Литературная игра по рассказам Драгунского для начальной школы

Обзор - игра по рассказам В. Драгунского для младших школьников «Будьте счастливы, дети!»

Оборудование:

1. Портрет В. Драгунского.

2. Выставка книг В. Драгунского.

3. Иллюстрации из книг:

- к рассказу «Мотогонки по отвесной стене» (Дениска мчится на велосипеде);

- к рассказам «Тайное становится явным», «Главные реки», «Куриный бульон», «Похититель собак», «Англичанин Павля».

4. Резиновая игрушка «Курица».

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Ведущий. Добрый день, дорогие любители книг! Сегодня я хочу пригласить вас на заочную встречу с замечательным детским писателем Виктором Драгунским и его «Денискиными рассказами». Мы вспомним его веселых и очень добрых героев и прислушаемся к совету-пожеланию писателя: «Будьте счастливы, дети!».

II. Рассказ о жизни Виктора Драгунского.

Виктор Драгунский родился давно. Тогда даже ваши прадедушки и прабабушки родиться не успели. А родился он в Америке, в городе Нью-Йорке. Это вот как получилось. Папа и мама у него были очень молодые. На месте им не сиделось, и они решили поехать в Америку. И поехали. Но в Америке им не понравилось, и они вернулись домой. Но не одни. С собой они привезли писателя Виктора Драгунского. То есть тогда он был совсем крошечный малютка, а потом вырос и стал писателем.

Когда Виктор Драгунский учился в школе, он не был отличником. Он любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь озорное. За такое не пятерки ставят, а пишут замечание в дневнике. Зато на нем держалась вся школьная самодеятельность, потому что он был большим затейником.

Между прочим, больше всего В. Драгунский любил книжку про Тома Сойера. Неугомонный Том был его любимым героем - недаром с детства Виктор Драгунский терпеть не мог ябед и нытиков.

После школы он работал на заводе токарем и там тоже всех смешил, сочинял на ходу невероятные истории, всех разыгрывал, тогда его заводские друзья решили, что ему надо идти в артисты. И Виктор Драгунский поступил учиться «на артиста», а когда выучился, то работал в Московском театре Сатиры, где играют только очень смешные спектакли.

А ещё Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, он был самым весёлым и смешным Дедом Морозом, и все дети, мамы, папы, бабули, дедули просто животики надрывали от смеха.

Кроме того, Виктор Драгунский работал клоуном в цирке! В Московском цирке на Цветном бульваре он был рыжим клоуном и носил лохматый ярко-оранжевый парик.

Когда началась война, Драгунский пошел в народное ополчение (плоскостопие и астма не позволили ему пойти в регулярную армию) и защищал Москву от фашистов: копал защитные рвы против танков. А ещё во время войны Драгунский ездил на фронт выступать перед бойцами, чтобы у них было хорошее настроение.

Вот сколько всего интересного случилось с Драгунским до того, как он стал писателем! Он, наверное, и не собирался писателем становиться. Зачем, если можно прекрасно работать клоуном или Дедом Морозом?

Но однажды у него родился сын Денис. Настоящий Денис был очень похож на книжного: ему десять лет, он так же добр и внимателен, очень любил маму, с отцом у него - дружеские отношения, между ними никогда не возникало ни ссор, ни криков, они вместе гуляли, ходили в музеи, в цирк.

И тут с настоящим Денисом начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы» в количестве 90 штук, над которыми хохотали до упаду не только у нас в России, но и в Украине, Норвегии, даже в Японии хохотали! А имя Денис стало очень популярным в нашей стране.

Мальчик Дениска уже давным-давно вырос и стал совсем серьезным и немножко лысым. И сестра его младшая, Ксюша, которая появляется всего в двух рассказах - «Сестра моя Ксения» и «Тройка по поведению», тоже давно выросла. Виктора Драгунского нет с нами уже много лет. А дети до сих пор читают «Денискины рассказы» и смотрят фильмы про Дениску: «Веселые истории» и «По секрету всему свету». (Роль Дениски в кинофильме «Веселые истории» сыграл нынешний губернатор Ивановской области Михаил Мень, когда был маленьким.)

