работа: учащиеся разбиваются на количество команд по количеству станций ( у меня 10);
команды формируются следующим образом: в каждой команде учащиеся с 1по 11 класс (по 1, 2 ученика).
Игра проводилась на улице.
Предварительная работа: подготавливаются маршрутные листы, на каждой станции стоит подготовленный взрослый.
Необходимый инвентарь: бочка с разметкой, ведра,
плакат по противопожарной безопасности,
одежда (куртка, каска, варежки и пр. на выбор проводящего),
конверт с разрезанной картинкой;
медицинский инвентарь (по возможности).
Ход мероприятия:
1. Построение команд.
2.Вступительное слово.
Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнем.
Тут он страшен и суров –
И от дома куча дров.
-Ребята, все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. И, тем не менее, количество пожаров возрастает.
Сейчас мы проверим, и закрепим наши знания о пожарной безопасности. В игре будут принимать участие 10 команд. Выберите, пожалуйста, капитанов!
3. Раздача маршрутных листов, объяснение хода игры.
- Каждая команда будет проходить задания на станциях, название и место расположения указано на листах – маршрутах. Вы должны быть дружными, быстрыми, ловкими и сообразительными, чтобы выиграть! Но это не значит, что вы должны торопиться! Удачи всем!
Ребята начинают движение в соответствии с маршрутными листами.
1станция « Чем тушить пожар».
Учащимся предлагается перечислить все известные им средства тушения пожара (вода, пена, снег, земля, песок, углекислый газ, огнетушители и др). За каждый ответ 1 балл.
Затем команде предлагается конверт, в котором находится разрезанная иллюстрация предмета относящегося к пожарной безопасности. Команды должны составить это изображение и назвать его. Затем от каждой команды участник должен рассказать, как им пользоваться. Оценивается правильность и точность выполнения. (Н-р, огнетушитель.)
2 станция «Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог».
Ребята отвечают на вопрос, применяя полученные знания на уроках. Начинают с младших ребят. Можно предложить выбрать необходимые медицинские препараты и инструменты, необходимые в данном случае (шприц, ножницы, бинт, вата, капли в нос, горчичники, зеленка, крем ( то, что ест в наличии). По идее, ребята практически ничего не должны выбрать.
Затем взрослый на станции обобщает ответы детей:
Различают четыре степени ожога:
1- покраснение кожи, припухлость;
2 - появление пузырей;
3 – в месте ожога образуется струп;
4 – обугливание ткани.
Доврачебную помощь оказывают только при первой степени ожога. Сразу же нужно обработать чистой мягкой тканью, смоченной спиртом для обеззараживания и уменьшения боли. Впоследствии на поражённое место можно наложить повязку с фурацилином. Ожоги иных степеней не обрабатывают, их защищают сухой стерильной повязкой. Нельзя при ожогах использовать жир или вазелин, а также растворы “марганцовки» и “зелёнки”, которые затрудняют распознавание степени тяжести ожога.
Оценивается работа на станции по 5-бальной системе.
3 станция «Водовозы» .
- Ребята, вспомните, как выглядит знак, который указывает на противопожарный водоем?
- Где на территории нашего лагеря расположены эти знаки?
-Чем чаще всего тушат пожары? (Водой).
- Как должны работать пожарники? (Четко, слаженно).
- Вот сейчас вы будете набирать воду в бочку, для этого вы должны выстроиться в цепочку и передавать ведро друг другу! На всю работу вам дается 3 минуты. Подумайте, как вам удобнее встать, кто и что будет делать. (На бочке разметка объема воды, количество и размер ведер на выбор проводящего мероприятие). В листах отмечается количество набранной воды, отмечается насколько четко ребята работали.
4 станция «Без отгадки не загадка»
Ведущий читает загадки каждой команде. За правильный ответ 1 балл.
Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички.)
Закопай – не сгниет, кинь в воду – поплывет. (Уголь.)
Красный бык стоит, дрожит, черный на небо бежит. (Огонь и дым.)
Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра.)
От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)
Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем. Посоветую я детям, не играйте с домом этим! (Спичечный коробок.)
