Зимние подвижные игры для младших школьников на улице
Различные движения и упражнения на свежем воздухе являются эффективными средствами закаливания детей. В природных (уличных) условиях движения детей становятся более естественными и непринужденными.
Зимой, в холодное время года, длительность пребывания детей на воздухе сильно зависит от правильной организации их деятельности, от того, чем они занимаются: бродят от дерева к дереву или играют, двигаются и веселятся. Чем больше различных приспособлений находится на участке для прогулок, тем интереснее и разнообразнее можно проводить время. Если летом без специального оборудования для некоторых игр не обойтись, то зимой всегда можно использовать снег, из которого можно построить горки, снежные валы, снежные фигуры, мишенями могут служить деревья, стены и т. д.
Многие летние подвижные игры можно использовать и зимой: «Салки», «Колдунчики», «Гуси-лебеди» и т. д., но есть огромное количество игр, которые предназначены именно для снега и льда, что подразумевает зимнее время года (хотя упражнения и игры на коньках можно использовать в любое время года, ведь сейчас работает много катков), но даже катков со льдом зимой становится намного больше (заливаются хоккейные коробки), поэтому для коньков зима тоже является наиболее благоприятным периодом. Во многие игры зимой играть намного интереснее, чем в любое другое время года. Дети всегда с радостью встречают снег, а уж если им предоставляется возможность с ним поиграть, то они просто в восторге. Необходимо только следить за их состоянием, чтобы у всех была подходящая одежда и чтобы никто не замерз. Словесное сопровождение в играх можно не применять вовсе, чтобы дети на улице не застудили горло. Свисток тоже нередко используется на улице, ведь на холоде особо не накричишься, только не стоит брать железный свисток, который может примерзнуть к губам. Также не стоит злоупотреблять прыжками со снежных валов или комков, потому что ноги должны быть хорошо размяты и разогреты, иначе ребенок может получить травму. (Каждый, наверное, попадал в такую ситуацию, когда, спрыгивая казалось бы с невысокого препятствия, ощущал сильную боль в ноге или ногах. Зимой такая ситуация может случиться в любое время: чуть-чуть ребенок постоял, и ноги уже не готовы к прыжкам. Так что следует быть очень внимательными.)
Эти игры могут быть использованы не только на уроках физической культуры, но и на прогулках, в походах, зимних развлечениях.
Если чувствуете, что дети относятся к игре прохладно или вообще играть в нее не хотят не думайте, что виноваты дети, вполне возможно, что игра в данной вариации для них не подходит, вот и все. Так что всегда стоит пробовать что-то новое и экспериментировать.
ИГРЫ СО СНЕГОМ И НА СНЕГУ
БАШНИ
Эту игру следует давать очень аккуратно, и если в классе неблагоприятная обстановка, то лучше ее вообще не проводить, потому что тогда она грозит получением травм.
Дети делятся на две равные команды, и обе команды строят башни из снежных комков. Башни желательно строить как можно крепче и выше, используя большое количество комков. Расстояние между башнями следует рассчитывать из возможностей играющих. Затем команды заготавливают снежки и складывает их за своими башнями. По команде, когда все готово, каждая команда стремится разрушить башни противника снежками. Можно прятаться за стенами, можно выходить в открытое поле.
Подходить к неприятельской башне близко опасно, т. к. противники могут ловить вражеских игроков и брать их в плен. Кто, спасаясь от неприятеля в «поле», упадет, считается раненым и выходит из игры. Игра заканчивается, когда все игроки одной команды взяты в плен или ранены или когда одна из башен разрушена до основания.
Второй вариант этой игры (иногда его называют «Защита крепости»).
