Проводится в зимний период на улице.
Цель — совершенствование математических представлений, формирование навыков порядкового счета.
Оборудование: снежные комки разного размера. Предварительная работа. Изготовление комков разного размера.
Ход игры
Под руководством педагога дети катают снежные комки разного размера и выстраивают их в ряд. Потом начинают водить вокруг них хоровод.
Мы слепили первый ком,
(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Ком болыной-болыпой, как дом.
(Показывают, подняв руки, какой большой ком.)
Но зато второй комок
(Вновь идут по кругу.)
Меньше был — как теремок.
(Показывают, какой ком поменьше.)
Третий — точно как избушка
(Опускают руки ниже талии, показывают ком еще меньше.)
Возле леса на опушке.
А четвертый — как палатка,
(Показывают ком, опустив руки вниз.)
Хоть он круглый был и гладкий.
Пятый сделали! Ура!
(Приседают, показывают маленький комок.)
Как для Жучки конура.
А шестой комок... Я знаю —
Словно дом для попугая.
(Сидят на корточках. Показывают ладонями совсем маленький комок.)
И седьмой, меньшой комочек,
Как цыпленок, как звоночек.
(Сжав ладони, показывают крошечный комочек.)
Ну-ка, дети, не зевайте,
По порядку их считайте.
(После слова «считайте» по очереди считают комки по порядку.)
Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.
Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: мяч.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, содержащему звук [к], передавая мяч по кругу. Дети должны подбирать названия предметов, которые они видят вокруг себя.
Педагог.
Быстро встали дети в круг,
Слева друг и справа друг.
Влево, вправо посмотрите
И слова мне назовите,
Все слова со звуком [к]:
Кот, скамейка, колобки.
Слова: площадка, песок, горка, кусты, дорожка, окна, камни, клумба, травка, куличики, лопатка, формочка, бабочка, птичка, облака.
Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.
Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: мяч.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, содержащему звук [с], передавая мяч по кругу. Дети должны подбирать названия предметов, которые они видят вокруг себя.
Педагог.
Быстро встали дети в круг,
Слева друг и справа друг.
Влево, вправо посмотрите
И слова мне назовите,
Все со звуком [с] слова:
Киска, солнышко, сова.
Слова: песок, песочница, кусты, асфальт, листочки, совок, скакалка, автобус, троллейбус, пассажиры, киоск, солнышко, собака, колесо, самокат.
Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.
Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: колечко.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки колечко. Он произносит текст и передает колечко ребенку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук, и передают колечко по кругу.
Педагог.
Передай колечко другу,
Пусть бежит оно по кругу.
Передай колечко
Да скажи словечко.
Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.
Цель — актуализация словаря по заданной лексической теме.
Оборудование: камешек.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки камешек. Он произносит текст и передает камешек ребенку, стоящему справа. Дети подбирают слова по заданной педагогом теме и передают камешек по кругу.
Педагог.
Камешек в руке держу.
Передам и расскажу,
Что известно мне, что знаю.
Я игрушки называю...
Или:
Камешек в руке держу.
Передам и расскажу,
Что известно мне, что знаю.
Фрукты быстро называю...
Или:
Камешек в руке держу.
Передам и расскажу,
Что известно мне, что знаю.
Овощи я называю...
Или:
Камешек в руке держу.
Передам и расскажу,
Что известно мне, что знаю,
Я машины называю...
Игра проводится на прогулке.
Цель — развитие навыков слогового анализа. Оборудование: мяч.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, которое содержит столько слогов, сколько предложил педагог, передавая мяч по кругу. Педагог ставит условие: дети должны называть слова, обозначающие предметы, которые они видят на улице.
Педагог.
Быстро встали дети в круг,
Слева друг и справа друг.
Влево, вправо посмотрите
И слова мне назовите.
Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.
Цель — совершенствование умения определять форму предметов.
Оборудование: мяч.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети называют предметы, имеющие круглую форму (или другую заданную педагогом форму), и передают мяч по кругу.
Педагог.
Солнце, круглое как мячик,
Целый день по небу скачет.
Что еще таким бывает?
Кто из вас про это знает?
Или:
Солнце, круглое как мячик,
Целый день по небу скачет.
А квадратным (овальным) что бывает?
Кто из вас про это знает?
Или:
Солнце, круглое как мячик,
Целый день по небу скачет.
Треугольным что бывает?
Кто из вас про это знает?
Игра проводится на улице зимой в сырую погоду, когда хорошо лепится снег.
Цель — развитие меткости.
Оборудование: снежки, снежные комки, магнитная доска и фломастеры для рисования на ней.
Предварительная работа
Разучивание стихотворения «Замок Снежной Королевы».
Чтение сказки Г.-X. Андерсена.
Ход игры
Педагог предлагает детям всем вместе соорудить замок Снежной Королевы, но сначала нарисовать замок и сделать чертеж. Дети выполняют коллективный рисунок и схему постройки, а потом приступают к сооружению замка. Когда постройка будет завершена, дети читают стихотворение:
Замок Снежной Королевы…
Башня справа, башня слева,
Шпили, флаги и ворота.
Серебро, не позолота...
Он застыл как глыба льда,
А вокруг нет ни следа.
Он один на белом свете,
Только воет снежный ветер.
Затем педагог напоминает детям, что в замке заточен Кай, которого нужно помочь спасти Герде. А для этого нужно слепить много снежков и забросать замок. Дети лепят снежки и от линии, которую проведет педагог, забрасывают замок снежками.
Игра проводится в весенне-летний период на улице.
Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: капитанские повязки или нагрудники с нарисованными на них фигурами, песок для «рисования» фигур.
Предварительная работа. Педагог заранее «рисует» песком на площадке круги, квадраты и треугольники и другие фигуры в зависимости от программных требований каждой возрастной группы, располагая их как можно ближе друг к другу, вперемешку.
Ход игры
Педагог сообщает детям, что новая подвижная игра называется «Кто скорее?», и делит детей на команды. Каждая команда выбирает капитана. Капитан получает повязку с изображенной на ней фигурой (кругом, треугольником, квадратом, прямоугольником и т. п.). Все члены его команды будут передвигаться через площадку, совершая прыжки на двух ногах, только из одной такой фигуры в другую. Победит та команда, члены которой первыми переберутся с одной стороны площадки на другую. Необходимо напомнить детям, как правильно совершать прыжки, как правильно приземляться.
Команды выстраиваются за капитанами на одном краю площадки. По команде педагога игра начинается:
Раз, два, три,
На-ча-ли!
Дети все вместе аплодируют команде-победителю.
Подвижная игра может использоваться как на занятиях, так и во время прогулки.
Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование: деревянные или пластмассовые геометрические формы (шары, кубики, конусы и т. п.) разных цветов и размеров.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать свободно, врассыпную. Он объяснят, что, если дети увидят у него в руках кубик, они должны будут присесть. Если в руках у педагога окажется шарик, детям следует поставить руки на пояс и попрыгать на носочках. Если у педагога в руках конус, дети должны поставить ноги на ширине плеч, а руки развести в стороны и т. п. — в зависимости от того, в какой возрастной группе проводится игра. В любом случае более пяти фигур для детей седьмого года жизни брать не следует.
Подвижная игра может использоваться как на занятиях, так и во время прогулки.
Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать в шеренгу лицом к нему. Он пересчитывает детей: «Один, два, три. Один, два, три. Один, два, три» — и предлагает каждому ребенку запомнить, какое число педагог произносил, показывая на него. Каждый ребенок будет выполнять движения, только услышав это слово. Затем педагог объясняет детям, что на слово «один» дети должны будут приседать, на слово «два» — поднимать руки вверх, на слово «три» — ставить руки на пояс.
Игра может проводиться как на занятии, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование: разноцветные шнуры по числу детей, мешочек с геометрическими фигурами.
