Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста?

Интеллект — это не просто способности мышления. Это еще эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

Некоторые родители считают, что их ребенок интеллектуально готов к школе уже и только потому, что он умеет считать, читать, писать. Он обучен, это факт. Но обучаем ли он? Как он может применить тот объем знаний, которым владеет? Иногда случается, что у таких обученных детей запас базовых «формальных» знаний исчерпывается через два-три месяца, дальше им трудно усваивать школьную программу. У ребенка должны заработать связи между отдельными блоками информации, которая непрерывным потоком идет на него, особенно за школьной партой. Если представить наш мозг в виде огромного комода, то ребенок учится свободно открывать ящики этого комода, при необходимости перекладывать вещи из одного места в другое, сравнивать их, находить в них общие и отличительные черты, выбрасывать ненужную «ветошь» и т. д.

НОВЫЙ УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ. Не у всех детей к семи, а тем более к шести годам достаточно развит наглядно-образный тип мышления. Что говорить о словесно-логическом? Незрелость этих уровней мышления может тормозить учебный процесс. Это касается и других психических процессов (память, воображение, концентрация внимания, речь). Ребенок к школьному возрасту должен ясно выражать свои мысли, уметь пересказывать услышанное и прочитанное, делиться впечатлениями, выделять главное. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму.

ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор вашего малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

ЧТО ПОМОГАЕТ РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ? Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума. Просите детей помочь по дому и усовершенствовать какие-то бытовые дела. Играйте в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут слоны». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

ОПЫТ ПИАЖЕ. Повторите эксперимент швейцарского психолога Ж. Пиаже. Скатайте из теста или пластилина два одинаковых по размеру шарика и попросите ребенка сравнить их. Малыш увидит очевидное — они абсолютно одинаковы. Затем в его присутствии из одного шарика сделайте лепешку. Покажите ему шарик и лепешку, спросите: «Где теста больше?» Ребенок, у которого преобладает наглядно-образное мышление, скажет, что лепешка больше (для него это будет очевидным фактом). Если он ответит, что шарик и лепешка одинаковы, значит, он уже умеет мыслить абстрактными понятиями. Пиаже проводил этот опыт с семилетними детьми. Далеко не у всех к этому возрасту развивается абстрактное мышление.

IQ-тест

показывает далеко не все интеллектуальные способности. А главное — не раскрывает картину применения этих способностей. Этот тест отражает стандартную и статичную меру интеллекта, во многом опираясь на культурную и экономическую среду.

Рекомендуем посмотреть:

Как развивать в ребёнке чувство прекрасного

Как развивать ребёнка от 1 до 3 лет

Развивающие игры для детей. Игры на развитие мышления

Как развивать творческие способности ребёнка

Как ребёнок познаёт окружающий мир?

Мария Викторовна Копыльцова # 18 мая 2014 в 16:14 0
Интересная тема, доступно и актуально подается, с приведением различных систем и опытов.+1
Ирина Николаевна Лещенко # 14 октября 2014 в 22:46 0
Интересная информация как для родителей, так и для педагогов. А также практическая деятельность тоже интересна. Спасибо за статью.
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:50 0
Спасибо за статью. Информация интересна для общего развития.
Вера Кирилловна Кубышкина # 18 ноября 2014 в 07:44 0
Очень актуальные материал. Зачастую родители гордятся успехами своих чад- а мой- то уже читает. Не понимая, что после первого полугодия учебы в первом классе зачитают все. Обязательно использую Ваш материал для консультации с родителями. Спасибо!
Елена Владимировна Максимова # 28 марта 2015 в 14:05 0
Очень полезный материал к родительскому собранию. Все родители хотят видеть своих детей интеллектуально развитыми, но с детьми надо работать, что мы - воспитатели и делаем. Замечательный эксперимент психолога Ж. Пиаже, не все дети отвечают правильно! Полезный материал. Спасибо.
Альфия # 3 января 2016 в 12:32 0
Тема интересная. Хотелось бы больше информации, примеров для детей разного возраста.
Римма Сергеевна Володькина # 5 сентября 2018 в 17:43 0
Тема интересна, при том, что сейчас приоритетное направление в образовании развитие всесторонне развитых детей.