Логические игры для учащихся начальной школы

Логические задачи для учащихся 3 - 4 классов

Загадки-шутки

1. В каком слове 40 гласных? (Сорока.)

2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «о».)

3. Что в человеке есть одно,

А у вороны — двое,

В лисе не встретится оно,

А в огороде — трое. (Буква «о».)

4. Что мы слышим в начале урока? (Звук [у].)

5. Что находится в начале книги? (Буква «к».)

6. Что стоит посередине Волги? (Буква «л».)

7. Ум наоборот. (My.)

8. Какое слово состоит из половины буквы? (Полк, поле.)

9. Какое слово имеет семь штук «я»? (Семья.)

10. Какое слово имеет пять «о»? (Опять.)

11. Что стоит посередине Земли? (Буква «м».)

12. Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)

13. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как страусы не умеют говорить.)

Шарады

Первое — нота, второе — игра,

Целое встретится у столяра. (До-лото.)

 

Начало деревом зовется,

Конец — читатели мои.

 

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Бук-вы.)

 

Подряд три предлога возьмем,

Целое на дереве найдем. (С-у-к.)

 

Первый слог — последняя буква в алфавите,

Второй слог — детская болезнь,

А в целом — то, что выбрасывают,

Когда он нужен, и поднимают, когда не нужен.

(Я-корь.)

 

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй — с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы. (Пи-рог.)

 

Нота — мой первый слог.

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица. (Ми-на.)

 

Первое — предлог, второе — летний дом.

Целое порой решается с трудом. (За-дача.)

 

Первое — нота, второе — тоже,

Целое на горох похоже. (Фа-соль.)

 

В начале октября ищи слог первый мой,

В начале ноября ищи второй,

А в дом жилой войдешь — там целое найдешь. (Ок-но.)

 

Начало — голос птицы,

Конец — на дне пруда.

Целое в музее найдете без труда. (Кар-тина.)

Задачи-игры

1. Найдите слова, которые не меняют своего значения при перестановке слогов. (Мама, папа, дядя, няня, Ляля.)

2. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах: сосна, камыш, жало, навес, актер, наши, кабан, качай, нора, какой? (Насос, мышка, ложа, весна, терка, шина, банка, чайка, койка.)

3. «Шифровка».

1) Расшифруйте слова, поместив вместо звездочек букву, которая должна стоять между данными буквами в алфавите.

(Алфавит.)

2) Зашифруйте имя одного из литературных героев по образцу.

Например:

4. «Из одного имени несколько».

Анна (Алиса, Нина, Надя, Алла;

Антон, Никита, Николай, Андрей).

Люба (Лена, Юля, Белла, Анна;

Леонид, Юрий, Борис, Андрей).

Коля (Кирилл, Олег, Лев, Ярослав;

Катя, Оксана, Людмила, Яна).

5. «Хвостоглав».

Что за странные слова?

Ходит кругом голова.

Кто поймет? Кто разберет?

Как читать? Наоборот?

Догадался?

Молодец!

Слова первого конец

Стал началом для второго.

Подсказал нам это Вова.

Тебе понравилась игра?

Тогда, дружок, найди слова.

Ребятарелкартинарод. (Ребята, тарелка, картина, народ.) Собакартонародина. (Собака, картон, народ, Родина.)

Капустарелкартина. (Капуста, тарелка, картина.) Яблоколопатарелкартофель. (Яблоко, около, лопата, тарелка, картофель.)

6. «Проделки Бабы-яги».

Баба-яга взяла и перепутала все буквы в именах сказочных героев. Восстановите их.

АЛБМВАИН. (Мальвина.)

НУАТБИОР. (Буратино.)

САРОЛНК. (Карлсон.)

ШУЛОКАЗ. (Золушка.)

ШАКЕРУБАЧ. (Чебурашка.)

ЧАТЯПОК. (Пятачок.)

ЛЕЯМЕ. (Емеля.)

КУСЕГОРЧАН. (Снегурочка.)

ЛЕБЖОНЕКАС. (Белоснежка.)

7. «Угадай слово».

(Учитель читает определения, учащиеся должны заменить их словами с удвоенными согласными.)

1) Род войск. (Артиллерия.)

2) Ограненный алмаз — украшение. (Бриллиант.)

3) Самая крупная человекообразная обезьяна. (Горилла.)

4) Собрание картин или камней. (Коллекция.)

5) Денежная бумажная купюра США. (Доллар.)

6) Праздничное освещение улиц. (Иллюминация.)

7) Безрельсовый трамвай. (Троллейбус.)

8) Рисунок, картинка в книге к тексту. (Иллюстрация.)

8. «Имена с удвоенной согласной».

Соревнуются команды мальчиков и девочек, кто больше запишет имен.

(Образец: Жанна, Кирилл, Филипп, Анна, Алла, Геннадий, Римма, Элла, Нелли, Инна, Эмма и т. д.)

9. «Реставрация».

Допишите начало слова. Определите, являются ли эти слова однокоренными.

1) Основной цвет, на который нанесен рисунок. (Фон.)

2) Первая буква славянского алфавита. (Аз.)

3) Солнце жжет его макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак)

4) Он пятится назад. (Рак.)

5) Результат попадания футбольного мяча в ворота. (Гол.)

10. «Пять котов».

1) Внезапно нападает на человека. (Икота.)

    

к   

о   

т   

    

2) Близок... (локоток), да не укусишь.

    к о т    

3) Он в крестьянском хозяйстве. (Скот.)

