Конкурсы

Как развивать ребёнка от 1 до 3 лет

Как развивать ребёнка от 1 до 3 лет

Как заниматься с ребёнком 1-2-3 лет

Как познакомить ребёнка с частями тела? Как развивать у ребёнка самостоятельность? Как познакомить ребёнка с окружающими его предметами? Уроки вежливости для малыша.

Прошел первый год жизни, и ребенок начинает соображать, что его собственное тело имеет границы. До этого он был частью мира или мир был его частью? Осознание собственного «я» ребенка пока что находится в стадии формирования. Малыш открывает для себя мир собственного тела и окружение. Он сравнивает себя с другими, наблюдает, изучает, находит отличия между людьми не только во внешности, но и в характере. Это и есть первый опыт социализации.

❧ Больше прикосновений

Психологи отмечают, что нынешнее поколение недополучает ласки: родители мало прикасаются к своим детям. И чем старше становится ребенок, тем меньше тактильного контакта с ним. А между тем, ребенок, которого много обнимают и гладят, растет уверенным в себе человеком.

В этот возрастной период ребенок должен получить представления о своем теле, первые уроки о своих чувствах и эмоциях.

В этом вам помогут следующие игры.

«Кто я такой?». Как можно чаще подходите к зеркалу и указывайте: «Это я, а это ты». Только к концу второго года жизни ребенок уже воспринимает свой образ как «я», а не «он», «она» или «оно». В этом возрасте подробнее познакомьте малыша с частями тела: подбородок, щеки, ресницы, шея, пятки, локти, ступни и т. д. Поглаживайте разные части тела и говорите: «Это мои ручки, пальчики, животик, ножки, голова». Можно построить игру в форме вопросов: «А где у Маши глазки, носик, ручки?» Или показывайте на себе части тела и говорите: «Это мои глаза, а где твои глаза?» Важно, чтобы малыш полюбил свой образ. Любовь к собственной персоне — базовое условие для развития здоровой психики человека. Посейте это зерно в вашем ребенке как можно раньше.

«Зачем нам это?». Расскажите ребенку, зачем человеку глаза, нос, язык, пальчики, живот, ноги. Задавайте вопросы типа: «Чем ты нюхаешь цветок? На что надеваешь носочки? А панамку?»

«Прикасалки». Пусть малыш закроет глаза. Прикасайтесь к разным частям его тела, а он должен называть или показывать, к чему вы дотронулись. Затем поменяйтесь ролями. Эта игра развивает тактильные ощущения.

«Смешные мордашки». Для этой игры вам понадобится зеркало. Стройте смешные рожицы друг другу и, глядя в зеркало, попробуйте передать разные эмоции: удивление, радость, страх, обиду, гнев. Скажите малышу: «Покажи доброе лицо», «А как Маша обижается?», «Какая Маша бывает веселая, серьезная, сердитая?» и т. д.

«Давай делиться». Всем известно, что дети — большие эгоцентрики и ужасные собственники. «Все мне и побольше» — вот их неосознанный девиз. Это не от жадности, а от ощущения себя «пупом Земли». Как научить малыша делиться с другими? Начните с узкого круга, то есть с близких людей. Если ребенок научится быть щедрым с родными, ему проще это будет сделать и с «чужими» людьми. Есть замечательное, всеми любимое стихотворение Л. В. Зубковой «Апельсин». Вы можете использовать его, играя в щедрость. Разделите на дольки апельсин и раздавайте всем, приговаривая:

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Эта долька — для ежа.

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Он сердит на нас — беда;

Разбегайтесь — Кто куда!

Обязательно благодарите, поощряйте и хвалите малыша, если он проявляет щедрость. Никогда не называйте его «жадиной-говядиной». Известно: «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Из ваших же уст ребенок может узнать, что в мире существует жадность и взять это на вооружение.

ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ. Обращайте внимание ребенка на окружающих людей: дети и взрослые, мальчики и девочки, старые и молодые, высокие и низкие, с длинными и короткими волосами и т. д. Займитесь подробным изучением детей, это поможет ребенку в будущем находить общий язык со сверстниками. «Какого роста этот мальчик? Кто"- выше: Женя или Саша? Какие у Кати глаза? Какого цвета волосы?

Уроки вежливости для детей

Ежедневно нам предоставляется масса возможностей, чтобы проявить свою вежливость и бережное отношение к другим людям. Волшебные слова «спасибо», «до свидания, «пожалуйста» используйте в играх с ребенком и повседневных делах, выделяя их интонационно и эмоционально.