Две команды по сигналу учителя приступают к сооружению снежных крепостей. Игра проводится, если на дворе оттепель и хорошо скатываются снежные комки. Контрольное время строительства 15-20 минут. По жребию определяется команда защитников и нападающих. Задача нападающих состоит в том, чтобы в максимально короткий срок захватить и полностью разрушить крепостные стены противника. Команде защитников разрешается отражать нападение атакующих снежками, толчками в грудь или плечо. Учителю необходимо внимательно следить за соблюдением правил и, возможно, даже удалять слишком нервных игроков. Он засекает время, за которое нападающие сумеют справиться с крепостью. После захвата крепости командам дается небольшой отдых, проводится обсуждение правил игры и их нарушений, которые были в первой половине игры. После чего команды меняются ролями. В каждой команде может выбираться флажконосец, который в конце игры должен водрузить флажок своей команды на крепость противника. По окончании игры, которая занимает практически все время урока, сравнивается время первых нападающих и вторых. Кто захватил крепость быстрее, тот и выиграл.
Можно сделать и так: если крепости ломать жалко, за каждой крепостью кладется доска на снежный холмик (как подкидная доска), один конец которой лежит на снегу, и на нем лежит снежок. Задача атакующих добраться до палки и ударить ногой по поднятой части доски так, чтобы снежок подлетел вверх. Если это удалось, то крепость считается взятой.
БЕГ ПО СЛЕДАМ
Дети делятся на две команды. Обе команды отправляются в путь. Им необходимо пройти 100 шагов (количество шагов можно менять). Идти всем необходимо след в след. Здесь многое зависит от направляющего, у которого в руках метка, которую он кладет, когда пройдет 100 шагов. Остальные дети проходят за ним (точно след в след). После метки дети уже могут ходить как угодно, но не портя свои 100 шагов и не портя тропинку противника. После того как обе команды пройдут, ведущий проходит (рядом с протоптанными следами) и проверяет, сколько раз оступились и не попали след в след дети. В какой команде было меньше ошибок, та и побеждает.
Другой вариант. Здесь необходимо много меток-следов (можно рисовать стрелки), которыми выкладывается замысловатый путь (своеобразная полоса препятствий), который сначала идет по ровной дорожке, потом по снежному валу, далее змейкой между деревьев и т. п. В конце пути должна быть особая метка, под которой закопана коробочка с призом. Команда, прошедшая дистанцию быстрее, побеждает, а можно сделать два пути, чтобы команды стартовали одновременно, но тогда необходимо рассчитать дистанцию, чтобы оба пути были равны как по сложности, так и по расстоянию.
А можно вообще не делиться на команды. Дети с удовольствием пробегут ради приза, а не только ради соревнования.
БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ
Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на четвереньках, боком, спиной вперед, на прямых ногах и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все подъемы, тот и побеждает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не скатиться и не сбежать, а именно спуститься с горы в нелепых и смешных позах.
БРОСКИ СНЕЖКОВ
Игровая площадка делится на две части. Одна команда распределяется (произвольно) на одной половине, вторая на другой. Если снег хорошо лепится, то играют плотно слепленным снежком, если плохо, то можно использовать мешочки или мягкие мячики. Жребием выбирается команда, которая будет начинать. Подающий игрок с дальней линии своей площадки бросает снежок (бросок совершается навесом, способом снизу) на противоположную площадку. Задача находящихся там игроков его поймать. Тот, кто поймал, так же навесом бросает снежок обратно, и так до тех пор, пока одна из команд снежок не уронит. Уронившая команда проигрывает 1 очко. Подает команда, заработавшая очко. После каждой подачи подающий меняется (даже если он забил гол), чтобы все могли потренироваться делать броски. Играют определенное время или до заранее определенного количества очков.
Игру можно усложнить и разрешать подавать одновременно с двух сторон площадки. Но теперь все броски совершаются по сигналу одновременно. Например, с обеих сторон снежки были пойманы, поймавшие игроки ждут сигнала, после которого сразу же совершают бросок на площадку соперника.
В эту игру можно играть и в любое другое время года, но только зимой детям доставляет огромное удовольствие ловить мяч или снежок в падении.
БРОСЬ ДАЛЬШЕ
Игроки встают перед линией броска. От линии броска отмечаются дорожки шириной по 2 м, количество дорожек определяется возможностями игроков. Игроки совершают броски по очереди. Задача каждого игрока снежком попадать в дорожки. Сначала все бросают в первую дорожку, затем во вторую и т. д. Те, кто промахиваются, следующий бросок повторяют в ту же дорожку. Кто первый попадет в самую дальнюю дорожку, тот и побеждает.