    

к    

о    

т    

4) Всем ябедам мы объявили... (бойкот) и не разговариваем с ними.

      

       

      

к     

о    

т    

5) Их жарят на сковородке. (Котлеты.)

к    

о    

т    

     

      

      

      

Задания для умников и умниц

1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит, или азбука.)

2. Почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке?

3. Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ы, й, ъ, ь.)

4. Какая часть света называет себя первой и последней буквами древнерусской азбуки? (Аз-и-я.)

Задания-шутки

1. Как каплю превратить в цаплю? (Заменить 1-ю букву.)

2. Можно ли из нуля получить соль? (Заменить одну букву.)

3. Как написать слово «ласточка» тремя буквами? (Лас.)

4. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)

5. Какой месяц короче всех? (Май.)

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к.)

7. Есть слово из шести букв, которое можно написать и одной буквой, поставив после нее знак препинания. Что это за слово? (У-точка.)

8. Какое слово можно записать четырьмя и тремя буквами? (Трио, ООО.)

9. Где вода стоит столбом? (В стакане.)

10. Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины, дальше он уже выбегает из леса.)

11. На что похожа половина яблока? (На другую половину.)

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Конкурсы и игры к 8 марта для детей

Игры для развития внимания детей

Игровая программа для младших школьников

Игры для развития воображения от 4 до 10 лет

Елена Николаевна Сущенко # 16 апреля 2015 в 19:31 0
Очень хорошая подборка логических задач! Некоторые знакомы с детства. Некоторые в новинку, например, "Шифровка". Задание "Реставрация" чаще предлагается без подсказок. А здесь мне понравилось, что пропущенная часть сама является словом и ее можно подсказать детям.Считаю, что такие задачки можно предлагать и учащимся 1 класса. Я веду кружок "Интеллект". Предлагаю детям подобные задания. Решают с удовольствием. Очень способствуют развитию мышления, формируют интерес к решению нестандартных задачек. Спасибо за материал!
Наталья Михайловна Журавлёва # 21 апреля 2015 в 12:44 0
Спасибо за материал.Очень пригодится в работе.Дети любят задания такого типа,а они еще и способствуют всестороннему развитию.
Оксана Ивановна Гарина # 24 апреля 2015 в 08:02 0
Спасибо за ваш хороший материал. В работе он очень пригодится.
Елена Алексеевна Дичко # 5 мая 2015 в 21:06 0
Очень интересный и познавательный материал. Я и сама тоже люблю подбирать такие задания, особенно загадки-шутки, шарады. Это развивает логику, мышление. Детям нравится, особенно тогда, когда можно работать парами, группами, в команде. Это придает им уверенности в достижении цели. Кроме того способствует такая работа сплочению коллектива, развивает чувство товарищества, взаимовыручки. Так что всем советую. А я пополню "Свою копилку" этим материалом. Спасибо!
Ирина Станиславовна Орлова # 12 мая 2015 в 19:40 0
Весьма увлекательно и необычно. Некоторые загадки и шарады знакомы с детства, некоторые вижу впервые. Задания интересны и увлекательны, их можно использовать во внеурочной деятельности.
Елена Гребенникова # 4 июня 2015 в 16:27 0
Здравствуйте! Логика - проблема для многий детей. В начальной школе очень важно уделять этому особое внимание! Спасибо за интересный материал!
Елена Николаевна Волкова # 11 июня 2015 в 12:45 0
Данное занятие способствует созданию условий для развития познавательных процессов, сопровождающих обучение в начальной школе.А также развивает операции мышления:анализ, синтез, логические связи.Одновременно обогащается речь,словарный запас.
Светлана Николаевна Ряскова # 23 июля 2015 в 12:54 0
Добрый день! Я считаю, что очень хорошая подборка материала для кружков на интеллектуальном уровне. Его можно использовать как итоговое занятие например: для кружка "Умники и умницы", который я веду. Спасибо.
Светлана Валерьевна Фомина # 24 июля 2015 в 18:06 0
Добрый вечер! Материал отличный! Со своими учениками стараюсь использовать на уроках подобные задания, так мы уже 3 методички проработали. Ваш материал нам поможет в 3 классе. Спасибо!
Нина Владимировна Кошкина # 13 августа 2015 в 07:11 0
Доброе утро! Огромное спасибо за интересный познавательный материал. Я веду кружок "Умники и умницы", буду использовать и ваши задания на кружке Детям нравится разгадывать шарады,загадки, кроссворды.Спасибо!
Айкун Жалгасовна Ахмет # 17 августа 2015 в 16:43 0
Я веду кружок "Учение-свет", буду использовать эту работу. Очень хорошо придуманное задание. Спасибо!
Наталья Викторовна Уменко # 8 сентября 2015 в 23:25 0
Доброй ночи! Какая интересная подборка для развития детей и подготовке их к разным интеллектуальным конкурсам. Огромное спасибо.
Мира Симеунович # 8 марта 2016 в 23:25 0
Очень интересные у Вас логические задачи, которые можно использовать не только в начальных классах. По их образцу можно придумать игры для старших классов. То, что мне особенно интересно - эти игры я могу применить на уроках с учениками пятого/шестого классов, потому что мои ученики изучают русский язык как иностранный (с пятого класса). Самое главное, что такие задания-игры (я уже давно разрабатываю их на своих уроках) развивают интерес к предмету, к логическому мышлению. Спасибо за полезный материал!
Светлана Васильевна Коробейникова # 10 июля 2016 в 00:05 0
Великое разнообразие логических задач, хороши "Проделки Бабы -Яги" и "Шифровка".