Цель. Выявлять и закреплять знания детей о жителях леса, обитателях озер, рек, о правилах и экологических законов поведения в природе. Определить степень готовности детей к школе по темам природоведческих предметов.
Материал. Карта дидактической игры, на которой змейкой идет дорожка из пронумерованных кружочков, некоторые из них закрашены в определенные цвета — пункты, к которым прикреплены маленькие конверты с вопросами; игровой кубик.
Задание. Дойти до финиша, правильно отвечая на вопросы.
Правила
1. Количество играющих 5 — 6 человек.
2. Пункты с вопросами закрашены в определенные цвета, соответствующие группе вопросов по темам (зеленые —о лесе, синие — о реках, морях и их обитателях, красные — о правилах, экологических законах и т.д.).
3. Тот, кто правильно ответил на вопрос, может двигаться дальше по стрелке; при неправильном ответе нужно вернуться на несколько кружочков назад; тот, кто не знает ответа, остается на месте и думает.
4. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу —дому знаний, школе.
Алгоритм проведения
1. По дорожке от старта до финиша дети продвигаются при помощи игрового кубика (одна точка —один шаг). Если кружочек, на котором остановился ребенок, не окрашен в специальный цвет, то ход делает следующий игрок; если же кружок окрашен в синий, зеленый, красный цвет, педагог открывает соответствующий конверт с вопросами.
Примерные вопросы о лесе:
— Какие съедобные ягоды растут в лесу? (Черника, малина, голубика, земляника и т.д.)
— Какую птицу называют санитаром леса? (Дятла.)
— Какие съедобные грибы можно найти в лесу? (Подберезовик, подосиновик, опята, сыроежки и т.д.)
Примерные вопросы о реках, морях и их обитателях:
— Какие рыбы водятся в реках? (Щука, сом, окунь, судак и т.д.)
— Где в природе встречается соленая вода? (Вморях, океанах и т.д.)
Примерные вопросы о правилах, экологических законах:
— Можно ли из леса приносить птенцов домой, чтобы с ними поиграть? (Нет.)
— Почему в лесу можно ходить только по тропинкам? (Чтобы не наступить на маленьких обитателей леса, спрятавшихся в траве, и т. п.)
— Как нужно вести себя в лесу?
— Зачем нужен лес?
2. В конце игры подводится итог.
Цель. Формировать умение ориентироваться по карте в лесу. Развивать пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Материал. Большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустарники, озеро, тропинка, река, дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север, северо-восток, восток и т.д.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обозначающие детей.
Задание. Следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.
Правила
1. В игре участвуют 5—6 детей.
2. По карте леса двигаться только при помощи фигурок.
3. Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.
4. В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.
5. За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т.п.) фигурка игрока исключается из отряда.
6. Победителем считается тот, кто сможет повести остальных в правильном направлении и прийти на Совет жителей леса.
Алгоритм проведения
1. Педагог сообщает детям игровую задачу.
2. Читает детям письмо от лесных жителей:
«Дорогие друзья!
Мы, звери и птицы, приглашаем вас на наш лесной Совет, который состоится около дома Мудрой Совы. Там будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе со зверями и птицами беречь лес, заботиться о природе. Чтобы вы смогли благополучно добраться до дома Мудрой Совы и участвовать в лесном Совете, вам нужно внимательно рассмотреть нижний край карты. Вы увидите могучий раскидистый дуб. Найдите с левой стороны третью ветвь снизу, она укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. Вы попадете на лесную поляну, где растет много цветов. Там вы найдете схему пути к домику Мудрой Совы.
С уважением, звери и птицы Волшебного леса».
3. Дети вместе с педагогом внимательно рассматривают карту леса, вставляют в прорезь в правом углу карточку с обозначением сторон света и выясняют, где север, юг, северо-восток, юго-запад и т.д.
4. Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать одну из фигурок. Именно они будут двигаться по карте леса. Фигурки выстраивают в ряд, друг за другом.
5. Дети и педагог советуются, где лучше войти в лес, и начинают продвижение по карте, следуя тексту письма. Добравшись до поляны, находят среди цветов схему дальнейшего пути —план-маршрут. Педагог читает:
«Вы находитесь на поляне. Поверните на северо-восток и идите до опушки леса. Добравшись до опушки, сверните в северо-западном направлении и идите до озера. Обойдите озеро слева и идите на север до ельника. Пройдите ельник в северо-восточном направлении до дороги. Далее пройдите по дороге на восток пять шагов, сверните на тропинку в юго-восточном направлении. Тропинка приведет вас к домику Мудрой Совы».
