Чем можно занять малыша, пока мама готовит? На кухне много интересных вещей, которые могут увлечь ребёнка.
Уберите из кухонных ящиков потенциально опасные предметы, наполните их безобидными цветными губками, пёстрыми прихватками, жестяными и пластмассовыми крышками и позвольте крохе исследовать кухню самостоятельно. А банки и контейнеры легко могут превратиться в звонкие барабаны и необычные гаражи. Наблюдайте за ребёнком — и вы поймёте, что именно ему интересно.
Дети очень любят подражать взрослым. Пригласите на кухню гостей (игрушки), позвольте девочке стать хозяйкой и приготовить для них обед. А мальчик может перевозить грузы на машинке — крупу или консервные банки.
Найдите для ребёнка на кухне подходящее занятие — и вы убедитесь, что готовить стало намного проще и спокойнее.
Все мамы немного волшебницы. Превратите обычное блюдо в совершенно новое — и ребёнок будет доволен, и у вас появится несколько дополнительных минут для кухонных хлопот. Например, предложите малышу сделать шашлык из... винограда.
Толстенький кабачок можно превратить в необычный поезд и предложить малышу разрисовать его фломастерами (позже его надо будет очистить от кожуры), чтобы всем было веселее — и пассажирам, и машинисту.
Помните о том, что каждая игра хороша для своего возраста. Ребёнку надо объяснять, что с продуктами и кухонной утварью можно делать, а чего — нельзя. Нельзя бросать еду на пол и портить — всё это создано трудом, надо бережно относиться к продуктам. Нельзя бросать на пол эмалированные кастрюли — от них может отколоться кусочек эмали и использовать такие кастрюли будет уже нельзя. Также нельзя брать то, что мама не разрешает.
Объясните ребёнку, что крупу в сыром виде люди не едят — мама варит из неё кашу и только после этого её можно есть. В крайнем случае, разрешите попробовать несколько зёрнышек под вашим присмотром: «Твёрдые зёрнышки, невкусные! Правда? Ну, выплюнь их мне на ладошку. Будешь ещё их брать в ротик? Не надо такие зёрнышки в ротик брать. Лучше мы с тобой из них потом кашку сварим».
Что понадобится: несколько видов круп, пластиковый и металлический контейнеры, любые другие ёмкости — баночки из-под йогуртов и сметаны, кукольная посуда, старое одеяло или покрывало.
На кухне постелите на пол одеяло или покрывало. Приготовьте контейнеры с крышками, различные пластиковые баночки (убедитесь, что у банок нет острых режущих краёв), кукольную посуду.
Посадите малыша на одеяло. Скажите ему: «Смотри, Машенька, какие зёрнышки. Мы из них варим кашу для Машеньки. Это гречка. Любишь гречневую кашу? Да, любит наша Маша гречневую кашу. А вот это рис. Зёрнышки беленькие, длинные. Ну-ка, давай возьмём их в ладошку. Ах, какие зёрнышки! Давай высыплем их в контейнер. Вот как они стучат по донышку!»
Закройте контейнер крышкой и покажите ребёнку, как он шумит. Можно сравнить, какой контейнер с крупой шумит сильнее — пластиковый или металлический.
Малыш обязательно будет пробовать крупу на вкус. Позвольте ему это сделать под вашим присмотром. Объясните, что такие зёрнышки едят только птички. А для деток варят кашу.
Теперь ребёнок может самостоятельно играть с контейнерами и крупой. Обычно это занимает его надолго. Мама, присматривая за ребёнком, успевает что-нибудь приготовить.
Когда малыш закончит играть, поднимите одновременно уголки одеяла — вся крупа окажется в центре. Соберите её в контейнер и закройте крышкой. Крупу можно использовать ещё несколько раз для этой игры или для творческих занятий.
Что понадобится: кастрюля, поварёшка, тарелка, ложка.
Вы готовите, а ребёнок не знает, чем заняться? Познакомьте его с посудой: «Привет, Антошка! Я большая ложка! Я с тобой дружу, суп съесть помогу!» И спросите малыша: «Что мы скажем ложке? Ну-ка, ответь своей помощнице: «Привет, ложка! Меня зовут Антошка! Мне нравится с тобой дружить!» А что там у нас стоит на плите? Как это называется?»