Ход игры
Педагог раздает детям разноцветные шнуры и предлагает им свободно разместиться на площадке. Он подходит к каждому ребенку с «волшебным мешочком» и просит, опустив руку в мешочек, достать оттуда геометрическую фигуру. Дети выполняют задание, называют свои фигуры, определяют их цвет и размер. Педагог предлагает детям выложить такие же фигуры из цветных шнуров. Дети выполняют задание и подводят итог: «Я сложил желтый квадрат» и т. п.
Игра проводится на прогулке зимой с детьми любой возрастной группы. Набор геометрических фигур зависит от программных требований для данной возрастной группы. Цель — совершенствование представлений о геометрических фигурах.
Оборудование: контейнер с разноцветными пластиковыми фигурами.
Предварительная работа. Накануне педагоги должны нарисовать геометрические фигуры подкрашенной гуашью водой на расчищенной от снега площадке. Например, это могут быть желтый круг, зеленый квадрат, красный треугольник и т. п. Если игра проводится в весеннее-летний период, то фигуры выкладываются на площадке из разноцветного шнура.
Ход игры
Педагог подзывает детей к себе и показывает им контейнер с разноцветными пластиковыми или деревянными фигурами. По предложению педагога дети выбирают по одной фигуре и рассказывают, какую фигуру выбрали. Педагог предлагает детям с фигурой в руках свободно двигаться по площадке, если он произносит слово «день». Если же он произносит слово «ночь», каждый ребенок должен быстро занять место в домике в соответствии с тем, какая фигура у него в руках. Например, если в руках у ребенка желтый кружок, он должен встать в желтый круг на площадке.
Игра проводится на прогулке зимой.
Цель — совершенствование представлений о геометрических фигурах.
Оборудование: контейнер с разноцветными пластиковыми фигурами.
Предварительная работа. Накануне педагоги должны заготовить разные по цвету и размеру объемные геометрические формы: кубы, призмы, пирамидки, конусы, цилиндры, разлив на ночь подкрашенную гуашью воду в различные формы (пластиковые бутылки, воронки, коробки из-под молока и т. п.) и заморозив их.
Ход игры
Педагог предлагает детям построить снежную крепость, а потом украсить ее ледяными фигурами. Если игра проводится с детьми младшего или среднего возраста, крепость могут помочь построить накануне папы воспитанников. Дети выбирают фигуры, рассказывают, как называется каждая из них, какого она цвета, а потом находят для нее место на постройке. Дети старшего возраста могут рассказать, где стоит каждая фигура. Например: красная пирамидка стоит между синими конусами, желтая пирамидка стоит на зеленом цилиндре и т. п.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель — совершенствование навыков ориентировки в пространстве.
Оборудование: квадратный кусок прозрачного пластика, разноцветные геометрические фигуры, желуди, каштаны, мелкие фигурки, карта-схема поиска «секретика» или карта- подсказка.
Предварительная работа. Накануне педагог заготавливает «секретик»: выкапывает ямку в песочнице, на краю клумбы, в земле вокруг кустов и т. п., укладывает в ямку разноцветные геометрические фигуры, цифры, буквы, природный материал, фигурки, составив из них узор, прикрывает «секретик» прозрачным пластиком, засыпает песком или землей, прикрывает листьями. Зимой педагог то же самое делает, разместив «секретик» в снегу в любой точке участка. Когда дети будут уже знакомы с игрой, можно привлекать их к приготовлению «секретика». Затем педагог изготавливает карту- схему поиска «секретика».
Ход игры
Педагог предлагает поиграть в новую игру и с помощью карты-схемы или карты-подсказки найти спрятанный на площадке «секретик». Карта-схема или карта-подсказка могут находиться в конверте, «волшебном мешочке», корзинке и т. п. Например, дети должны встать у входа на площадку. Педагог читает: «Сделайте пять шагов вперед». Дети выполняют задание. Педагог продолжает: «Повернитесь налево. Сделайте три шага вперед». Дети снова выполняют задание. Педагог читает следующую инструкцию: «Повернитесь вперед, сделайте шесть шагов вперед». Дети выполняют инструкцию. Педагог продолжает: «Присядьте. Ищите ,,секретик“». Дети находят «секретик», рассказывают, что видят. Педагог предлагает открыть его и, например, составить из находящихся в нем букв название того, кто спрятал этот «секретик» (лиса, зайка, волк и т.п.), из находящихся в нем цифр — пример или составить узор из фигур, которые в нем спрятаны.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель — развитие усидчивости, внимания.
Оборудование: пластмассовые сита, совочки, ведерки, разноцветные бумажные колпачки по числу детей, природный материал (желуди, каштаны, фасоль, морские камешки и т. п.).
Предварительная работа
Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
Накануне прогулки педагог закапывает в песочнице природный материал.
Ход игры
Педагог предлагает поиграть в новую игру, превратиться в гномов из сказки «Белоснежка и семь гномов» и отправиться на поиски сокровищ. Дети получают ведерки, совочки и сита, надевают разноцветные колпачки, выстраиваются в шеренгу и маршируют к песочнице:
На поиски сокровищ идем, идем, идем,
Кирки и молоточки с собою мы несем.
Найдем мы изумруды, алмазы, малахит.
Нас наше любопытство на поиски манит.
В песочнице дети занимают места и по команде педагога начинают просеивать песок, наполняя найденным природным материалом свои ведерки. Победителем становится тот, кто первым заполнит ведерко.
В завершение дети рассматривают и описывают найденные сокровища.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель — развитие зрительного внимания.
Оборудование: три абсолютно одинаковых пластмассовых ведерка, пластмассовая или резиновая фигурка лисы.
Предварительная работа. Чтение русских народных сказок, одной из героинь которых является хитрая лиса («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Волк и лиса» и т. п.)
Ход игры
Когда дети обнаружат на площадке три одинаковых ведерка, педагог предлагает им поиграть в новую игру и выяснить, кто из диких животных считается самым хитрым зверем. Дети догадываюся, что самый хитрый зверь — лиса, и по предложению педагога перечисляют сказки, в которых рассказывается о лисе и ее проделках. Тогда педагог достает фигурку лисы и объявляет, что новая игра называется «Хитрая лиса». Он предупреждает детей, что это игра на внимание, и они должны внимательно следить за лисой. Педагог помещает фигурку лисы под одно из ведерок, выстроенных в ряд, и начинает передвигать ведерки, меняя их местами. Когда педагог закончит манипуляции, дети должны указать, под каким из ведерок находится фигурка лисы. Далее с помощью любой считалки выбирается играющий, который будет следить за проделками лисы один. Так по очереди играют все желающие дети. Роль педагога тоже может выполнять один из детей.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель — развитие зрительного внимания.
Оборудование: три абсолютно одинаковых пластмассовых ящичка или контейнера с крышками, грецкий орех, выкрашенный бронзовой краской.
Ход игры
Когда дети обнаружат на площадке три одинаковых контейнера, педагог предлагает им поиграть в новую игру и показывает «золотой орех». Педагог кладет орех в один из контейнеров, стоящих в ряд, и закрывает его. Затем он начинает передвигать контейнеры, меняя их местами. Когда педагог закончит манипуляции, дети должны указать, в каком из контейнеров находится «золотой орех». Далее с помощью любой считалки выбирается играющий, который будет играть один на один с педагогом. Так по очереди играют все желающие дети. Роль педагога тоже может выполнять один из детей.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель — развитие зрительного внимания.
Оборудование: небольшие резиновые игрушки-пищалки, детские грабли.
Предварительная работа. Беседа о работе минеров и саперов в годы войны.