6. Дети переставляют фигурки, руководствуясь текстом письма.
7. В конце игры педагог подводит итог: отмечает лучших участников и проводит беседу на экологическую тему.
Цель. Выявить знания детей о видах птиц тропических стран, об особенностях климатических условий в этих странах. Формировать умение соотносить образ жизни, виды питания со средой обитания. Закрепить знания детей о строении живых организмов, их приспособлении к условиям и среде обитания и т.п. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Материал. Дидактическая картина с изображением тропических растений, карточки с видами птиц тропических стран и других климатических зон.
Задания
1. Внимательно рассмотреть тропический лес, подумать, кто из живых существ может там жить.
2. Выбрать птиц, которые обитают в тропических лесах.
3. Объяснить свой выбор (внешний вид, пристрастие к определенному корму и т.п.).
Правила
1. Количество играющих не более 5 человек.
2. Играть строго по очереди.
3. Выигрывает тот, кто сделал правильный свой выбор и смог его объяснить.
Алгоритм проведения
1. Педагог в беседе выясняет с детьми, что такое тропические страны, называет некоторые из них, объясняет, какой климат в тропическом лесу, каким образом климат влияет на образ жизни птиц, на виды питания.
2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети по очереди подбирают птиц и сажают их на дидактическую картину с изображением тропического леса.
4. В конце игры подводится итог.
Цель. Закреплять знания детей о видах птиц умеренных широт. Выявить знания детей об их образе жизни. Соотнести образ жизни птиц с климатическими условиями. Закреплять знания о строении живых организмов, их приспособлении к условиям и среде обитания и т.д. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Материал. Дидактическая картина по теме; вырезанные изображения птиц.
Задание
1. Выбрать птиц, которые обитают в умеренных широтах, лесах средней полосы.
2. Объяснить свой выбор (почему именно эта птица подходит, рассказать о внешнем виде, пристрастии к определенному образу жизни и т.п.).
3. Убрать птиц, которые по определенным причинам не могут жить в наших лесах, объяснить причину (неподходящие климат, виды корма и т.п.).
Правила
1. Количество играющих не должно превышать 4—5 человек.
2. Играть строго по очереди.
3. Выигрывает тот, кто сделал правильный выбор и смог его объяснить.
Алгоритм проведения
1. Педагог в беседе выясняет у детей, каких птиц они видели в наших лесах, как их зовут, каким образом климат влияет на образ жизни птиц, на виды питания.
— Внимательно рассмотрите картинку с изображением леса умеренных широт, подумайте, кто из живых существ может там жить.
2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.
3. Дети по очереди подбирают птиц и сажают их в лес.
4. В конце игры подводится итог.
Цель. Выявить знания детей о рыбах морей и океанов, об их строении, особенностях среды обитания (соленая вода). Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, как окраска рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей морей и океанов. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Материал. Дидактическая картина по теме; вырезанные изображения рыб морей, океанов и рек.
Задание
1. Внимательно рассмотреть предложенных рыб.
2. Выбрать из них рыб морей и океанов, назвать их.
3. Поместить пресноводных рыб в водоем —в определенное место, где любит обитать речная рыба.
4. Объяснить, почему мы не можем поместить рыб морей и океанов в реку.
Правила
1. Количество играющих не должно превышать 4—5 человек.
2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил на дидактическую картину пресноводных рыб.
Алгоритм проведения
1. Педагог предлагает рассмотреть картину и предложенных рыб.
2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети по очереди заполняют водоем рыбами.
4. Рассказывают о рыбах морей и океанов, их особенностях.
5. В конце игры подводится итог.
Цель. Показать детям, что лес —это целый город, состоящий из своих особенных домов: каждое дерево, куст, травинка —это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Познакомить детей с понятием «ярусов» леса, на которых проживают лесные жители. Посредством «лифта» познакомить с предпочтениями живых существ к условиям проживания на определенной высоте.
Материал. Красочная картина лесного ландшафта; карточки с изображением лесных жителей; «кабинка лифта»; обозначение шагов (перышки, следы и т. п. — в зависимости от того, какое животное сопровождает вас по определенной высоте).
Задание. Дойти до конца маршрута, отвечая на вопросы педагога.
Правила
1. Количество играющих от 4 до 8 человек.
