Сценарий интеллектуальной игры для молодежи

Интеллектуальная игровая программа для старшеклассников и студентов «Разминка для ума» с ответами

Участвуют две, три или четыре команды. Им предлагаются задания, тренирующие логическое, творческое и абстрактное мышление.

«Разминка для ума»

Ведущий задаёт вопросы всем командам одновременно. Ребята должны ответить на них быстрее соперников. В конце викторины подсчитываются баллы, заработанные каждой командой. Та, что вышла на первое место, получает четыре балла, за второе место — три балла, за третье место — два балла и за четвёртое — один балл.

1. На какое число надо разделить два, чтобы получить четыре? (На 0,5)

2. Назовите пять дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком случае четверо детей и две собаки, забравшиеся под зонтик, не намокнут? (Если нет дождя.)

4. Что можно подержать только левой рукой? (Правую руку)

5. Прошли четыре дня после воскресенья. Какой сегодня день? (Пятница)

6. Сколько девяток в ряду от одного до ста? (Двадцать)

7. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква Ц)

8. Какую птицу напоминает плохой певец? (Петуха. «Дать петуха — неправильно взять ноту».)

9. Если из-под забора видно шесть пар лошадиных ног, то сколько этих животных во дворе? (Три)

10. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку? (Двенадцать)

11. Кузнец подковал тройку лошадей, вбивая в каждую подкову по два гвоздя. Сколько гвоздей понадобилось кузнецу? (Двадцать четыре гвоздя)

12. Названия каких двух животных надо соединить, чтобы получился страшный яд? (Мышь + як)

13. Два десятка помножили на три десятка. Сколько получилось? (Пятьдесят)

14. Для карандаша это пенал. А для самолёта? (Ангар)

15. Какая буква в русском алфавите третья с конца? (Э)

16. Когда мы видим две, а говорим «десять»? (Две палочки образуют римскую цифру «X».)

17. Где мы видим два, а говорим «четырнадцать»? (На часах)

18. Какое насекомое украшает мужчину во фраке? (Бабочка)

19. Как называется месяц, расположенный между двумя, названия которых начинаются на «м»? (Апрель стоит между мартом и маем.)

20. Как называется третий после понедельника день недели? (Четверг)

21. Какая ступенька средняя у лестницы в пятнадцать ступенек? (Восьмая)

22. Что становится легче, когда увеличивается в размерах? (Воздушный шарик, надутый гелием.)

«Только логика!»

1. Вставьте пропущенное слово в каждом ряду. Оно по смыслу должно быть связано со своей парой так же, как в предыдущей паре этого ряда второе слово связано с первым.

Труд — награда ....... лень... — (наказание)

Радость — свет ....... печаль... — (тьма)

Шум — толпа ....... тишина... — (одиночество)

Чтение — книги ....... пение... — (ноты)

Волки — лес ....... люди... — (город)

Покой — движение ....... плен...— (свобода)

Телефон — ухо ....... кино... — (глаза)

Двор — ворота ....... дом... — (дверь)

Весна— осень ....... рассвет... — (закат)

Человек — платье ....... дерево... — (кора)

Строитель — дом ....... художник... —(картина)

Молоко — три ....... сметана... —  (три слога)

Время — часы ....... теплота... —  (градусник)

Автомобиль — руль ....... самолёт... — (штурвал)

Настоящее — знать ....... будущее... — (предвидеть)

Дружба — любовь ....... вражда... — (ненависть)

Конфета — фантик ....... тетрадь... — (обложка)

Дуэт — два  ....... секстет... — (шесть музыкантов)

Месяцы — Маршак ....... стулья... — (Ильф и Петров)

Светло — темно ....... хорошо... — (плохо)

Начало — старт ....... конец ... — (финиш)

Гольфстрим — течение ....... цунами... — (волна)

Запад — восток ....... обмеление... — (наводнение)

Притворщица — три ....... поклон... — два (количество букв в приставке)

2. Заранее подготавливается несколько списков имён знаменитых людей, персонажей или названий предметов, подобранных по определённому принципу, и среди них такие, которые выбиваются из общего ряда.