Дениска Кораблев, хотя он не всегда учит уроки и, бывает, опаздывает в школу, очень даже неплохой мальчик. Он хорошо учится. У него замечательные папа и мама, он не капризничает. Он добрый и честный. Его не перестает удивлять и восхищать мир, в котором он живет. Он счастливый человек.

Да что мы все вокруг да около. Давайте откроем «Денискины рассказы» и познакомимся с Дениской поближе.

III. Викторина «Знаешь ли ты героя?».

Ведущий. Из рассказов «Что я люблю...» и «...И чего не люблю!» мы узнаем, что любит и чего не любит Дениска. Я буду начинать предложение, а вы должны догадаться, каким словом его закончить - «любит» или «не любит».

Дениска любит

Дениска не любит

Лежать животом на папином колене

Лечить зубы

Играть в шахматы

Читать стихи для гостей

Смотреть телевизор

Ходить в новом костюме

Громко петь

Яйца всмятку

Лягушек

В день рождения играть в «Каравай»

Звонить по телефону

Мазать порезанный палец йодом

Строгать, пилить

Манную кашу

Делать подарки

Когда мама сердится

Грызть сухарь

Задавак

Гостей

Ссориться с друзьями

Посмеяться

Песню «Ландыши, ландыши»

Ходить в зоопарк

Страшные места в сказках

Лошадей

Обманщиков

IV. Дениска - какой он?

Ведущий. Дениска похож на солнце. Дениска-солнце все время в движении, и вокруг него тоже все движется: меняются события, люди, место и время действия...

Мама, папа, сестренка Ксения, друзья Мишка и Аленка, учитель пения Борис Сергеевич, учительница Раиса Ивановна, девочка на шаре, собака Чапка, канарейка Лимончик, светлячок.

Мы видим Дениску то дома, то в школе, в гостях, в бассейне, в цирке, на водной станции, в кино, в Эрмитаже, в деревне.

Вот Денис громко поет любимую песню («Слава Ивана Козловского»), катается на велосипеде с мотором («Мотогонки

по отвесной стене»), запускает ракету («Удивительный день»), прыгает с вышки в воду («Рабочие дробят камень»), мечтает («Бы...»), играет в школьном спектакле («Смерть шпиона Гадю- кина»), летит на самолете («Приключение»), ест манную каш}' («Тайное становится явным»), отвечает урок в рассказе «Главные реки».

Давайте представим, как он это делает.

V. Представление рассказа «Главные реки».

Разыгрывается сценка.

Дениска. Я вчера не успел уроки сделать - выучить стихотворение Некрасова и главные реки Америки. И, конечно, когда Раиса Ивановна вошла в класс, она на ходу сказала:

Раиса Ивановна. Кораблев, к доске! Ну?

Дениска. Что?

Раиса Ивановна. Перестань чтокать! Читай. Наизусть!

Дениска. Что?

Раиса Ивановна. Стихи, конечно!

Дениска. Ага, понял. Стихи, значит, читать? Это можно. Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.

Раиса Ивановна. Ну!

Дениска. Что?

Раиса Ивановна. Читай сейчас же! Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

Дениска. Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово, и я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперёд и продекламировал: «Мужичонка!» Все замолчали. Раиса Ивановна внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку ещё внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щёлкал его по ногтю. И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал: «С ноготком! Мужичонка с ноготком!»

Раиса Ивановна. Довольно, Кораблёв! Уж если не знаешь, не срамись. А названия всех рек Америки ты выучил?

Дениска. Конечно, выучил. А как же!

Раиса Ивановна. Ну вот, исправь ужасное впечатление, которое ты произвёл чтением стихов Некрасова. Назови самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

Дениска. Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. В эту секунду я увидел, что Петька Горбушкин показывает мне длинную газетную ленту, и на ней толсто намалёваны чернилами буквы. Я стал вглядываться в эти буквы и прочёл первую половину.

Раиса Ивановна. Ну, Кораблёв? Какая же главная река в Америке?

Дениска. Миси-писи... Раиса Ивановна смеялась до слёз, но двойку мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

Ведущий. Раиса Ивановна смеялась. А вам понятно, в чем ошибся Дениска? Скажите правильное название стихотворения И. Некрасова. («Мужичок с ноготок».) Как же называется главная река Америки. (Миссисипи.)

VI. Представление рассказа «Тайное становится явным».

Отрывок из рассказа (зачитывает ведущий):

«Однажды мама спросила меня:

- Хочешь, пойдём с тобой в Кремль?

