Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания.
Оборудование: водопроводный кран, прикрепленный к спинке детского стульчика, маленький пластмассовый тазик, установленный на сиденье этого же стульчика, маленькое махровое полотенце или салфетка с петелькой, размещенные на этом же стульчике с обратной стороны спинки, кусочек мыла — маленький пластмассовый кирпичик из строительного набора, кукла Катя.
***
Воспитатель обращает внимание детей на куклу Катю, которая собирается кушать. Спрашивает у детей, что нужно сделать перед тем, как сесть за стол. Обобщает ответы детей.
Воспитатель. Что нужно предложить Кате для мытья рук?
Дети перечисляют предметы, размещенные в игровом уголке, необходимые для игры.
Воспитатель предлагает детям выполнить действия с участием куклы в определенной последовательности, сопровождая их действия чтением потешек, одобряя или поправляя последовательность действий.
А теперь чистыми ручками вымоем Кате лицо. Посмотрите, как я это буду делать. (Набирает немного воды в сложенные лодочкой ладошки и подносит к лицу куклы, растирая его водой, читает при этом потешку: «Водичка-водичка...».)
Давайте все вместе покажем Кате, как надо мыть лицо.
Воспитатель вместе с детьми имитирует указанные действия, повторяя слова потешки.
Кто хочет умыть Катю? (Вызывает двух-трех детей.)
Воспитатель побуждает детей называть выполняемые действия, вводя в их активный словарь слова: намыливать, стряхивать, насухо.
В конце игры воспитатель от имени куклы благодарит детей, что они научили ее правильно мыть руки и лицо, повторяя: «Как хорошо, когда руки чистые».
Вы — молодцы! Вы — большие и умеете сами мыть ручки и научите этому всех своих кукол.
Задачи: учить принимать игровую ситуацию — купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых действий, сопровождать действия речью, мимикой, жестами, слушать звучащую образную стихотворную речь; развивать игровой опыт; привлекать к обращению друг к другу с просьбами; формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребенку, выражать ласку, понимать ее состояние (веселая, грустная, холодно ей или тепло и т.д.), отвечать на вопросы по поводу предмета и действий с ним, проявлять интерес к взрослым, их действиям; уточнить названия предметов туалета (мыло, мыльница, полотенце, расческа); словесно обозначать характер действий (намылить, смыть, вытереть).
Оборудование: куклы-голыши, ванночка или тазики, мыло (кирпичик или другой заместитель), мыльница, полотенца, кран с водой.
* * *
Воспитатель привлекает внимание детей к столу, на котором расположена ванночка с куклой-голышом, рядом размещены туалетные принадлежности.
Воспитатель. Кукла Таня просит ее искупать, она еще маленькая, сама мыться не умеет. Давайте ее искупаем, поможем ей вымыться. Чтобы куколка была чистой, мы возьмем мыло, намылим куколку и смоем потом пену водичкой. Какая нужна водичка — холодная или горячая?
Если дети затрудняются, то воспитатель говорит: «Правильно, теплая!» После этого воспитатель открывает кран с водой, «наполняет» ванночку, обращая внимание детей на то, как «поет» текущая из крана вода («с- с-с»), приглашает куклу Таню купаться, ласково разговаривает с ней.
Давай, Таня, полью тебе водичку на спинку, помою мылом ножки.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Дети, хотите помочь мне искупать наших кукол?
Воспитатель раздает необходимый подготовленный игровой материал. Все дети вовлекаются в игру, выполняют действия по показу и инструкции.
Дети, посмотрите, куколки стали чистые, но им холодно, надо быстро завернуть их в полотенце, чтобы они не простудились.
Воспитатель повторяет потешку 3—4 раза и предлагает детям повторять слова. Затем от имени кукол благодарит детей.
Цель: закрепить полученные навыки умывания в самостоятельных игровых действиях; учить переносить полученные навыки в другие игровые действия.
Оборудование: ванночки, куклы-голыши, полотенца (салфетки), «мыло» (по количеству детей).
* * *
На столах у детей стоят ванночки, рядом все необходимые атрибуты. У воспитателя на столе аналогичные предметы.
Воспитатель. Дети, вы научились мыть правильно ручки, научили этому куклу Катю. У вас есть свои куклы, которые тоже хотят быть чистыми. Давайте вспомним, что нужно сделать сначала?
Дети. Намочить тело куклы водой, взять мыло, намылить, смыть мыло водой, вытереть насухо полотенцем.
По мере называния воспитатель предлагает детям эти действия выполнить, показывая пример на своей кукле.
По окончании выполнения всех действий воспитатель предлагает желающим детям еще раз искупать свою куклу.
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним; познакомить с расположением предметов в групповой комнате, их назначением; учить проявлять интерес к игрушкам, выполнять поручения по просьбе взрослого; закрепить знание имен детей группы.
Оборудование: кукла, мячик, кубики, машины.
* * *
Воспитатель. Посмотрите, дети, как много у нас в группе игрушек. Каждая игрушка стоит на своем месте. А несколько игрушек разбросаны по группе. Они заблудились и не могут найти свое место. Давайте им поможем. Посмотрите внимательно, где сидят наши куклы?
Дети отвечают.
Правильно, куклы сидят за столом. Маша, возьми потерявшуюся куклу и посади за стол. Скажи, куда ты посадила куклу?
Ребенок отвечает.
Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали или повторяли правильно.
А где у нас стоят чашечки для кукол?
Дети отвечают.
Правильно они стоят на столе. Ирочка, поставь потерявшиеся чашечки на стол.
Ребенок выполняет.
А где у нас стоят машины?
Дети отвечают.
Да, машины стоят в гараже. А какая машина не приехала в гараж?
Дети отвечают.
Сережа, куда ты поставил машину?
Ребенок отвечает.
А теперь посмотрите, что у меня лежит под столом?
Дети. Мячик.
Воспитатель. А где должен лежать мячик?
Дети отвечают.
Молодцы, вы красиво поставили игрушки на свои места, в комнате стало красиво, и все игрушки вам говорят спасибо, что вы им помогли найти свое место.