В приведённом ниже списке такие «лишние» имена или предметы выделены жирным шрифтом.

• Золя, Толстой, Чайковский, Чехов;

(композитор среди писателей)

 

• Иван, Пётр, Николай, Владилен;

(современное имя среди имён русский царей)

 

• Москва, Париж, Нью-Йорк, Токио;

(город среди столиц)

 

• Волга, Днепр, Ямал, Лена;

(полуостров среди рек)

 

• Пчела, скорпион, блоха, оса;

(у всех, кроме нёе, есть жало)

 

• Зелёный, розовый, синий, жёлтый;

(все цвета радуги, кроме этого)

Участники (по одному человеку от команды) получают список и должны за пять минут выявить лишние имена или предметы. Побеждает игрок, давший наибольшее количество правильных ответов.

3. Разгадайте эти метаграммы. Какое слово и как нужно изменить, чтобы предложение приобрело нужный смысл?

• Почему этот лис называется бок? (лес, бор)

• Рано нам ещё закатывать тир — кино не купили, (пир, вино)

• Почему этот рот везде суёт свой любопытный нож? (кот, нос)

• «Турецкий фарш» — отличное произведение, (марш)

• Хозяин долго чистил хлеб для котов. (хлев, коров)

• Мне хватит и одного часа для нытья. (мытья)

Конкурс «Принципиальное отличие»

Ребятам показывается плакат с рисунком.

Они должны посоветоваться и решить, какой из этих мячей принципиально отличается от остальных, написать его номер на карточке и по сигналу ведущего поднять её. За правильный ответ начисляется один балл.

(Ответ: Мяч под №2. Это мяч для гольфа. По нему бьют битой, по другим мячам ударяют рукой или ногой.)

Конкурс «Задачи для интеллектуалов»

Каждая команда получает одну или две задачи. На обдумывание даётся тридцать секунд. Затем каждая команда даёт ответ на свою задачу. Если он правильный, команде начисляется один балл.

Вот такие задачи можно предложить ребятам.

1. Во время франко-прусской войны произошёл любопытный случай, рассказ о котором дошёл до наших времён.

Один французский офицер имел несчастье попасть в плен к пруссакам, и его по подозрению в шпионаже было решено отдать под суд и судить по законам военного времени, которые, как известно, карают за шпионаж смертной казнью.

Когда подсудимому вынесли смертный приговор и несчастный, выслушав его, уже готов был принять свою участь, судьям пришло в голову оказать осуждённому снисхождение, правда, несколько странного свойства.

— Вам, молодой человек, — сказали они офицеру, — предлагается в виде особой милости самому выбрать род казни: или смерть через повешение, или расстрел. Для этого мы предлагаем вам произнести какую-нибудь фразу, заключающую в себе или явную правду, или явную ложь. При этом заметьте, что за сказанную вами правду вы будете повешены, а за неправду вас расстреляют.

Всё это было, конечно, очень жестоко, немилосердно, но... странное дело!

По мере того как молодой человек слушал бесстрастную речь своих судей, его бледное умное лицо прояснялось всё более и более, и, наконец после некоторого размышления он медленно произнёс...

Попробуйте сообразить, какие два спасительных слова произнёс офицер? («Меня расстреляют»)

 

2. Четыре весельчака сели играть и играли всю ночь до рассвета. Они играли за деньги, а не просто для забавы. Ну, а когда стали подсчитывать выигрыш, оказалось, что у всех он одинаков!

Вы можете объяснить этот парадокс? Если никто не проиграл, как же они все выиграли? (Это был скрипичный квартет, все получили одинаковый гонорар.)

 

3. Утром секретарь отпечатала письма четырём разным людям и напечатала адреса на конвертах. Затем разложила письма по конвертам наугад.