Познакомьте малыша с поварёшкой, с тарелкой, с кастрюлей, которая варит суп для всей семьи: «Я — кастрюля-варюля. Я суп варю вкусный, полезный. Вот какая я большая, потому что супа много надо, для всей семьи. Для кого суп? Для папы, для мамы, для дедушки, для бабушки и для Антошки. Правда, я молодец?»
Можно дать ребёнку ложку и кастрюлю, которые не задействованы в данный момент в приготовлении пищи — пусть малыш поиграет ими. Объясните, что все эти предметы можно назвать одним словом — «посуда». Такие занятия не только помогают весело провести время, но и развивают речь, фантазию.
Что понадобится: тумбочка с выдвижными ящиками или несколько закрывающихся коробок разного размера, новые цветные губки, пластиковые и жестяные крышки от банок, контейнеры с крышками, пластмассовые или силиконовые формочки для печенья.
Если у вас есть кухонная секция с выдвигающимися ящиками, стоит превратить её в большую увлекательную игрушку. Уберите из ящиков все потенциально опасные вещи: острые и бьющиеся предметы, банки и крышки с острыми краями, опасные мелочи. Положите в ящики то, что может заинтересовать малыша: цветные губки, красивые крышки, наборы контейнеров (хорошо, если их можно сложить, как матрёшку, закрывая при этом каждый крышкой). Можно добавить несколько чистых тряпочек, прихваток, кубиков или игрушек.
Позовите малышку на кухню. Спросите её: «Анечка, ты знаешь, что спрятано в ящиках? Хочешь посмотреть? Посмотри, твоей куколке Насте очень хочется узнать, что же там. Интересно, что вы тут сможете найти?»
Если у вас нет такой кухонной секции, возьмите несколько коробок с крышками. Если они разных размеров, вложите одну в другую. В коробки можно положить не только кухонные принадлежности, но и ленты, бусы, другие интересные малышу предметы.
Что понадобится: тряпочки для вытирания пыли и стола.
Если вы вытираете стол или мебель, вручите тряпочку и ребёнку: «Васенька, ты у меня уже такой большой, настоящий помощник. Смотри, как мама вытирает стол. Ты так сумеешь? Возьми тряпочку. Тряпочка влажная. Мы с тобой стол протрём — ах, как чисто станет! Бабушка будет хвалить и маму, и Васеньку. Вот какой у меня сыночек молодец!»
Что понадобится: свежевыжатый сок (овощной или фруктовый), формочки для льда, стакан с водой, блюдце, ложка.
Выжмите по несколько ложек морковного, свекольного, апельсинового и лимонного сока. Налейте его в формочки для льда и поставьте на несколько часов в морозильную камеру. Когда сок замёрзнет, возьмите стакан, наполните его на треть чистой водой. Положите замороженный сок на блюдце.
Покажите малышу льдинки. Объясните, что это такое. Предложите взять ложку и положить один из кубиков в стакан с водой. Удивитесь вместе тому, что льдинка плавает.
Скажите малышу, что он может и другие льдинки аккуратно переложить ложкой в стакан.
Налейте чай. Спросите ребёнка: «Алёшенька, ты хочешь чай со вкусом лимона или апельсина?» Попросите ребёнка выбрать жёлтую или оранжевую льдинку и положить в чай. Объясните, что холодная льдинка в тёплом чае растает, а чай станет холоднее и вкуснее.
Льдинки с овощным соком можно добавить в суп.
Внимание! Пока чай или суп горячий, не придвигайте их близко к ребёнку. Не позволяйте класть в еду слишком много льда. Объясните малышу, что можно взять в рот только очень-очень маленькую льдинку. Но не стоит брать в ротик большие кубики льда, потому что может заболеть горлышко.
Что понадобится: яблоко или картошка, зубочистки.
Сделайте из яблока ёжика — воткните в него зубочистки.
Скажите ребёнку: «Посмотри, какое яблочко нам ёжик из леса прислал. Этот ёжик очень любит загадки загадывать. Поэтому и яблочко отправил не простое, а колючее. Каждую колючку можно вытащить, только сначала надо назвать какой-нибудь фрукт или овощ. Вот какой хитрый ёжик! Он, наверное, думает, что мы не знаем так много овощей и фруктов! А мы справимся с его задачкой! Правда? Ты вытаскивай зубочистки, а фрукты и овощи мы будем называть по очереди!»