Ход игры
Педагог предлагает детям разделиться на две команды и помогает сделать это с помощью любой считалки. Одна из команд получает название «Минеры», а вторая — «Саперы». Педагог выдает членам команды «Минеры» игрушки-пищалки и объясняет, что это «мины». «Минеры» получают задание закопать «мины» в песочнице на небольшой глубине (на два- три пальца) на глазах у «саперов». Когда все игрушки будут закопаны и «минеры» разровняют песок граблями, «саперы» приступают к их поиску. Они должны откопать игрушки так аккуратно, чтобы ни одна из них не издала ни одного звука. Если игрушка запищит — «мина взорвалась». Чем больше игрушек откопают «саперы», тем лучше. Потом команды меняются местами. Побеждает команда, обезвредившая наибольшее количество «мин».
Игра может проводиться в весенне-летний период на прогулке.
Цель — развитие зрительного внимания.
Оборудование: совочки, погремушки или бубенцы, детские грабли, песочные часы (3 мин).
Предварительная работа. Разучивание стихотворного текста к игре.
Ход игры
Педагог предлагает детям разделиться на две команды и помогает сделать это с помощью любой считалки. Педагог выдает членам одной команды погремушки или бубенцы, совочки и грабли и объясняет, что они должны будут закопать погремушки или бубенцы в песок на глубину три-четы- ре пальца, а потом заровнять песок граблями. Причем они должны сделать это, пока будут произносить текст. Члены другой команды в это время будут стоять спиной к песочнице. Члены первой команды занимают места в песочнице, закапывают игрушки и одновременно произносят текст:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть,
Начинаем мы играть,
Рыть песок, песок копать.
Закопаем мы игрушки —
Бубенцы и погремушки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ну а вам пора искать!
На слово «искать» члены второй команды поворачиваются к песочнице лицом и приступают к поискам игрушек. Они должны закончить поиски, пока сыплется песок в песочных часах. Затем команды поменяются местами. Победителем считается та команда, члены которой быстрее выкопают все игрушки.
Игра может проводиться в весенне-летний период на прогулке.
Цель — развитие памяти.
Оборудование: моток яркого шнура или цветной мел, мешочки с карточками, контейнер с фишками.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть в необычные классики. На площадке цветным мелом чертятся традиционные классики, состоящие из шести квадратов. Можно не чертить классики, а обозначить их контуры цветным шнуром.
С помощью считалки определяется очередность игроков, которые выстраиваются в шеренгу перед классиками. Все вместе игроки решают, как будут совершать передвижение: прыгая на обеих ногах, на одной ноге или меняя ноги.
Первый этап игры называется «+1». Играющий достает из мешочка карточку с цифрой (1, 2, 3, 4) и, прыгая из квадрата в квадрат, решает примеры, причем в первом примере он прибавляет единицу к тому числу, которое написано у него на карточке. Например, у играющего на карточке число 2. Значит, он составляет и решает цепочку примеров: 2+1=3, 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6, 6+1=7, 7+1=8. Пройдя все квадраты и решив примеры, играющий получает фишку. Таким же образом на первом этапе действуют все игроки. Допустивший ошибку игрок не проходит первый этап и не получает фишку.
Второй этап игры называется «-1». Для этого этапа в мешочке лежат карточки с числами: 10, 9, 8, 7. Действия совершаются так же, как на первом этапе, с той разницей, что играющие составляют и решают примеры на вычитание.
Третий этап называется «Подбери слова». Для этого этапа в мешочке лежат карточки с буквами. Играющие, совершая прыжки, должны придумывать слова, содержащие звук, соответствующий букве на карточке.
Четвертый этап — «Обобщения». Для него на карточках написаны слова-обобщения. Прыгая из квадрата в квадрат, играющий перечисляет слова на заданную тему.
В конце игры подводятся итоги. Побеждают игроки, прошедшие все этапы без ошибок и получившие по четыре фишки.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке с детьми старшей или подготовительной к школе группы.
Цель — развитие памяти.
Оборудование: мел, камешки, куски красного и синего шнуров, мешочек с карточками.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог чертит на площадке большой круг и делит его на две равные части. Затем делит каждую половину на восемь равных частей и отмечает их на окружности камешками.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть в новую игру, разделиться для этого на две команды по восемь человек в каждой и выбрать капитанов. Одна команда получает восемь кусков синего шнура, другая — восемь кусков красного шнура. Каждая команда к тому же получает половину круга. Задачей команды будет покрыть шнуром свою половину окружности.
Каждый кусок шнура имеет длину от камешка до камешка. С помощью считалки определяется команда, начинающая игру. Первый игрок достает из мешочка карточку, на которой написано обобщающее слово, например «Овощи». Игрок должен быстро перечислить пять названий овощей. Если он справился с заданием, он получает у капитана кусок шнура и выкладывает его по окружности от камешка до камешка. Так играют по очереди игроки сначала одной, потом другой команды. Побеждает та команда, которая первой закроет шнуром свою половину круга.
Игра может проводиться в весенне-летний период на прогулке с детьми старшей или подготовительной к школе группы.
Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: длинная скакалка, мешочек с карточками. Предварительная работа. Перед прогулкой педагог чертит на площадке большой круг (его диаметр равен длине скакалки) и обозначает его середину.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть в новую игру и разделиться для этого на две команды с помощью любой считалки, а также выбрать ведущего и определить команду, начинающую игру. Когда все эти действия будут совершены, ведущий встает в центр круга и начинает крутить скакалку за одну из ручек низко над землей. Он произносит текст:
Я скакалку раскручу,
Чтоб вы прыгали, хочу.
Ну-ка, прыгайте давайте
И слова мне называйте.
Педагог достает из мешочка и показывает карточку, на которой написана буква. Дети должны войти в круг на слово «называйте», прыгать, перескакивая скакалку, и называть слова, содержащие звук, который соответствует показанной педагогом букве. Дети второй команды считают слова. Как только один из членов команды запутается в скакалке или у членов команды больше не будет вариантов слов, в игру вступает вторая команда. При этом можно сменить ведущего. Члены первой команды считают слова, произнесенные членами второй команды. В завершение результаты обеих команд сравниваются и определяется победитель.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке с детьми старшей или подготовительной к школе группы.
Цель — совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование: разноцветные квадраты из картона или пластика с написанными на них слогами (ЗИ, МА, ЛИ, СА, КА, ЧЕ, ЛИ, У, ЛИ, ЦА, МА, ЛИ, НА, ТРА, ВА, БУ, МА, ГА, КАР, ТИ, НА)1, разноцветные прищепки, ведерки по числу детей.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог с помощью скрепок прикрепляет на ветви дерева карточки со слогами.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть в новую игру и читает отрывок из стихотворения К. Чуковского:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Затем дети вместе с педагогом гуляют по территории детского сада и ищут это чудо-дерево, удивляются, что на дереве «растут» карточки со слогами. Педагог предлагает детям составить слова из слогов, которые висят на дереве. Как только ребенок составляет слово, педагог снимает карточки с дерева и кладет ребенку в ведерко. Когда карточки на дереве закончатся, педагог предлагает детям расположиться на лужайке и сложить из слогов, которые лежат в ведерках, слова. Дети составляют и читают слова. Побеждает тот ребенок, у которого получилось наибольшее количество слов.
Игра может проводиться в весенне-летний период на прогулке с детьми старшей или подготовительной к школе группы.
Цель — развитие мышления, памяти, внимания.
Оборудование: два грузовика разного цвета, кулинарные шпажки с флажками двух цветов, карточки с заданиями (для этой игры карточки желательно заламинировать), стартовый флажок или пистолет-хлопушка.
Предварительная работа
Просмотр видеозаписи фрагмента репортажа с ралли «Париж—Дакар», рассматривание фотографий из журналов.
