Конкурсы

Игры для дошкольников по теме: Транспорт

Развивающие и обучающие игры для детского сада

Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбург

Игры для детей дошкольного возраста по теме «Транспорт» разрабатывались с использованием элементов ТРИЗ. Направлены на развитие воображения, творческого мышления, умения находить черты сходства и различия между объектами, умения видеть «двойственность» предметов и явлений (хорошо-плохо).

Игры для детей дошкольного возраста по теме «Транспорт»

1. «Назови часть целого».

Цель – научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).

Автомобиль (целое) – колеса, стекла, руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник, бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т.д. (части)

Гараж – машина, инструменты, крыша, стены, замок, бензин в канистре, дверная ручка, запасные шины и т.д.

2. «Автомобиль из геометрических фигур»

Цель – развивать воображение, творческое мышление, комбинаторные способности детей.

Детям предлагается набор геометрических фигур разного размера и цвета. Задание – используя эти фигуры, «построить» автомобиль (для детей младшего возраста возможно использование карточек с образцами).

3. «Узнай по описанию»

Цель – развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).

Материал – набор карточек с изображением разных видов транспорта (н-р, легковой автомобиль, автобус, пожарная машина и т.д.).

Взрослый вызывает одного ребенка, дает ему карточку и предлагает описать, какой автомобиль на ней изображен, но не называть его. Остальные дети угадывают по описанию и называют, какой это автомобиль. Первый из детей, кто правильно угадал, получает следующую карточку и игра продолжается.

4. «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)

Цель – учить аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблице, развивать управляемое воображение.

Материал – треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, овалы небольшого размера на каждого играющего ребенка, морфологическая таблица.

Воспитатель показывает детям морфологическую таблицу с геометрическими формами.

Воспитатель говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке отправляется в путешествие автомобиль.  На этой необыкновенной дорожке живут геометрические фигуры. Повстречался автомобиль с треугольником и стал треугольным. Как вы думаете, каким сталавтомобиль? Дети берут треугольный лист бумаги  и на нем рисуют детали (окошки, двери, фары и т. д. – важно!Все эти детали, части тоже должны быть треугодными).Затем дети демонстрируют свои «треугольные автомобили», рассказывают о них.

Аналогично автомобиль становится круглым, прямоугольным…

На своей морфологической дорожке воспитатель или прикрепляет один из рисунков детей или рисует свой вариант треугольного (круглого, прямоугольного  и т.д.) автомобиля.

Затем с детьми идет обсуждение (по принципу «Хорошо-плохо») – почему хорошо, когда автомобиль треугольный (н-р, на его поверхности не задерживается снег и машину не надо будет чистить зимой и т.д.), почему плохо, когда машина треугольная (н-р, треугольные колеса не могут катиться, и машина не сможет ехать  и т.д.)

5. «Что лишнее?»

Цель – учить детей классифицировать предметы; находить предмет, который отличается от остальных по одному или ряду признаков.

Материал – набор карточек, на каждой из которых нарисовано несколько предметов, один из которых отличается от остальных.

Например:

1. автобус, легковой автомобиль, пожарная машина, велосипед

2. автомобильная дверь, колесо, руль, стол

3. грузовик, автобус, легковой автомобиль, самолет и т. д.

6. «Перечислить как можно способов использования автомобиля»

Цель – развивать воображение, логическое мышление.

Взрослый предлагает детям перечислить, как можно использовать автомобиль. 

Например:

- передвижение по поверхности земли

- перевозить грузы

- укрываться от дождя

- путешествовать

- в машине можно переночевать

- часть машины можно использовать для оформления клумбы (колесо)

- выставки автомобилей в музее

- спортивные соревнования – гонки

- часть машины можно использовать для обучения плаванью (шина)

- металлолом

- освещение в темноте (фары)

- подача разных сигналов (звуковые, световые)

- рисование (на дверях машины)

- игры для детей (старый автомобиль) и т.д.