Задачи: учить называть и различать предметы мебели (стол, стул, диван, кровать, кресло); обогащать словарь прилагательными (большой, маленький, твердый, мягкий, деревянный); формировать первичные представления о происхождении вещей; воспитывать аккуратность в отношении к вещам.
Оборудование: кукольная мебель: стол, стул, шкаф для одежды, кровать, диван.
* * *
Воспитатель зовет детей в гости к куклам. Обращает внимание, как у кукол красиво в комнате. От имени кукол приглашает детей за стол.
Воспитатель. Проходите, садитесь на стульчики. Дети, куда мы пришли?
Дети. Мы пришли в гости.
Воспитатель. А куда нас пригласили сесть куколки?
Дети. Мы сели за стол.
Воспитатель. На какие стульчики сели дети, а на каких сидят куклы?
Дети отвечают.
(Спрашивает у кукол.) Куколки, а где вы спите? (Говорит от имени кукол.) Мы спим на кровати. Детки, кто хочет положить спать куколку?
Дети отвечают.
Куда положили спать куклу?
Дети. Кукла спит на мягкой кроватке.
Воспитатель. А где могут спать дети?
Дети. Дети могут спать на диване.
Воспитатель. А для чего еще нужен диван?
Дети. На диване можно сидеть, слушать сказки.
Воспитатель. А для чего стоит в комнате шкафчик? Кто знает?
Дети отвечают.
Правильно. В шкафчик кладем вещи. Скажи, Алеша, куда складывают куколки свои вещи?
Ребенок. Вещи кладут в шкаф.
Воспитатель. Скажите, а шкаф из чего сделан?
Дети. Он деревянный.
Воспитатель. Вам понравилось в гостях у кукол?
Дети отвечают. Куколки приглашают нас попить чай.
Занятие переходит в игру.
Задачи: закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда, первичные представления о происхождении вещей; развивать игровой опыт, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним; привлекать к называнию знакомых слов, составлять предложения с ними по теме.
Оборудование: куклы, стол, стульчики по количеству кукол, тарелка, ложка, чашка, кастрюля, чайник.
* * *
Воспитатель приглашает детей к куклам. Говорит от имени большой куклы.
Кукла. Рая, Машенька и Женя, мойте руки хорошо, не жалейте мыла!
Дети подходят к крану с «водой», «намыливают» руки, «смывают» пену, «вытирают» насухо.
Я уж стол накрыла, всем поставила приборы, всем салфетки раздала. Воспитатель. Дети, а что стоит на столе?
Дети отвечают.
Для чего нужны ложки?
Дети отвечают.
А для чего нужны салфетки?
Дети отвечают.
Давайте посадим кукол за стол и покормим их.
Кукла. Прекращайте разговоры — я вам супу налила. Воспитатель. Что нужно, чтобы накормить кукол супом? Дети. Кастрюля, в кастрюле варят суп, тарелка, в тарелку наливают суп, суп едят ложкой.
Воспитатель. Давайте покормим кукол супом, приговаривая: «Ешьте суп, он вкусный. Ешьте аккуратно!»
По окончании «еды» предлагает детям вытереть рот салфеткой.
А теперь можно пить компот. Компот налили в чайник. Алена, возьми чайник и «налей» в чашечки «компот».
Ребенок выполняет.
Скажи, Наташа, что пьют куклы?
Ребенок. Они пьют компот.
Воспитатель. Из чего куклы пьют компот?
Дети. Они пьют компот из чашки.
Воспитатель. Молодцы, все съели! Что нужно сказать?
Дети. Спасибо.
Воспитатель. А теперь нужно помыть посуду. Дети, что мы будем мыть?
Дети. Посуду.
Воспитатель. У кукол опять будет красиво в комнате, все будет чисто и стоять на своих местах.
Продолжается самостоятельная игра в игровом уголке.
Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом, перенести их в другую ситуацию.
Оборудование: кукла Маша; игровой стол и стулья; чайная посуда; приборы.
* * *
Воспитатель привлекает внимание детей к покрытому красивой скатертью столику, просит детей поставить на стол все необходимое: чайник, чашки с блюдцем, чайные ложечки, сахарницу, вазы с угощением. Воспитатель вносит куклу Машу, здоровается с детьми, от имени детей приглашает Машу за стол, дети предлагают Маше чай, различные угощения: баранки, печенье, пирожки, приготовленные из соленого теста. Воспитатель повторяет названия угощений, ласково приглашая куклу сесть за стол вместе с детьми. Предлагает ребенку налить чай в чашечки, положить сахар, размешать его и угощать куклу и детей. Дети вместе с куклой и воспитателем «пьют» чай, приговаривая: «Как вкусно!», «Угощайтесь, пожалуйста». По окончании чаепития кукла Маша благодарит детей за угощение, обещает прийти еще.
Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: кукла Ваня; сервированный стол с расставленными приборами, игрушки, которые приглашены надень рождения.
* * *
Воспитатель от имени куклы Ванечки приглашает детей на день рождения. Дети со своими игрушками от их имени здороваются с Ванечкой, поздравляют его с днем рождения и садятся за накрытый праздничный стол. Ванечка угощает детей конфетами, фруктами, чаем. Дети благодарят, выражают радость («Как все вкусно!»), просят подать что-либо или налить чай. В конце чаепития дети благодарят Ванечку, а он приглашает всех гостей с ним потанцевать.
Задачи: продолжать развивать потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним, воображение; учить передавать свои представления о назначении предметов в повседневной жизни.
Оборудование: плюшевый мишка с красным бантом на шее, бочонок с медом, шишка, маленькие игрушки — мишки, мячики (количество игрушек по количеству детей).
* * *
Воспитатель. У вашего друга Мишки-Гоптыжки сегодня день рождения, он пригласил всех вас к себе в гости. Вы хотите пойти на день рождения к Мишке-Топтыжке?
Дети отвечают.
А что нужно приносить на день рождения?
Дети. Подарки.