2. Запрещено менять выбранного героя на протяжении всей игры, играть только на высоте своего героя.
3. Проходить по лесу строго по условным знакам.
4. Бросая игровой кубик, дождаться его полной остановки, подсчитать точки на остановившейся стороне, количество шагов, пройденных по карте по условным знакам, должно соответствовать количеству точек, выпавших на кубике.
5. За правильный ответ на вопрос педагога ребенок имеет право продвинуть своего героя на два шага вперед, за неправильный — один шаг назад, за неправильное поведение по отношению к другим игрокам—по два шага назад после каждого замечания.
6. Выигрывает тот, кто первым дойдет до конца игры и правильно ответит на вопросы педагога по теме.
Алгоритм проведения
1. Педагог разворачивает перед детьми карту игры, предлагает внимательно рассмотреть ее и проследить маршруты продвижения по игре.
2. В начале маршрута нарисовано дерево, символизирующее многоквартирный дом, на нем прикреплена кабина лифта, которая по нитям- канатам может двигаться вверх и вниз.
3. Педагог настраивает детей на игру, рассказывает им, что лес — это целый город, в котором живут самые разные живые существа, но живут не где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира. В гости к ним можно подняться на «лифте». Педагог знакомит детей с «кабинкой лифта», с помощью которого можно подняться на любую высоту и не только встретиться с обитателями леса, но и — с их помощью — совершить путешествие.
4. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
5. Поднимаясь на «лифте» вверх, дети выбирают одного из лесных жителей, живущего на определенной высоте.
6. По очереди бросая кубик, дети продвигают выбранного жителя по карте леса. Когда ребенок попадает в гости к тому или иному жителю леса, педагог задает заранее подготовленные вопросы по каждому живому существу.
Примерные вопросы о животных:
— Почему лягушек называют земноводными?
— Как ведет себя ежик в момент опасности?
— На каком ярусе можно встретиться с медведем?
Примерные вопросы о птицах:
— Какие материалы используют птицы для строительства гнезд?
— На каких ярусах можно встретить птиц? (Почти на всех.)
Примерные вопросы о насекомых:
— Сколько пар ног у насекомых?
— Кто такой короед?
— Кому короед опасен?
— На каком ярусе можно встретиться с гусеницей? Почему?
7. В процессе игры, двигаясь по определенному маршруту, дети знакомятся не только с обитателями своего яруса, но и с другими обитателями леса.
8. В конце игры подводится итог.
Цель. Познакомить детей со взаимосвязями среди живых объектов в определенной экосистеме: на примере небольшого участка леса протянуть нити-связи между обитателями таким образом, чтобы получилась паутина питания между живыми объектами.
Материал. Изображение фрагмента леса; карточки с изображением живых существ, населяющих данный участок природы. На карте игры установлены нити для будущих связей между объектами живой и неживой природы.
Задания
1. В начале игры определить имя живого существа по загадкам и месту обитания.
2. Найти его среди изображенных на карточках и расположить карточку на участке леса.
3. Соединить объекты нитями взаимосвязей.
Правила
1. Количество играющих 5—6 человек.
2. Победителями становятся дети, которые правильно ответили на вопросы педагога и правильно соединили объекты.
Алгоритм проведения
1. Педагог показывает детям карту игры, объясняет правила и задание, предлагает отгадать загадки.
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)
Мех его на удивленье.
Словно бархат, круглый год.
Роет он с большим терпеньем
Под землею длинный ход. (Крот)
Кто это маленький,
В земле живет,
На «ч» начинается,
На «к» заканчивается? (Червяк)
2. Ребенок, отгадавший загадку, получает в руки карточку с изображением животного, о котором была загадка. (Таким образом, на 5—6 игроков нужно заготовить 5—6 загадок и 5—6 отгадок —карточек с изображением животных.)
3. Педагог обращает внимание детей на то, что поставить каждое живое существо на карту игры нужно таким образом, чтобы рядом с ним было множество нитей, каждую из которых впоследствии нужно соединить с теми объектами, в которых нуждается данное существо.
4. Дети по очереди соединяют нити с объектами (1 ход—1 нить- связь), ребенок объясняет, почему он соединил живое существо с этим объектом. Так постепенно вырисовывается паутина взаимосвязей между объектами живой и неживой природы.
5. На конечном этапе все представители живого сообщества оказываются соединенными между собой нитями взаимосвязей; получается наглядная картина, показывающая, что все жители леса связаны между собой и окружающей средой.
