Игровые упражнения с элементами массажа для детей 5-7 лет на развитие мелкой моторики

Игровые упражнения для развития мелкой моторики  (с элементами массажа)

Автор: Хлиманок Елена Леонидовна, учитель – логопед, МБДОУ детский сад №57 «Дюймовочка»,  г. Сургут  ХМАО-Югра

Описание работы: Учёными доказано, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Поэтому для ребёнка с нарушением речи особенно актуальным является  развитие мелкой моторики. В арсенале у каждого педагога  найдется несколько специальных упражнений «пальчиковой гимнастики».

У меня  родилась идея создать небольшой альбом себе в помощь (на основе технологии разработанной Е.И. Черновой, Е.Ю. Тимофеевой).   Данное пособие простое в использовании, так как каждый лист альбома это новая игровая ситуация с короткой и чёткой инструкцией. Метки для «шагов пальчиками» выполнены из разных круп и материалов: горох, гречка, рис, чечевица, поролон и других. Такие метки создают эффект массажа, который необходим для активизации нервных окончаний и снятия напряженности пальчиков. Игровые упражнения использую на индивидуальных занятиях с ребёнком  во время физкультминуток.

Игровые упражнения  «Весёлые сюжеты»

Игровые упражнения предназначены  для детей  5 – 7 лет.

Игровое упражнение «Кенгуру»

Цель: развитие координации движений и тактильной чувствительности пальцев рук.

Оборудование:  картинный материал из альбома «Весёлые сюжеты».

Ситуация:  Помоги кенгуру перепрыгнуть с камешка на камешек, чтобы добраться до дерева и покормить кенгурёнка.

Инструкция: «Прыгай» всеми пятью пальчиками правой руки по камешкам (меткам).  Произнеси стихотворение.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики

По зеленому лужку

Скачет быстро кенгуру,

Есть заботы по утру:

Надо покормить ребенка,

Маленького кенгурёнка.

Автор: С. Антонюк

Игровое упражнение «Белочка»

Цель: развитие координации движений и тактильной чувствительности пальцев рук.

Оборудование:  картинный материал из альбома «Весёлые сюжеты».

Ситуация:  Помоги белочке добраться до дерева.

Инструкция: «Прошагай» пальчиками правой руки по меткам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний. Произнеси стихотворение.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики

Маленькая белочка,

С веточки на веточку

Прыгает и  скачет, 

Орешки в дупло прячет.

Автор: С. Антонюк

Игровое упражнение «Лягушка»

Цель: развитие координации движений и тактильной чувствительности пальцев рук.

Оборудование:  картинный материал из альбома «Весёлые сюжеты».

Ситуация: Помоги лягушке добраться до своих подружек-лягушек.

Инструкция: «Прыгай» пальчиками левой руки по меткам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний. Произнеси стихотворение.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики

«Ква-ква-ква!» - поют лягушки.

«Приходите к нам подружка!

Здесь и кочки и  болото –

Красота!.. И петь охота!»

Автор: Е. Груданов

Игровое упражнение «Черепаха»

Цель: развитие координации движений и тактильной чувствительности пальцев рук.

Оборудование:  картинный материал из альбома «Весёлые сюжеты».

Ситуация: Помоги черепахе добраться до своего домика.

Инструкция: «Прошагай» пальчиками левой руки по меткам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний. Произнеси стихотворение. 

Игровые упражнения для развития мелкой моторики

По тропиночке лесной

Черепаха шла домой,

На пруду она была -

Там живёт ее родня.

Автор: С. Антонюк

Игровое упражнение «Лошадка»

Цель: развитие координации движений и тактильной чувствительности пальцев рук.

Оборудование:  картинный материал из альбома «Весёлые сюжеты».

Ситуация:  Помоги лошадке выполнить «зарядку».

Инструкция: «Прыгай» всеми пятью пальчиками правой (левой)  руки по камешкам (меткам). Произнеси стихотворение.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики

"Ты куда спешишь, лошадка?" -

"У меня с утра зарядка!

Тороплюсь я в чисто поле,

Чтобы там побегать вволю!"

Автор: Т. Ефмова

Игровое упражнение «Рыбка»

Цель: развитие координации движений и тактильной чувствительности пальцев рук.

Оборудование:  картинный материал из альбома «Весёлые сюжеты».

Ситуация:  Помоги рыбке догнать свою рыбку - подружку.

Инструкция: Каждым пальчиком правой руки проведи дорожку от одной рыбки к другой. Произнеси стихотворение.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики

Рыбка рыбку догоняла,

Рыбка хвостиком виляла,

Ткнулась в брюшко  - Догнала!

- Эй, подружка! Как дела?