Воспитатель. Давайте выберем подарки и пойдем в гости, на день рождения мишки.
Дети выбирают со стола понравившиеся «подарки» и переходят в другой угол комнаты, где за столом сидит нарядный мишка. Дети здороваются с мишкой и садятся на стульчики.
Воспитатель предлагает детям поздравить Мишку-Топтыжку и подарить ему подарки. Дети по очереди поздравляют.
Сережа, что ты подаришь мишке?
Ребенок отвечает.
А для чего ему нужен бочонок с медом? Ребенок. Мишки любят есть мед.
Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему составить предложение и просит повторить.
Воспитатель. А что подарит Даниил мишке?
Ребенок. Я подарю Мишке-Топтыжке шишку.
Воспитатель. Зачем нужна мишке шишка?
Ребенок. Он грызет шишки.
Воспитатель. А кого ты подаришь Мишке-Топтыжке, Юра?
Ребенок. Я подарю ему мишку.
Воспитатель. А зачем ему мишка?
Ребенок. Мишкам будет весело.
Аналогично дарят другие игрушки. Воспитатель от имени мишки благодарит детей.
Дети (берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг)
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Образуется большой растянутый круг.
Ведущий (дотрагивается до соединения рук). Лопнул пузырь!
Все дети произносят «т-с-с-с», изображая выходящий воздух, и продвигаются к центру.
Затем игра возобновляется.
Цель: учить последовательно надевать верхнюю одежду на куклу; закрепить название верхней одежды.
Оборудование: кукла Маша; комплект одежды по сезону.
* * *
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель вносит в группу куклу Машу и сундучок с ее одеждой, от имени Маши обращается к детям.
Воспитатель. Дети, стало холодно. Мне очень хочется с вами пойти гулять, а я не знаю, как мне одеваться. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель достает из сундучка предметы одежды по сезону, предлагает детям их назвать, используя прилагательные (красные колготки, теплые штанишки, резиновые сапожки, пушистая кофточка, желтая курточка, красивая шапочка, мягкий шарф).
Давайте подскажем Машеньке, что сначала нужно надеть. Правильно, сначала нужно надеть колготки. Как мы их будем надевать? Иди, Ирочка, посади Машеньку на коленочки и надень ей красные колготки.
Аналогично надевают штанишки.
А теперь наденем сапожки: этот с правой ножки, этот с левой ножки. Что мы будем дальше надевать на Машеньку? Правильно, Сережа, иди надень кофточку куколке. Расскажи детям, какая у Машеньки кофточка?
Сережа. Пушистая, мягкая, красивая.
Воспитатель. Вспомни, как мы надевали рубашечку Ванечке: сначала на одну ручку, потом — на другую. Застегнем все пуговички, чтобы Маша не простудилась. Но так ещё нельзя гулять. На улице холодно и надо надеть курточку и шапочку.
Алена, иди надень на Машеньку курточку и покажи всем деткам, как правильно надевать курточку. Молодец! Осталось надеть шапочку и завязать шарфик.
Предлагает детям по желанию это сделать. Когда кукла будет одета, воспитатель читает потешку.
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязали Машеньке
Шарфик полосатенький,
Давайте будем одеваться — Я сама, я сама!
Машенька одета и приглашает всех детей на прогулку. Пойдемте одеваться!
Задачи: развивать потребность в обращении с вопросами и просьбами к взрослому; воспроизводить игровые действия; учить узнавать себя, членов своей семьи на фото, проявлять интерес к выражению лица сверстников; закрепить названия зимней одежды, ее назначение.
Оборудование: кукла с набором зимней одежды (шубка, шапка, варежки, сапожки, вязаный костюм, шарфик); фотографии детей и членов их семей.
* * *
Воспитатель привлекает внимание к фотографиям детей и членов их семей и просит найти фотографии, где люди одеты в зимнюю одежду. Воспитатель просит назвать, кого они видят на фотографии, почему люди одеты в зимнюю одежду?
Раздается стук в дверь, воспитатель вносит плачущую куклу Таню, спрашивает, что случилось? Почему она плачет? Кукла отвечает, что она хочет пойти гулять, но не знает, как одеваться зимой на прогулку.
Воспитатель. Дети, давайте успокоим куклу Таню, поможем ей одеться и возьмем с собой гулять. А во что же нужно ее одеть?
Дети отвечают.
Правильно, Таня принесла нам свою одежду.
Воспитатель раскладывает одежду на стульчик, просит детей назвать вещи.
Что нужно сначала надеть на Таню?
Дети. Сначала надеваем теплые штанишки.
Воспитатель. Штанишки связаны из теплых шерстяных ниток. Это бабушка связала своей внучке штанишки. Что ты надеваешь Тане, Оля?
Ребенок отвечает.
Для чего ты надеваешь ей штанишки?
Ребенок отвечает.
А что надеваем потом?
Дети. Носочки, сапожки.
Аналогично проводится беседа по каждой вещи.
Воспитатель обращает внимание на то, что одевать нужно по одной вещи, аккуратно расправляя их, не торопиться. Когда кукла будет одета, она приглашает детей тоже одеваться и вместе пойти гулять. Кукла выходит с детьми в раздевальную, дети вспоминают последовательность одевания.
Когда дети оденутся, воспитатель от имени куклы Тани предлагает сфотографироваться всем вместе на прогулке.
Дидактическая игра «Застегни и зашнуруй»
Цель: развивать мелкую моторику; закрепить умения застегивать и расстегивать пуговицы; учить правильно шнуровать.
Оборудование: различные застежки с набором мелких атрибутов, застежки можно изготовить самостоятельно. Из плотной ткани вырезают силуэты: любимых зверушек: зайчика, лисички, медведя, ежика (им можно пристегивать бантики, галстуки, фартучки, ежику — плоды яблок, грибы); деревьев (пристегивать листочки, яблочки); корзинки (пристегиваются овощи, фрукты, грибы); новогодней елочки (пристегиваются шарики, игрушки); шнуровки различной формы и конфигурации.
