Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Викторина для учащихся 5 классов. Знатоки русской истории

Сценарий игры викторины для 5 класса
Викторина для учащихся 5-х классов и их родителей. Знатоки русской истории
Автор: Журавлева Ирина Викторовна, учитель начальных классов МОУ Спас-Заулковская школа- интернат - ЦО "Планета детства"
Цель:
Обобщение знаний учащихся по истории России за курс начальной школы;
Задачи:
- познакомить с новыми понятиями, связанными с историческим прошлым России;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- воспитывать уважение к историческому прошлому России.

Данная викторина предназначена для учащихся 5-х классов и их родителей. Для участия в игре создаются команды, состоящие как из школьников, так и из их родителей.
Формулирование темы викторины:
Представьте себе, что вы оказались в чужой стране и не знаете языка народа этой страны. Мелодии каких русских песен помогут жителям другой страны понять, что вы из России? («Во поле берёза стояла», «Калинка», «Катюша»)
Предметы каких народных промыслов могут помочь жителям догадаться, что вы из России? (Гжель, Хохлома, Жостово)
А какие фамилии всемирно известных писателей и поэтов неотрывно связаны с русской землёй? (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Ю. Лермонтов)
Попробуйте предположить, событиям кого исторического времени будет посвящена наша сегодняшняя викторина? ( истории России, прошлому России)
Мотивация
Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. Давайте вспомним сейчас о том, что вы знаете о прошлом своей Родины. Помогать в этом непростом испытании будут вам ваши родители. После каждого тура участники, набравшие наименьшее количество очков выбывают из игры и становятся болельщиками.
Ход викторины:
1 тур «Быт русских людей»
(Перед участниками викторины появляется Петрушка)
Петрушка:
Сейчас мы будем вспоминать, как жили в старину русские люди: что они кушали, как было устроено их жилище.
Ведущий:
Итак, мы начинаем. Поможет провести этот конкурс петрушка, Слушайте внимательно вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете жетон.
1. При помощи чего в старину освещали избу? ( при помощи лучины)
Петрушка:
А что такое лучина? Это, наверное, свечка?
Ведущий:
Ну, что ты, Петрушка, вовсе нет, Взгляни-ка на экран (на экране изображение горящей лучины)
Ведущий:
Что вставляли в окна вместо стёкол? (бычий пузырь)
Петрушка:
О! Бычий пузырь! Вот здорово! Интересно: выдержит ли он удар футбольного мяча? Надо попробовать.
Ведущий:
Как называются сложенные впрок дрова? ( на экране изображение поленницы)
Петрушка:
Эх! Хорошо бы заготовить впрок поленницу из шоколадных батончиков.
Ведущий:
Какая птица в старину всю деревню поила? (колодезный журавль)
Петрушка:
Хорошая птица! Где бы сейчас такую птицу взять, чтобы не только поила, но и кормила.
Ведущий:
Что использовали в старину вместо мыла, чем чистили посуду? (зола, глина, крапива)
Где держали домашних животных: лошадь, корову, собаку? (конюшня, хлев, конура – изображения на экране)
Где хранили заготовленные впрок продукты? (погреб)
Петрушка:
А где же хранили в старину сладости?
Ведущий:
В старину хлеб запивали квасом. Как называется кушанье из кваса, в который мелко крошили хлеб и лук? (тюря)
Какие ещё блюда, напитки русской кухни вы знаете?
Петрушка:
А у меня самые любимые блюда – конфеты, мороженое, пирожные
Ведущий:
Какой продукт в старину называли «каменным мёдом»? (сахар)
Из чего в старину плели лапти? (на экране изображение лаптей, лыка; лыко- кора липы, на одну пару лаптей идёт кора с 3-х молодых липок)
Лапти в старину считались признаком бедности или богатства? (бедности)
Из чего делали валенки? (из овечьей шерсти)
Из чего делали ткань для полотенца? (лён)
Почему хлеб в старину называли «ситным»? (для него использовали просеянную через сито муку)
Раньше куклы у девочек были тряпочные. Чего не было у тряпичной куклы, но что есть у каждой игрушечной современной куклы? (лицо)
Подводятся итоги 1 тура.
Ведущий:
Что-то вы, народ честной, заскучали немного. Предлагаю поиграть, вспомнить русские народные игры. (Проводятся игры «Горелки», «Бояре»)
2 тур «Праздники на Руси»
Ведущий:
На Руси существовало множество праздников. Каждый из праздников отличался один от другого, имел свою историю.
На какой из праздников на Руси обязательно пекут блины? (на Масленицу)
Что символизировали собой испечённые блины? (солнце)
Что такое Масленица? ( и праздник, и чучело из соломы, которое в последний праздничный день сжигали)
Какие забавы, праздничные потехи существовали на Руси? (катание на лошадях, кулачные бои, петушиные бои)
Когда красили яйца и пекли куличи? (на Пасху)
На какой праздник было принято гадать? (на Рождество, на Крещение)
Когда обычно купались в проруби? (на Крещение)
Что происходит в ночь на Ивана- Купалу? (цветёт папоротник; считается, что тот, кто найдёт цветок папоротника, найдёт клад)
Ветви каких деревьев ломают на праздник? Какие это деревья? (верба – Вербное воскресение, берёза – Троица)
Какие музыкальные инструменты были популярны на Руси? (гусли, гармошка, ложки, балалайка, на экране появляются изображения инструментов)
Подводятся итоги 2 тура
3 тур «Верования славян»
Ведущий:
Жизнь славян была связана с верой в злых и добрых духов. Именно о них пойдёт речь в 3 туре.
Сегодня мы говорим: « У него семь пятниц на неделе» про человека, который не знает, чего он хочет, постоянно меняет свои решения. А раньше у этого выражения было совсем другое значение. Какое? (так говорили о лентяе)
Какое дерево нельзя было рубить на дрова, так как « в него человек превращён»? (клён)
Маленький грызун, которого считали «нечистым животным, созданием дьявола»? (мышь)
Какой продукт питания, по верованиям наших предков, защищает от вредоносных сил и влияний? (соль)
От имени какой богини произошли слова «ладить», «ладный», «налаживать»? (Лада – богиня красоты, любви)
Сколько дочерей было у Бабы Яги? (3)
А кто считался её мужем? (Кощей Бессмертный)
Что в доме являлось препятствием для нечистой силы? (порог)
Кому сестрами были Зори – утренняя и вечерняя? (Солнцу)
Подводятся итоги 3 тура
4 тур «Загадочный»
Перед зрителями на пеньке сидит Иван- царевич, он печален. Звучит народная мелодия, входит Василиса Премудрая.
Василиса Премудрая:
Здравствуй, добрый молодец! Что сидишь не весел, буйну голову повесил?
Иван:
Как же мне не горевать? Нужно мне провести конкурс русских загадок, а я даже не знаю, как начать.
Василиса Премудрая:
Ну, что ж, задал ты мне задачу! Да не беда, постараюсь исполнить её. А правда ли здесь собрались самые догадливые гости? Ну, тогда посмотрите, что я вам принесла (Достаёт шкатулку)
Что вы видите у меня в руках? Правильно, это шкатулка. А что в ней, как вы думаете? Ни за что не догадаетесь. Там загадки! Ну-ка, добрый молодец, бери шкатулку, доставай загадки.
Иван (чуть-чуть приоткрывает шкатулку и вскрикивает):
Ой! Чуть не выпрыгнули все загадки! Ну и шустрые они! Внимание, ребята, и первая загадка.
1.Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
В брюхе баня, на голове пупок, в носу решето, одна рука, да и та на спине (чайник)
2.Среди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла (корова)
3.Мохнатенька, усатенька, сядет – песенку споёт. (кошка)
4.В лесу – тук-тук,
В избе – ляп-ляп,
В руках- дзинь-дзинь,
На полу –топ- топ (балалайка)
5.Горбатый кот девушкам плечи трёт.
С самого утра пошёл со двора,
На берегу валялся, а в воде не купался (коромысло)
Упрятались голыши во мохнатые мешки,
6.Четверо вместе, один на шесте. ( рука в рукавице)
Иван:
Спасибо тебе, Василиса Премудрая! Какие мудрые ребята оказались!
Подведение итогов 4 тура
5 тур «Народная мудрость»
Ведущий:
Речь русского человека была всегда богата потешками, прибаутками, пословицами. Выясним, а знаете ли пословицы? Я начну пословицу, а вы должны её закончить.
Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
Кто любит трудиться,(тому без дела не сидится)
Труд человека кормит, (а лень портит)
Терпение и труд (всё перетрут)
Других не суди, (а на себя погляди)
Красота приглядится, а ум (пригодится)
Кто много говорит, (тот мало делает)
Конец –(делу венец)
Подводятся итоги 5 тура
Рефлексия:
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша викторина «Знатоки русской истории». Я надеюсь, что каждый из вас смог в ходе игры узнать для себя что-то новое, а значит, смог прикоснуться к истокам русской истории.
Продолжите, пожалуйста, предложения:
Я узнал, что……
Мне запомнилось ……
Я хотел бы ёще узнать из истории России……..