Сколько бы ни ел, никогда сыт не будет. (Огонь.)
5 станция «Девиз пожарной охраны».
Каждой команде выдается отдельный лист с неполными девизами.
Ребятам предлагается дописать строчки в девизе. Оцениваются при подведении итогов.
• ……………………………………………..
Что с огнем шутить нельзя!
• Легче, чем пожар тушить,
…………………………………………………….
6 станция «Вопрос – ответ»
Ведущий задает вопросы, за правильный ответ – карточку, очки присваиваются по количеству заработанных карточек.
Вопросы:
1. Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (Дыхание.)
2. Ожог, вызванный пламенем, кипятком, паром, прикосновением к горячим металлическим предметам. (Термический.)
3. Средство пожаротушения. (Огнетушитель.)
4. Какой выход надо искать во время эвакуации при пожаре в магазине, кинотеатре и других общественных местах? (Аварийный.)
5. Номер пожарной службы? ( 01.) Дети должны вспомнить и номер вызова машины с сотового телефона!
6. Почему телефон пожарной службы – 01?
• 01 – простой, его всякий запомнит,
• 01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,
• 01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
4. Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или из какого-то другого электроприбора пошёл дым?
Ответ: Выдерну вилку из сети и накину на телевизор влажное одеяло.
5. Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему?
Ответ: Нельзя тушить водой и пенными огнетушителями, так как вода является проводником электрического тока.
6. Как быть, если загорелся пролитый возле гаража бензин?
Ответ: Затушу огнь песком или землёй
7 станция «Самый внимательный»
А) Ребятам предлагаются вопросы на внимание:
-Где в нашем здании находятся огнетушители?
- Где в здании загородной базы находится пожарный пульт?
- Где висит план эвакуации? И др.
Б) Подобрать подписи к плакатам.
Ребятам предлагается плакат, с правилами пожарной безопасности. Предлагается подобрать подписи под картинками. (Плакат ребятам знаком, он висит при входе в здание лагеря).
Оценивается правильность ответов – 1балл.
8 станция «Одень пожарного».
Два стула (скамейки, пеньки на площадке), команда стоит у одного стула, капитан у другого. На стуле куртка, варежки, каска, шланг (скакалка, гимнастическая палка). Каждый ребенок подбегает к капитану, капитан одевает ребенка, тот берет шланг, обегает стул, раздевается. Передает эстафету товарищу. Так проходят эстафету все дети. Учитывается время прохождения и спокойствие в действиях.
После прохождения ведущий делает вывод с ребятами о том, что все нужно делать четко, последовательно, без суматохи.
9 станция «Выбор действия».
Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара, и на нём загорелась одежда? Ваши действия по порядку. Объяснить, на чём они основаны.
Ребятам дается время подумать и подготовить ответ.
Ответ: Нельзя бегать в горящей одежде, пламя от этого только усиливается. Если горит небольшой участок, одежду срывают и гасят вдали легковоспламеняющихся предметов. Когда пламя охватывает большую часть одежды, прежде всего, нужно принять горизонтальное положение, чтобы огонь не распространялся к голове, а затем тушить водой, снегом, песком, жидкой грязью, огнегасительным порошком, можно даже пенный огнетушитель. Пострадавший должен при этом закрыть глаза.
10 станция «Черный ящик».
Ведущий показывает черный ящик, в котором лежит предмет, связанный с пожарной безопасностью. Каждая команда по очереди задает вопросы о содержимом ящика. Ведущий может отвечать только “да”, “нет”, “горячо”, “холодно”. Оценивается по 5-бальной системе за более короткое время отгадывает предмет. (Утюг.)
После подсчета баллов и обсуждения хода игры подводятся итоги.
Победителям и участникам призы и дипломы.
Ведущий: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести.
Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.
Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой учитесь!
Рекомендуем посмотреть:
Макет по пожарной безопасности в детском саду
Конспект занятия в игровой форме для младших школьников
Театрализованное представление на противопожарную тематику в школе. Сценарий
Викторина с ответами и презентацией для школьников 7-8 класса. Художники Удмуртии