Как развивать мелкую моторику рук у дошкольников?
На этот вопрос вы найдёте ответ, изучив данный мастер-класс.
Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»
Автор мастер-класса: Гребеник Зоряна Михайловна – воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик» города Невинномысска
Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений вцелом.
1. «Волшебный мешочек» способствует развитию тактильных ощущений у дошкольников. Определение на ощупь формы, количества обследуемых предметов активизирует мыслительную деятельность, восприятие. Помогите ребенку познать новые загадочные ощущения.
Материалы:
1. Крышки от пластиковых бутылок
2. Клей
3. Несколько полос из потолочной плитки (плотного картона и т.д.)
4. Ткань
5. Резиночки или ленты для завязывания мешочка
Вначале готовим необходимые материалы. Определяем необходимое количество крышек на полосе: для младших дошкольников 1 – 3 штуки, а для детей постарше – можно наклеивать крышки в два ряда.
Затем помещаем полоски с наклеенными крышками в сшитые мешочки и завязываем резинкой или лентой.
Теперь можно предложить ребенку несколько мешочков, чтобы малыш ощупал содержимое, определил форму и количество обследуемых предметов.
2. «Чудесные прищепки»: «Дерево» и не только…
Особенный интерес у малышей вызывают прищепки. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и речи.
Материалы:
1. Бумага для нанесения шаблона
2. Фанера, ДВП или потолочная плитка для основной формы оборудования
3. Цветные прищепки
4. Краски гуашь (акрил)
5. Ножницы
6. Электролобзик
7. Канцелярский нож.
На бумаге создаем эскиз оборудования, переносим на материал для основы. Если использовать более плотные материалы (фанера, ДВП), то необходимо для выпиливания воспользоваться электролобзиком, если же Вы воспользуетесь потолочной плиткой, то силуэт оборудования можно вырезать канцелярским ножом.
Затем необходимо приступить к окрашиванию поверхности гуашью (акриловой краской). Если использовать плитку, то для ее окрашивания необходимо в краску добавить немного обезжиривающего средства (шампунь, жидкое мыло и т.д.)
Теперь можно экспериментировать с цветами прищепок. Если «Деревце» осеннее, то прищепки могут быть желтыми, красными и т.д. Если летнее или весеннее – то зелеными…
А если ребенок заинтересуется «Чудесными прищепками», то можно предложить ему сложить сюжетную композицию – Ваша фантазия Вам поможет.
Например, такие несложные персонажи…
3. Сухой бассейн «Цветок» может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне. Давайте подарим нашим малышам минуты смеха и новые ощущения!
Материалы:
1. Пластиковые бутылки (вместительность и количество по вашему выбору). В нашем бассейне их 14 штук.
2. Цветная самоклеящаяся пленка (бумага) для украшения бутылок
3. Ножницы
4. Скотч
5. Крышки от пластиковых бутылок или пластмассовые контейнеры от Киндер-сюрпризов (чем больше, тем лучше)
6. Ткань для оформления бассейна снаружи в виде чашеложе цветка.
7. Потолочная плитка, коробочный картон для основания сухого бассейна.
Подготавливаем необходимые материалы и запасаемся содержимым сухого бассейна. Практика показала, что для дошкольников интересен любой предлагаемый материал? Крышки, киндеры, маленькие игрушки. Если размер игрушек слишком маленький, а ребенок в возрасте до 3 лет, то обратите особое внимание на то, чтобы Ваш дошколенок не брал игрушки в рот.
Далее вырезаем основание сухого бассейна в виде круга. Размер определите оптимальный для Вашего помещения и применения. Бутылки украшаем разноцветной самоклеящейся пленкой и размещаем горловиной вниз. У самого горлышка бутылки тонкое место лучше срезать ножом или ножницами для более плотного прилегания ко дну. Бутылки между собой склеиваем скотчем.
Далее приступаем к оформлению внешней стороны «Цветка». Используем для этого зеленую ткань, драпируем ее с помощью ниток и иголки.
Заполняем бассейн крышками, мелкими игрушками и т.д.
А теперь самое приятное – пусть Ваши малыши найдут на дне сухого бассейна что-нибудь особенное и испытают новые ощущения!
Желаю Вам творческих находок!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук
Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет
Развитие мелкой моторики у детей
Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»
Упражнения для дошкольников на развитие мелкой моторики рук