Новогодние поделки для школьников своими руками
Мастер-класс. Выполнение новогодней игрушки "Снеговик"
Автор Мерцалова Светлана Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ "СОШ № 48" города Курска
Данный мастер-класс предназначен для формирования у обучающихся 2-5-х классов умений самостоятельно или с частичной помощью учителя выполнять в технике папье-маше игрушку "Снеговик"на праздничную, новогоднюю елку.
Задачи мастер-класса:
Обучающие: учить
▪ учить приемам лепки в технике папье- маше;
▪ умению анализировать свои работы с эстетической и моральной точки зрения.
Развивающие: развивать
▪ навыки лепки, обработки изделия на разных этапах деятельности, изобразительные навыки;
▪ творческое воображение.
Воспитывающие: воспитывать
▪ взаимоуважение, любовь к труду;
▪ терпение, волю, аккуратность, трудовую дисциплину.
Новогодняя игрушка "Снеговик" выполняется в течении нескольких часов, а точнее занятий.
Снежный человек
А. Шлыгин
Зачем искать его в горах?
Его найдете во дворах.
Из года в год, из века в век
Живет здесь снежный человек.
Он на дворовом пяточке
Стоит, держа метлу в руке.
Он веселит ребят весь день,
Ведро напялив набекрень…
Занятия по изготовлению игрушки.
1. Заготовка необходимого материала для лепки.
Масса для папье-маше.
Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага».
Существует два способа создания изделий из папье-маше.
Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.
Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.
В нашем случае способ работы в технике папье-маше будет первый.
Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца. В нашем случае это будет туалетная бумага.
Туалетную бумагу рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в ведерку из-под майонеза (во-первых, такая посуда доступно каждому желающему и ее не жаль пустить в такое пользование, во-вторых удобно тем, что у нее есть крышка) и немного заливаем горячей водой. После чего надо вымесить эту смесь до получения однородной массы руками или палочкой, или кистью большой. Надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Но если клейстера нет, можно и без него обойтись. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя (но я как-то несколько месяцев хранила смесь в холодильнике). При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.
Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.
2. Выполнение каркаса.
Каркас представляет из себя скрученную проволоку с петлей в верхней части. Петля нужна для декоративной ленточки или нитки, с помощью которой игрушка будет привешиваться на ветку елки.
Каркас - Остов, основание чего-н. в виде костяка (тех.). Каркас для скульптурного изображения.
3.Начало лепки.
Облепливаем проволоку и впроцессе получается бумажная колбаска. Ей надо просохнуть, чтобы стать твердой.
4. Придание в процессе лепки заготовке необходимой формы.
Пользуемся при лепке формы инструментами или работаем просто руками.
При работе в технике папье-маше надо запомнить, что все сразу сделать невозможно т.к. смесь для лепки специфична, работать надо поэтапно и между сеансами лепки должно быть тщательное просушивание изделия. Если время сушки от слоя к слою не будет выдержано и изделие не будет хорошо высыхать в будущем готовое изделие может пострадать(быстро разрушиться).
А вот наше изделие уже можно и поставить.
5. Коррекция формы заготовки и проработка деталей
Коррекция
1. внесение изменений во что-л.
2. Устранение недостатков.
Маленькие детали(например, ведро на голове, нос маленькой морковкой, два комка-шара на туловище снеговика, шарф на шее(, доделывают все той же смесью из клочков бумаги и клея. Разные детали которыми будет наделено изделие или образ игрушки зависят от замысла каждого обучающегося, если они захотят отступить от образца. При этом можно и нужно пользоваться инструментами(стеками). Нужно запомнить, что при сушке детали уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детали рваной бумагой до необходимого размера. Если есть возможность можно добавить в смесь папье-маше еще мелкие опилки и тогда форма изделия после очередной просушки сильно деформироваться не будет, но я это использую редко.
Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток. На батарее сушить нежелательно, так как изделие может потрескаться. Но такого в моей практике еще не было.
У моего снеговика в комках-шарах на туловище есть отверстия: в одном для метлы, в другом для маленького свитка с новогодним пожеланием.
6. Покрытие формы заготовки специальным материалом левкасом для выравнивания поверхности изделия (подготовка под покраску).
Левка́с (греч. λευκός белый, светлый, ясный) — в иконописи название грунта, представляющего собой меловой, размешанный на животном или рыбьем жире клей с добавлением льняного масла.