Может ли получиться так, что три письма из четырёх в нужных конвертах?

(Нет, не может. Если вложить наугад три письма в нужные конверты, то и четвёртое непременно окажется на своём месте. Одно, два или четыре письма из четырёх могли случайно оказаться в своих конвертах, но только не три.)

 

4. Отправляясь в деловую командировку, директор дал ключ от своего кабинета секретарше и попросил её пересылать ему всю деловую корреспонденцию. Но он забыл оставить ей ключ от своего личного почтового ящика. Вовремя спохватившись, директор отправил секретарше ключ на свой рабочий адрес, чтобы она пересылала ему всю корреспонденцию, но так ничего и не получил от неё. Возмущённый халатностью секретарши, директор позвонил в офис и приказал её уволить. Но, наконец, понял, что попал в нелепую ситуацию.

Почему же он не уволил секретаршу?

(Ключ от почтового ящика был отправлен по почте, секретарша не могла его извлечь из запертого почтового ящика.)

 

5. Как-то утром солдат, который перед этим был в ночном карауле, подошёл к центуриону и сказал: «Прошлой ночью мне приснился сон, что полчища варваров идут на нас с севера и сегодня вечером атакуют нашу крепость». Центурион не очень поверил в этот сон, но всё же приказал на всякий случай выставить дополнительные караулы. Той же ночью варвары действительно напали на крепость, но благодаря предпринятым мерам их атака была легко отбита. После боя центурион поблагодарил солдата за предупреждение, а затем приказал взять его под стражу.

Почему? (Солдат видел сон, а значит, он спал в ночном карауле. За сон он и быч наказан.)

 

6. Теннисный мяч угодил прямо в норку суслика, который вырыл её на корте загородного клуба. Норка оказалась столь глубока, а изгиб её столь причудлив, что достать мяч с помощью палки и думать нечего. Однако всего за пару минут игрок справился с задачей.

Как ему удалось заполучить мяч, не перекопав при этом весь корт?

(Он вставил в норку водопроводный шланг и начал заполнять её водой. Шарик поднялся вместе с нею.)

Конкурс «Ответь по теме»

На плакате написаны темы: «Памятники. Живопись. Фамилия. История. Гастрономия. Профессия. Изобретения. Армия. Археология. Спорт. Транспорт. Детектив».

Соперники по очереди называют тему вопроса друг для друга. Ведущий задаёт вопрос команде и убирает название темы, по которой был задан этот вопрос. Таким образом, количество тем будет постепенно уменьшаться. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

1. «Памятники»

Этой замечательной женщине недавно установили памятник. Всем известны её имя и профессия, такая же, как и у её мужа. О нём мы знаем немного больше, например, какой сорт папирос он курил. Кто она и кто её муж? (Рыбачка Соня и рыбак Костя)

2. «Живопись»

В одном из КВНовских конкурсов командам было предложено нарисовать картины, по-новому интерпретирующие названия классических полотен. Лучше других с этим заданием справилась команда, изобразившая две шестерёнки: у одной было сломано три зубчика, а у другой — два. Как называлась картина? («Неравный брак»)

3. «Фамилия»

Если взять фамилию одного известного француза, который путешествовал на Калипсо, да отбросить последнюю букву, да получившееся слово перевести на английский язык, получится фамилия хорошо известного нам американца. Назовите фамилию последнего. (Буш. Француз Кусто — «о» = Куст, по-английски Буш.)

4. «История»

В XVIII-XIX веках Россия неоднократно воевала с Турцией. Видимо, в связи с этим в народе родилась загадка, которую вам предстоит отгадать. «Что должен продать садовник, чтобы стать изменником?». (Нас — Турции. Настурции.)