* * *
Дидактическая игра «Застегни пуговички»
Дети производят действия с застежками. Воспитатель индивидуально, при необходимости, оказывает помощь, объясняет производимые действия.
Дидактическая игра «Шнуровки»
Дети производят действия со шнуровкой. Воспитатель индивидуально оказывает помощь, объясняет правильность выполнения.
Задачи: выделять и называть части тела, предметы одежды куклы; учить соотносить со словом игровые действия с куклой; внятно произносить звуки [о], [а] в звукоподражании.
Оборудование: кукла Оля, доктор Айболит.
* * *
Воспитатель вносит в группу новую куклу, ожидает, пока дети обратят на нее внимание.
Воспитатель. К нам в группу пришла красивая кукла. Как ее зовут? Ее зовут Оля. Посмотрите, пожалуйста, во что одета Оля?
Дети отвечают.
Так, пальто? Нет, это курточка и брюки. А на голове что надето? Дети отвечают.
Правильно, шапочка. Сейчас холодно. Что надето у нее на ручки?
Дети отвечают.
Правильно, варежки, чтобы ручки не замерзли.
Но почему ты, Оля, плачешь? Вы слышите, Оля плачет: «О-о-о, о-о-о!» Оля, ты почему плачешь? У нее зубки болят. Ребята, что надо делать?
Дети отвечают.
Вылечить зубки, конечно. Кого мы пригласим?
Дети отвечают.
Правильно, доктора Айболита. Позвоним ему по телефону. Денис, помоги мне, пожалуйста, набрать номер и скажи: «Доктор Айболит, приезжай к нам скорее. У Оли зубки болят».
Ребенок выполняет.
Дети, давайте все вместе позовем доктора Айболита: «Доктор Айболит, приходи!»
Все вместе повторяют.
Незаметно для детей воспитатель достает игрушку, изображающую доктора.
Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята! Кто меня звал? Дети и вое питатель. Здравствуй, доктор!
Доктор Айболит. У вас Оля заболела? Я ее сейчас осмотрю. Сначала снимем шапку и варежки. Оля открой рот. Да, вот больной зубик. Сейчас я вылечу тебя. Все, больше болеть не будет. А у вас, ребята, не болят зубы? Сейчас я и вас осмотрю. Скажите, пожалуйста, «а-а-а».
Держа куклу в руке, воспитатель подходит к каждому ребенку и просит произнести «а-а-а».
Вы все здоровы. Я должен навестить и других больных. До свидания.
Воспитатель. Доктор ушел. Покачаем нашу Олю «а-а-а».
Дает покачать куклу по очереди нескольким детям.
Оля больше не плачет. Леночка и Света, возьмите Олю за ручки. Покажем ей нашу группу, наш кукольный уголок, угостим чаем.
Действие переходит в игровой уголок, где дети начинают играть с куклами. Воспитатель учит детей, как разливать чай, раскладывать по чашкам сахар, размешивать.
Задачи: познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть ее одеялом); научить ласково обращаться с куклой.
Оборудование: кроватки (по количеству играющих детей), одеяла, пододеяльники, подушки, наволочки, простынки, матрацы; стулья; куклы.
* * *
На столе (ковре) расставлены кроватки.
Воспитатель. Мы сегодня будем...
Дети (подсказывают). Укладывать кукол спать.
Воспитатель. Правильно, укладывать спать нашу Машу. Куда положим Машу?
Дети отвечают.
Правильно, на кровать. Сиди, Маша, около кроватки, мы тебе все приготовим.
Воспитатель достает по очереди необходимые предметы, медленно и четко действует, комментируя короткой фразой.
Это матрац. Что это и зачем?
Дети отвечают.
Правильно, это матрац, чтобы мягко было спать. На матрац кладем...
Дети отвечают.
Правильно, простынку. Простынки для того, чтобы матрац не пачкался.
Так комментирует и обговаривает каждый предмет.
Ложись, Машенька, голову клади на подушку, я накрою тебя одеялом, чтобы было тепло. Спи! Спокойной ночи! Я тебе песенку спою. (Поет колыбельную песню, привлекая детей подпевать.) Баю-баю-бай.
Цель: учить снимать одежду в определенной последовательности, аккуратно вешать вещи на стульчик.
Оборудование: кукла — девочка; кукольная мебель (кровать с
* * *
Дети сидят полукругом на стульчиках. На столе у воспитателя необходимые атрибуты. Воспитатель берет куклу Машу и от ее имени обращается к детям, просит помочь ей раздеться и лечь спать, побуждает детей оказать помощь.
Воспитатель. Машенька, давай сначала мы тебе поможем снять платьице. Вот так. (Сопровождает действия словами, захватывает платьице снизу и поднимает ручки вверх, вытаскивая одну ручку, затем вторую, потом снимает платье с головы.)
Ой как трудно Машеньке! Кто хочет ей помочь снять платьице? (Приглашает трех-четырех детей, сопровождает действия словами, закрепляя последовательность действий, побуждая детей проговаривать эти действия.)
Молодцы, ребята, мы научили Машеньку снимать платьице, а куда же мы его положим? Правильно, на спинку стульчика. Ирочка, повесь аккуратно платьице на спинку стульчика. А что еще нам нужно снять? Правильно, туфельки и носочки. Миша, помоги мне, пожалуйста, снять туфельки с ножек Машеньки и поставь их под стульчик.
Сашенька, ты хочешь помочь снять носочки с Машеньки и положить их на место? Куда мы положим носочки?
Дети. На стульчик.
Воспитатель. Аккуратно расправим всю одежду и положим Машеньку спать. (Читает потешку, поглаживая куклу.)
Спи-ка, Маша-солнышко,
Спи-ка житно-зернышко.
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Цель: учить снимать одежду с куклы-мальчика, расстегивать пуговицы спереди.
Оборудование: кукла — мальчик; кукольная мебель (кровать с
* * *
Воспитатель привлекает внимание детей к предметам игры, спрашивает, для чего стоят кроватка и стульчик. Дает возможность детям ответить, обобщает их ответы.