Перед прогулкой педагог с помощью родителей готовит игровое поле: прокладывает параллельно две извилистых трассы, обозначив их флажками из кулинарных шпажек. Причем изгибов должно быть столько же, сколько членов в команде. У границ каждого изгиба насыпаются кучи песка, в которых прячутся карточки с заданиями. В начале трассы обозначается линия старта, в конце — линия финиша.
Ход игры
Педагог сообщает детям, что с сегодняшнего дня они становятся участниками ралли «Париж—Дакар», что игра будет проводиться несколько дней (Например, в первый день играют две команды по пять человек. Во второй день играют снова две команды по пять человек. В третий день играют команды-победители двух первых дней и выявляется абсолютный победитель). С помощью любой считалки составляются две команды для первого дня соревнований.
Члены команд выстраиваются у линии финиша. У первых играющих в руках грузовики. По взмаху флажка или «выстрелу» играющие начинают движение грузовиков по трассе. Пройдя свою часть трассы, играющие останавливают грузовики и выкапывают из куч песка карточки с заданиями. Задания могут быть самыми разными: математические примеры, наложенные контуры предметов, зашумленные цифры или буквы, ребусы и т. п. Тот играющий, который первым вытащит карточку, отвечает первым. Тут же движение грузовика продолжает второй член его команды. Так играют все члены обеих команд. Команда, первой прошедшая трассу и выполнившая задания, считается победителем первого дня. Во второй и третий дни карточки с заданиями обязательно меняются.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие естественно-научных представлений. Оборудование: разноцветные контейнеры от «киндер-сюрприза», листочки с загадками, корзинка.
Предварительная работа. Педагог заготавливает листочки с загадками, помещает их в контейнеры от «киндер-сюрприза» с петельками из яркого шнура и перед прогулкой развешивает контейнеры на ветках деревьев и кустов, прячет среди цветов на клумбах или, если игра проводится зимой, в сугробах. Можно изготовить фигурку старичка-лесовичка из кедровой шишки, мха, коры и т. п.
Ход игры
Педагог призывает детей поиграть в новую игру, показывает им фигурку старичка-лесовичка и предлагает найти его загадки на участке. Дети находят и собирают в корзинку контейнеры с загадками. Потом педагог открывает контейнеры и загадывает детям загадки. Побеждает тот, кто отгадал наибольшее количество загадок.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие математических представлений. Оборудование: пары разноцветных геометрических фигур, подбор которых зависит от того, в какой группе проводится игра.
Предварительная работа. Педагог может провести игру сначала во время совместной деятельности в групповом помещении, когда дети будут сидеть вокруг стола или в круге на ковре.
Ход игры
Педагог призывает детей поиграть в новую игру. С помощью считалки он предлагает им выбрать водящего:
Раз, два, три, четыре, пять,
Снова будем мы играть.
Нужно ловкими нам быть.
А тебе пора водить.
Водящий становится в круг и смотрит, как педагог раздает детям разноцветные геометрические фигуры так, чтобы одинаковые фигуры не были в руках у рядом стоящих детей. Когда каждый ребенок получит фигуру, педагог просит детей спрятать фигуры за спину и говорит следующие слова:
Передай фигурку другу,
Пусть бежит она по кругу.
Ну а ты теперь води,
Быстро парочки найди!
В это время дети за спинами передают фигурки по кругу. На слово «найди» дети прекращают передачу фигур. Водящий подходит к любому играющему и просит показать фигуру, которая у него за спиной. Ребенок показывает фигуру. Водящий должен показать ребенка, у которого такая же фигура. Если он ошибается три раза, игра начинается сначала. Если он угадывает, то ребенок, у которого была парная фигура, становится водящим1.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке с детьми подготовительной к школе группы.
Цель — развитие математических представлений.
Оборудование: разноцветные пластмассовые цифры и знаки контейнеры от «киндер-сюрприза» с петлями из яркого шнурка, контейнер с цифрами.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог наполняет контейнеры цифрами и знаками и развешивает их на кустах и деревьях.
Ход игры
Педагог предлагает детям осмотреться и найти те предметы, в которых для них спрятаны сюрпризы. Дети находят контейнеры и открывают их. Педагог предлагает им составить примеры. Дети составляют примеры на песке, скамейке, газоне и решают их, а потом находят ответы своих примеров в контейнере, который стоит рядом с ними.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке с детьми старшей или подготовительной к школе группы. Цель — развитие навыка составления и чтения слов. Оборудование: разноцветные пластмассовые буквы, предметные картинки, разноцветные скрепки.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог развешивает на кустах и деревьях с помощью скрепок разноцветные буквы, а на столе или скамейках раскладывает предметные картинки (кот, дом, суп, сок, стол, стул, кран, лиса, волк, рама, крыша, марка и т. п.).
Ход игры
Педагог приглашает детей к столу или скамейке и предлагает рассмотреть и назвать картинки. Затем каждый ребенок выбирает себе одну картинку и ищет буквы, из которых может составить подпись под картинкой.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке с детьми старшей или подготовительной к школе группы.
Следует помнить, что написание названия картинок не должно расходиться с произношением.
Цель — развитие фонематических представлений.
Оборудование: разноцветные пластмассовые буквы, длинный шнур, короткие шнурки или прищепки по числу букв, платок или повязка на глаза.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог протягивает между двумя деревьями или столбами длинный шнур на уровне глаз детей и вешает на него с помощью шнурков или прищепок разноцветные буквы.
Ход игры
Когда дети обнаружат буквы на шнуре, педагог предлагает им новую игру. С помощью любой считалки определяется первый играющий. Педагог завязывает ему глаза и ставит напротив шнура на расстоянии пяти шагов. По команде педагога ребенок делает пять шагов, протягивает руку и нащупывает одну из букв. Он пытается угадать, что это за буква. Затем педагог развязывает глаза ребенку. Ребенок убеждается в том, что он правильно назвал букву, и вспоминает как можно больше слов, которые начинаются с соответствующего букве звука. (Для этой игры лучше выбрать гласные буквы (|а|, [о], [у], |и|) или согласные, обозначающие только один звук ([ш], |ж], [ч], [щ], |ц|). За каждое слово ребенок получает фант от педагога. Таким же образом играют все остальные дети. В конце игры определяется победитель — тот, кто набрал наибольшее количество фантов.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель — развитие математических представлений.
Оборудование: разноцветные пластмассовые геометрические фигуры, длинный шнур, короткие шнурки или прищепки по числу фигур, платок или повязка на глаза.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог протягивает между двумя деревьями или столбами длинный шнур на уровне глаз детей и вешает на него с помощью шнурков или прищепок разноцветные геометрические фигуры.
Ход игры
Когда дети обнаружат фигуры на шнуре, педагог предлагает им новую игру. С помощью любой считалки определяется первый играющий. Педагог завязывает ему глаза и ставит напротив шнура на расстоянии пяти шагов. По команде педагога ребенок делает пять шагов, протягивает руку и нащупывает одну из фигур. Он пытается угадать, что это за фигура. Затем педагог развязывает глаза ребенку. Ребенок убеждается в том, что он правильно назвал фигуру, и вспоминает названия как можно большего числа предметов, имеющих такую форму. За каждое название ребенок получает фант от педагога. Таким же образом играют все остальные дети. В конце игры определяется победитель — тот, кто набрал наибольшее количество фантов.
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель — развитие навыков слогового анализа и синтеза слов.
Оборудование: квадраты с наклеенными на них кружками, длинный шнур, короткие шнурки или прищепки по числу квадратов, платок или повязка на глаза.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог протягивает между двумя деревьями или столбами длинный шнур на уровне глаз детей и вешает на него с помощью шнурков или прищепок квадраты с наклеенными на них кружками.