Дети постарше могут называть или только фрукты, или только овощи.
С малышами вместо фруктов и овощей можно называть блюда, которые входят в ваше обычное меню.
Что понадобится: фрукты, овощи, тарелка, кастрюля.
Вымойте несколько разных фруктов и овощей.
На тарелку положите вымытые фрукты и овощи. Попросите малыша внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться или крепко закрыть глазки. Выберите фрукт или овощ, накройте его перевёрнутой кастрюлей.
Скажите ребёнку, что глазки можно открыть: «Сашенька, смотри — кастрюлька спрятала какой-то фрукт. Попробуй отгадать, что там. Кастрюлька думает, быстро ли Сашенька сможет отгадать».
Если ребёнку трудно отгадать, подсказывайте: «Этот фрукт зелёный, но может быть и жёлтым, и красным. Красные растут у нас на даче. Мы из этих фруктов варим компот и варенье, печём с ними пироги. Этот фрукт называется на букву „Я"».
Если малыш не может отгадать, позвольте ему заглянуть под кастрюлю «на секундочку».
Когда загадка отгадана, наступает очередь ребёнка прятать другой фрукт или овощ под кастрюлю.
Что понадобится: зубочистки или деревянные палочки для шашлыка, виноград (лучше без косточек), тарелка.
Положите перед ребёнком зубочистки и поставьте блюдо с виноградом. Скажите: «Катриночка, я пока супом займусь, а ты сделай, пожалуйста, вкусный десерт. У нас сегодня будет сладкий шашлык. Давай покажу, как его сделать. Берёшь виноградинку и накалываешь её аккуратно на палочку. Теперь ещё одну. Видишь, ещё место осталось — можно ещё виноградинки добавить».
Пусть ребёнок складывает шашлычки на тарелку. К винограду можно добавить заранее нарезанные кусочки яблока и груши.
Что понадобится: кукурузные палочки, зубочистки.
Бывает так, что мама, занимаясь кухонными делами, предлагает ребёнку в это время немного перекусить фруктами или кукурузными палочками.
Чтобы этот процесс проходил интереснее и занял больше времени, дайте малышу зубочистки. Покажите ребёнку, что с помощью зубочисток можно не только есть кукурузные палочки, но и делать из них скульптуры. Если малышу понравится это занятие, положите все скульптуры на тарелку. Когда малыш закончит играть в скульптора, выберите вместе самые интересные скульптуры и сфотографируйте их.
Вариант 1
Что понадобится: 10 яблок или ярких жестяных крышек от банок, или цветных поролоновых губок.
Спрячьте на кухне в разных безопасных местах на высоте роста ребёнка ю яблок или других сюрпризов.
Скажите малышу: «Представляешь, Стёпочка, к нам в гости рано утром белочка прибегала. И принесла нам яблочки. Но мы ещё спали, и белочка все яблочки где-то на кухне спрятала. Она привыкла все свои запасы на зиму прятать, вот и яблочки решила тоже убрать куда-нибудь подальше, чтобы их не было видно. Ты сможешь их найти?»
Вариант 2
Что понадобится: сюрприз, небольшая коробочка.
В небольшую коробочку положите сюрприз. Это может быть что угодно: яблоко, горсть сухофруктов в пакетике. Спрячьте коробку на кухне в безопасном месте в пределах досягаемости ребёнка.
Скажите малышу, что где-то на кухне спрятан для него сюрприз. Предложите его отыскать. Если найти коробочку не так просто, подскажите ребёнку: «Я буду тебе помогать. Если я скажу „тепло", значит, сюрприз где-то близко. Если „холодно", значит, далеко».
Что понадобится: лист бумаги, карандаш, сыр или яблоко, поднос или большая плоская тарелка.
Нарисуйте на листе бумаги цветным карандашом букву, нарежьте кубиками сыр или яблоко, положите их на поднос.
Скажите малышу: «Смотри, Алёнушка, это буква „М" — мышкина буква. Сможешь нарисовать такую же? Только давай нарисуем её по- особенному. Не карандашами, не красками, а сыром. Мышки любят сыр. И не на листочке, а на подносе. У нас получится удивительная съедобная буква!»
Если ребёнку понравилось, спросите, чью ещё букву хочет «нарисовать» малыш.