5. «Гастрономия»

Что советский педагог Василий Александрович Сухомлинский весьма поэтично назвал «кусочком солнца в тарелке»? (Мёд)

6. «Профессия»

Во время работы пульс у них достигает 130 ударов в минуту, уровень звука на месте работы нередко превышает 130 децибел, а содержание углекислого газа в воздухе из-за большого скопления людей выше нормы в десять-пятнадцать раз. В какой яме обычно работают эти люди? (В оркестровой)

7. «Женщины»

В последнее время в Англии одинокие женщины стали всё чаще покупать надувных мужчин, которых они, в зависимости от сезона, переодевают. Где именно используют этих мужчин одинокие женщины? (В автомобиле. Так уменьшается количество желающих пристать к женщине или ограбить её)

8. «Изобретения»

СССР, 1960-е годы. Американский турист решил попить газированной воды. Подходит к автомату, бросает три копейки, ждёт. Автомат пожужжал, покашлял и — ничего. Тогда американец бросает ещё одну монетку — опять ничего. Ещё монетку — тот же результат. Постоял, почесал в затылке, и думает:

— А ведь это идея!

Так появились... Что? (Игровые автоматы)

9. «Армия»

Древнекитайские военные наставления предусматривали у воинов наличие деревянного средства, которое должно было сделать продвижение армии тайным и незаметным. Что же это за средство? (Деревянный кляп по рту.)

10. «Археология»

Молодой девушке, желавшей быть принятой в археологическую экспедицию, археологи посоветовали изучить некую толстую книгу, каждая строчка которой, по их словам, пронизана любовью к человечеству. Они справедливо утверждали, что человека, досконально изучившего эту книгу, с удовольствием возьмут в любую экспедицию. Что же это за книга? (Поваренная книга)

11. «Спорт»

Анекдот из французской газеты «Экип»:

Потерпев кораблекрушение и попав на необитаемый остров:

• два англичанина делят территорию пополам и планируют, как выгодно продать свои части;

• два француза в аналогичной ситуации ждут русалок;

• а вот два бразильца мечтают, чтобы произошло ещё одно кораблекрушение, и спаслись... Кто?

(Ещё двадцать человек, чтобы можно было играть в футбол.)

12. «Транспорт»

В некоторых городах Германии администрация предлагает гражданам, достигшим 65-летнего возраста, выгодный обмен. Им предоставляются бесплатные пожизненные проездные билеты на все виды городского транспорта. А в обмен на что? (На водительские права.)

13. «Детектив»

С самого детства мы привыкли считать этого человека настоящим героем, но если посмотреть на все деяния с точки зрения юриспруденции, он выглядит бандитом-рецидивистом. Ему можно инкриминировать мошенничество, грабёж, кражу. Он также явился причиной экологической катастрофы и совершил ряд изощрённых убийств. А как звучит его имя? (Геракл)

6. «Мудрецы»

Ведущий приглашает по одному игроку от команды. (Если играют две команды, то приглашаются по два игрока.) Он предлагает ребятам испытание на сообразительность.

Ведущий: Вы видите у меня пять колпаков: три чёрных и два белых. Закройте глаза. (Ведущий надевает каждому игроку колпак на голову. Лишний (е) прячет в мешок. Внимание! Три чёрных колпака надеваются обязательно!). Кто первым угадает, какого цвета колпак украшает его голову, тот вправе считать себя самым мудрым, а своей команде он принесёт один балл.

Примечание: этот конкурс наиболее целесообразен, если играют три команды. Ребята сначала молчат, потом один из них понимает, раз молчат все, то каждый из них видит одно и то же, значит на нём чёрный колпак.

7. «Одно лишнее»

Ведущий зачитывает по четыре слова каждой команде. Надо быстро дать ответ, какое из них лишнее, и объяснить, почему.