Ход игры
Когда дети обнаружат квадраты на шнуре, педагог предлагает им новую игру. С помощью любой считалки определяется первый играющий. Педагог завязывает ему глаза и ставит напротив шнура на расстоянии пяти шагов. По команде педагога ребенок делает пять шагов, протягивает руку и нащупывает один из квадратов. Он пытается нащупать и сосчитать кружки на квадрате. Затем педагог развязывает глаза ребенку. Ребенок убеждается в том, что он правильно сосчитал количество кружков на квадрате. Педагог предлагает ребенку подобрать как можно больше слов, в которых столько же слогов, сколько кружков наклеено на квадрат. За каждое слово ребенок получает фант от педагога. Таким же образом играют все остальные дети. В конце игры определяется победитель — тот, кто набрал наибольшее количество фантов.
Игра проводится летом в теплую погоду с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель — развитие тактильной чувствительности.
Оборудование: ведерки разного размера с природным материалом на каждого ребенка.
Предварительная работа. Педагог заготавливает ведерки с природным материалом (камешками, каштанами, желудями, шишками, фасолью) для каждого из детей.
Ход игры
Педагог предлагает детям сесть на полянке в кружок и ставит за спину каждому ребенку ведерко с природным материалом. Дети получают задание разложить у себя за спиной, не оборачиваясь при этом, предметы по порядку — от самого большого до самого маленького или наоборот. Кроме того, дети должны рассказать, какие предметы они разложили в ряд. Когда дети выполнят задание, они ощупывают предметы рукой у себя за спиной и рассказывают, какие предметы и как они разложили. Остальные играющие проверяют отвечающего. Закончив ответ, игрок может повернуться и проверить себя самостоятельно. Если ошибок нет, все аплодируют ответившему игроку.
Игра может проводиться на прогулке.
Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Оборудование: портфель, синяя шляпа, конверты с разрезными картинками.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог ставит на видное место на прогулочной площадке портфель, в который уложены конверты с разрезными картинками и письмом, а рядом с ним вешает на дерево или куст синюю шляпу.
Ход игры
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке портфель. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся портфель, кто мог его оставить. Дети предполагают, что портфель принадлежит Незнайке, потому что рядом с ним висит синяя шляпа. Педагог предлагает детям открыть портфель. Дети обнаруживают письмо. Педагог читает его: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, я не могу собрать портреты моих друзей (Это могут быть портреты сказочных героев, домашних животных или птиц и т. п.). Незнайка». Педагог раздает детям конверты с разрезными картинками и картинками-подсказками (Можно использовать книжку-раскраску. Цветную картинку следует разрезать, а такая же черно-белая картинка будет служить подсказкой.). Дети располагаются на скамейках или траве и собирают картинки. Педагог оценивает их работу и говорит, что расскажет Незнайке, как дети составили картинки.
Игра может проводиться на прогулке с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие мышления.
Оборудование: корзинка, красная шапочка, фигурки домашних и диких животных.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог ставит на видное место на прогулочной площадке корзинку, в которой лежат фигурки домашних и диких животных, а рядом с ней вешает на дерево или куст красную шапочку.
Ход игры
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке корзинку. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялась корзинка, кто мог ее оставить. Дети предполагают, что корзинка принадлежит Красной Шапочке, потому что рядом с ней висит красная шапочка. Педагог предлагает детям снять салфетку с корзинки. Дети обнаруживают письмо. Педагог читает его: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобраться, какие животные дикие, а какие домашние. Постройте для домашних животных дом и скотный двор, а диких поселите в лесу. Красная Шапочка».
Педагог достает большую корзину с совочками, формочками, ведерками, фигурками людей, деревьями, домиками. Дети сооружают дом и скотный двор в одной части песочницы, а лес — в другой и расставляют там фигурки диких и домашних животных.
Игра может проводиться на прогулке с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие мышления.
Оборудование: узелок из ткани в горошек, повешенный на палочку.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог кладет на видное место на прогулочной площадке узелок на палочке, в котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Ход игры
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке узелок. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялся узелок, кто мог его оставить. Дети предполагают, что узелок принадлежит Чиполлино. Педагог предлагает детям развязать узелок. Дети обнаруживают письмо. Педагог читает его: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, разобраться с тем, где здесь овощи, а где фрукты. Чиполлино». Дети раскладывают овощи и фрукты в две разных емкости, предложенные педагогом. Затем педагог предлагает детям «сварить» компот из фруктов и щи из овощей.
Игра может проводиться на прогулке с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие речи.
Оборудование: шляпа и игрушка-животное, которую будут описывать дети.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог кладет на видное место на прогулочной площадке шляпу, из-под которой виден хвост игрушки-животного, которую будут описывать дети. К шляпе привязана тонкая леска, конец которой спрятан в кустах.
Ход игры
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке шляпу. Он вместе с детьми удивляется тому, откуда взялась шляпа. Неожиданно шляпа начинает двигаться. Для этого нужно попросить помощника воспитателя незаметно потянуть шляпу за леску. Дети удивляются еще больше, а педагог предлагает им вспомнить, из какого рассказа эта шляпа. Когда дети скажут, что она из рассказа Н. Носова «Живая шляпа», педагог обращает их внимание на хвост, который виден из-под шляпы. По заданию педагога дети должны представить себе и описать животное, которому принадлежит хвост. Для составления рассказа можно использовать мнемо- техническую таблицу или коллективно составленный план. Когда дети составят несколько рассказов, можно попросить их перевернуть шляпу, достать игрушку и убедиться в том, насколько точными были их рассказы.
Образец рассказа
Из-под шляпы виден черный пушистый хвостик. Я думаю, что он принадлежит черному котенку. Котенок маленький, пушистый, очень симпатичный. У него острые ушки и зеленые глаза. На лапках у него острые коготки. Котенок — детеныш кошки, домашнего животного. Кошка кормит котенка молоком. С котенком можно играть, привязав бумажный бантик к ниточке.
Игра может проводиться на прогулке.
Цель — развитие речи.
Оборудование: мяч.
Ход игры
Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.
Конь мой, коник вороной
Скачет дальней стороной.
Грива развевается,
(Дети бегут по кругу, высоко поднимая колени, и держат в руках воображаемые вожжи.)
Люди удивляются:
«Вот так всадник на коне!»
И дают дорогу мне.
Скоро я домой приеду,
(Меняют направление движения.)
Дома ждут меня к обеду.
Я овса коняге дам
И пойду обедать сам.
Педагог берет в руки мяч и встает в круг с детьми. Он предлагает детям вспомнить, как по-разному назван конь в игре (конь, коник, коняга) и подобрать другие слова, образованные от слова «конь». Педагог бросает ребенку мяч и дает инструкцию к тому, какое слово он должен вспомнить. Ребенок ловит мяч, вспоминает слово и возвращает мяч педагогу.
Маленький конь — коняшка.
Дом для коня — конюшня.
Человек, который ухаживает за конем, — конюх.
Милиция (какая?) — конная.
Завод, где разводят коней, — конезавод.
Хвост коня (чей?) — конский.
Грива коня (чья?) — конская.
Копыто коня (чье?) — конское.
Ноги коня (чьи?) — конские.
Спортивный инвентарь для катания на льду — коньки.
Человек, бегающий на коньках, — конькобежец.
Спорт, которым занимается конькобежец, — конькобежный.
Игра может проводиться на прогулке.
Цель — развитие речи.
Оборудование: мяч.
Ход игры
Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.
Снег-снежок, снег-снежок,
Белый и пушистый,
Снег пошел, снег пошел,
Свежий и искристый.
Снегири, снегири
Снегу очень рады.
Снегири, снегири
Сели на ограду.
Мы в снежки, мы в снежки
Поиграть решили.
Снежный баб, снежных баб
Мы соорудили.
Снег-снежок, снег-снежок,
Белый и пушистый,
Снег-снежок, снег-снежок,
Легкий, белый, чистый.