Воспитатель. А кто у нас хочет спать? (Обращает внимание на сидящую неподалеку куклу Ванечку.)
Воспитатель и дети рассматривают одежду куклы и называют ее.
Ванечка одет в синие брючки и желтенькую рубашечку. Но Ванечка очень устал и хочет быстрее лечь в кроватку. Давайте все ему поможем. Что мы сначала снимем с Ванечки? Правильно, рубашечку. А чтобы ее снять, нужно расстегнуть пуговички. Кто умеет расстегивать пуговички?
Если не находится такой ребенок — воспитатель показывает, как это сделать: взять пуговичку за один конец и протолкнуть в петельку.
Куда мы повесим рубашечку Вани? Правильно, на спинку стульчика, как и платьице Машеньки. Повесим аккуратно, поправим рукавчики и наденем их на спинку. Вот так. А кто поможет снять брючки?
Иди, Андрюша, сними брючки с Ванечки и положи их на стульчик. Вот так. А что еще нужно снять с Ванечки? Правильно, туфельки и носочки. Куда мы их положим, чтобы они не потерялись? Иди, Анечка, положи все на место и положи Ванечку в кроватку. Вот так. Мы его укроем одеялом: теплым и пушистым и споем песенку.
Люли-люли, люли бай,
Поскорее засыпай!
Уж я по воду пойду,
Заек чаем напою.
Цель: закрепить умение снимать одежду, соблюдая последовательность действий с небольшой помощью взрослых; учить обращаться с просьбой о помощи к взрослому.
Оборудование: куклы-девочки и куклы-мальчики; кроватки и стульчики по размеру кукол по количеству детей.
* * *
Воспитатель привлекает внимание детей к мебели и куклам, сидящим на детских столах. Дети выбирают по желанию любых кукол и становятся к ним.
Воспитатель. Дети, давайте вспомним, как мы укладывали кукол спать, раздевали, складывали одежду. Кто мне может сказать, как мы будем раздевать наших кукол, девочек и мальчиков.
Дети отвечают.
А куда мы положим одежду? Правильно, на стульчики.
Воспитатель наблюдает за действиями детей, поправляет при необходимости, побуждает проговаривать действия, ласково разговаривать с куклами. Ободряет детей. Когда всех кукол уложат в кроватки, поют колыбельную песенку.
Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Нашу детку не буди!
По желанию детей игра может продолжаться.
Цель: учить надевать одежду на куклу-девочку, соблюдая последовательность действий с небольшой помощью взрослых; закрепить название одежды.
Оборудование: кукла Маша; кукольная мебель (кровать с набором аксессуаров, стульчик).
* * *
Дети сидят на стульчиках. Перед ними на столике стоит кроватка со спящей куклой Машей.
Воспитатель (поднимает куклу с постели)
Потягуси-потягуси,
Пролетали низко гуси.
Потягуси-потягушечки,
Перья мягкие в подушечке.
У меня подружечка —
Пуховая подушечка.
Проснулась наша деточка, проснулась наша Машенька. Поможем ей одеться?
Дети отвечают.
Настенька, возьми куколку, посади ее на стульчик. Что мы сначала ей наденем? Правильно, платьице. Кто хочет надеть Машеньке платьице? Вот оно аккуратненько висит на стульчике. Сашенька, возьми платьице и надень его Машеньке. Вот так, посмотри: возьмем платьице двумя ручками и наденем через голову, затем ручки проденем в рукавчики, опустим платьице вниз, поправим воротничок.
Воспитатель выполняет действия вместе с ребенком.
А что еще нужно надеть Машеньке? Правильно, носочки и туфельки. Иди, Ирочка, возьми один носочек и надень его на ножку Машеньке. Молодец. Кто хочет надеть второй носочек?
А теперь наденем Машеньке туфельки и возьмем с собой играть.
Ребенок надевает туфельки кукле и берет ее на ручки.
Воспитатель от имени Машеньки благодарит детей за помощь и приглашает поиграть в подвижную игру «Догони меня».
Цель: продолжать учить надевать одежду на куклу-мальчика; закрепить последовательность действий; учить пользоваться своими вещами, знать их.
Оборудование: кукла Ванечка; кукольная мебель (кровать с набором аксессуаров, стульчик).
* * *
Воспитатель рассказывает детям, как кукла Машенька рассказала своему другу кукле Ванечке, что была в гостях, и дети ее научили правильно одеваться. Ванечка тоже хочет, чтобы его научили правильно одеваться.
Воспитатель. А сейчас мы его тихонечко разбудим: Ванечка, просыпайся!
Потягуси-потягуси,
Пролетали низко гуси.
Потягуси-потягушечки,
Перья мягкие в подушечке.
У меня подружечка —
Пуховая подушечка.
Воспитатель предлагает детям одеть куклу, закрепляет названия предметов одежды куклы Ванечки.
Что мы сначала наденем на Ванечку? Правильно, рубашечку. Иди, Сережа, помоги мне надеть рубашечку на куколку. Возьмем рубашечку и наденем рукавчик сначала на одну ручку, потом на другую. Вот так. Молодец. А кто хочет помочь Ванечке застегнуть пуговички на рубашечке? Иди, Анечка. Молодец. Аня взяла пуговичку, нашла ее домик и впустила туда. Вот пуговичка выглянула в окошечко.
Так постепенно застегивают все пуговички. Если есть желающие, вызывают их, сопровождая действия словами. Когда все пуговички будут застегнуты, воспитатель обращает внимание на аккуратность, поправляя воротничок.
А что дальше нужно надеть Ванечке? Правильно, брючки. Их удобнее надевать, когда сидишь на стульчике. Вовочка, посади Ванечку на коленочки и надень ему брючки. Молодец! Вот какой красивый у нас Ванечка! Но на ножки тоже нужно надеть одежду, чтобы они не замерзли. Приглашает желающих детей надеть носочки и обуть туфельки. Воспитатель от имени Ванечки благодарит детей и приглашает их поиграть в хороводную игру «Кто у нас хороший!».