Если букву по образцу сделать трудно, можно выкладывать прямо на листе бумаги поверх нарисованной буквы половинки сухих горошин или гречневую крупу.
Что понадобится: тканевый непрозрачный мешочек, небольшие твёрдые фрукты и овощи.
Выберите небольшие по размеру фрукты и овощи, вымойте их, высушите и положите в мешочек.
Скажите ребёнку: «Данечка, посмотри, какой мешочек. В нём что-то спрятано. Ты хочешь узнать, что там? Только он хитренький, так просто не отдаёт — просит угадать, что у него внутри. Давай я первая опущу руку в мешочек, поймаю там что-нибудь и попробую отгадать, что это. Та-а-ак... По-моему, это картошка! Ну-ка, посмотрим, угадала ли я? Да, точно — картошка. Теперь ты попробуй отгадать».
Кухня — вполне подходящее место для творчества: и вода рядом, и кухонный стол протереть не так трудно, если это вдруг потребуется.
А сколько интересных материалов здесь можно найти! И яичная скорлупа, и луковая шелуха, и крупы. А овощи и фрукты юный художник может рисовать с натуры. Или хотя бы раскрасить уже нарисованные фигурки, поглядывая на оригинал.
А ещё малыш здесь научится мыслить шире и не ограничиваться стереотипами. Ведь здесь мы найдём и необычные музыкальные инструменты, и удивительный холст, и очень странные кисточки.
Посмотрите на кухню как на творческую мастерскую: может, вы найдёте там что-то, что мы не заметили.
Что понадобится: варёная в мундире картошка, бумага, картинки из журналов, газета или пластиковая салфетка.
Отварите картошку в мундире, остудите её. Вырежьте из журналов картинки, которые могут понравиться ребёнку.
Скажите ребёнку: «Севочка, посмотри, какие картинки! Давай посмотрим, что тут есть интересного. Вот этот домик очень похож на бабушкин. Вот цветы такие же, какие у бабушки летом на клумбе расцветают. А это машинка, такая же, как у дедушки, только другого цвета. А вот трактор. Давай их на листочек наклеим — получится большая интересная картина! Только клей я тебе дам не совсем обычный».
Покажите малышу, как очистить картошину. Пусть большая её часть останется в кожуре — так она не будет выскальзывать из рук ребёнка.
Положите картинку на газету или пластиковую салфетку и покажите ребёнку, до её намазать картошкой. Пусть малыш приклеит первую картинку на листок под вашим присмотром. Дальше ребёнок может продолжать занятие самостоятельно.
Внимание! Молодая картошка плохо подходит в качестве клея.
Что понадобится: овощи, зелень.
Вымойте овощи и зелень.
Так можно поиграть, когда, например, мама занята заготовками на зиму и на столе лежат зонтики укропа, листья дуба и хрена, огурцы, помидоры, дольки чеснока.
Покажите ребёнку, что если воткнуть зонтик укропа в помидор, то это будет похоже на смешную причёску на голове. А если к тоненькому небольшому огурцу с двух сторон приложить по листику дуба, то фигурка станет похожа на пчелу.
Предложите малышу придумать свои необычные фигурки и объяснить, на что они похожи. О каждой из них можно рассказать целую историю. Например, как зовут пчёлку, куда она летит. Может, с ней приключилось что-то необычное?
Такие игры не только дают маме время на кухонные хлопоты, но и развивают воображение и речь малыша.
Что понадобится: кабачок с толстой кожурой, фломастеры.
Выберите светлый кабачок с толстой кожурой, чтобы фломастер не смог въесться в неё глубоко. Вымойте кабачок и вытрите его насухо.
Если на второе решено приготовить кабачок, с ним можно поиграть, пока мама варит суп.
Возьмите фломастеры, покажите ребёнку, как можно украсить кабачок. Этот овощ можно превратить в червяка. А ещё — в подводную лодку или диковинную рыбу. Наконец, кабачок можно просто украсить разноцветными узорами.
Что понадобится: варёные яйца, набор небольших фигурных наклеек, блюдце, 2—3 бумажные салфетки.
Сварите яйца, остудите их.
Иногда после Пасхи остаются небольшие красивые наклеечки, не связанные с религиозной тематикой. Это могут быть цветы, фигурки птиц и животных. Почему бы не занять с их помощью ребёнка, пока мама готовит?