Как познакомить ребёнка с миром предметов и явлений

Дети активно включаются в познание окружающего мира. Их одинаково интересуют люди, животные, машины, сооружения, предметы и явления. Границы их мира расширяются постепенно: от пространства собственной кроватки, коврика на полу до площади всей квартиры и «земли неведомой», что лежит за порогом дома.

Игры-повторялки. Дети этого возраста любят подражать взрослым. Вы можете использовать это в «корыстных целях». Если ребенок берется за пылесос или швабру, это для него еще одна игра. Но именно с нее начинаются первые шаги к самостоятельности. Поощряйте инициативу юного помощника. Конечно, многие мамы хватаются за голову после «генеральной уборки», устроенной малышом. Потерпите, дайте ему время, из него вырастет настоящий «домохозяин» или «домохозяйка».

Игра «Собираем вещи». Начните с уборки игрушек. Конечно, в этом возрасте рано требовать от ребенка класть игрушки на свое место. Но этот процесс можно превратить в совместную обучающую и развивающую игру. Желательно приобрести корзину для игрушек или завести для этих целей несколько коробок разной величины. Поставьте коробки рядом с малышом, собирайте по одной игрушке и передавайте их ребенку: «На! Положи машинку в большую коробку! А этот мишка живет в маленькой коробке!» Если ребенок сам берется складывать игрушки, не оставляйте это намерение без похвалы. Вы можете заняться сортировкой вещей во время уборки. «Чья это кофта? Мамина!», «Чей это телефон? Папин!», «Чей это носочек? Твой!». Пусть у вас будет отдельная коробка для каждого члена семьи. Эта игра поможет не только навести порядок в доме, но и даст навык самостоятельности, поможет развить инициативу, логическое и образное мышление, обогатит словарный запас малыша.

«Принеси-подай». Дети от года до трех любят выполнять различные просьбы (но не требования!). Если вы попросите маленького помощника принести игрушку из комнаты или достать мамину красную кофту из комода, он поспешит выполнить задание. Старайтесь усложнять и разнообразить ваши поручения. Например: «Принеси оранжевый мячик. Он лежит в твоей комнате под кроватью» или «Принеси большую и маленькую ложки маме» и т. д. Только не просите подать вам любимую вазочку. В целом эта игра хорошо развивает пространственную ориентацию, логическое и образное мышление.

«Дом, милый дом!» Для малыша ваш дом — первая Вселенная. Изучить ее он стремится досконально, и со временем почувствует себя здесь, как рыба в воде. Помогайте ребенку осваивать пространство дома, проводите ежедневные уроки географии. Вам придется открыть не одну Америку! За каждой дверью, в каждом шкафчике комода и ящике кухонного стола сокрыто море сокровищ. Объясняйте ребенку, где чья комната, что мы делаем на кухне, что в ванной и туалете, называйте предметы мебели, бытовую технику и их назначение. Познакомьте малыша с разнообразием материалов, их свойствами: стекло, дерево, металл, бумага, ткань.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ. Вы можете заняться составлением собственного каталога мебели, машин, игрушек, бытовой техники или кухонной посуды. Для этого вам понадобится обычный альбом для рисования, куда вы сможете вклеивать картинки из разных журналов.

ПРОГУЛКИ НА УЛИЦЕ. Не упускайте возможности показать малышу окрестности и местные достопримечательности (даже если вы живете в обычном спальном районе). Ваш собственный дом, хлебный магазин, детская площадка, автобусная остановка, транспортные средства, скамейка возле дома — все это заинтересует исследователя. Целым событием может стать поход в супермаркет и путешествие на тележке для продуктов. Давайте характеристики предметам, описывайте здания (высота, форма, цвет), обращайте внимание на профессии людей, с которыми вы встречаетесь, описывайте род их занятий.

Игра с фонариком

Вам понадобится обычный фонарик. Научите ребенка включать и выключать его. Выберите какой-нибудь объект, направьте на него луч и назовите его: «Это у нас окно», «Это цветок», «Это кукла». Пусть ребенок сам попробует освещать предмет в пространстве, а вы озвучивайте.

Развитие самостоятельности и навыков самообслуживания у ребёнка

Малыш должен адаптироваться к окружающему миру. Первые навыки самостоятельности — это навыки туалета, принятия пищи и одевания. Чем раньше в ребенке проснется желание делать все самому, тем больше шансов у него вырасти ответственной личностью.

Знаменитое «Я сам!»

Вы миновали кризис одного года. Возможно, некоторые его даже не заметили. Теперь приближаетесь к еще одному «подводному рифу» — кризису трехлетнего возраста. Знаменитое «Я сам!» — лозунг этого возрастного периода. Малыш осознает свое «я», свою отдельность от мира, это дается ему нелегко. Поддержите своего кроху, дайте ему возможность проявить свое «я». Если же видите, что малыш не справляется и сердится, предложите ему: «Давай сделаем это вместе».

Продукты питания — это не только разнообразие вкусовых качеств, но также изобилие форм и красок. Процесс приготовления и приема пищи можно превратить в еще одну большую развивающую игру.

МАМИН ПОМОЩНИК. С таким помощником приготовление обеда может затянуться на несколько часов. И все-таки привлекайте малыша к кулинарному мастерству по возможности как можно чаще.

◈ Для начала познакомьте ребенка с изобилием сухих круп и макарон. Насыпьте в разные миски крупы и называйте их: «Это гречка, это рис». Детям нравится играть с макаронами самых разных форм. Любят они также играть с грецкими орехами, фасолью и горохом.

◈ На кухне можно найти овощи и фрукты. Хорошо, если малыш видит картинки и сравнивает их с оригиналами. Вы также можете создавать тематические альбомы: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

◈ Когда малыш садится обедать, называйте блюда, которые вы ему предлагаете. Попробуйте изучить ингредиенты супа: морковь, лук, зелень, картошка. Как они нарезаны? Не удивляйтесь, если кроха захочет их выловить руками.

◈ Возьмите малыша на руки и покажите, как варится суп, кипит и булькает вода, идет пар из-под крышки. Заодно проведите инструктаж по технике безопасности.

◈ Предлагайте малышу дегустировать разные продукты, знакомьте его с вкусовыми качествами: «соленый», «сладкий», «кислый», «горький». Давайте пробовать разные блюда и нюхать разные продукты (конечно, если ваш ребенок не аллергик). Так, путем экспериментов вы сможете узнать вкусовые пристрастия вашего гурмана. Поиграйте в игру «Угадай, что это?» Для этого вам понадобится 3—4 продукта с выразительным запахом, например: лимон, мята, корица, кофе. Дайте ребенку понюхать все предметы, называйте тот продукт, который он нюхает. Затем попросите ребенка закрыть глаза, поднесите к его носику какой-то из этих продуктов, пусть угадает, что это было. Эту же игру вы можете провести, дегустируя вкус.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ. Нет необходимости привлекать детей к играм с одеждой и обувью. Ведь это их любимое занятие. Как вы можете помочь малышу?

◈ Классифицируйте одежду по разным признакам: что носят девочки и мальчики, что мы надеваем на ноги, что мы носим зимой, а что летом и т. д.

◈ Вы можете дать ребенку задание — рассортировать одежду. Для этого нужно вытащить весь гардероб вашего малыша и попросить все складывать отдельно: кофточки, штанишки, носки, колготки, юбки, шапки, пример, если ребенок не понял условия игры.

◈ Домашняя обувь может отвлечь вашего кроху на долгое время. Пусть он найдет, где папины, мамины, бабушкины тапочки. А если достать из коробки новые ботинки со шнурками, у вас будет готовая игра-шнуровка.

◈ Игра «застегни-расстегни» также хорошо развивает мелкую моторику. Пусть ребенок научится расстегивать и застегивать (это дается сложнее) большие пуговицы, кнопки и крючки.

◈ Когда вы одеваетесь, обращайте внимание на тактильные ощущения. Одежда бывает: мягкая, приятная, гладкая, колючая, шершавая.

◈ С раннего детства малыши любят одеваться самостоятельно. Конечно, это занятие больше похоже на клоунаду, но оно, бесспорно, важное. Не спешите переодевать кроху, который надел кофту на ноги, а шапку задом наперед. Его увлекает сам процесс. Если малыш хочет сам одеваться, собираясь на прогулку, дайте ему алгоритм действий.

Рекомендуем посмотреть:

Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Как развивать творческие способности ребёнка

Как ребёнок познаёт окружающий мир?

Как развивать в ребёнке чувство прекрасного

Маришка # 1 июля 2015 в 22:23 0
Спасибо!...Очень полезная и интересная статья!!!!!!)