7. «Путешествие водителя и автомобиля по волшебной дорожке» (части суток)

Цель – учить аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблицы, развивать управляемое воображение, закреплять знания частей суток.

Материал – морфологическая таблица (части суток), карандаш

Воспитатель говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке будут путешествовать водитель и автомобиль. Рисует или показывает дорожку.

 

утро

день

вечер

ночь

водитель

 

 

 

 

 

автомобиль

 

 

 

 

 

«Как только водитель и автомобиль попали на волшебную дорожку – наступило утро.

- Что водитель делает утром? (просыпается, делает зарядку, умывается и т.д.)

- А что автомобиль делает утром?  (стоит в гараже, его заправляют бензином, заводят и т.д.)»

Взрослый делает схематические зарисовки ответов детей.

Аналогичным образом путешествие продолжается по остальной дорожке.

8. «Кто кем будет? Кто кем был?»

Цель – учить видеть, как могут меняться предметы и явления во времени.

Детям задаются вопросы:

1.  чем был раньше автомобиль (железом, запчасти на заводе, автомобиль, передвигаемый лошадьми и т.д.)

2.  чем будет автомобиль в будущем (летающий автомобиль, экологически безвредным, металлоломом, будет передвигаться без колес и т.д.)

9. «Хорошо – плохо»

Цель – учить видеть «тайну двойного» в предметах и явлениях, познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо – плохо»

1. Когда есть автомобили – это «хорошо». Почему?

Например, можно быстро передвигаться, перевозить тяжелые грузы, перевозить много пассажиров, машины красивые, крепкие и т.д.

2.  Когда есть автомобили – это «плохо». Почему?

Например, автомобиль шумный, тратит много бензина, нуждается в ремонте, нужно много умных людей, чтобы его построить, нужно учиться его водить, учить правила дорожного движения, засоряет атмосферу, можно попасть в аварию и т.д.

10. «Наоборот»

Цель – расширять словарный запас за счет прилагательных, учить называть противоположные по смыслу слова.

Взрослый называет детям слова – признаки автомобиля, задача для детей называть противоположные по значению слова.

Например, машина – какая?

- быстрая – медленная

- шумная – тихая

- легкая – тяжелая

- пассажирская – грузовая

- двигающаяся – неподвижная

- вредная – полезная

- огромная – маленькая

- твердая – мягкая

- мирная – военная

- гладкая – шероховатая

11. «Придумай новую машину»

Цель – развивать воображение детей, развитие мелкой моторики рук, учить разрешать проблемные ситуации.

Вариант 1 – взрослый просит детей придумать новую машину и нарисовать ее. Затем каждый ребенок рассказывает о своем рисунке.

12. «Чем похожи, чем отличаются»

Цель - учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.

Чем похожи:

- Машина и велосипед

-  Машина и самолет

- Машина и ролики

- Машина и зонтик

- Машина и кастрюля

Чем отличаются:

- Машина и автобус

- Машина и сумка

- Машина и тележка и т. д.

13. «Противоречия»

Цель – учит детей разрешать противоречия, логически мыслить, развивать воображение

Примеры возможных противоречий:

1.  машина должна шуметь, чтобы ехать; и не должна, чтобы не мешать людям (решение – беззвучная машина, люди в наушниках)

2.  машина должна быть большая, чтобы перевезти больше грузов; и машина не должна быть большая, т.к. она занимает много места (решение – многоэтажная машина, передвигается по воздуху, не мешая остальным)

3.  машину нужно заправлять бензином, чтобы она ехала; и не нужно, т.к. это дорого (машина, работающая на солнечных батареях)

Данные игры могут быть использованы в работе с детьми разного возраста.

Возможна корректировка содержания игры в зависимости от темы (т. е. игры применимы к различным темам: животные, цветы, продукты питания и т. д.)

Рекомендуем посмотреть:

Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет

Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игр

Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости

Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет

Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет

Наталья # 7 апреля 2014 в 21:29 0
Спасибо! Очень хороший материал!