• сын, друг, бабушка, папа;

• стул, кресло, стол, ковёр (не имеет ножек);

• стул, кресло, стол, диван (на нём не сидят);

• сыр, мясо, кефир, масло;

• берёза, сосна, клён, тополь;

• астра, флокс, василёк, гладиолус (полевой цветок);

• гнездо, муравейник, курятник, берлога (сделан руками человека);

• печка, мама, вагон, ворота (три слога);

* * *

• бледный, синеватый, скудный, тусклый;

• видеть, слышать, отведывать, нюхать;

• каша, папа, небо, земля (второе склонение);

• Марс, Венера, Солнце, Юпитер;

• Киев, Кишинёв, Орёл, Минск;

Москва, Курск, Орёл, Новосибирск (она столица, остальные города — областные центры);

• Ленинград, Горький, Куйбышев, Калининград (остальные все переименованы);

• Париж, Лондон, Женева, Рим (не столица);

• Париж, Токио, Лондон, Рим (остальные расположены в Европе);

• родина, семья, трибуна, друзья (в составе остальных слов можно найти числительные);

• Маяковский, Тургенев, Чехов, Блок (именами остальных писателей названы станции Московского метрополитена);

• вилка, ложка, ножка, нож;

• лес, степь, бор, тайга.

Оценивается так же, как и конкурс «Разминка для ума».

Конкурс «Телеграммы»

1. Участвуют по одному игроку от каждой команды. Из рук ведущего они получают карточки, на которых написаны пары слов. Они могут быть такими: заяц — лиса; осёл — коза; тигр — овца; слон — крот. Ребята за три-пять минут должны придумать телеграмму из четырёх слов, каждое из которых начинается на следующую букву в названии первого животного. А также придумать ответ на неё, в котором каждое слово начинается с очередной буквы в названии следующего животного.

Например: дана пара слов «пони — гриф». Телеграммы: «Приезжай, очень нужно. Индюшка». «Глупо ревную. Извини. Филин».

2. Придумайте длинное слово. Каждому игроку дайте по карандашу и листу бумаги. Игрокам сообщается исходное слово, которое они пишут сверху на бумаге. Им даётся десять минут на то, чтобы составить из букв этого слова как можно больше других слов, состоящих минимум из трёх букв.

Например: из букв слова вертолёт можно составить следующие слова: вор, лев, рёв, рот, лето, торт, ответ, тело, отлёт, ров.

Побеждает игрок, который напишет наибольшее количество слов (имена собственные и существительные во множественном числе писать не разрешается). Слово из пяти или шести букв может засчитываться за два слова.

ТЕЛЕВИЗОР

Вор

Вето

Вол

Тир

Лев

Взор

Воз

Ветер

Тело

Рот

Тори

Тол

Зло

Зет

Зеро

Зов

Лето

Зев

3. Одного из участников просят назвать какое-либо длинное слово. Предположим, он называет слово «фотография». Все участники записывают его на бумаге, оставляя пространство после каждой буквы (можно записать слово по вертикали). Игрокам даётся десять минут, чтобы написать телеграмму, слова в которой начинаются на буквы, составляющие слово «фотография».

Первым словом должно быть имя человека, которому посылается телеграмма, а последним — имя отправителя. Телеграмма может звучать следующим образом: «Фаина, опять тётя окучивала грушу руками, а флоксы извела. Яков».

Затем игроки по очереди зачитывают свои телеграммы.

9. «Загадочное поздравление»

Команды должны как можно быстрее прочесть зашифрованное поздравление, которое они видят на рисунке.

(Ответ: С новым учебным годом, друзья.)

10. «Анаграммы»

На плакате написаны пары слов. Из них путём перестановки букв надо составить названия городов.

• Раб + луна — Барнаул

• Ров + сто — Ростов

• Вьюн + лис — Вильнюс

• Мухи + ус — Сухуми

• Уха + раб — Бухара

• Рог + дно — Гродно

• Лог + вода — Вологда

• Мази + ил — Измаил

• Тоска + ром — Кострома

• Пол + вата — Полтава

11. «Занятные вопросы»

Ведущий задаёт вопросы всем командам. Каждая из них может выдвинуть свою версию. За правильный ответ команда получает один балл.

Внимание! Первый вопрос адресуется сначала первой команде, за ней свои версии выдвигают все остальные. На второй вопрос первой отвечает вторая команда и так далее.