Автор: Т. Второва

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук

Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет

Развитие мелкой моторики у детей

Упражнения для дошкольников на развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мастер-класс

Ольга Третьякова # 23 октября 2013 в 18:13 0
ЗАмечательная игра))) использование различных материалов позволяет обогатить тактильный опыт ребенка, а еще, если они заинтересуются то и дома у мамочки спросят крупу поиграть))))
Елена Хлиманок # 24 октября 2013 в 14:27 0
Ольга, спасибо за отзыв. Современных ребятишек трудно чем-то удивить. Когда они играют в подобные игры - радости нет предела! Я начинаю понимать, что крупа хороша не только в каше.
Ольга Шахова # 23 октября 2013 в 19:00 +1
Елена Леонидовна, спасибо Вам за очень ценный для меня материал.Переоценить важность развития мелкой моторики для общего развития ребенка невозможно. Спасибо за идеи интересных игр, возьму в свою копилку с огромным удовольствием. Удачи в конкурсе!
Елена Хлиманок # 24 октября 2013 в 14:31 0
Ольга, большое спасибо за добрые слова и пожелания!!!
Елена Эдуардовна Васильева # 24 октября 2013 в 17:55 +1
лена, ваш альбом очень понравился своей простотой, красочностью и доступностью! Все яркое привлекает детей, а крупы способствуют  массажу пальчиков. Спасибо за идею!
Елена Хлиманок # 25 октября 2013 в 12:19 0
Елена Эдуардовна, большое спасибо за отзыв!!!
Ольга Васецкая # 27 октября 2013 в 19:37 0
Очень интересная игра
Марина Владимировна Склюева # 9 января 2014 в 18:05 +1
Ваше решение мне очень понравилось! Несомненно, понравится и детям! У меня родилась тут же идея - приклеить на кружочки круги от иппликатора Кузнецова. А еще есть книга Тимофеева, Чернова "Пальчиковые шаги", там мы с детьми шагаем пальчиками по кружочкам, шагаем по лесенкам и т.д. Сегодня же начну ее заклеивать по вашему примеру крупами, шершавой бумагой и еще чем-нибудь!
ЛюДмИлА # 8 февраля 2014 в 21:26 0
Очень интересно и увлекательно)
Светлана Николаевна Крючкова # 3 апреля 2014 в 17:02 +3
очень интересный материал. сейчас наш детский сад реализует задачу Здоровьесберегающих технологий. материал как раз в тему. обязательно познакомлю с ним коллег. и, конечно, возьму в свою пед копилку.сама часто использую упражнения с элементами массажа, но без наглядных средств. теперь имею представление, как это интересно и увлекательно для детей. Спасибо вам! творческих успехов!
Наталия Александровна Кондратьева # 28 июня 2014 в 14:51 0
Надо же, как просто, красочно и здорово! Не перестаю удивляться таланту и изобретательности педагогов! Вы все такие молодцы! Как повезло Вашим детишкам, Елена Леонидовна! В Вашем пособии задействованы и речь, и тактильные ощущения, и познавательный интерес, и массаж, и положительные эмоции, и сенсорика. У нас есть с крупой мешочки, звуковые медальоны, рисуем крупой, делаем аппликации и т.д., а вот таких массажных дорожек-поскакушек нет. Беру в копилку, спасибо! Успехов вам!
Наталия Александровна Кондратьева # 28 июня 2014 в 14:58 0
Хотелось бы ещё добавить, что подобные пособия вполне можно использовать и для детей младшего дошкольного возраста. Разнообразие тактильных ощущений и массаж важны уже с младенчества, а проговаривать стихотворение вначале может и сам взрослый, ребёнок будет потом повторять. Тифлопедагогам такие тренажёры тоже очень пригодятся.
Наталья Викторовна Петелина # 12 февраля 2015 в 18:52 0
Елена Леонидовна, мне тоже понравилось это пособие. Сейчас очень много детей с нарушениями речи. Родители чаще всего не знают как развивать мелкую моторику, что уж говорить о пуговицах. Им проще застегнуть самим - будет быстрее. Этой идеей я поделюсь с коллегами. Спасибо.
Маргарита Вячеславовна Хавкало # 4 октября 2015 в 13:57 0
Коллега, вы умница! Как я люблю такие игры! Что говорить про детей? Яркое, красочное пособие!!! На своих музыкальных занятиях я тоже люблю брать игры с элементами самомассажа. Это, своего рода, разрядка для детей, минутка отдыха проведённая с пользой! спасибо!
Анна Владимировна Кутырова # 3 февраля 2016 в 22:17 0
Добрый вечер!
Отличное пособие. По своему опыту знаю, что дети очень любят перебирать и играть со всякими крупами, бусинами, фасолью и т.д. Эти игры доставляют им огромное удовольствия. В моем логопедическом кабинете эти игры очень востребованы.
Спасибо вам!