Литературная игра по сказке Пушкина. Сказка о царе Салтане…

Литературная игра для младших школьников. Тема: Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

Литературная игра для 3 класса по «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина

Цели:

- формировать у учащихся умения анализировать художественное произведение, логически мыслить, рассуждать, сопоставлять;

- расширять читательский кругозор.

Ход занятия

1. Введение.

I. Организационный момент.

В игре участвуют две команды.

Учащиеся отвечают на вопросы, обсудив их все вместе. При обсуждении ответ корректируется, дополняется.

2. Система оценки знаний.

Каждый ответ оценивается определенным количеством баллов-жетонов. Ими могут служить кружочки из бумаги с подписью преподавателя. В конце игры команда сама решает, какие оценки поставить участникам, исходя из общего количества жетонов.

II. Основная часть игры.

1.Разминка.

1) Что предлагал Дадон мудрецу вместо шамаханской девицы? Цена откупа?

(Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть полцарства моего.)

2) Чем занимались семь братьев в лесной глуши?

(Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.)

3) В одной из сказок А. С. Пушкина и в одной его известной поэме есть герой с одним и тем же именем. В сказке он является носителем добрых начал, а в поэме - злых. Назовите имя этого героя. (Черномор.)

4) В сказке А. С. Пушкина и в русской народной сказке есть сюжет с заточением в бочку. Назовите эту русскую народную сказку. («По щучьему велению».)

5) Какой предмет с элементом прикладного искусства находился в тереме лесных богатырей? (Печь с лежанкой изразцовой.)

6) Какое полное название «Сказки о царе Салтане...»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

2. Нравственные проблемы в сказках А. С. Пушкина.

1) Каким видится идеал мужчины А. С. Пушкину и как он это отразил в своих сказках?

2) Какие качества присущи работнику Балде? Почему из всех героев он ближе к народным образам?

3) В чем сходство двух царевен - царевны Лебеди и мертвой царевны?

4) Какую роль играет красота в фольклорной сказке и в сказках А. С. Пушкина?

5) Как А. С. Пушкин рисует образы царей (их сходства и различия).

6) За что награждены или наказаны герои А. С. Пушкина?

3. Музыкальный конкурс.

Определите, к какой сказке написана данная музыка и к какому эпизоду или к каким действующим лицам эти отрывки относятся.

1) «Сказка о царе Салтане» («Колыбельная», «33 богатыря»- композитор Н. А. Римский-Корсаков).

2) «Сказка о золотом петушке» («Дадон», «Петушок» - композитор Н. А. Римский-Корсаков).

4. «Черный ящик».

1) Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, ссор, горечи, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало.

Этот предмет встречался не только в сказках А. С. Пушкина, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, назовите этот предмет. (Яблоко.)

2) Здесь лежит вещь, принадлежащая лично Гвидону. Благодаря ей он заслужил расположение, дружбу, а затем и любовь царевны Лебеди. Итак, назовите этот предмет. (Шнурок. «Со креста снурок шелковый натянул на сук дубовый».)

5. Блицтурнир.

1) Через сколько дней войско царя Гвидона встретило шамаханскую царицу? (Через 8 дней.)

2) Как звали пса, который сторожил дом семи богатырей? (Соколко.)

3) Какого роста родился Гвидон? (С аршин.)

4) Сколько встреч было у старика и рыбки? (Шесть.)

5) Сколько лет царь Дадон пользовался услугами золотого петушка? (Два года.)

6) Чем кормил поп Балду? (Вареной полбой.)

7) Кем приходились Гвидону Ткачиха и Повариха? (Тетками.)

8) В каком виде спорта Балда и бесенок состязались во второй раз? (В метании вдаль.)

9) Какую обувь носила старуха, когда стала дворянкой? (Красные сапожки.)

10) Сколько времени царь Дадон пировал с шамаханской царицей? (Неделю.)

11) Какие меха любила старуха? (Соболиные.)

12) Когда день рождения у царевны? (В сочельник, т. е. 6 января.)

13) Что стало с попом от второго щелчка? (Лишился поп языка.)

14) Как узнали братья-богатыри, что принимали царевну? (По речи.)

15) Чем корабельщики в последний раз торговали в заморских странах? (Неуказанным товаром.)

16) Откуда - с какой стороны света - на царя Дадона наступало войско шамаханской девицы? (С востока.)

17) Кто ссыпал изумруды в кладовые князя Гвидона? (Девки.)

18) Чем угощали царевну семь богатырей? (Пирожком и вином.)

19) С чем «пришел» невод у старика во второй раз? (С травою морскою.)

20) Где прилегла отдохнуть царевна в первый день пребывания в доме богатырей? (На полатях.)

21) Кого шмель в «Сказке о царе Салтане» укусил в нос? (Сватью бабу Бабариху.)

22) Сколько раз корабельщики приплывали к Салтану? (Четыре раза.)

III. Итог занятия.

Подсчет очков, награждение команд и самых активных участников.

Рекомендуем посмотреть:

Сказки Пушкина для 1 класса

Сказки русских писателей, 3 класс

Сценарий театрализованного представления для старших дошкольников «По следам Пушкинских сказок»

Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Светлана Васильевна Коробейникова # 9 июля 2016 в 23:37 0
Хороший материал. Он помогает формировать у учащихся умения анализировать художественное произведение, логически мыслить, рассуждать, сопоставлять, расширять читательский кругозор. Спасибо за ресурс.