Цель: закрепить навык правильно надевать обувь; учить различать обувь: босоножки, туфли; дать понятие «пара обуви»; развивать речь детей, умение общаться со взрослыми, отвечать на поставленные вопросы.
Материал: кукла; «волшебная» коробочка с обувью.
* * *
В группу «входит» кукла Алена с «волшебной» коробочкой.
Кукла. Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости.
Воспитатель и дети. Здравствуй, Аленушка! Проходи к нам, мы рады тебя видеть!
Кукла. Ребята, пока я к вам шла, у меня заболели ножки — туфельки жмут.
Воспитатель и дети смотрят на обувь Алены и выясняют, что у нее неправильно обуты туфельки.
Научите меня, пожалуйста, обуваться правильно.
Воспитатель снимает с куклы обувь.
Воспитатель. У нас две ноги и туфелек тоже две, у каждой ножки своя туфелька. Если поставить туфли носиками в разные стороны, то они «поссорятся» и будут обуты неправильно. А если поставить туфельки так, чтобы носики были рядом и смотрели друг на друга, то тогда мы обуем туфельки правильно.
Воспитатель сопровождает рассказ показом. Еще раз обращает внимание детей на то, как правильно нужно ставить обувь, и предлагает кукле Алене обуться.
Кукла. Спасибо, теперь туфли не жмут.
Алена показывает «волшебную» коробочку. Посмотрите, что у меня в коробочке.
В коробке две пары обуви: туфельки и босоножки.
Воспитатель достает пару туфелек и ставит их «носиками врозь» — они «поссорились».
Затем достает пару босоножек, ставит «носиками друг к другу», они будут «смотреть друг на друга, дружить».
Воспитатель. Какая пара обуви стоит неправильно? Исправьте ошибку.
Дети исправляют.
Сейчас расскажу вам историю про хитрые туфельки.
«У Оленьки были хитрые туфельки, но она решила их перехитрить.
Мама купила Оленьке туфельки с ремешками. Оля поставила их так, чтобы ремешки рядышком оказались. И... цап!.. за ремешки двумя руками сразу! Развела Оленька туфельки в стороны и тихонько поставила их на пол. Левая туфелька сразу же на левую ножку наделась, а правая туфелька — на правую ножку. Вот и все хитрости! Главное, чтобы ремешки рядышком оказались!»
Во время рассказа воспитатель показывает все действия на туфельках с ремешками.
Вот так, Аленушка, нужно правильно обувать туфельки: носик к носику, ремешок к ремешку. Ребята, покажите Аленушке, как вы научились обуваться.
Дети показывают кукле, кукла отмечает, что у детей разная обувь, и просит каждого назвать свою. Дети называют.
Кукла благодарит детей за помощь и прощается с ними.
Задачи: учить называть части тела куклы, предметы ее одежды; активизировать употребление прилагательных, обозначающих цвет, соотносить со словом игровые действия с куклой; протяжно произносить звук [а] в звукоподражательных словах.
Оборудование: 6 — 8 новых кукол в разной одежде (желательно говорящих, с закрывающимися глазами), чайная посуда (чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарница, молочник).
* * *
Воспитатель обращает внимание, что кто-то пришел в гости. Приглашает в раздевалку, дети находят там кукол и приносят их в группу.
Воспитатель. Какие красивые куклы! Как зовут твою куклу? (Обращается к каждому ребенку.)
Дети отвечают. Нравится она тебе?
Дети отвечают.
Какого цвета волосы у куклы Оли?
Дети отвечают.
Черные?
Дети отвечают.
Умеет Оля разговаривать?
Дети отвечают.
Послушаем, что она говорит?
Дети. Ма-ма.
Воспитатель. А как зовут твою куклу?
Ребенок отвечает.
Какого цвета у нее волосы?
Ребенок отвечает.
Что она говорит?
Ребенок отвечает.
Куколка открыла глаза. Какого цвета у нее глазки?
Ребенок отвечает.
А у твоей, Аня, какого?
Ребенок отвечает.
У куклы Тани глазки синие-синие, как цветы васильки. И у твоей куклы, Нина, глазки синие, как васильки. А у твоей, Лена, какого цвета?
Ребенок отвечает.
Саша, у твоей куколки какого цвета рот? Ребенок. Красный.
Воспитатель. Алеша, и у твоей куклы Кати рот красного цвета?
Ребенок отвечает.
И у твоей? У куклы Насти платьице в цветочек.
Далее дети сами сообщают цвета одежды кукол.
Куколки устали и хотят спать. Давайте уложим кукол спать, покачаем и споем песенку: «А-а, а-а, спи, куколка, баю-бай».
Дети качают кукол. Можно тихонько походить, покачать кукол, напевая им песенку.
Куколки поспали. Проснулись. Напоим их теперь чаем, но сначала посадим их за стол.
Дети рассаживают кукол в игровом уголке за столом.
Какая посуда нам нужна?
Дети приносят чайные наборы, разыгрывается чаепитие. Воспитатель включается в игру и подсказывает игровые действия тем детям, кто в этом нуждается.
Кукла Таня пьет чай из чашки. Ваня положит сахар в чай и размешает ложечкой.
Ребенок выполняет.
Где сахар?
Ребенок. В сахарнице.
Воспитатель. Кто хочет, может добавить в чай молока. Молоко в молочнике. Возьми, Петя, молочники налей в чай немножко.
Ребенок выполняет.
Выпили. Салфеткой вытрем ротик. Вот салфетки, в салфетнице. А теперь уберем посуду. Вымоем ее.
Далее игра переходит в свободную сюжетно-ролевую, дети причесывают кукол, умывают, укладывают спать и т.д.
Задачи: расширять представления о возможностях использования условий групповой комнаты; знакомить со способами приготовления простейших блюд; учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ним (разрезать, посолить, перемешать); обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд (суп, макароны, котлеты, компот и др.); употреблять в речи обобщающие слова (посуда, продукты); учить поддерживать порядок в групповой комнате; отражать в речи правила поведения (приготовили еду — нужно помыть посуду, поставить ее на место).
