Развитие мышления предполагает формирование таких операций, как анализ, синтез, умозаключение и дедукция. Для тренировки указанных способностей используются сложные сюжетно-ролевые игры.
Это игры для детей от старшего дошкольного и младших школьников.
Игра «Поиск сокровищ»
Эта игра требует специальной подготовки. Выбирается «сокровище» и определяется место его хранения. Затем составляется карта поиска сокровища, причем она имеет несколько этапов, преодоление которых необходимо, чтобы осуществлять поиски дальше. Например, на первом этапе необходимо решить ребус, чтобы определить дальнейшее направление поиска. На втором этапе необходимо «пройти по горной дороге». На третьем — найти дополнительную карту и по ней разыскать ключ от «сундука с сокровищами». Вариантов игры может быть много. Еще лучше, когда играет не один ребенок, а несколько и их можно разделить на две команды. Тогда одна команда может подготовить «план маршрута» для другой, и наоборот. Играть в «поиск сокровищ» можно дома и на улице. Для большей наглядности мы приводим здесь возможный сценарий игры в квартире.
В качестве «сокровищ» можно использовать любую мелкую игрушку или что-то более «материальное», например, коробочку конфет или несколько монеток. Это «сокровище» в маленькой коробочке прячем в укромное место в квартире. Рисуем следующую карту. (Очертания ее можно перевести на бумагу, а ориентиры расположить в соответствии с конкретными условиями.)
На карте указаны основные зоны квартиры: прихожая, спальня, кухня, гостиная. В каждой зоне основные ориентиры: стол, кресло, диван, шкаф т.д.
Поиск начинается с пункта 1. Затем по стрелочке в указанном направлении. В пункте 2 должен разгадать ребус, для того, чтобы определить, по какой стрелочке двигаться дальше.
Если игрок разгадал ребус, то он попадает на наиболее выгодный маршрут, если нет, то идет по любой стрелочке. Попадая в какую-либо точку, игрок выполняет то задание, которое предлагается в этом месте. Возможны следующие маршруты движения:
1 — 2 — 5 — 10—11 — 12 (сокровище);
1 — 2 — 4 — 6 — 8 — 5—10—11 — 12 (сокровище);
1 — 2 — 3 — 6 — 7 — 8 — 9 — 5—10—11 — 12 (сокровище).
Каждому пункту движения соответствуют следующие задания.
Пункт 3. Игрок должен пройти по «горной дороге». Для этого на полу необходимо расставить кегли, кубики или просто разложить несколько листов бумаги с узкими «проходами». Игрок должен внимательно рассмотреть расположение предметов, запомнить их и затем пройти между ними с завязанными глазами. Каждый «сбой» приносит одно штрафное очко.
Пункт 4. Игрок перед «разрушенным мостом» — его нужно «достроить». Игроку предлагается дорисовать недостающую фигуру в предлагаемом рисунке. Для этого дается 3 минуты. Каждая лишняя минута дает один штрафной балл.
Пункт 5. Нужно «перебраться через пропасть, держась руками за веревку». В данном пункте игроку предлагается перенести мячик (или апельсин) в пункт 10. Использовать для этого руки и зубы запрещается. Мячик необходимо зажать под подбородком, а руки поднять вверх в «замке», будто держишься за веревку, и таким образом доставить «груз» на место.
Пункт 6. «Завал» на дороге. Его необходимо «расчистить». Игрок решает задачи со спичками.
Ему предлагаются три задачи разной трудности: простая, средняя и сложная. Он может выбрать любую. Однако здесь имеются свои правила.
Если игрок решает простую задачу, то идет на цифру 7, самый длинный маршрут. Если решает среднюю задачу, то на цифру 5, а если самую сложную — 10, практически к финишу игры. Но!
Если он не решит простую задачу, то получит одно штрафное очко, если не решит среднюю задачу — два очка, если не решит сложную — три очка.
Задачи первой степени сложности (простые)
Приложите к четырем спичкам пять так, чтобы получилось сто.
Решение
Из спичек построен дом. Переложите две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.
Решение
Задачи второй степени сложности (средние)
Спичечный рак ползет вверх. Переложите три спички так, чтобы он полз вниз.
Решение
Две рюмки построены из десяти спичек. Переложите шесть спичек так, чтобы получился дом.
Решение
Задачи третьей степени сложности (трудные)
Весы составлены из девяти спичек и не находятся в равновесии. Переложите в них пять спичек так, чтобы весы пришли в состояние равновесия.
Решение
Флюгер составлен из десяти спичек. Переложите четыре спички так, чтобы получился дом.
Решение
Пункт 7. Необходимо «отбить грабительское нападение индейцев». Игрок выполняет задание на меткость. Предлагается обычная мишень, в которую нужно попасть мячиком (например, от настольного тенниса) или просто плотным комком бумаги, туго перевязанным шпагатом. Для перехода на следующий этап необходимо попасть в мишень три раза. Если игрок не может попасть и отказывается от продолжения попыток, ему даются штрафных 3 очка.
Пункт 8. После «нападения» нужно все привести в порядок и выяснить, что из вещей пропало «после грабежа». Это задание на внимательность. На столе или стуле раскладываются различные предметы (мелкие игрушки, карандаши, ключи и т.п.). Приблизительно 10 — 15 предметов. Игроку предлагается в течение 30 секунд запомнить предметы и их расположение. Затем игрок отворачивается, а ведущий перекладывает и убирает несколько предметов. Игрок должен определить, что убрано и что переставлено. За каждую ошибку — 1 штрафной балл.
Пункт 9. Впереди — горная река. Необходимо перейти ее по «подвесному мосту». Для этого на полу расстилается жгут из обычной бельевой веревки, и надо пройти по ней.
Пункт 10. Вы «заблудились». Необходимо как можно быстрее найти выход из лабиринта.
Пункт 11. Вы почти у цели. Необходимо только открыть «замок в двери сокровищницы». Игрок должен обвести карандашом предлагаемую фигуру, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной и той же линии дважды.
Пункт 12. Вы в пещере сокровищ. Теперь нужно только найти спрятанное сокровище. (Например, у мамы в шкафу или под кроватью.)
Прежде чем взять сокровище, игрок должен «отработать» штрафные очки. Например, он должен назвать столько городов на конкретную букву (Л, К, А), сколько у него штрафных очков. Ему можно предложить произнести соответствующее число раз скороговорку «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет» или «На дворе трава, на траве дрова, не бросай дрова на траву двора».
После нахождения «сокровища» игра считается законченной.
Предлагаемая игра может проводиться с одним ребенком и с группой, в квартире, на даче, во дворе. Количество этапов игры может быть увеличено или сокращено. Для упрощения игры можно использовать один маршрут и две команды по принципу эстафеты. Задание каждого этапа можно использовать как самостоятельную игру для детских праздников, дискотек, соревнований КВН и т. п. Эта игра сюжетная, и дети воспринимают ее с большим интересом. Но она требует определенной организационной подготовки.
Рекомендуем посмотреть:
Игры для развития внимания детей
Развитие мышления ребёнка 3, 4, 5 лет
Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет
Развивающие игры для детей от 5 до 8 лет
Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет