Задачи педагога
Сформировать у детей представление о том, что каждое время года имеет свой определяющий цвет: зима — белый, осень — желтый, весна — голубой, лето — зеленый; научить соотносить с временем года одежду людей; развить внимание, интерес к результату действий.
Оборудование
Большой лист бархатной бумаги (голубой или серый фон) для панно, плоскостные изображения (трава; земля, покрытая снегом; земля, покрытая травой и листьями; дерево, покрытое зеленой листвой и снегом; девочка, одетая в зимнюю одежду; девочка, одетая в демисезонную одежду; девочка, одетая в летнюю одежду), на которые с обратной стороны наклеена бархатная бумага.
Правила игры
1 вариант. «Зима»
Педагог располагает на доске панно и сообщает детям, что они все вместе будут составлять картину о зиме. Дается инструкция: посмотреть в окно и вспомнить признаки зимы. Дети называют признаки зимы. Задается вопрос: «Какая зимой земля? (Белая, покрытая снегом.) Один из детей выбирает изображение земли, покрытой снегом, и помещает его на панно.
«Какие зимой деревья?» (Деревья зимой покрыты снегом.) Дети выбирают из трех деревьев дерево, покрытое снегом (белыми хлопьями снега). Один ребенок помещает его на панно.
«Какую одежду носят дети зимой?» (Зимой дети носят шубы, теплые шапки, теплые сапоги, шарфы, варежки.) «Как называется одежда, которую носят зимой?» (Зимняя одежда.) Из трех изображений девочки дети выбирают девочку, одетую в зимнюю одежду, и помещают ее на панно.
Составив картинку, педагог рассматривает ее вместе с детьми: «На картине зима. Все белое — земля, дерево. На земле и на дереве лежит белый снег. На улице холодно. Девочка надела теплую шубу, шапку, шарф, теплые сапоги, варежки и пошла гулять».
2-4 варианты. «Осень», «Весна», «Лето». Проводятся аналогично первому варианту.
Задачи педагога
Поупражнять детей в классификации листьев по сходству, активизировать словарь (названия деревьев и листьев), слуховое внимание.
Оборудование
Листья разных деревьев, изображения деревьев.
Правила игры
Взрослый показывает изображение дерева. Ребенок, у которого имеется листок этого дерева, должен называть его. После слов педагога «такой листик — лети ко мне» ребенок должен подбежать и поместить свой листик на наборное полотно.
Задачи педагога
Поупражнять детей в составлении целого из частей, воспитать усидчивость, закрепить знание времен года.
Оборудование
Разрезные картинки, изображающие различные времена года.
Правила игры
Каждому ребенку дается комплект разрезных картинок. Дети должны сложить целую картинку из частей. Выигрывает тот, кто быстро и правильно ее сложит, назовет время года, изображенное на картинке.
Задачи педагога
Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках; развить связную речь, память, внимание.
Оборудование
У каждого ребенка 2—3 картинки с изображением разных времен года, стрелка на столе.
Правила игры
Один ребенок загадывает картинку и рассказывает о времени года, изображенном на ней. Ребенок, на которого укажет стрелка, должен по описанию назвать ее.
Задачи педагога
Закрепить у детей знание признаков времен года, развить слуховое умение находить ошибки, правильно выражать свою мысль.
Правила игры
Взрослый сообщает детям, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а дети должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе. Потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» — и доказать, почему так бывает или не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен ответить: «Так не бывает. Летом нет снега».
Варианты рассказов
Наступила зима. Выпало много снега. На прогулке дети стали играть в снежки. (Так бывает. Зимой можно играть в снежки.)
Наступила осень. Дети пошли в парк и стали собирать опавшие листья. (Так бывает. Осенью в парке много опавших листьев.)
Наступила зима. Дети надели шорты и майки и пошли загорать на речку. (Так не бывает. Зимой надо надевать теплую одежду и нельзя загорать.)
Наступила осень. Солнце стало пригревать. Дети вышли в парк и стали собирать подснежники. (Так не бывает. Осенью не растут подснежники.)
Вначале в рассказ можно включать только одну небылицу. По мере отработки умения можно увеличивать количество таких небылиц. Содержание небылиц необходимо постепенно усложнять.
Задачи педагога
Научить детей классифицировать деревья по разным признакам, закрепить словарь, обозначающий эти признаки.
Оборудование
Картинки с изображением различных деревьев.
Правила игры
Детям раздают картинки. Ведущий (вначале эту роль берет на себя педагог, затем ее может выполнять и ребенок) говорит, что у него на картинке изображена береза, береза — лиственное дерево, береза собирает ансамбль, в него могут войти все лиственные деревья. Каждый ребенок представляет свою картинку и говорит: «У меня на картине нарисована липа. Липа тоже лиственное дерево».
Игру можно повторять с другим ведущим, который выберет (с помощью педагога) новый признак, например, — у дерева «резные листья», «толстый ствол» и т.д.
Задачи педагога
Закрепить у детей названия разных растений, развить умение узнавать предмет по его признакам, правильно формулировать ответы.
Оборудование
Картинки с изображением различных растений.
Правила игры
Педагог объявляет конкурс на лучшего знатока растений, затем задает вопросы, предупреждая, что ответы должны быть полными. Ребенок, правильно ответивший на вопрос, должен выбрать картинку с изображением растения и поставить ее на наборное полотно. Каждый правильный ответ награждается фишкой. В конце игры выявляется победитель, которому и присваивается звание лучшего знатока растений.
Примерный перечень вопросов:
У какого дерева белый ствол?
На каком дереве растут желуди?
У какого цветка на стебле острые шипы?
У каких овощных растений стебли стелются по земле?
Какие времена года благоприятны для роста растений?
Какие грибы растут на пеньках?
Как по-другому называется белый гриб?
У каких растений красный плод?
Какая ягода после мороза становится сладкой?
У каких деревьев осенью листья не желтеют, а краснеют?
Задачи педагога
Закрепить у детей названия времен года и их признаков, обучить умению составлять связный рассказ.
Оборудование
Картинки с изображением различных времен года.
Правила игры
На наборном полотне картинки с изображением различных времен года. Все времена года называются. Водящий выходит из группы, а остальные дети вместе с педагогом договариваются, какое время года они будут загадывать. Когда водящий входит, каждый ребенок называет по одному признаку, присущему загаданному времени года. Например: «В это время года часто идет дождь. Птицы улетают на юг. Все растения увядают и желтеют. Люди стали одеваться тепло. Дни стали короче, а ночи длиннее».
Задачи педагога
Развить внимание, сообразительность, активизировать речь детей.
Правила игры
Педагог читает детям рассказ-загадку.
Например: «Однажды в детский сад пришел гость. Он был одет в красивую шубу, валенки, шапку. Борода у гостя была длинная, белая. Усы и брови тоже были белыми. Глаза добрые. В руках у него был мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем?»
Подобные рассказы-загадки можно составлять о разных предметах и явлениях природы.
Задачи педагога
Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Правила игры
Педагог называет любое время года и дает фишку кому-нибудь из детей. Ребенок, получивший фишку, должен вспомнить и назвать признаки этого времени года. Если ребенок затрудняется, можно помочь ему, задавая наводящие вопросы.
Задачи педагога
Расширить словарный запас детей за счет антонимов.
Правила игры
Педагог называет слово и бросает мяч любому ребенку. Ребенок ловит мяч и называет слово, противоположное по смыслу. Например: солнечно — пасмурно, утро — вечер, зима — лето и т.д.
Задачи педагога
Закрепить знания детей о забавах и играх в разные времена года, активизировать словарь, развить умение составлять глагольные словосочетания.
Правила игры
Педагог бросает мяч ребенку и называет какое-либо время года. Ребенок, получивший мячик, должен назвать игру, соответствующую этому времени года, затем сам называет любое время года и передает мячик другому ребенку.
Стихи о временах года для дошкольников с картинками
Пословицы и поговорки о временах года для дошкольников
Беседа о временах года для дошкольников в старшей группе
Дидактические игры с природным материалом для детей старшей группы в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!