Поставьте перед ребёнком блюдце, положите на него 2—3 бумажные салфетки. Положите на салфетки яйцо. С блюдца оно не скатится. А благодаря салфеткам яйцо не разобьётся, если малыш во время работы с ним нечаянно уронит его на блюдце.
Покажите ребёнку, как отделять наклейки от основы и приклеивать на яйцо. Скажите, что эти красивые яички будут сегодня украшением ужина.
Что понадобится: файл, крупные картинки из раскрасок, яичная скорлупа.
Возьмите картинки с крупными деталями, положите их в файл. Отварите и остудите яйца.
Если в салат нужны яйца, пусть малыш поможет вам их очистить. А потом может поиграть со скорлупой.
Покажите картинку с ромашкой: «Алисонька, посмотри сюда. Что это за цветочек? Правильно, ромашка. У нас с тобой есть белая скорлупа. Давай украсим ромашкины лепесточки — ромашка обрадуется такому украшению».
Хорошо, если будет и белая и тёмная скорлупа. Тогда можно покрыть мозаикой из скорлупы весь рисунок, чередуя тёмные и белые элементы.
Скорлупу можно просушить, положить в банку с крышкой и использовать повторно.
Что понадобится: одинаковые стеклянные стаканы, 1 — 2 карандаша.
Поставьте стаканы в один ряд. Один стакан оставьте пустым, в остальные налейте различное количество воды.
Если подуть в горлышко стеклянной бутылки, она отзовётся необычным звуком. Налейте в неё воду — звук изменится. Так обычная бутылка превращается в музыкальный инструмент. Для маленьких детей мы предлагаем другой вариант кухонных музыкальных инструментов.
Покажите ребёнку поставленные в ряд стаканы с водой. Возьмите в руки карандаш и объясните, что, если легонечко постучать по краю стакана, получится красивый звук. Стаканы с разным количеством воды звучат по-разному. Если у вас есть музыкальный слух, вы можете подобрать красивую мелодию.
Предложите малышу поиграть на этом «музыкальном инструменте» самому. А потом покажите ещё один способ игры: смочите пальцы и проведите ими по краю стакана.
Что понадобится: бумага, раскраски с крупными деталями, краски, блюдца, цветные губки для мытья посуды (или бумажные салфетки), газета или клеёнка, тряпка.
Приготовьте несколько блюдечек с краской — гуашь или акварель разбавьте водой. Разрежьте губки на 2 - 3 части. Рядом с каждым блюдечком положите по маленькой губке. Приготовьте ребёнку одежду, которую можно испачкать. Постелите на стол газету или клеёнку.
Скажите малышу, что рисовать можно не только кисточкой: «Посмотри, Зоенька: я аккуратно обмакну краешек губки в блюдечко, а теперь приложу губку к бумаге. Что у нас получилось?» Объясните, что каждую губку надо обмакивать только в своё блюдце, иначе все цвета смешаются, и картинка не будет красивой. Если ручки испачкались, их можно вытереть тряпочкой.
Можно дать ребёнку не только бумагу, но и раскраски с крупными деталями. А вместо губок использовать бумажные салфетки.
Что понадобится: цветные карандаши, яблоко, апельсин, лимон, морковь, помидор, кабачок, огурец, тарелки или блюдца, игрушка (например, медвежонок).
Вырежьте овощи и фрукты с картинки.
Вместе с ребёнком вымойте фрукты и овощи, вытрите их насухо. Пусть малыш положит каждый из них на отдельную тарелку или блюдце.
Дайте ребёнку карандаши, бумажные овощи и фрукты. Скажите ему: «Мишутка, посмотри внимательно: на тарелочках — настоящие овощи и фрукты. Ты помнишь, как они называются? Да, правильно: это — яблоко. Это — апельсин». После этого попросите малыша найти для каждого из них соответствующую бумажную фигурку и раскрасить её: «Настоящие фрукты и овощи едим мы с тобой. А игрушки любят, когда все продукты бумажные или пластиковые.
Смотри — медвежонок пришёл. Он будет смотреть, как ты раскрашиваешь. А когда ты всё раскрасишь, помоги медвежонку разложить все бумажные овощи и фрукты правильно: бумажную морковку на тарелочку к настоящей. И яблочко бумажное на тарелочку к настоящему. Медвежонок очень волнуется, справится ли он? Ты же ему поможешь, правда?»