Педагог берет в руки мяч и встает в круг с детьми. Он предлагает детям вспомнить, какие слова, образованные от слова «снег», есть в стихотворении (снежок, снегири, снежки, снежных), и подобрать другие слова, образованные от этого слова. Педагог бросает ребенку мяч и дает инструкцию к тому, какое слово он должен вспомнить. Ребенок ловит мяч, вспоминает слово и возвращает мяч педагогу.
Маленькая снежная звездочка — снежинка.
Цветок, который появляется из-под снега, — подснежник.
Фигура человека из снега — снеговик.
Внучка Деда Мороза — Снегурочка.
Природное явление, когда падает снег, — снегопад.
Комок из снега (какой?) — снежный.
Фигура из снега (какая) — снежная.
Сугробы (какие?) — снежные.
Сад, засыпанный снегом (какой?), — заснеженный.
Игра может проводиться на прогулке.
Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
Предварительная работа: разучивание текста игры.
Ход игры
Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.
На опушке елки,
(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)
А за ними ушки.
(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)
Спрятались зайчата
В елках на опушке.
(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)
На опушке елки,
(Показывают ладошки.)
А под ними ежик —
(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)
Острые иголки,
Топот быстрых ножек.
(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)
Елка на опушке,
(Показывают ладошки.)
А на елке белка —
Кисточки на ушках,
(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)
Вверх взлетает стрелкой.
(Встают на носочки, тянутся вверх.)
На опушке елка,
(Показывают ладошки.)
Перед ней лисята.
(Выполняют ритмичные приседания.)
Вылезли из норки
Рыжие ребята.
Елка на опушке,
(Показывают ладошки.)
А над елкой небо,
(Запрокидывают головы, разводят руки в стороны.)
Облака-подушки,
(Кладут ладони под щеку.)
Вот такие мне бы.
Далее педагог задает детям вопросы:
Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)
Где спрятались зайчата? (За елками.)
Где спрятался ежик? (Под елкой.)
Где спряталась белка? (На елке.)
Где играют лисята? (Перед елкой.)
Откуда они вылезли? (Из норки.)
Где небо? (Над елкой.)
Игра может проводиться на прогулке.
Цель — развитие памяти и речи.
Оборудование: миниатюрные головные уборы сказочных героев, выполненные из бумаги и ткани (красная шапочка, полосатый колпачок Буратино, чепчик Золушки, шляпа Кота в сапогах, корона Снежной Королевы, синяя и красная шапки двух Морозов, головной убор Ивана-царевича из сказки «Царевна-лягушка» и т. п.).
Предварительная работа. Чтение детям сказок, героев которых носили эти головные уборы. Перед прогулкой педагог раскладывает и развешивает на видных местах прогулочной площадки головные уборы сказочных героев.
Ход игры
Педагог предоставляет детям самим обнаружить на прогулочной площадке головные уборы сказочных героев, вместе с детьми удивляется и объясняет, что, очевидно, сегодня ночью сказочные герои побывали возле детского сада и специально оставили свои головные уборы, сделав их маленькими и незаметными. Дети вспоминают, каким сказочным героям принадлежат головные уборы, как называются сказки, кратко пересказывают их.
(Родителями и педагогами на спортивной площадке сооружаются ледяные или снежные фигуры сказочных героев. Поляна сказок используется воспитателями всех групп для проведения занятий, организации викторин, проведения игр.)
Игра может проводиться на прогулке с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие памяти и речи.
Оборудование: снежные или ледяные фигуры сказочных героев.
Предварительная работа. Чтение детям сказок, фигуры героев которых будут сооружены на поляне сказок. Сооружение педагогами и родителями снежных или ледяных фигур сказочных героев.
Ход игры
Педагог приглашает детей на Поляну сказок, где дети рассматривают фигуры сказочных героев, вспоминают, в каких сказках они действуют, кратко пересказывают сказки или разыгрывают отрывки из сказок.
(Родителями и педагогами на спортивной площадке сооружаются ледяные или снежные фигуры сказочных героев. Поляна сказок используется воспитателями всех групп для проведения занятий, организации викторин, проведения игр.)
Игра может проводиться на прогулке с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие памяти и речи.
Оборудование: снежный лабиринт, миниатюрные атрибуты сказочных героев (золотой ключик, золотое яичко, хрустальная туфелька, корзиночка Красной Шапочки и т. п.).
Предварительная работа. Чтение детям сказок, атрибуты из которых будут спрятаны в лабиринте. Сооружение педагогами и родителями снежных или ледяных фигур сказочных героев.
Ход игры
Педагог приглашает детей в сказочный лабиринт, путешествуя по которому дети находят атрибуты, принадлежащие героям сказок, вспоминают, как зовут этих героев, как называются сказки, в которых они действуют.
Игра может проводиться на прогулке с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие памяти и речи.
Оборудование: синяя и красная рукавицы, расшитые снежинками, карточки с загадками.
Предварительная работа
Чтение детям русской народной сказки «Два Мороза».
Перед прогулкой педагог кладет на видное место на прогулочной площадке две рукавицы, в которых лежат карточки с загадками.
Ход игры
Педагог предоставляет детям возможность обнаружить рукавицы и вместе с ними удивляется тому, что они появились на площадке. Дети предполагают, кому могут принадлежать рукавицы, и объясняют, почему они так решили. Можно предложить детям вспомнить содержание сказки «Два Мороза» и коротко пересказать ее. Затем педагог неожиданно обнаруживает в рукавицах карточки с загадками о природных явлениях зимой. Дети отгадывают загадки.
Игра проводится зимой в сырую погоду, когда хорошо лепится снег.
Цель — развитие ловкости, меткости.
Оборудование: изображение волка из сказки «Три поросенка» на большом листе картона или пластика.
Предварительная работа
Чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка».
Перед прогулкой педагог вешает на дерево изображение волка.
Ход игры
Когда дети обнаружат изображение волка, педагог предлагает им подумать, из какой он сказки. Когда дети назовут сказку «Три поросенка», педагог подтвердит, что это волк именно из этой сказки, что он опять не дает покоя бедным поросятам, что нужно спасти поросят и забросать волка снежками. Дети лепят снежки, выстраиваются в шеренгу и метают снежки в изображение волка. Предварительно необходимо напомнить детям, как правильно выполнять броски из-за головы.
Игра проводится в весенне-летний период на прогулке.
Цель — развитие ловкости, меткости.
Оборудование: изображение лисы из сказки «Кот, петух и лиса» на большом листе картона или пластика, теннисные мячи по числу детей.
Предварительная работа
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Перед прогулкой педагог вешает изображение лисы на дерево или столб и готовит корзину с теннисными мячами.
Ход игры
Когда дети обнаружат изображение лисы, педагог предлагает им подумать, из какой она сказки. Когда дети назовут сказку «Кот, петух и лиса», педагог подтвердит, что это та самая лиса, что она опять не дает покоя петуху и коту, что нужно спасти петуха и забросать лису мячами. Дети берут мячи, выстраиваются в шеренгу и метают мячи в изображение лисы. Предварительно необходимо напомнить детям, как правильно выполнять броски из-за головы.
Игра проводится в весенне-летний период с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие ловкости, меткости.
Оборудование: изображение Колобка на листе пластика с прикрепленной под ним корзиной, выполненной по типу баскетбольной, но с дном; теннисные мячи по числу детей.
Предварительная работа
Чтение русской народной сказки «Колобок».
Разучивание упражнения «Колобок».
Перед прогулкой педагог вешает на дерево изображение Колобка и корзину, готовит корзинку с теннисными мячами.
