Народный календарь на 9 декабря

Приметы и народные праздники на 9 декабря

Прп. Алипия столпника.

Свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Прп. Иоакова отшельника.

Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве.

9 декабря - Юрьев день. Юрий холодный. Егорий зимний. Георгий осенний

Не во всех церковных календарях значится событие, послужившее причиной названия 9 декабря Юрьевым днем. Между тем, для Древней Руси это было событие чрезвычайной важности: 26 ноября 1054 года в Киеве состоялось освящение церкви во имя великомученика Георгия — одного из первых христианских храмов на русской земле. Георгий Победоносец уже в ту пору воспринимался как защитник отечества, а русские князья считали его своим покровителем. На протяжении столетий в честь святого воина-великомученика возводились храмы, основывались города, начиная с XI века его имя давали русским князьям при крещении. Упомянутый киевский храм был построен по указу великого князя Ярослава Владимировича (в крещении Юрия), который ранее, в 1032 году, заложил город Юрьев во Владимирской земле. В 1152 году князь Юрий Долгорукий основал город Юрьев-Польский. Георгиевский собор в нем (1230—1234) принадлежит к сокровищнице русского зодчества. Знаменит и Георгиевский собор в Юрьевом монастыре на левом берегу Волхова близ Новгорода (1119—1130). С течением времени дата освящения киевского храма во имя Георгия Победоносца стала забываться, но имя святого Георгия — Юрия навсегда закрепилось за данным осенним днем.

День Георгия Победоносца — важная дата осенне-зимнего периода народного календаря. Особое почитание святого, восприятие его как защитника русской земли и христианской веры, покровителя земледельцев, домашнего скота и диких животных определило содержание дней его памяти — весной и осенью.

Егорьев день, Юрий холодный осмыслялся значимой вехой, которая подводила итог многим делам, завершала определенный отрезок в круговороте природных явлений и открывала новый период в жизни природы и в хозяйственно-трудо- вой деятельности человека.

Большинство приуроченных к этой дате поговорок и примет построено на сравнении, сопоставлении Юрьева дня с другими важными моментами календарного цикла.

На Руси два Егоръя: холодный да голодный.

Юрий работы начинает, Юрий и кончает.

Егорей с гвоздем, да Никола с мостом.

Егорей с мостом, Никола с гвоздем.

Так говорят, имея в виду ледяной покров на реках, озерах, прудах, который устанавливается где-то между Юрьевым днем и Николой зимним (6 декабря). В Тамбовской же губернии было и свое объяснение поговорки Егорий с гвоздем: «К Юрьеву дню начинают обивать двери войлоком или рогожами, конопатить окна и погреба».

В Юрьев день ходили слушать воду в колодцах: коли тиха, не волнуется — зима предстоит теплая; послышатся звуки — надо ожидать сильных вьюг и морозов.

Если до Егорьева дня бывает иней, то сев овсов в будущем году окончится до Егорьева дня, то есть до 6 мая.

С Юрьевым днем в России связано печальной памяти историческое событие, надолго закрепившее безземельных крестьян за боярами, вотчинниками. Как известно, до XVI века крестьяне могли свободно переходить от одного помещика к другому за неделю до Юрьева дня и спустя неделю после него. Надо было только рассчитаться с прежним владельцем за «пожитье». Эти две недели установлены были Судебником 1497 года. Спустя столетие (в 1580—1590 гг.) указ о заповедных неделях и днях отменил Борис Годунов. Так был окончательно оформлен институт крепостного права, продержавшийся почти 300 лет, до знаменитой реформы 1861 года.

Отмена права «Юрьева» перехода отразилась во множестве поговорок и присловий, которые с течением времени приобрели обобщающее значение, став образным выражением несбывшихся надежд, обманутых ожиданий. Самая известная из таких поговорок — Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Собирателями народного творчества зафиксированы и другие пословицы и поговорки, бывшие в ходу в XIX — начале XX века:

Юрий холодный оброк собирает.

Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора.

Позвал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.

Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.

Зарекался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре.

Память о прежних обычаях Юрьева дня (право перехода от одного помещика к другому, заключение сделок и производство расчетов) сохранялась долго, закрепившись в пословицах и поговорках:

Мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день.

На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.

Крепки ряды Юрьевым днем (срок наймам и сделкам).

Мужик болит и сохнет по Юрьев день.