6. В конце игры подводится итог.
Цель. Познакомить детей с превращениями, которые происходят в мире природы с живыми объектами; с этапами развития живого существа. Развивать умение устанавливать последовательность этапов развития, замечать изменения в развитии, определять, насколько эти изменения необходимы для дальнейшего благополучного существования живого существа в своей среде обитания.
Материал. Карточки с изображениями этапов развития живых существ, листы с приклеенными через определенное расстояние конвертами.
Задание. Возможны два варианта проведения игры.
1. Изображение одного этапа развития живого существа находится в одном из конвертов, другой —в следующем и т.д. В этом случае надо отгадать загадку и познакомиться с этапами развития живого существа.
2. В одном конверте находятся все этапы развития живого существа. В этом случае надо отгадать загадку и разложить карточки с изображением этапов развития живого существа в правильном порядке.
Правила
1. Количество играющих 5-6 человек.
2. Карточки с изображениями спрятаны в конвертах.
3. Открыть конверт может тот, кто правильно отгадал загадку педагога на данную тему.
4. При раскладывании карточек в правильной последовательности обязательно проговаривать каждый этап развития живого существа.
Алгоритм проведения
1. Детям предлагается разгадать ряд загадок, отгадками которых будут названия живых существ, спрятанных в конвертах (рыбка, петух, комар, лягушка, бабочка и т.д.).
2. В первом варианте нужно последовательно открывать конверты и узнавать об этапах развития живого существа.
3. Во втором варианте игры ребенку нужно вынуть карточки из конверта и разложить их в правильной последовательности.
4. В конце игры подводится итог.
Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.
Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения,— примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей; зеленые и красные круги.
Задания
1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.
2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные — в другую.
Правила
1. Количество играющих 5—6 человек (4 команды по 3—4 человека).
2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз — солнышко.
3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.
Алгоритм проведения
1. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и подумать, как бы поступили дети в этих ситуациях.
2. Дети работают над заданием — откладывают карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные — в другую.
3. В конце игры подводится итог. Педагог вместе с детьми в одну сторону откладывает картинки с положительными поступками и отмечает их зеленым кружком, в другую сторону кладет картинки с отрицательными поступками и отмечает их красным кружком.
Примечание. Осмысление событий, объяснение поступков героев сюжетных картинок обогащает опыт дошкольника и формирует эмоционально- оценочное отношение к обществу, в котором он находится. В этой игре педагог выявляет способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил и норм.
Цель. Формировать умение составлять рекламу о своем товаре — связный рассказ, включающий не только название товара, описание его внешнего вида, но и сообщение о пользе данного товара. Развивать связную речь, мышление, умение анализировать и синтезировать.
Материал. Рекламные наборы: разрезные карточки, при соединении которых получается картина (по принципу кубиков — составь картинку); кружки с цифрами от 1 до 3.
Задания
1. Взять один из рекламных наборов, разложить, рассмотреть и собрать из частей рекламный лист, выяснив, о каком товаре пойдет речь.
2. Подготовить словесную рекламу — прорекламировать свой товар.
Правила
1. Играют 4 команды по 3 — 4 человека.
2. Каждое рекламное сообщение оценивается баллами (от 1 до 3).
3. Та команда, которая наберет больше баллов, считается победителем.
Алгоритм проведения
1. Педагог рассказывает детям:
— В последнее время мы очень часто встречаемся с рекламой (на телевидении, на улице, в магазинах и т.п.). Сегодня вы попробуете поработать рекламными агентами.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети делятся на команды и выполняют задание.
4. Педагог совместно с детьми оценивает рекламные сообщения.
5. В конце игры подводится итог.
Цель. Выявлять знания детей о растительном и животном мире Африки. Закреплять умение играть вместе в одной команде, совместно выполнять задания.
Материал. Имитационная физическая карта; корабль; стрелки для прокладывания маршрута по карте; старинная карта материка; детали пирамиды; карточки с изображением растений и животных Африки; температурные знаки (знаки состояний солнца, видов осадков и т.д.).
Задания
1. Совершить путешествие на корабле, рассказать об увиденном.
2. Найти части пирамиды и собрать ее.
3. Расположить животных и растения в местах, где для них есть подходящие климатические условия.
Правила
1. Количество играющих 5—6 человек.
2. Самым внимательным и активным выдаются изображения египетской пирамиды.