Оборудование: новые атрибуты в игровом уголке (продукты питания, предметы заместители).
* * *
Воспитатель. Что нужно для приготовления обеда?
Дети. Посуда, продукты.
Воспитатель. У кастрюли есть дно, высокие стенки, две ручки, крышка, ручка на крышке; чайник большой, у него одна ручка, носик, дно, стенки высокие — войдет много воды. И кастрюля и чайник — это посуда. А что еще нужно для приготовления обеда?
Дети отвечают.
Правильно, продукты. Кто хочет сварить суп?
Дети отвечают.
Возьмите кастрюлю и все необходимое, чтобы сварить суп (картошку, морковку). В кастрюлю налейте воды, помойте картошку и морковку, порежьте их, положите в кастрюлю, закройте кастрюлю крышкой и поставьте на печку. А кто хочет сварить макароны?
Дети отвечают.
Кто будет жарить котлеты?
Дети отвечают.
А кто сварит компот?
Дети отвечают.
Где мы будем варить компот?
Дети отвечают.
А куда мы его нальем?
Дети. В чайник.
Таким образом воспитатель разделяет детей по выполнению действий на маленькие группы (по 2—3 человека). Включается в игру при необходимости.
Задачи: познакомить с парикмахерскими принадлежностями (расческа, фен, бигуди); учить ориентироваться в пространстве группы: знать расположение и назначение различных центров активности, самостоятельно находить себе занятие, использовать игрушки-
Оборудование: уголок «парикмахерская», куклы, расческа, ножницы, кувшинчик для воды, фен, пеньюары большие для детей и маленькие для кукол.
* * *
Воспитатель привлекает внимание детей к уголку для игры в парикмахерскую.
Воспитатель. Для чего стоит здесь этот уголок?
Дети отвечают.
Правильно, это парикмахерская, сюда приходят взрослые и дети, чтобы постричься. Кто из вас ходил в парикмахерскую с мамой?
Дети отвечают.
Сегодня я парикмахер, а вы будете приходить ко мне стричься. Кто первый заходит?
Дети отвечают.
А остальные немножко подождите.
Что вам нужно сделать? (Обращается к ребенку.) Сначала мы наденем пеньюар, чтобы не испачкать одежду. Давайте помоем голову вашей дочке, польем водичкой, намылим (использует кирпичик- мыло), смоем опять водичкой и высушим полотенцем. Садитесь перед зеркалом, я буду вас стричь. (Выполняет действия.) Красиво получилось. Теперь я посушу волосики феном и причешу их. Кто следующий?
Игра повторяется. Можно предложить роль парикмахера ребенку. Воспитатель следит и при необходимости поправляет последовательность действий.
Задачи: обобщить знания о сервировке стола, о некоторых продуктах питания; познакомить с новой игрушкой — обезьянкой, с новым продуктом — ананасом, с его внешним видом, цветом, особенностями поверхности, ароматом, вкусом; тренировать в назывании и применении обследовательских действий (погладить, нажать, понюхать, попробовать); обогащать словарный запас новыми словами: обезьяна, ананас, шершавый, ароматный, понюхать, кислый; развивать самостоятельную инициативную разговорную речь: использовать в речи простые предложения с однородными членами; учить внятно произносить звук [ч'].
Оборудование: набор продуктов: морковь, банан, апельсин, яблоко, ананас; кукла-девочка, кукла-мальчик, заяц, обезьяна; предметы
* * *
Воспитатель (включает веселую музыку). Дети, какая музыка играет — веселая или грустная?
Дети отвечают.
Что мы будем делать под эту музыку?
Дети отвечают.
Музыка веселая, радостная, под нее весело плясать. Кто же включил веселую музыку? Как ты думаешь, Ирочка? (Спрашивает нескольких детей.)
Дети отвечают. Воспитатель показывает обезьянку. Кто это? Почему она такая нарядная, с бантиком? Дети отвечают.
Нашу обезьянку зовут Чита, у нее сегодня праздник — день рождения, она пригласила в гости своих друзей. Давайте познакомимся с обезьянкой. Обезьянка любит говорить «чи-чи-чи», это она так здоровается.
Обезьянка по очереди обращается к детям, каждый из них повторяет звукосочетания «чи-чи-чи». Договаривают чистоговорки: чо-чо — горячо, чи-чи — не кричи, чу-чу — улечу.
А вот кто-то стучится. Наверное, гости уже идут. Кто это?
Вносит куклу-девочку, куклу-мальчика, зайку. Игрушки здороваются с обезьянкой и детьми, поздравляют обезьянку с днем рождения и дарят ей подарки — корзину с фруктами и овощами. Обезьянка благодарит и приглашает всех в кукольный уголок. Дети с игрушками идут в игровой уголок.
Дети, кто пришел в гости к обезьянке Чите?
Дети отвечают.
Обезьянка хочет угостить своих друзей. Давайте посадим гостей к столу. Светочка, посади куклу Олю.
Ребенок сажает куклу за стол.
Кого посадила за стол Света?
Дети отвечают.
А Андрюша посадит за стол Мишу. (Предлагает куклу-мальчика.) Кого пригласил за стол Андрюша?
Дети отвечают. Кто у нас еще остался?
Дети отвечают. Посади, Катя, зайчика на стульчик.
Ребенок выполняет. Дети, а что принесли гости обезьянке?
Дети отвечают. Давайте посмотрим, что там в корзине?
Достает из корзины знакомые предметы и кладет все на блюдо. Что это? Какого цвета? Как это можно есть?
Дети отвечают. Воспитатель достает ананас. А это что?
Все рассматривают ананас, определяя следующие особенности: цвет, форму, внешний вид, запах, твердость, характер поверхности. Все это время воспитатель активизирует словарь детей.
Давайте накроем на стол. Что нужно поставить на стол, чтобы гостям было удобно есть?