Рекомендуем посмотреть:

Викторина для школьников с ответами по теме: Год рождения Викторина с ответами для учащихся 3-7 класса на тему: Собаки Викторина с ответами для школьников. Славянская письменность Тест с ответами для школьников на тему «Памятники»

Похожие статьи:

Викторина для младших школьников. Тема Деревья и травы

Викторина для начальной школы. Викторина по сказкам Андерсена

Викторины для школьников. Викторины про сказки

Викторины для начальной школы с ответами

Исторические викторины для школьников с ответами

КВН для 4 класса по теме: Пословицы и поговорки
Опубликовано: 3985 дней назад (24 января 2014)
Просмотров: 11509
0
Голосов: 0
Светлана Евгеньевна Виноградова # 24 января 2014 в 23:10 0
Ирина Викторовна, с удовольствием прочитала Вашу публикацию. Мне очень понравился организационный момент (формулирование темы): проблемная ситуация - ее решение -определение темы. при решении проблемной ситуации ученикам приходится использовать свои знания не только за курс истории. я думаю. На мой взгляд, все занятие служит еще одной цели (кроме заявленной)-это привитие любви к истории Родины, к ее прошлому и настоящему (без прошлого нет настоящего!). 4 тур отправляет детей в эпоху бабушек и прабабушек! Мне понравилась викторина, ребята и не поняли, что педагог проверил усвоение материала, я думаю!
Ирина Анатольевна Агафонова # 15 ноября 2015 в 14:39 0
Здравствуйте, Ирина Викторовна. Викторина действительно знакомит детей с новыми понятиями, связанными с историческим прошлым России, воспитывает уважение к прошлому. Форма работы в команде развивает дух коллективизма и ответственности. Прослеживается и межпредметная связь истории и литературы. Интересны вопросы связанные с бытом, традициями русского народа,учащиеся должны знать как жили в старину, без прошлого нет настоящего. такие мероприятия помогают в усвоении материала, повышают интерес к предмету, воспитывают чувство гордости за наше прошлое.