Ход игры
Когда дети обнаружат изображение Колобка, педагог предлагает им напомнить ему сказку, в которой действует этот герой, и кратко пересказать ее. Затем педагог предлагает детям самим «испечь колобки». Дети берут в руки мячики и, катая их между ладонями по кругу (на каждые две строки меняют направление движения мяча), произносят текст упражнения:
Из пшеничной из муки
Испекли мы колобки —
Очень ароматные,
Вкусные, приятные.
Педагог предлагает детям разбиться на две команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу. Дети по очереди забрасывают свои «колобки» в корзину к Колобку. Побеждает та команда, которая забросит в корзину наибольшее количество «колобков».
Перед игрой необходимо напомнить детям, как правильно выполнять броски из-за головы. Расстояние для броска определяет педагог в соответствии с требованиями для каждой возрастной группы.
Игра может проводиться на прогулке с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие слухового внимания.
Оборудование: детские музыкальные инструменты, большой мешок.
Предварительная работа. Разучивание музыкальным руководителем с детьми любой простой мелодии для игры на детских музыкальных инструментах.
Ход игры
Педагог показывает детям большой мешок и предлагает по очереди, не заглядывая в мешок, достать из него по одному предмету. Дети выполняют задание, достают по одному музыкальному инструменту. Педагог просит детей образовать круг. По команде педагога начинает игру на своем музыкальном инструменте один из детей. Как только он прекращает играть, начинает музицировать следующий ребенок, стоящий слева от него. И так продолжается игра по кругу. Тот, кто не начал играть сразу же, как только прекратил игру его сосед, выбывает из игры. В заключение можно предложить детям всем вместе сыграть разученную с музыкальным руководителем мелодию.
Игра может проводиться на прогулке зимой.
Цель — развитие психических процессов (слухового внимания, мышления).
Оборудование: игровое поле, ледяные или картонные шашки.
Предварительная работа
Обучение детей игре в шашки в совместной деятельности.
Накануне педагоги и родители расчерчивают на спортивной площадке на снегу и раскрашивают подкрашенной гуашью водой игровое поле и изготавливают шашки — разливают в миски воду двух цветов для замораживания (Если игра проводится летом, игровое поле чертится на асфальте, а шашки изготавливаются из раскрашенного картона). Клетки поля и шашки могут быть не только черными и белыми — можно взять два любых контрастных цвета.
Ход игры
Педагог приглашает детей на спортивную площадку, показывает им игровое поле и спрашивает, в какую игру можно поиграть на нем. Затем с помощью любой считалки выбираются двое играющих. Остальные дети берут в руки шашки и занимают места на игровом поле. Играющие встают возле игрового поля рядом со своими шашками. Они по очереди дают команду свои шашкам. Например: «Сделай один шаг наискосок и займи синюю клетку слева от тебя». Игра продолжается до тех пор, пока не определится победитель. Важно, чтобы команда шашкам давалась в достаточно быстром темпе и внимание детей-«шашек» не ослабевало.
Игра может проводиться на прогулке зимой.
Цель — развитие меткости.
Оборудование: игровое поле, ледяные или картонные шашки.
Предварительная работа
Просмотр с детьми видеозаписи соревнований по керлингу.
Обучение детей игре в керлинг.
Накануне педагоги и родители расчерчивают на спортивной площадке на снегу и раскрашивают подкрашенной гуашью водой игровое поле (круг, слегка углубленную дорожку разгона, линию старта) и изготавливают «камни» — разливают в миски воду двух цветов для замораживания. Камни для игры должны быть контрастных цветов. Каждый ребенок, принимающий участие в игре, должен получить один камень.
Ход игры
Педагог приглашает детей на спортивную площадку, показывает им игровое поле и камни для игры в детский керлинг. Он предлагает детям разделиться на две команды. С помощью любой считалки выбирается команда, начинающую игру. Члены команды по очереди пытаются закатить свои камни от линии старта в круг. Члены второй команды должны не просто закатить свои камни в круг, но и выбить камни первой команды. Побеждает та команда, у которой будет больше камней в круге, когда камни у всех играющих закончатся.
Игра может проводиться на прогулке зимой.
Цель — развитие зрительного внимания.
Оборудование: карточки или фотографии с изображениями различных деревьев.
Предварительная работа
Просмотр с детьми видеофильма о прогулке в зимнем лесу, экскурсия из цикла «Времена года».
Проведение черты в дальнем конце площадки.
Ход игры
Педагог приглашает детей на площадку и предлагает им новую игру. Для этого дети должны выбрать водящего с помощью любой считалки.
Дети свободно размещаются на площадке. Водящий стоит в центре и произносит текст:
Лес сегодня синий-синий.
На ветвях мохнатый иней.
Заколдованы деревья.
Все деревья словно дремлют.
На слово «дремлют» дети принимают различные причудливые позы. Водящий ходит между детьми и пытается запомнить, какую позу принял каждый играющий. Играющие же пытаются менять позы так, чтобы ведущий этого не заметил. Если ведущий заметил, что игрок изменил позу, он берет его за руку и выводит за черту в конце площадки. Чем больше играющих будет отведено за черту, тем лучше для водящего. Как только водящий «расколдовал» половину играющих, новым водящим становится первый «расколдованный».
Игра может проводиться на прогулке в весенне-летний период.
Цель — развитие мышления, памяти.
Оборудование: мяч среднего размера, мешочек с карточками.
Предварительная работа. Игра в тематическое детское лото в совместной деятельности.
Ход игры
Педагог предлагает детям новую игру и берет в руки мяч. По предложению педагога дети образуют круг и с помощью любой считалки выбирают водящего. Водящий встает в центр круга и берет в руки мешочек с карточками. По команде педагога дети начинают перебрасывать мяч по кругу (по часовой стрелке), произнося слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Мяч бросай и не зевай,
Что покажут, называй.
После этого водящий достает из мешочка карточку, показывает ее детям и называет (например, «овощи»). Тот ребенок, у которого в руках мяч, начинает ритмично подбрасывать его со словами: «Я знаю пять названий овощей: помидор — один, огурец — два, картофель — три, баклажан — четыре, патиссон — пять». После этого он перебрасывает мяч стоящему от него слева ребенку. Водящий вновь достает, показывает и называет карточку. Ребенок с мячом вступает в игру и т. д. Дети, которые не смогли назвать пять предметов по предложенной теме, выбывают из игры.
Игра проводится летом на прогулке.
Цель — развитие ассоциативного мышления.
Оборудование: карточки с изображениями различных продуктов, плодов, овощей, ягод; столик, игрушечные весы, игрушечная касса, контейнеры, фишки-монеты, карточки-ценники, сумки и кошельки для покупателей, фартуки и шапочки для продавца и кассира, корзинка.
Предварительная работа. Игра в тематическое детское лото в совместной деятельности.
Ход игры
Педагог предлагает детям новую игру и берет в руки контейнер с карточками. Дети рассматривают и называют их. Педагог приглашает детей на прогулку в парк, рощу, лужайку вблизи детского сада, чтобы найти растения, которые смогут стать заместителями этих продуктов в игре в «магазин». Педагог показывает детям стебли одуванчиков и предлагает подумать, на какие продукты похожи стебли. Дети догадываются, что стебли одуванчиков похожи на макароны. Таким же образом выстраиваются ассоциации: цветки клевера — клубника, цветки ромашки — яйца, листья ромашки — укроп, стручки желтой акации — стручки гороха и т. п. (Педагог следит за тем, чтобы дети не прикасались к ядовитым растениям или растениям, которые могут вызвать аллергию, не брали растений в рот и не пробовали на вкус). Набрав корзину растений, дети с педагогом возвращаются на свою площадку, где организуется сюжетно-ролевая игра.
Игра проводится на прогулке летом, в жаркую сухую погоду, с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие творческих способностей.
Оборудование: картонные прямоугольники и стеки по числу детей, таз с глиной, кувшин с водой, таз, бумажные полотенца, гуашь, кисточки по числу детей.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог готовит глину.