3. Участник, который наберет большее количество пирамид, считается победителем.
Алгоритм проведения
1. По имитационной физической карте продвигается корабль. В ходе данного вида деятельности дети знакомятся с частями света, с Африканским континентом.
— Что мы можем там увидеть? Кто там может жить?
2. Прибыв по морям и океанам на определенный материк, дети ищут части пирамиды, чтобы собрать ее. Для этого они используют старинную карту. Карта показывает очертания материка, знакомит детей с различными климатическими условиями проживания растений и животных.
3. Педагог выставляет температурные знаки, знаки состояний солнца, видов осадков. По знакам подбираются животные и растения, которые приспособлены именно к этим климатическим условиям проживания.
4. В конце игры подводится итог.
Примечание. Путешествие можно совершить и на любой другой материк.
(игра для детей с повышенной мотивацией)
Цель. Познакомить детей с животным миром морей и океанов. Закреплять знания о материках и странах. Активизировать развитие речевого словаря, умения строить логически законченные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Совершенствовать навыки общения, умение совместно решать экологические задачи, строить алгоритмы действий и сообща прокладывать маршруты путешествия.
Материал. Имитационная физическая карта; корабль; стрелки для прокладывания маршрута по карте; карточки с изображением кораллов, рыб, животных морей и океанов.
Задания
1. Проложить маршрут кругосветного путешествия.
2. Совершить путешествие, выполняя задания и зарисовывая живые объекты, встретившиеся на пути.
Правила
1. Количество играющих 5 — 6 человек.
2. Обсуждать и прокладывать маршрут по карте совместно.
3. За правильно выполненное задание или красивую зарисовку ребенок получает «коралловую ветвь».
4. Побеждает тот, кто наберет больше всего наград.
Алгоритм проведения
1. Наиболее сложным и познавательным является кругосветное путешествие. Оно охватывает несколько занятий, в ходе которых дети «путешествуют» вокруг всего земного шара. «На борт корабля» можно взять и более слабых детей—для приобщения их к новым знаниям.
2. Педагог говорит:
— Мы отправляемся в научное кругосветное путешествие. Наша команда должна быть дружной, умной, смелой, активной. Только такие качества помогут нам преодолеть все трудности. В ходе путешествия мы с вами встретимся, познакомимся с удивительными животными и растениями морей и океанов.
3. Педагог совместно с детьми определяет маршрут кругосветного путешествия. На имитационной физической карте при помощи стрелок прокладывает маршрут будущего путешествия таким образом, чтобы он проходил по морям и океанам.
Примерный маршрут: Санкт-Петербург—Балтийское море — Северное море — пролив Ла-Манш—Атлантический океан — восточное побережье Южной Америки — пролив Дрейка —Тихий океан — Тасманово море—южное побережье Австралии — Индийский океан —южное побережье Африки —западное побережье Африки —Канарские, Азорские острова—Исландия —Норвежское море — Баренцево море — Мурманск.
4. Педагог говорит:
— На корабле мы отправляемся в путь. Там нам встретятся препятствия, преодолеть которые мы сможем выполняя определенные задания.
Примерные задания:
а) Определите, о ком идет речь:
— Эти умные и сообразительные животные легко поддаются дрессировке: играют в баскетбол, прыгают сквозь обручи, спасают людей во время кораблекрушения. (Дельфины.)
— Самый крупный из зубастых китов. (Кашалот.)
—Любит ворчать, обожает тишину и низкие температуры. (Тюлень.)
— Самый большой северный тюлень, любит жить в больших стадах. (Сивуч.)
— В песчаных ямках они откладывают яйца, а потом убегают в море. (Морские черепахи.)
— Самый умный и теплолюбивый тюлень, он любит жаркую погоду американских берегов Калифорнии, обожает выступать в цирке. (Морской лев.)
б) Узнайте по описанию:
— Родственник садовой улитки, только без раковины, много ног, ходит на них как на ходулях. Умеет выстреливать «дымовую завесу». (Осьминог.)
— «Цветы» подводного царства, яркие обитатели глубин, создают гигантские морские королевства. (Кораллы.)
— Самые большие рыбы. Они бывают усатые и зубастые. Детенышей выкармливают молоком. Могут прожить до ста лет. (Кит.)
— Ее боятся моряки. С ней лучше не связываться. Стоит судну потерпеть аварию, в воде немедленно показываются ее зловещий, косой, похожий на нож плавник. (Акула.)