Издавна за Егорием закрепилась слава Победоносца — борца со всяким злом, но эта слава имела и более конкретные очертания: Егорий в легендах, сказаниях, духовных стихах представлен воином-всадником, поражающим копьем змея (см. подробнее: 6 мая).

Змееборчество христианского святого — мотив, заимствованный из дохристианских верований и представлений, потому в образе Егория Храброго соединились черты мифологических культурных героев, одаряющих людей первознаниями (обучающих их земледелию, обращению с огнем, гончарству, охотничеству и пр.), эпических героев-змееборцев, хорошо известных по популярным сказкам, былинам, легендам, и черты святого — небесного воина.

Это объясняет, почему Егорию, даже в рамках календарного осмысления, приписываются качества, на первый взгляд противоположные друг другу.

Если Юрий весенний — покровитель домашнего скота (вспомним, что 6 мая совершается обряд первого выгона скота и к Егорию обращаются как к защитнику скота от хищных животных), то Егорий зимний — покровитель и защитник диких животных.

На Юрия медведь засыпает.

«Зверовщики сказывали, будто с этого дня медведь в берлоге накрепко засыпает, а волки поближе к деревенским задворкам жмутся» [Стрижев, 236]. Считается, что с этого времени волки начинают ходить за добычей.

В Егорьев день волки в стаи сходятся.

Егорий — хозяин над волками. Что у волка в зубах, то Егорий дал, то есть спасать обреченное на съедение волку животное не стоит и нельзя — это может повлечь за собой гнев святого.

В Самарской губернии бытовал рассказ о том, как один крестьянин пошел в Юрьев день в лес, заблудился и вдруг увидел: «Костер разложен, а кругом волки сидят и с ними сам Егорий Храбрый», который распределяет между волками коров и овец. Причем в подобных текстах Егорий предстает не молодым красивым воином, а седым стариком. По поверьям, бытующим на Смоленщине, волки находятся под властью честного леса или лесного царя (иногда в облике белого волка) и святого Егория.

Если в житийной литературе, в иконописи, в духовных стихах святой Георгий выступает как победитель (укротитель) змея, то на Егория осеннего — змеи именинницы (это представление характерно для южных россиян). «Змеи в Егорьев день ни грешных, ни святых не оставляют. Параскева Пятница раз в Егорьев день лесом шла, очень торопилась по нужному делу, а змеи ее увидали, так стаей за ней. Еле ушла от них, а то хотели ее зажалить. В Егорьев день в лес никак нельзя ходить!». По другим представлениям, Егорий наделен способностью отвращать змей от человека и домашних животных.

В одном из стихов поется:

Въехал Егорий в леса дремучи,

Встретились Егорью волки прискучи,

Где волк, где два: «Собирайтесь вы, волки!

Будьте вы мои собаки,

Готовьтесь для страшной драки».

Наехал Егорий на стадо птиц:

«Птицы-синицы! Летите вы на море,

На пир кровавой».

Наехал Егорий на змия-горюна,

Но Егорий не ужахался,

Егорий не страхался,

Острым копьем змия заколол.

Стаи птиц прилетали,

Змия-горюна клевали;

Синё море волной натекло,

Змия-горюна с собой унесло.

В Нижегородском крае в конце 1990 годов были записаны рассказы от местных жителей о том, как Егорий наказывает за непочтение к его празднику. В этот день нельзя работать, иначе Егорий Победоносец превратится в Бедоносца: «Всем, кто Егория не празднует, он беду наносит. Был Валенцев у нас, у него много кладей (снопов. — А. Н.) на току было. В Егорьев день он собрал помочь, хотел клади обмолочь. Покамест обедали, гумно зажгло молнией, а ведь было тихо и ясно. Вот так Егорий Бедоносец беды наносит».

Знаменательно, что в роли исполнителей наказания часто оказываются волки.

«А Ёгорий — праздник. Один у нас, значит, мазанку мазал, в Ёгорий-то. И у него в ночь ту, такой был сарай хорошай, и всех овец съели волки. Потом дядя Родя, я забыла, чёво делал... Его предупредили еще. А он был сторожем на конном дворе. Ну, у него полтабуна волки-то и уложили. <...> На Ёгория мужик пошел топить баню, вымылся. На следующее утро волк загрыз у него всех овец, которыми он очень гордился».

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 4 декабря

Народный календарь на 3 декабря

Народный календарь на 5 декабря

Народный календарь на 2 декабря

Народный календарь на 1 декабря

Нет комментариев. Ваш будет первым!