Когда изделие высохло и уже имеет необходимую форму соответствующую воображаемому образцу, эскизу или реальному образцу, его надо покрыть грунтом (левкасом). Этот грунт изготавливается из присыпки детской (финишной шпатлевки), масляной краски (белил), клея ПВА (ранее столярный клей). Все составляющие примерно в равных пропорциях тщательно смешиваются и этой смесью с помощью кисти покрывается изделие.
Вот изделие покрыто. Далее изделие сушится.
7. Обработка поверхности наждаком. Грунтование заготовки (подготовка под покраску).
Грунтовка, грунт - это качественная основа любых отделочных работ. Грунтовать значит покрывать грунтом..
После сушки изделие обрабатывается наждаком, чтобы поверхность его стала ровнее. Изделие покрывается грунтом. В нашем случае грунтом будет служить клей ПВА, немного разведенный с водой.
(или белая краска, разведенная растворителем до сметанообразной консистенции). Снова сушка.
8. Покрытие изделия краской, прорисовывание деталей
Раскрашиваем заготовку по своему замыслу и представлениям. Работать по окраске придется возможно в несколько приемов. После каждого этапа действий с изделием по его окрашиванию нужно выдержать время до полного высыхания изделия для достижения наиболее высокого результата по его выполнению.
Я работаю масляной краской. Всю форму изделия делаю голубого цвета (разведенная синяя краска с белилами) шарф снеговика выполняю кадмием красным с желтыми полосами, и ведерко на голове покрываю акриловой, в данном случае серебряной краской. Весь процессокрашивания изделия опять проходит постепенно так как необходимо изделию дать возможность просохнуть. Далее на голове прорисовываю глаза, нос, рот, веточки, которые будут у моего снеговика имитировать волосы.
Можно раскрашивать снеговика гуашью в смеси с клеем ПВА для большей стойкости красочного слоя.
Выполняю серебряной краской узоры на снеговике.
9. Окончательные работы по декорированию изделия
Декорация - ж. лат. украшения, украсы, обстановка; на театре: вид, местность представления. Декоратор м. художник, пишущий декорации, виды издали, украшения, убранства, обстановку. Декорирование -это, следовательно, деятельность по выполнению украшения, например, объекта.
Мой снеговик будет держать метлу и пожелание. Метла выполняется из деревянной палочки, пакли, серебряной нитки с помощью клея и ножниц. Пожелание пишу на небольшом листе бумаги и туго сворачиваю его в свиток. И метелку и бумагу вставляю в отверстия комков-шаров на туловище снеговика. Метелку сажаю на клей, чтобы эта деталь была неотделима от игрушки в целом. Ну, а пожелание вклеивать не надо, потому что его кто-то прочитает в новогоднюю ночь.
Каждый может по своему работать над образом своего снеговика, украшаеть разными элементами, деталями (для этого используются и ленточки, и бусинки, и кусочки тканей и пр.). Но все поделки всегда будут интересны, потому что они выполнены собственными руками и могут служить настоящим украшением на праздничной елке, или просто быть подвеской и украшать интерьер помещения. Кроме того, изделие можно оставить себе , а можно и кому-либо подарить и это еще более приятный момент жизнедеятельности.
Стихи о снеговике или о снежной бабе можно предложить обучающимся выучить к празднику.
Снежная баба
Юрий Кушак
Мы снежнyю бабy слепили вчеpа,
И шляпа y бабы была из ведpа,
А нос из моpковки, а pyки из палки,
Метла из метлы, а коса из мочалки.
Hо только домой разошлась детвоpа,
Чихнyла она и сказала: — Поpа! -
Ах, как она мчалась с гоpы ледяной,
Консеpвнyю банкy гоняла метлой,
Ловила снежинки, как бабочек, шляпой -
Коса pазвевалась за снежною бабой!
Мы снежнyю бабy искали с yтpа.
Hашли мы ведpо посpедине двоpа.
Метлy мы нашли возле стаpой беседки,
Моpковкy — в снегy, а мочалкy — на ветке.
Одни yдивились: - Вот это дела! -
Дpyгие сказали, что вьюга была.
И вскоpе пpо слyчай печальный
Забыли и новyю снежнyю бабy слепили.
И только мальчишка один не лепил:
Он пpежнюю снежнyю бабy любил.
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»
Рекомендуем посмотреть:
Как сделать снеговика своими руками
Как сделать снеговика из бумаги своими руками
Мастер-класс. Снеговик в технике торцевание
Снеговик из бумаги своими руками
Снеговик из носков своими руками