Что понадобится: бумага, цветные карандаши, морковь, лимон, стакан, блюдце, чайная ложка.
Вымойте морковь и лимон, высушите их полотенцем.
Положите на лист бумаги морковь и помогите ребёнку аккуратно обвести её карандашом. Затем поставьте стакан и обведите донышко.
Обратите внимание малыша, что обведённая морковка похожа на ствол дерева. А донышко стакана круглое, как солнышко. Можно раскрасить «ствол» коричневым карандашом и дорисовать зелёную спираль — крону дерева. А солнышко должно быть ярким и лучистым.
После того как ребёнок закончит раскрашивать эту картинку, предложите нарисовать другую. Помогите малышу обвести другие предметы (например, лимон, блюдце и чайную ложку) и решить, на что они похожи.
Что понадобится: большой поднос, мелкая крупа (манка, пшено).
Насыпьте на поднос крупу.
Покажите ребёнку, что если провести пальчиком по крупе, на подносе останутся узоры. Предложите малышу нарисовать, а потом рассказать вам, что это такое.
Использовать в играх продукты и кухонную утварь — это интересно. Но, может, стоит пригласить на кухню ещё и игрушки?
Только договоритесь с ребёнком, что после игры он самостоятельно уберёт все игрушки на место. Объясните, что на маленькую кухню не стоит приносить большие игрушки, иначе места для игр не останется. И мягким игрушкам на кухне не место — они могут случайно испачкаться. Их потом придётся стирать и долго-долго сушить. Ещё на кухню не приходят игрушки, которые гуляют вместе с ребёнком на улице — там, где готовят пищу, надо соблюдать чистоту. А все остальные помощники вполне могут поиграть на кухне с малышом.
Маленькой хозяюшке будет интереснее готовить кашу, если ею можно угостить кукол. А ещё можно устроить косметический салон, где все средства исключительно натуральные, а, значит, самые полезные.
И для мальчиков найдётся подходящее занятие. На кухне можно построить дороги со светофорами, гаражи из различных материалов и целые города. Всё зависит только от вашей фантазии!
Что понадобится: небольшая игрушка и кастрюли, под которые игрушка может поместиться полностью, тёплый коврик для ребёнка.
Посадите ребёнка на коврик. Дайте ему кастрюли и игрушку. Покажите, что кастрюли можно перевернуть и положить под одну из них игрушку: «Настенька, закрой глазки. Открой. Ой, где наш утёнок? Убежал! Спрятался! Ну-ка, давай посмотрим, куда спрятался утёночек. Как ты думаешь, под какой он кастрюлей? Под этой? Ну-ка посмотри!»
Когда игрушка будет найдена, скажите малышу, что теперь он может спрятать игрушку, а вы пока отвернётесь. «Утёнок уже спрятался? Можно его искать? Подними, Настенька, жёлтую кастрюлю — наверное, под ней сидит утёночек. Нет его? Где же он может быть? Посмотри, Настенька, под самой большой кастрюлей».
Можно заменить игрушку апельсином. Или дать несколько игрушек и угадывать, где каждая из них спряталась.
Что понадобится: пластиковый контейнер, банка из-под молочной смеси (желательно с крышкой), карандаши, чайные ложки.
Дайте малышу пластиковый контейнер, банку из-под молочной смеси, карандаши. Покажите, как можно ритмично бить по дну и по крышке банки карандашами, пальчиком, ладошкой. Скажите, что у вас получился хороший барабан. Покажите, как можно отстукивать на нём несколько разных ритмов. Предложите ребёнку попробовать сыграть самому. Дайте ему ложки и пластиковый контейнер — пусть сам решит, какой барабан лучше, и придумает несколько ритмов.
Чтобы ребёнку было интереснее, посадите перед ним несколько игрушек и скажите, что игрушки пришли послушать удивительного барабанщика.
Что понадобится: набор контейнеров с крышками, коврик для ребёнка.
Посадите ребёнка на коврик. Дайте ему набор контейнеров с крышками. Покажите, что из контейнеров можно построить разные башни. Например, контейнеры, закрытые крышками, можно ставить друг на друга. Или снять с контейнеров крышки, перевернуть их вверх дном и выбрать самый большой из них. На него поставить контейнер поменьше и так далее.