Ну ещё бы... Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. Поэтому я быстро ответил маме:

- Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

- Ну вот, съешь манную кашу, и пойдём. А я пока посуду вымою. Только помни - ты должен съесть всё до дна!

И мама ушла на кухню.

А я остался с кашей наедине. Я пошлёпал её ложкой. Потом посолил. Попробовал - ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал... Ещё хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил её. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Всё равно было скользко, липко и противно. И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

-Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!

И она меня поцеловала».

Ведущий. Как вы думаете, попал Дениска в Кремль? В каком городе живет Дениска? (В Москве.)

VII. Представление рассказа «Куриный бульон».

Разыгрывается сценка.

Дениска. Мама принесла из магазина курицу и велела папе сварить ее, а сама ушла на работу. Я сказал папе: «Ты, папа, свари что-нибудь самое быстрое».

Папа. Верно, сынок! Нам что важно? Поесть побыстрей! Что можно сварить побыстрей? Ответ простой и ясный: бульон!

Дениска. А ты бульон умеешь?

Папа. А чего тут уметь? Бульон - это проще пареной репы: положи в воду и жди, когда сварится. Дениска, помогай!

Дениска. А что я должен делать?

Папа. Видишь, на курице какие-то волоски. Ты их состриги, потому что я не люблю бульон лохматый.

Дениска. Не очень-то быстро выстригается.

Папа. Ну и бестолковые мы с тобой, Дениска! Кончай стрижку! Ее нужно опалить на огне! Все волоски сгорят, и не надо никакой стрижки.

Дениска. Мы зажгли горелку и стали обжигать курицу на огне. Она здорово горела и пахла паленой шерстью.

Папа. Ох и хорошая курочка! Сейчас она у нас вся обгорит и станет чистенькая и беленькая.

Дениска. Но курица, наоборот, становилась какая-то черненькая, обугленная.

Папа. По-моему, она как-то неожиданно прокоптилась.

Дениска. Это она не прокоптилась, просто она вся в саже. Давай-ка, папа, я ее вымою.

Папа. Ты молодец! Ты сообразительный. Ну-ка, дружок, возьми эту курицу и вымой ее хорошенько под краном.

Дениска. Я подошел к раковине, пустил воду, подставил под нее курицу и стал тереть ее правой рукой изо всех сил. Пап, она совершенно не отстирывается. Сажи очень много.

Папа. Пустяки, сажа только сверху. На тебе кусок земляничного мыла. Намыливай!

Дениска. Этот проклятый петух только размазывается от мыла.

Папа. Вот щетка! Возьми-ка, потри ее хорошенько! Сначала спинку, а уж потом все остальное. Крепче три! Ловчее! Держи за крылья! Эх, ты! Да ты, я вижу, совсем не умеешь мыть курицу.

Дениска. Пап, ты попробуй сам! Я протянул ему курицу. Но он не успел ее взять, как вдруг она выпрыгнула у меня из рук и ускакала под самый дальний шкафчик. Но папа не растерялся.

Папа. Подай швабру!

Дениска. Папа вытащил курицу из-под шкафа, ухватил ее за лапки и поволок опять под кран. Он довольно чисто ее прополоскал и положил в кастрюлю.

Папа. Уф!

Ведущий. Что забыли сделать папа и Денис, прежде чем начать варить курицу? (Выпотрошить.) Можно ли сказать, что папа умеет варить курицу? Какой совет можно дать папе и Денису? (Расспросить маму, как варить бульон.)

VIII. Представление рассказа «Похититель собак».

Отрывок из рассказа (выразительное чтение учителем - как вариант: может быть чтение по ролям подготовленными учащимися):

«Когда я жил у дяди Володи на даче, недалеко от нас жил Борис Климентьевич. У него была собачка под названием Чапка, черная, мохнатая, морда кирпичом, хвостик торчком. Как-то он попросил меня погулять с Чапкой. Мы с Чапкой играем, а в это время мимо идет Ванька Дыхов с удочкой.

- Дениска, пойдем рыбу ловить!

- Не могу, я Чапку стерегу.

- Посади Чапку в дом. Захвати свой бредень и догоняй.

