Оформление: сцена представляет собой «улицу насекомых». По центру расположена декорация в виде муравейника с дверями и окнами со створками. В правом верхнем углу сцены находится осиное гнездо; в левом верхнем углу — паутина. Для команд-участников установлены сидения в виде амфитеатра.
Действующие лица: два муравья — Мурашка и Черняшка.
(Занавес закрыт. На сцене полумрак, звучит фонограмма «Стрекотание сверчков». Световой пушкой высвечивается солнце, медленно поднимающееся над «улицей». Сцена освещается ярким светом. Звучит детская веселая мелодия.)
(Двери муравейника открываются, появляется Мурашка. Она потягивается и будит всю округу.)
Мурашка. Эй, маленький народ, просыпайся! Новый день настал! Пора за работу приниматься!
Черняшка (широко зевая, появляется в окне муравейника). Ну, хоть бы раз как следует выспаться! Ни выходных, ни праздников, одна работа!
Мурашка. А ты как думала?! Стоит нам на минуту дольше проспать, и с миром случится беда.
Черняшка (выходя из муравейника). Ну да! Придумала тоже: беда! Какая такая беда случится от действий малюсеньких насекомых?
Мурашка. От нашей лени погибнет все живое на земле. Вот, например, мы, муравьи, распространяем семена многих видов растений, особенно лесных. Кроме того, нам приходится защищать лес от вредителей. Для того чтобы в лесу был порядок, достаточно иметь на каждом гектаре всего по три муравейника.
Черняшка. Поняла, поняла, муравьи — самые полезные насекомые в мире!
Мурашка. Тише, не кричи, а то обидятся наши соседи! Ведь они тоже приносят огромную пользу. Соберем их на площади, чтобы они объяснили, насколько они важные и нужные. (Мурашка звонит в колокол висящий у двери муравейника.)
(Звучит веселая музыка. На сцену выходят команды в образе насекомых и занимают свои места.)
Мурашка. Добрый день, жители улицы Полезных насекомых! Я позвала вас сюда, чтобы вы объяснили Черняшке, какую пользу мы, насекомые, можем принести миру. Оценить вклад каждого вида насекомых в общее дело помогут старейшины нашей улицы во главе с Королевой муравейника (ФИО председателя жюри), а также Трудолюбивой пчелкой (ФИО члена жюри), Неугомонным мотыльком (ФИО члена жюри).
Мурашка. Внимание, уважаемые насекомые! Мы начинаем свой трудовой день с отчета о проделанной работе. Слово предоставляется очаровательным бабочкам, населяющим школу № 6.
(«Визитная карточка-сообщение» — представление своей команды в образе насекомых в течение 4-5 минут. Учитываются: оригинальность представления, интересные факты из жизни насекомых, наличие элементов костюмов насекомых. Высший балл — 5.)
Черняшка. Я и не знала, Мурашка, что бабочки такие трудолюбивые. Я думала, они беззаботно порхают в воздухе.
Мурашка. Ты еще многого не знаешь! Послушай, чем занимаются стрекозы, обитающие в школе № 58.
(«Визитная карточка-сообщение» команды школы № 58.)
Черняшка. Интересно, а какая же польза от кузнечиков?
Мурашка. Об этом нам сообщат кузнечики-жители школы № 1.
(«Визитная карточка-сообщение» команды школы № 1.)
Мурашка. Захватывающую историю о своей жизни поведают пчелы, живущие в округе школы № 7.
(«Визитная карточка-сообщение» команды школы №7.)
Черняшка. Я горжусь тем, что живу по соседству с такими полезными насекомыми!
Мурашка. То ли еще будет, Черняшка, ведь мы не слышали историю божьих коровок. Они прибыли из Лицея. Божьи коровки, вам слово!
(«Визитная карточка-сообщение» Лицея.)
Мурашка. Чтобы иметь полное представление о наших соседях, выслушаем светлячков из школы № 3.
(«Визитная карточка-сообщение» команды школы № 3.)
Мурашка. Пока старейшины делают выводы о трудовых отчетах полезных насекомых, мы решим, кто из насекомых может еще поселиться на нашей улице.
Черняшка. Только они должны быть обязательно полезными! Вредителям не место на нашей улице. Уважаемые соседи! Возьмите листочки и проголосуйте за новых жителей нашей улицы. Их названия разместите в колонке «полезные насекомые», остальных — в графе «вредные насекомые». Заявки на поселение поступили от паука, саранчи, колорадского жука, тутового шелкопряда, комара, мухи, сороконожки, навозного жука, клеща, моли, шмеля, майского жука, осы, блохи и тли. Прошу представителей от каждого семейства огласить список новых жильцов.
(Проверка задания. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Высший балл — 6 (по количеству полезных насекомых)).
(Правильный ответ:
Полезные насекомые
1. Паук — поедает вредных насекомых.
2. Тутовый шелкопряд — из нитей кокона изготавливают шелк.
3. Сороконожка — поедает вредных насекомых.