Скажите малышу: «А теперь Димочка сам построит башню. Возьми, Димочка, контейнер, поставь его сверху на башенку. Вот как наша башня выросла! Как хорошо у Димы получается! Молодец, строй дальше. Высокая башенка получится у Димочки!»
Что понадобится: небольшие сюрпризы (это может быть маленькая игрушка или то, что любит малыш — кусочек яблока или груши, кукурузные палочки), наборы контейнеров, в которых контейнеры можно вложить друг в друга.
В самые маленькие контейнеры спрячьте сюрпризы. Закройте их крышками, положите в контейнеры побольше. Таким образом сделайте несколько «матрёшек» из контейнеров с разными сюрпризами. Спрячьте их на кухне в местах, доступных для малыша. Например, в шкафчике с кастрюлями. Или просто положите в угол и накройте платком.
Позовите малыша и покажите ему контейнер. Скажите, что где-то на кухне в таких контейнерах спрятаны маленькие сюрпризы. Но найти их сможет только настоящий сыщик.
Скажите ребёнку: «Давай проверим, внимательные ли у Алёнки глазки? Наверное, Алёнушка быстро найдёт все сюрпризы».
Что понадобится: игрушечный грузовик, полиэтиленовые пакеты для завтрака, крупы, овощи и фрукты, тарелки, контейнеры.
В полиэтиленовые пакеты насыпьте немного крупы. Пакеты завяжите так, чтобы ребёнок смог их легко развязать. Овощи и фрукты вымойте, положите каждый из них в отдельный пакет.
Поставьте в одном углу кухни на табуретку 2—3 контейнера с разными крупами. В другом — приготовленные вами небольшие пакетики с крупой. Скажите малышу, что большие контейнеры — это склад. А маленькие — это мешки с урожаем. Урожай надо перевезти на грузовике на склад и высыпать каждую крупу обязательно в свой контейнер. Очень важно ничего не перепутать, потому что крупа со склада пойдёт в кастрюлю с кашей.
Когда малыш разберётся с крупами, уберите контейнеры, похвалив ребёнка за то, что он хорошо потрудился. Предложите ему продолжить игру — разобрать овощи и фрукты.
На табуретку вместо контейнеров поставьте тарелки. И попросите малыша все морковки сложить на одну тарелку, все яблоки — на другую.
Что понадобится: большие прямоугольные контейнеры или коробки, маленькие игрушечные машинки.
Достаньте несколько больших контейнеров, положите их на пол на бок. Покажите малышу, как машинка заезжает в контейнер: «Смотри, Радюша, какой гараж нашла себе красненькая машинка. Как ты думаешь, он ей нравится? Она одна будет жить в этом гараже или сюда ещё одна машинка поместится?»
Скажите ребёнку, что остальные машинки тоже хотят такие гаражи: «Пусть гаражи для этих машинок стоят у этой стеночки. А вот для тех машинок гаражи поставь под столом. И пусть машинки друг к другу ездят в гости».
Чтобы ребёнку было интереснее играть, добавьте несколько «грузов», которые могут перевозить машинки: сложенную несколько раз бумажную салфетку, орешки в скорлупе, крышки от банок.
Что понадобится: кожура от огурца, блюдце, сметана, бумажные мягкие салфетки, полотенце, кукла.
Налейте в блюдце немного сметаны. Вымойте и очистите огурец. Кожуру от огурца положите на блюдце. Отправьте ребёнка хорошенько умыть личико. Оденьте его в одежду, которую не жалко испачкать, или повяжите полотенце так, чтобы при косметических процедурах одежда осталась чистой.
Скажите малышке, что вы сегодня в косметическом салоне. Покажите ей, как светлой стороной кожуры протирать лицо. Скажите, что это очень полезно — огурец увлажняет кожу. Когда она протрёт личико, скажите, что теперь коже требуется питание. Для этого её можно намазать сметаной, промокнув после салфетками.
Малышка может устроить косметические процедуры для кукол и, умыв их, протереть и их личики кожурой от огурца.
Что понадобится: небольшая кастрюля, поварёшка, тарелки или блюдца, ложки, куклы, 3 табуретки.