Дети выбирают тарелки, вилки, салфетки. Воспитатель по ходу деятельности спрашивает у детей, для чего нужна вилка? Что будет делать Оля с салфеткой? Можно создать игровую ситуацию: зайка не хочет пользоваться салфеткой. Воспитатель предлагает детям объяснить, для чего нужна салфетка.
Стол накрыт, гости сели за стол. Теперь они выберут себе угощение. Как вы думаете, что выберет зайка?
Дети отвечают.
Почему ты думаешь, что он выберет себе морковку?
Отвечая на вопрос, ребенок пользуется сложными предложениями.
Что выберет себе кукла Оля?
Дети отвечают.
Да. Оля любит яблоки. А что любит есть Миша?
Дети отвечают.
Что любит обезьянка Чита?
Дети отвечают.
Да, Чита любит бананы! Иди, Леночка, дай Чите банан.
Ребенок выполняет.
Чем Лена угощает Читу?
Дети отвечают. А Чита хочет всех угостить ананасом.
Дети садятся за стол и угощаются ананасом. Воспитатель расспрашивает детей о вкусе ананаса, его аромате.
Задачи: учить проявлять сочувствие к другим детям, определять ярко выраженные эмоциональные состояния (плачет), безопасному поведению (не уходить от родителей), различать и называть действия взрослых, направленные на заботу о детях; расширять словарный запас; знакомить с транспортом; развивать ловкость.
Оборудование: кукла-мальчик, картинки с изображением действий детей, потерявших родителей (среди чужих людей, рядом с собакой, один в лесу, один на дороге и т.д.), игрушки телефон, самолетик или их изображения на картинке.
* * *
Воспитатель. Дети, вы слышите, кто-то плачет? Давайте посмотрим, может быть, кто-то стоит за дверью. (Открывает дверь, берет на руки куклу-мальчика, который продолжает плакать.) Как тебя зовут? Почему ты плачешь? Дети, как вы думаете, почему плачет мальчик?
Дети отвечают.
(Обращается к кукле.) Не плачь, мы тебе поможем. Дети, давайте пожалеем мальчика и успокоим его. Наташа, успокой мальчика. А ты, Сережа, что ему скажешь?
Ребенок отвечает.
Погладьте его по голове и скажите: «Не плачь, мы тебе поможем найти маму».
Кукла «успокаивается», «называет» свое имя (Юра).
Кукла Юра. Мы пошли с мамой в магазин за продуктами. Мама сказала мне, чтобы я никуда от нее не уходил. А я ее не послушал, вышел из магазина и пошел смотреть на птичек. Потом вернулся в магазин, а мамы там нет. Я побежал ее искать и совсем заблудился. Вот увидел детей в детском саду и пришел к вам. Помогите мне найти маму!
Воспитатель. Дети, как мы сможем помочь Юре?
Дети отвечают.
Надо позвонить в милицию, позвонить домой, отвести мальчика домой, если он знает дорогу и адрес. Дети, а что могло произойти с Юрой, если бы он не пришел к нам?
Дети отвечают.
Правильно, его могла напугать большая собака, а еще могли забрать чужие люди и увезти в другой город, он мог попасть под машину или заблудиться в лесу. Я вам сейчас покажу фотографии, а вы мне расскажите, что могло произойти с Юрой на вашей фотографии.
Дети отвечают.
Юра, ты понял, что могло бы с тобой случиться? Давайте сейчас позвоним по телефону и вызовем службу спасения, она нам поможет найти твою маму.
А вот и мама пришла.
Кукла мама. Сыночек мой, я тебя так долго искала, переживала. Ты больше не будешь от меня уходить. И всем деткам скажи, что от мамы уходить никуда нельзя, можно потеряться.
А теперь давайте все вместе покатаемся на самолете! (Показывают самолет.) Что это? Где у самолета крылья? Как он гудит? Куда летит самолет?
Дети отвечают. Затем дети расправляют руки в стороны, изображая самолет, и идут за воспитателем, повторяя стихотворение А. Барто «Самолет».
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме!
Дети-«самолетики» летают по группе мимо деревьев (конусы), домиков (стульчиков) и стараются не опрокинуть их. Воспитатель следит, чтобы дети бегали осторожно, не слишком опускали голову, не наталкивались на других.
Задачи: учить применять конструктивные умения в сюжетных играх, обыгрывать создаваемую совместно с воспитателем постройку, объединяться в игре с другими детьми, устанавливать взаимоотношения; воспитывать положительное эмоциональное отношение к сверстникам.
Оборудование: стулья (крупные строительные блоки, обручи), иг- рушки-пассажиры.
* * *
Воспитатель. Дети, вы хотите поехать в веселое путешествие?
Дети отвечают. А куда мы поедем?
Дети называют свои варианты, можно принять вариант ребенка, сменив запланированную тему поездки.
На чем мы поедем кататься?
Дети отвечают. Давайте построим автобус из стульев.
Дети строят под руководством воспитателя, он выбирает шофера из играющих — ему дается руль (колесико) — и напоминает при необходимости характерные действия. Дети и воспитатель садятся в автобус, шофер имитирует движение руля, а дети — шум мотора. Воспитатель рассказывает и комментирует, что и кого видят за окном, все машут рукой воображаемым пассажирам другого автобуса. Вместе с детьми могут поехать куклы, мишки, могут перевозиться грузы для детей из соседнего детского сада.
Автор: Винникова Галина Ивановна
Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека
Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Куклы в гостях у детей»
Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»
Индюкова Ольга Владимировна # 3 февраля 2018 в 18:32 0 |
Данный материал будет полезен воспитателю при создании картотеки дидактических игр. Мне очень понравилось, что не только прописан ход игры, но и обозначены задачи, перечислено необходимое оборудование. Копируй и распечатывай! Очень удобно. Спасибо за Ваш труд! |
Ольга Владимировна Индюкова # 4 февраля 2018 в 22:03 0 |
Людмила Витальевна Фадеева # 18 апреля 2018 в 19:24 0 | ||
|
Наталья Вячеславовна Семушина # 7 октября 2019 в 17:11 0 | ||
|