4. Навозный жук — вносит в почву натуральные удобрения.
5. Шмель — опыляет растения.
6. Оса — опыляет растения.
Вредные насекомые
1. Саранча — поедает посевы.
2. Колорадский жук — личинки поедают картофельные побеги.
3. Комар — кровососущее насекомое, переносчик болезней.
4. Муха — переносчик заболеваний.
5. Клещ — кровососущее насекомое, переносчик болезней.
6. Моль — личинки поедают вещи из натуральной ткани и меха.
7. Майский жук — поедает листья осины, дуба, тополя, ивы, орешника и особенно березы.
8. Блоха — кровососущее насекомое, переносчик болезней.
9. Тля — поедает растения.)
Мурашка. Уважаемые старейшины, за время голосования вы успели оценить трудовые отчеты всех насекомых. Высший балл за интересный рассказ — 5. Объявите оценки за услышанные истории.
(Подведение итогов по конкурсу «Визитная карточка-сообщение».)
Мурашка. Дорогие соседи, чтобы разместить новых жильцов на нашей улице, необходимо построить специальное жилье. Мы продемонстрируем изображения жилищ насекомых, а вы определите их названия и жильцов, которые могут в них поселиться.
(Черняшка демонстрирует иллюстрации с изображением осиного гнезда, пчелиного улья, дупла и печки.
Правильные ответы:
1) Гнездо — осы, пчелы,...
2) Улей — домашние пчелы;
3) Дупло — дикие пчелы, осы...
4) Печка — сверчок, таракан.)
Мурашка. Друзья, посовещайтесь и запишите свои ответы на карточках.
(Проверка задания. За каждый правильный ответ — 1 балл. Высший балл — Черняшка. С жильем разобрались, интересно узнать итоги предыдущего голосования. За каждого полезного жильца команда может получить 1 балл. Наивысший балл — 6. Уважаемые старейшины, вам слово.
(Подведение итогов конкурса «Голосование за новых жильцов».)
Черняшка. Мурашка, как гостеприимные хозяева, мы должны накрыть стол и угостить соседей изысканными блюдами.
Мурашка. Верно, Черняшка, неси угощение!
(Черняшка выкатывает из муравейника столик на колесиках, на котором расположены тарелки с названиями блюд для насекомых.)
Мурашка. Подруга, по-моему, на столе слишком много блюд и некоторые из них не по вкусу нашим соседям.
Черняшка. Это не случайно. Друзья, определите, для кого из полезных и вредных насекомых эти блюда являются любимыми. Свои ответы зафиксируйте в карточках. Время на обдумывание 1 минута.
(Фонограмма: отсчет времени— 1 минута.)
(Проверка задания. За каждый правильный ответ — 1 балл. Высший балл — 7.
Правильные ответы:
1) «молоко тли» — муравьи;
2) тля — божья коровка;
3) нектар — пчела, бабочка и т. д.;
4) кровь — комар, клещ, блоха и т. д.;
5) муха — муравей;
6) мех — моль;
7) капуста — гусеница капустной бабочки.)
Черняшка. Теперь мы можем быть спокойными: все соседи сыты... Ой, я забыла про десерт!
Мурашка. Не волнуйся! На десерт будут оценки наших старейшин за расселение насекомых в новое жилье. Надеемся, все семьи насекомых получат наивысший балл — 4.
(Музыка. Подведение итогов конкурса «Распределение жилья».)
Мурашка. Пока был праздничный обед, некоторые насекомые успели побывать в гостях в муравейнике. Кстати, их видно в оконцах. Попробуйте определить по некоторым частям гостей муравейника.
(Черняшка по очереди открывает створки окон муравейника, из которых видны части тела насекомых. За каждый правильный ответ — 1 балл. Высший балл — 5.)
Мурашка. Свои ответы запишите в карточки. Время на выполнение задания 2 минуты.
(Фонограмма: отсчет времени — 2 минуты.)
(Проверка задания.
Правильные ответы:
1) кузнечик — большая задняя лапа;
2) стрекоза — крылья;
3) сороконожка — семь задних лап;
4) бабочка — голова с усиками;
5) оса— талия.)
Черняшка. Дорогие друзья! Вернемся к праздничному меню. Уважаемые старейшины, объявите количество набранных нашими насекомыми баллов. Высший балл — 7.
(Подведение итогов конкурса «Меню насекомых».)
Мурашка. Черняшка, мы так увлеклись гостями, что совсем забыли про малышей в муравейнике.
Черняшка. Сейчас взгляну на них. (Уходит в муравейник, возвращается с детской кукольной коляской.) Мы напрасно волновались, малыши крепко спят. Но в ближайшее время, когда они подрастут, нам потребуется помощь няньки. Предлагаю по представителю от каждого семейства пройти кастинг на роль будущей няньки.
(Музыка на выход представителей.)
Черняшка. Главное: хорошо знать стадии развития малышей насекомых. Уважаемые няньки, возьмите комплект карточек из детской коляски и в течение 1 минуты расставьте в правильной последовательности стадии развития малыша.