И пошёл дальше. Я взял Чапку за ошейник и поволок по траве. Она легла, лапки кверху, и поехала, как на салазках. Я открыл дверь, втащил её в коридор, дверь прикрыл и пошёл за бреднем.

Когда я опять вышел на дорогу, Ванька уже скрылся за углом. Я полетел его догонять и вдруг вижу: возле палатки сидит моя Чапка, язык высунула и смотрит на меня как ни в чём не бывало. Вот так да! Это значит, я дверь плохо прикрыл! Но ведь мне надо спешить. Там Ванька рыбу таскает, а я тут с ней возись. Я схватил её за ошейник и потащил домой. На этот раз Чапка упиралась в землю всеми четырьмя лапами. Я её еле доволок до дверей. Открыл узенькую щёлку, впихнул и дверь захлопнул. Она там зарычала и залаяла, но я не стал её утешать.

И хотя я очень устал от возни с Чапкой, я припустился бежать к реке. Когда я уже поравнялся с будкой, из-за неё выскочила... Чапка! Я даже оторопел. Я просто не верил своим глазам. Чапка стала делать вид, что она меня сейчас укусит за то, что я её оставил дома. Рычит и лает на меня! Я стал хватать её за ошейник, но она не давалась и всё время лаяла.

Тогда я взял свой бредень - и хлоп! - накрыл Чапку. Она прямо взвыла от злости, но я быстро закутал её, перекинул бредень через плечо и потащил её домой. Там я вытряхнул её в окошко и припёр его снаружи палкой. Она сразу там залаяла и зарычала на разные голоса, а я уже в третий раз побежал за Ванькой.

У самой реки я встретил Ваньку. Он шёл весёлый, а в руке у него на травинке нанизаны две уклейки, большие, с чайную ложку каждая. Я говорю:

- Ого! А у тебя, я вижу, здорово клевало!

Ванька говорит:

- Не успевал вытаскивать. Давай отнесём рыбу маме на уху, а после обеда снова пойдём. Может, и ты что-нибудь поймаешь.

И так за разговором мы незаметно дошли до дома Бориса Климентьевича. А около его дома стояла небольшая толпа: дядька, тётенька, мальчишка. Они увидели меня и начали кричать:

- Вот он!

- Хватайте его! Это он!

- Отдай сейчас же Бобку!

- А где моя Люська? Ты куда её увёл?

Они все кинулись ко мне. Я немножко испугался и быстро отбежал от них, бросил бредень, влез на забор и закричал:

- Отойдите от забора. Я никакого Бобку не знаю и Люську тоже. Я даже с ними не знаком!

Все выяснилось, когда прибежал Борис Климентьевич. Он открыл дверь и оттуда выскочили три собаки! Три Чапки!»

Ведущий. Почему запертыми оказались три собаки? (Собаки были очень похожи друг на друга.) Что такое бредень? (Маленькая сеть, сачок, удочка.)

IX. Представление рассказа «Англичанин Павля».

Разыгрывается сценка.

Дениска. 31 августа к нам в гости пришел Павля. А тут как раз папа по случаю начала нового учебного года предложил «зарезать» арбуз. Все начали есть, долго ели и молчали. А о чем разговаривать, когда во рту такая вкуснотища! И когда мама стала убирать корки, папа сказал:

Папа. А чего ты, Павля, так долго не был у нас?

Дениска. Да. Где ты пропадал? Что ты делал?

Павля (напыжившись). Что делал? Что делал?.. Английский изучал, вот что делал.

Папа. Молодец! Уважаю!

Дениска. А что, трудный английский язык?

Павля. С ума сойти.

Папа. Ещё бы не трудный. Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.

Дениска. Ну да! Верно, Павля?

Павля. Прямо беда. Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов.

Мама. Что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по-английски «здрасте»?

Павля. Я «здрасте» ещё не проходил.

Мама. Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?

Павля. Я сказал.

Мама. Ну да, по-русски ты сказал, а по-английски?

Павля. Мы до «спасибо» ещё не дошли. Очень трудное пропо-ви-сание.

Дениска. Павля, а научи меня, как по-английски «раз, два, три».

Павля. Я этого ещё не изучил.

Дениска. А что же ты изучил? За два месяца ты всё-таки хоть что-нибудь изучил?

Павля. Я изучил, как по-английски «Петя».

Дениска. Ну, как?

