Ап. Иуды, брата Господня. Свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Прп. Варлаама Важского (Шенкурского). Мч. Зосимы. Прп. Паисия Великого.
Прп. Иоанна отшельника. Прп. Паисия Хилендарского (Болг.).
Святой Зосима жил во II веке во Фракии. Узнав о начавшемся преследовании христиан (это было время правления императора Траяна), Зосима оставил военную службу и принял крещение. Правитель Антиохии Домициан, прослышав о том, что воин Зосима стал христианином, предал его жестоким мучениям, но благодать Божия сохраняла мученика, и он легко переносил тяжелейшие испытания. Тогда святой Зосима был обезглавлен.
Хотя в этот день Церковь отмечает память фракийского мученика Зосимы, в сознании русского народа он не отделим от Зосимы — соловецкого чудотворца, который вместе с другим, соловецким же, чудотворцем Савватием почитался как покровитель пчеловодства. Пчеловоды утверждали, что со дня Зосимы пчелы особенно интенсивно начинают собирать дань с цветущих растений.
Зосима — пчёлы мёда запасают.
Пчела знает, где мёд брать.
По поведению пчел судили об урожае и грядущей погоде.
На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.
Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если — нет, вишен не будет.
Когда пчелы сильно летят (быстро возвращаются) к своим ульям, то скоро дождь.
Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
Пчелы сидят на стенках улья — к сильной жаре.
Проходя мимо ульев в ту пору, дети припевали, приговаривали:
Рой, гуди, Яры пчёлки гудут,
В поля иди! В поле идут,
С полей иди С поля идут —
Медок неси! Медок домой несут.
От детей Калужской губернии была записана такая приговорка:
Пчёлушки В поле идут —
Серые, малые, Гудут, гудут.
Крылышки алые, С поля идут —
Носики вострые, Медок несут! Сами пестрые.
От приговорок, песенок дети переходили к играм.
Двое ребят стоят неподвижно — они «ульи». Все другие участники игры ходят вокруг них и поют:
Пчёлки яровые, крылья золотые,
Что вы сидите, на полет не летите?
Аль вас солнышком печет?
Аль вас дождичком сечет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые.
Пропев песню, ребята разбегаются, а «ульи» изображают «пчёл» и бегут за ними. Кого поймают и пожужжат ему в уши, тот считается «ужаленным» и выбывает из игры. «Пчёлы» ловят оставшихся детей. За этой игрой следуют другие.
Взрослым было не до игр, но на день Зосимы поневоле вспоминались песни — грустные или веселые — с зачином о пчеле.
Ты пчела ли моя, пчёлонька, Ты пчела ли моя, пчёлонька,
Пчела сера, синекрыленькая. Пчела сера, синекрыленькая!
Пчела по полю полетывала, Пчела по полю полетывала,
Ко сырой земле припадывала. Ко сырой земле припадывала.
Ах, вы нянюшки, вы мамушки мои, Ах, вы нянюшки, вы мамушки,
Вы подите в чисто поле гулять, Вы подите во зеленый сад гулять!
Ко крестьянину на пашенку! Вы возьмите частый рыбий гребешок
Вы возьмите часту борону.
Расчешите седу бороду, Расчешите младу голову,
Что его-то стару голову, Что его-то кудри черные,
У моего у стара мужа Моего ли друга милого!
У моего у постылого! Он посадит на коленочки меня,
Он не садит на коленочки меня, Он обоймет своей правою рукой,
Не обнимает своей правою рукой, Поцелует во сахарные уста!
Не целует во сахарные уста! (Алтай)
Повсюду в России, особенно у казаков, пользовалась большой популярностью знаменитая «Пчёлочка» Гаврилы Романовича Державина, ставшая народной песней, подвергнувшаяся значительным переделкам и потому воспринимавшаяся в каждом районе как собственная, своя песня. Вот один из донских вариантов «Пчёлочки»:
Пчёлочка златая,
Что же ты журжишь?
Жаль-жаль, жаль же мне,
Что же ты журжишь?
Около летаешь —
Прочь не летишь.
Али ты не любишь
Лизочку мою?
У моей у Лизочки
Русая коса,
Голубая лента
Ниже пояса.
Черные брови,
Серые глаза;
Розовые, полные
Щечечки ее,
Мягкие, пуховые
Грудочки ее,
Сладкие, медовые
Губочки ее!
Я к губам прилипну —
С ними и помру!
Врешь — не прилипнешь!
Врешь — не помрешь!
Жаль-жаль, жаль же мне,
Врешь — не помрешь!
Нет комментариев. Ваш будет первым!