Ход игры
Педагог предлагает детям взять карточки и нанести на них слой глины примерно в палец толщиной, а потом разровнять его стекой. Когда дети справятся с этой работой, педагог показывает, как можно оставить отпечаток ладошки на слое глины. Дети делают отпечатки. Педагог предлагает им вымыть и вытереть бумажными полотенцами руки, а сам кладет карточки на стол или скамейку для просушки. Примерно через полтора часа можно предложить детям раскрасить отпечатки ладошек так, как им хочется. Вечером дети могут подарить карточки с отпечатками ладошек своим родным.
Игра проводится на прогулке летом, в жаркую сухую погоду, с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие творческих способностей.
Оборудование: Картонные прямоугольники и стеки по числу детей, таз с глиной, кувшин с водой, таз, бумажные полотенца, гуашь, кисточки по числу детей, образцы росписи глиняных изделий.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог готовит глину.
Ход игры
Педагог предлагает детям взять карточки и нанести на них слой глины примерно в палец толщиной, а потом пригладить его стекой. Когда дети справятся с этой работой, педагог показывает, как можно оставить отпечаток ступни на слое глины. Дети делают отпечатки. Педагог предлагает им вымыть и вытереть бумажными полотенцами руки и ноги, а сам кладет карточки на стол или скамейку для просушки. Примерно через полтора часа можно предложить детям раскрасить отпечатки так, как им хочется. Предварительно можно рассмотреть с детьми образцы росписи глиняных изделий. Вечером дети могут подарить карточки с отпечатками своим родным.
Игра проводится на прогулке летом, в жаркую сухую погоду, с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие творческих способностей.
Оборудование: картонные прямоугольники и стеки по числу детей, таз с глиной, кувшин с водой, таз, бумажные салфетки, гуашь, кисточки по числу детей.
Предварительная работа. Перед прогулкой педагог готовит глину.
Ход игры
Педагог предлагает детям взять карточки и нанести на них слой глины примерно в палец толщиной, а потом разровнять его стекой. Когда дети справятся с этой работой, педагог показывает, как можно с помощью стеки наносить рисунок на слой глины. Далее дети рисуют придуманные ими картинки. Педагог предлагает им вымыть и вытереть бумажными полотенцами руки, а сам кладет карточки на стол или скамейку для просушки (Можно прибегнуть к помощи родителей и обжечь изделия в электрической духовке). Примерно через полтора часа можно предложить детям раскрасить их так, как им хочется. Вечером дети могут подарить карточки с волшебными картинками своим родным.
Игра проводится на прогулке летом, в жаркую сухую погоду, с детьми любой возрастной группы.
Цель — развитие творческих способностей.
Оборудование: картонные прямоугольники и стеки по числу детей, таз с глиной, кувшин с водой, таз, бумажные салфетки, гуашь, кисточки по числу детей.
Предварительная работа
Лепка яблока из пластилина.
Перед прогулкой педагог готовит глину.
Ход игры
Педагог предлагает детям слепить глиняные яблочки для игры в «магазин». Дети берут по комочку глины, лепят шарик, делают углубление с одной стороны. Когда они справятся с этой работой, педагог предлагает им вымыть и вытереть бумажными полотенцами руки, а сам кладет яблочки на стол или скамейку для просушки1. Примерно через полтора часа можно предложить детям раскрасить яблочки так, как им хочется.
Игра проводится на прогулке летом, в жаркую сухую погоду, с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель — развитие творческих способностей.
Оборудование: картонные прямоугольники и стеки по числу детей, таз с глиной, кувшин с водой, таз, бумажные салфетки, гуашь, кисточки по числу детей.
Предварительная работа.
Изготовление из пластилина мисочки для собачки.
Перед прогулкой педагог готовит глину.
Ход игры
Педагог предлагает детям сделать мисочку из глины для игрушечной собачки или кошки. Дети берут по комочку глины и лепят толстую лепешку, потом расплющивают ее и загибают края вверх. Можно предложить детям украсить миску росписью, используя для этого стеку. Затем дети по предложению педагога моют и вытирают бумажными полотенцами руки. Педагог ставит мисочки на стол или скамейку для просушки. Примерно через полтора часа можно предложить детям раскрасить мисочки так, как им хочется.
Игра может проводиться как на прогулке, так и в групповом помещении.
Цель — развитие чувства ритма.
Оборудование: на каждого ребенка по две пластиковые бутылочки, наполненные мелкими камешками, бубен или барабан для педагога.
Предварительная работа. Педагог и дети наполняют пластиковые бутылочки примерно на 3/4 мелким камешками.
Ход игры
Педагог рассказывает детям о бразильском карнавале, показывает картинку с изображением маракасов. Затем он предлагает детям поиграть в «карнавал» и раздает им по две бутылочки. Далее педагог отбивает на барабане или бубне разные ритмы, а дети пытаются повторить их, используя самодельные маракасы. В завершение можно включить запись зажигательной мелодии, предложив детям играть на маракасах так, как им хочется, проявляя свои творческие способности.
Игра может проводиться как на прогулке, так и в групповом помещении.
Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Оборудование: карточка с образцом узора для каждого ребенка, контейнер с разноцветными морскими камешками для каждого ребенка.
Предварительная работа. Изготовление педагогом карточек с образцами мозаики из камешков.
Ход игры
Педагог предлагает детям выложить мозаику из морских камешков. Каждый ребенок выбирает карточку с образцом узора, получает контейнер с камешками и выкладывает подобный узор на песке.
Игра может проводиться на экскурсии на луг или на опушку леса.
Цель — развитие пальцевой моторики, творческого воображения, конструктивного праксиса.
Оборудование: полевые цветы, карточка со схемой плетения венка.
Предварительная работа. Изготовление педагогом карточки со схемой плетения.
Ход игры
Педагог предлагает детям рассмотреть цветы, которые растут на лугу или опушке, перечислить их названия, рассказать стихи о них или загадать загадки. Дети могут посоревноваться в составлении рассказов-описаний о полевых цветах (по плану, предложенному педагогом или составленному коллективно) и выбрать самого лучшего рассказчика.
Образец рассказа о полевом цветке
Это колокольчик. Колокольчик — полевой цветок. Он цветет летом, в июне—июле. У колокольчика тонкий стебель, узкие длинные заостренные листочки и очень красивый цветок светло-фиолетового, темно-голубого или синего цвета. Цветок по форме напоминает колокол. Если колокольчик потрясти, слышен тихий шорох:
Колокольчики-звоночки
Я вплету в веночек дочке.
Колокольчик — синий цвет,
Шорох есть, а звону нет.
Далее педагог предлагает детям собрать букет полевых цветов, а потом показывает, как можно плести венок из них. Все дети по очереди принимают участие в плетении венка.
Затем организуется подвижная игра по мотивам русской народной игры «Прянишна»:
На зеленом на лугу,
(Дети образуют круг и бегут по часовой стрелке, взявшись за руки.)
На речном на берегу
(Вне круга против часовой стрелки бежит водящий с венком в руке.)
Мы венок сплели
И играть пошли.
Раз, два, три,
Беги!
(На слово «беги» водящий надевает венок на голову одному из детей. Водящий продолжает движение против часовой стрелки. Ребенок с венком на голове бежит по часовой стрелке. Побеждает тот, кто займет освободившееся в круге место. Проигравший становится водящим и берет в руки венок.)
Автор: Нищева Н. В.
Роль игр в воспитании детей. Воспитание детей в игре
Игры на развитие координации движений для детей 5-7 лет
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Игры для развития внимания детей
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста
Мария Васильевна Логинова # 23 мая 2017 в 09:58 0 |
Екатерина Корнеева Васильевна # 3 октября 2017 в 23:23 0 | ||
|