БЫСТРЫЕ И МЕТКИЕ
Эта игра состоит из двух этапов. Сначала играющие, разделившись на группы по 2-5 человек, получают задание скатать снежный ком. Каждая группа катает свой снежный ком в течение определенного времени - 5-8 минут, выигрывает группа, чей ком окажется самым большим.
Затем комья ставят один на другой: внизу самый большой, наверху самый маленький. Каждый играющий заготавливает себе снежки. По очереди с расстояния 6-8 шагов бросают их в голову фигуры, стараясь ее сбить. Побеждает тот, кому удалось это сделать.
Игра может быть и командной. Тогда делают две снежные фигуры. Выигрывает команда, игроки которой быстрее собьют голову фигуры противника.
ВДОГОНКУ ЗА МЯЧОМ
Играют на горке. Ребенок сам или ведущий катит мяч среднего размера с горки, а ребенок пытается его догнать, спускаясь с горки
заранее условленным способом (сидя, лежа). Если догнал, то получает 1 очко, если нет, не беда, можно попробовать снова. В конце всех заездов подводятся итоги, где и выявляется победитель - игрок, набравший больше всех очков.
В эту игру можно играть и на санках и на лыжах (только здесь достаточно будет только коснуться мяча лыжами или санками).
ВЕСЕЛЫЕ ВОРОБЫШКИ
Дети становятся в круг (в полукруг, если их немного), перед каждым у ног по одному снежку. В центре круга водящий - кошка. Дети-воробышки прыгают через снежок в круг и обратно. Кошка старается осалить воробышков, прежде чем те выпрыгнут из круга. Кого поймали (осалили), выбывает, и кто наступит на свой снежок, тоже выбывает. В конце игры подсчитать, какая кошка поймала больше воробьев. Необходимо похвалить тех, кто ни разу не раздавил свой снежок. [20]
ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ
На снеговой площадке очерчивается крепость размером 10 х 10 м с небольшим квадратом (кругом) в центре для пленных из лагеря нападающих. За границами крепости находится лагерь нападающих.
Одна команда идет в крепость защищать ее, а другая - в лагерь. Из лагеря начинается наступление на крепость. Атаку можно проводить по заранее продуманному плану. Задача нападающих - проникнуть в крепость. Соперник стремится захватить в плен всех нападающих.
Заканчивается бой, когда все игроки одной из команд будут взяты в плен или кто-нибудь из непойманных нападающих сумеет проникнуть в центр крепости и крикнуть: «Крепость взята!»
Участники игры могут подталкивать друг друга, перетягивать (за руки, за ноги), даже переносить на руках. Игрок команды защиты считается пленным, когда его перетянут или перенесут через границу крепости. Участник команды нападения, доставленный в центр крепости, взят в плен.
Действовать можно одному и двоим против одного противника. Если вмешается третий в борьбу против одного, он выбывает из борьбы. Пленный не имеет права вмешиваться в борьбу и помогать играющим. Он считается освобожденным, если его осалит свой игрок, не пойманный до момента прикосновения к пленному.
ГОРНЫЙ КОЗЛИК (НАХЧИРБОЗИ)
Эта таджикская игра является одним из вариантов ловишек. Выбирается 2-3 охотника, остальные - горные козлики. Игроки, изображающие горных козликов, ходят или бегают по всей площадке. По сигналу на площадку выбегают охотники со снежками, их задача подстрелить козликов снежками. Выбитые игроки замирают на месте. Охотникам дается определенное время или определенное количество снежков. В конце игры определяются лучшие охотники, сумевшие выбить больше всего игроков.
Рекомендуем посмотреть:
Подвижные игры на свежем воздухе для младших классов
Веселые командные игры для детей на улице
Игры с мячом для начальных классов
Игры эстафеты для младших школьников
Подвижная игра для детей «Перелетные птицы»