Хорошо играть с кукольной посудой, но с настоящей — гораздо интереснее. Дайте ребёнку небольшую кастрюлю, поварёшку, тарелки и ложки. Поставьте две табуретки. На одной из них будет «плита». На вторую пусть малышка посадит кукол и поставит перед ними на третьей блюдца или тарелки. Спросите девочку, какую кашу она будет варить куколкам. Можете вместе с малышкой рассказать куколкам, что каша очень полезная. Прокомментируйте, что делает девочка: «Смотрите, куколки, как Мариночка варит кашку — водичка закипела, Мариночка кладёт крупу в воду и ложкой кашу помешивает. Ах, какая вкусная кашка получится!»
Если девочка не захочет варить воображаемую кашу, дайте ей несколько маленьких вымытых картофелин и морковок и предложите сварить суп.
Что понадобится: мелкая картошка или морковка, маленькие машинки, контейнеры или кастрюльки.
Вымойте картошку и морковку.
Покажите ребёнку, как из картошин и морковок можно выложить лабиринт или дорогу. Скажите ребёнку, что маленькие машинки очень хотят поездить по этим дорожкам.
Чтобы играть было интереснее, в конце дороги или в стороне от неё поставьте контейнеры или кастрюльки. Это будут гаражи, автомастерские, заправочные станции.
Что понадобится: набор цветных губок для мытья посуды.
Дайте ребёнку цветные губки.
Покажите малышу, что из губок можно строить дома так же, как из кубиков. Предложите построить на столе или на стульях целый город.
Скажите, что самые лучшие дома вы потом сфотографируете.
Что понадобится: кукольная посуда, несколько игрушек, рис, гречневая крупа, горох, блюдце.
Смешайте в блюдце по столовой ложке риса, гречневой крупы и гороха.
Посадите кукол или любые другие игрушки перед пустыми игрушечными тарелками. Скажите ребёнку: «Ладочка, куколки хотят завтракать. Но Маша на завтрак хочет рисовую кашу. Диана — гречневую. А мышонок Пик любит гороховый суп. Возьми это блюдечко и выбери для каждой игрушки то, что ей больше нравится».
Когда маленькая хозяюшка наполнит тарелочки, обязательно похвалите её: «Молодец, Ладочка! Ты очень хорошо потрудилась. Все игрушки довольны».
Что понадобится: фрукты и овощи, кастрюля, 2 большие миски, игрушка.
Вымойте фрукты и овощи, положите их в кастрюлю.
Чтобы ребёнку играть было интереснее, возьмите помощницу — игрушку: «Егорушка, медвежонку мама велела положить фрукты в зелёную миску, а овощи — в жёлтую. Медвежонок плачет — не может справиться. Давай мы его утешим: „Не плачь, медвежоночек, Егорка тебе поможет". Ну-ка, Егорушка, посмотри, что там мама-медведица в кастрюлю положила? Что это? Картошка? Картошка у нас овощ, его надо положить в жёлтую мисочку. Пусть медвежонок повторит, что картошка — это овощ».
Когда задание будет выполнено, пусть мама-медведица похвалит медвежонка и его помощника и угостит их мёдом.
Что понадобится: маленькие машинки, 3 розетки для варенья или 3 кофейных блюдца, блюдце с ломтиками огурца, помидора, лимона.
Можно сделать на полу дорогу, как в игре «Дорога», из мелкой картошки и моркови. Поставьте блюдце с ломтиками огурца, помидора, лимона. Выстройте маленькие блюдечки так, чтобы получился светофор.
Объясните ребёнку, как работает светофор. Скажите, что красный свет загорается в верхнем кружочке и означает, что машины должны стоять и ждать зелёного света. Зелёный свет загорается внизу, а жёлтый — посередине. Когда горит жёлтый свет, надо быть очень внимательным. Это означает, что сейчас загорится зелёный или красный. При этом кладите в соответствующие блюдечки помидор, огурец или лимон. Проверьте, понимают ли машинки сигнал светофора. Положите помидор и спросите малыша, где должна остановиться машинка и какого сигнала светофора ждать.
Теперь ребёнок может сам управлять светофором и играть с машинками.
Если малышу трудно воспринять сразу столько информации, поставьте вместо светофора только одно блюдечко.
Автор: Асеева Ирина Ивановна
Колыбельные песни для детей до года
Игры на эмоциональное развитие дошкольников 2-3 лет
Развивающие игры про животных для детей 1-2 лет
Наталья Николаевна Бывальцева # 11 октября 2019 в 15:56 +1 | ||
|