1. Можно ли так бросить мяч, чтобы он, пролетев некоторое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении? (Он так и делает, когда подбрасывается вверх.)

2. Двое подошли к реке и просят лодочника одолжить им лодку, чтобы переправиться. Тот выдвигает условие: переплывать по одному, а затем лодку поставить на место. Возможно ли такое сделать? (Да, если эти двое подошли к разным берегам.)

3. Американец Чарльз Доу двадцать лет носил слуховой аппарат и очень разъярился, узнав, что слышит и без него. Он предъявил свои претензии врачу, прописавшему этот аппарат. От этого врач пришёл в ещё большую ярость. Почему? (Чарльз Доу носил слуховой аппарат на здоровом ухе.)

4. Известный игрок по фамилии Джексон всегда безошибочно называл счёт футбольного матча до того, как он начнётся. Как ему это удавалось? (До начала матча счёт всегда 0:0)

5. В какой точке земного шара можно построить дом так, чтобы четыре его окна смотрели на юг? (В любой. Просто все четыре окна расположатся на южной стороне.)

6. Два в квадрате равно четырём, четыре в квадрате равно шестнадцати. Чему равен угол в квадрате? (Девяносто градусов)

7. Один человек находился в ванне, когда сорвало краны, и вода хлестала вовсю. Он пытался перекрыть воду, но тщетно. Вот уже ванна переполнилась через край. Незадачливый купальщик решил спастись бегством, но с ужасом обнаружил, что дверь перекосило и заклинило. А вода всё прибывала. Окна в ванной комнате не было. Что делать? Вода поднялась уже до подбородка, и в этот трагический момент человека осенило! Что он придумал? (Открыл пробку в ванной, и вода стала вытекать быстрее, чем втекать.)

8. Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии вничью. Как такое могло произойти? (Они не играли друг с другом.)

9. В ресторане один из посетителей пожаловался, что у него в чашке с кофе плавает муха. Официант забрал чашку и пообещал принести другую. Он вернулся через несколько минут. Посетитель попробовал кофе и сказал, что этот тот же самый кофе, из которого достали муху. Как он это узнал? (Перед тем, как отдать чашку с мухой официанту, он положил в неё сахар.)

10. На шестом этаже административного здания находился человек и смотрел в окно. Внезапно на него что-то подействовало. Он открыл окно и устремился в него. В это время на землю под окном упало что-то тяжёлое. У человека не было парашюта, и он не упал в воду или на какую-либо мягкую поверхность. Но этот человек остался жив и, более того, нисколько не пострадал. Как такое могло произойти?

(Он находился снаружи здания и вошёл внутрь. Почему снаружи? Может быть, он мыл окна или собирался покончить жизнь самоубийством. Кто знает...)

11. Джордж Вашингтон, Шерлок Холмс, Уильям Шекспир, Людвиг Ван Бетховен, Наполеон Бонапарт и Нерон — кто из этих известных личностей принципиально отличается от всех остальных? (Шерлок Холмс — это вымышленный литературный персонаж, остальные—реально жившие люди)

12. Одного человека спросили:

— Сколько вам лет?

— Порядочно, — ответил он. — Я старше некоторых своих родственников в шестьсот раз.

Может ли такое быть?

(Может. Если деду пятьдесят лет, а его внуку один месяц)

12. «Исправь ошибку»

Ребятам нужно подумать и перенести одну чёрточку так, чтобы равенство оказалось верным.

(Примеры можно написать мелом на доске.)

13. «Заслуженная оценка»

Ребята должны прочитать криптограмму на рисунке.

(Ответ: Вы просто молодцы.)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий конкурсной программы для старшеклассников

Игра «Интеллектуальное казино» для детей старшего школьного возраста

Интеллектуальная игра «Ва-банк» для старшеклассников с ответами

Сценарий КВН для старшеклассников

Интеллектуальные конкурсы для студентов

Нет комментариев. Ваш будет первым!