— С неба звездочка упала, поползла и убежала. (Морская звезда.)
5. По пути следования детям встречаются следующие живые объекты (для обсуждения и зарисовки):
— крачки, шилоклювка, сельдь, камбала (Северное море, побережье Европы);
— скумбрия, устрицы, минтай, краб (пролив Ла-Манш);
— коралловые рифы, омары, суповая черепаха, акулы, птица фрегат, фламинго, креветки, темные дельфины, морской лев, южный кит (Атлантический океан);
— Магеллановы пингвины, морские котики (восточное побережье Южной Америки);
— дельфины, кашалоты, акулы (Тихий океан);
— морские звезды, тюлень, сивуч, морская черепаха, осьминог (Тасманово море);
— морской слон, летающие рыбы, акула-молот, морские звезды, белая акула, сейвал (кит), кашалот, дельфин (Индийский океан);
— лангуст, золотоволосый пингвин, манта, ламинария — морская капуста (южное побережье Африки);
— анчоусы, хек, сардины и т.д. (Атлантический океан, западное побережье Африки);
—лосось, тупики (птица), треска, гренландский кит (Норвежское море);
— белый медведь, тюлени, белощекая казарка (Баренцево море).
6. В конце игры подводится итог.
Цель. Выявлять знания детей о профессиях взрослых людей, пользе, которую приносит деятельность людей различных профессий. Закреплять знания о сферах деятельности людей, об учреждениях, в которых работают взрослые люди. Развивать умение соотносить профессию человека с учреждением или сферой, где он работает. Воспитывать уважение к людям труда, стремление помочь другому, воспитывать самостоятельность.
Материал. Большая дидактическая игра «Карта профессий» — акварельные листы, закрашенные различными цветами. Скрепленные между собой в разном порядке, они создают красочный ковер: на одном листе изображен космос, на другом — контур поликлиники с красным крестом, на следующем — здание школы и т.д. (эти объекты можно нарисовать или наклеить). В нижнем левом углу начальная позиция — несколько кружков, на которые ставят свои фишки играющие (количество кружков соответствует количеству объектов на карте игры), от каждого кружка идет волнистая дорожка с кружочками, по которым играющие будут «шагать» к месту назначения. Кубик, фишки.
Задание. Дойти до конца дорожки с помощью кубика, отвечая на вопросы и помогая другим участникам игры.
Правила
1. Количество играющих должно соответствовать количеству разноцветных кружков на старте.
2. Передвигать фишку, бросая кубик (1 точка—1 шаг). За каждый правильный ответ можно продвинуться еще на шаг вперед. За помощь другому участнику — 1 шаг вперед.
3. Выигрывает тот, кто первым придет к месту назначения.
Алгоритм проведения
1. Педагог раскладывает перед детьми карту профессий, обращает их внимание на то, что к каждому учреждению ведет дорожка определенного цвета с кружочками.
2. Каждый участник выбирает дорожку, педагог выдает ему знак (фишку, человечка и т.п.), который он будет передвигать согласно правилам.
3. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
— У каждого из вас на большой карте игры своя дорожка, по которой вы будете продвигаться к своей цели. Цель —это место работы учителя или врача, строителя или продавца, космонавта или летчика, кому какая дорожка выпадет. Первую половину пути, а может и меньше, вам поможет пройти кубик, который вы кинете, — он вам покажет, на сколько кружочков вы должны продвинуться вперед. Остальной путь пройти вам помогут знания, которые подскажут, кто работает в здании—поликлинике или детском саду, школе или магазине. За каждый правильный ответ вы будете продвигать свою фишку на один кружочек вперед. Самое главное правило заключается в том, что, если вы будете помогать другим детям, вы быстрее придете к цели, потому что за правильный ответ вы тоже будете передвигать свою фишку.
4. Дети играют в игру согласно правилам.
5. В конце игры подводится итог.
Примечание. После такой игры целесообразно провести игры по ознакомлению с определенной профессией (строитель, почтальон, водитель и т.д.), которые дают более полное представление о труде, о своеобразии каждой профессии. В содержание этих игр включено и ознакомление детей с механизмами, которые помогают людям в их труде.
Автор: Лариса Юрьевна Павлова
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста
Игры для развития внимания детей
Игры на развитие координации движений для детей 5-7 лет
Дидактические игры с природным материалом для детей старшей группы в детском саду
Олеся Валерьевна Сушкова # 25 марта 2019 в 12:13 0 | ||
|