Павля. «Пит»! По-английски «Петя» будет «Пит». Вот завтра приду в класс и скажу Петьке Горбушкину: «Пит, а Пит, дай ластик!» Небось рот разинет, ничего не поймёт. Вот потеха-то будет? Верно, Денис?

Дениска. Верно. Ну, а что ты ещё знаешь по-английски?

Павля. Пока всё».

Ведущий. Какое слово скрывается за словом, которое Павля произнес как «проповисание», напишите его на доске правильно и скажите, что обозначает это слово? (Правописание - это орфографические правила и умение писать без ошибок.)

X. Подведение итогов. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Что ж... Вот и подошел к концу наш разговор о героях В. Драгунского. Но у вас всегда есть возможность организовать с ними новую встречу самостоятельно. Если вдруг кому-нибудь станет грустно, скучно и захочется похныкать, берите и читайте «Денискины рассказы». Не сомневайтесь - это верный способ поднять себе настроение и получить витамины доброты, благородства, порядочности, мужества!

В заключение можно спросить детей, какие рассказы В. Драгунского про Дениску они читали. Пусть назовут свой любимый рассказ.

Литература

1. Арзамасцева, И. Н. В. Ю. Драгунский [Текст] / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Детская литература : учебник для студентов. - М. : Академия, 2002. - С. 383-385.

2. Арзамасцева, И. Н. Драгунский В. Ю. (1913-1972) [Текст] / И. Н. Арзамасцева, Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова // Детские писатели : справочник для учителей и родителей. - М. : Баллас : С-Инфо, 1995. - С. 38-40, 77

3. Коновалов, А. В. Драгунский В. Ю. [Текст] / А. В. Коновалов // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь : в 3 ч. Ч. 3. - М. : Либерея, 2000. - С, 152-155.

4. Корф, О. Б. В. Ю. Драгунский [Текст] / О. Б. Корф // О. Б. Корф. Детям о писателях: XX век: от А до Н : книга для учителей, воспитателей, родителей. - М. : Стрелец, 2006. - С. 24-25.

5. Кузнецова, Н. И. Драгунский В. Ю. (1913-1972) [Текст] / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова // Русские писатели XX века : биобиблиограф, словарь. - 2-е изд., испр. и доп- - М. : Флинта, 1998.-С. 164-166.

6. Папа Дениски Кораблева: В. Ю. Драгунский (1913-1972) // Жили-были: сказоч. газ. - 1997. - С. 2-3. - (Сказочники).

7. Сивоконь, С. И. Будьте счастливы, дети!: В. Ю. Драгунский (1913-1972) [Текст] // С. И. Сивоконь. Веселые ваши друзья: очерки о юморе в советской литературе для детей. - М. : Детская литература, 1980.-С. 160-188.

8. Сивоконь, С. И. Будьте счастливы, дети!: Виктор Драгунский и его «Денискины рассказы» [Текст] : сб. стат. / С. И. Сивоконь. -М. : Детская литература, 1979. - С. 122-141.

9. Сивоконь, С. И. Веселые ваши друзья [Текст] : очерки о юморе в советской литературе для детей. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Детская литература, 1986. - С. 104-129.

10. Тихомирова, И. И. Драгунский В. Ю. (1913-1972) [Текст] // Очерки о детских писателях: справочник для учителей нач. классов / И. И. Тихомирова. - М. : Бапасс, 1999. - С. 63-66.

11. Усачева, Е. Папа Дениса Кораблева // Пионерская правда. - 1998. -№ 43. - С. 2.

Рекомендуем посмотреть:

Драгунский «Живой уголок»

Рассказы о детях, 3 класс. Внеклассное чтение

Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

Драгунский «Ровно 25 кило»

Рассказы о школе для 2 класса

Екатерина Олеговна Белоусоваекат # 16 февраля 2017 в 09:17 0
Мы проходим Драгунского, детки слепые и слабовидящие, но сценки разыгрывать любим, обязательно возьмем выбранные кусочки для сценариев. Спасибо
Мария Анатольевна Блинова # 17 февраля 2017 в 10:51 0
Очень нравится творчество Драгунского,всегда поучительно,с юмором,игра по рассказам В. Драгунского для младших школьников «Будьте счастливы, дети!» просто замечательно.Молодец!