(Фонограмма: отсчет времени — 1 минута.)
(Проверка задания. За последовательно выстроенные стадии развития насекомого представитель команды получает 1 балл, в случае ошибки — 0 баллов.
Правильные ответы:
1. Жук-навозник: яйцо — личинка — куколка — жук.
2. Бабочка: яйцо — личинка — гусеница — куколка — бабочка.
3. Муха: яйцо — личинка — куколка — муха.
4. Комар: яйцо — личинка — куколка — комар.
5. Муравей: яйцо — личинка — куколка — муравей.
6. Пчела: яйцо — личинка — куколка — пчела.)
Мурашка. Вы все замечательные няньки, но давайте
(Подведение итогов конкурса «Гости муравейника».)
Мурашка. Дорогие соседи! Солнце в зените. Пора приниматься за работу. Разомнем свои лапки и крылышки. Как услышите название насекомого, хлопайте в ладоши. Внимание!
— Тяжелый колорадский жук...
— Кандидат медицинских наук...
— Конек быстрый-быстрый морской...
— Жужжащий пчелиный рой...
— Красивый белый мотылек...
— Пушистый маленький хорек...
— Длинный дождевой червяк...
— Пузатый маленький хомяк...
— Воздушно-белая медуза...
— Поэта или композитора муза...
— Зеленая пучеглазая стрекоза...
— Дающая молоко коза...
— Усатый рыжий таракан...
— Большая ящерка — варан...
— Как сажа, черная галка...
— Прекрасная дева-русалка...
— Крылатая птица страус...
— Дед Мороз или Санта-Клаус.
Черняшка. Продолжайте хлопать, но теперь от радости. На улицу Полезных насекомых пришло письмо. Отгадайте, кто его прислал?
«Я — красавец! Да еще и лекарственный. В старину из меня и моих собратьев готовили отличное мочегонное средство. В те добрые старые времена меня частенько можно было видеть в цирке: еще бы, ведь я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке. Даже если вы не пригласите меня к обеду — я не замедлю явиться, мне достаточно немного хлебных крошек или плохо вымытых тарелок, на худой конец могу обойтись и бумагой».
(Правильный ответ: таракан.)
Мурашка. Действительно, многие из насекомых очень загадочны. Не зря, наверное, поэтому о них сложено много загадок. Угадайте, о ком пойдет речь.
1) Пища моя сладка, а мщение — ужасно. (Пчела)
2) Не птица, а летает, с хоботом, а не слон. Никто не приручает, а на нос садится. (Комар)
3) Вдруг появляется черная туча, ветер не дует, но туча летуча; дождик с нее урожай не умножит, ливень живой все вокруг уничтожит. (Саранча)
4) Рыж, да не конь, рогат, да не баран, дома не любят и на рынке не купят. (Таракан)
5) Шевельнулись у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел — он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Мурашка. Сколько бы мы ни отгадали загадок, нам все равно никогда не подсчитать точное количество насекомых, живущих на земле, потому что ни один разум не в состоянии представить это число целиком.
Черняшка. Значит, нашу планету можно назвать планетой насекомых?
Мурашка. Получается, что да, хотя некоторых из нас даже и не видно.
Черняшка. Спасибо тебе, Мурашка, за такой интересный и познавательный день! Я и подумать не могла, насколько насекомые важны для такого большого мира.
Мурашка. Что я? Спасибо нашим замечательным соседям за то, что они сообщили интересные факты о своей жизни. Пусть старейшины огласят результаты сегодняшней встречи.
(Звучит музыка на выход жюри. Подведение итогов последнего конкурса и всей игры в целом. Награждение.)
Мурашка. Дорогие друзья! Давайте жить дружно, ведь нам всем хватит места в этом мире!
Черняшка. Долой лень! Да здравствует труд на благо нашей планеты!
Мурашка. До новой встречи на улице Полезных насекомых!
(Звучит музыка. Занавес закрывается.)
Реквизит
1. Карточки с двумя колонками: полезные и вредные насекомые — 6 шт.
2. Ручки — 6 шт.
3. Иллюстрации с изображением осиного гнезда, пчелиного улья, дупла и печки.
4. Стол на колесиках.
5. Тарелка с названиями блюд для насекомых: «молоко тли»; тля; нектар; кровь; муха; мех; капуста.
6. Чистые карточки для участников — 12 шт.
7. Карточки с частями тел насекомых: большая задняя лапа кузнечика, крылья стрекозы, семь последних задних лап сороконожки, голова бабочки с усиками, талия осы.
8. Детская кукольная коляска.
9. Комплекты карточек со стадиями развития насекомых — 6 шт.
10. Письмо от таракана.
Авторы: Турыгина Светлана Вячеславовна, Кашина Наталья Александровна
Игра по экологии «Звездный час» для младших школьников 3 класса
Беседа в начальной школе о погоде
Экологическая сказка для начальных классов. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!